Совсем недавно, 7 декабря по новому стилю, мы праздновали память великомученицы Екатерины. В этот день чествуется ещё один великий святой, окруженный особым почитанием на христианском Востоке – великомученик Меркурий Кесарийский. Мы публикуем рассказ протоиерея Павла Недосекина о недавнем чуде этого святого, произошедшем в Египте.
Меня поразила вера коптов: это очень живое религиозное чувство. Уже несколько столетий они находятся во враждебном окружении. Были даже эпохи, когда их убивали только за знание коптского языка. В результате сейчас на нём уже фактически никто не говорит, а вера продолжает сохраняться. Они говорят по-арабски, их меньшинство во враждебно настроенной стране, но они исповеднически несут подвиг своей веры.
Монастыри наполняются. Уставы достаточно строгие. И, самое главное, постоянная напряжённая вера в чудо. В Каире в монастыре святого великомученика Меркурия нам поведали историю, которая, по словам рассказчиков, произошла совсем недавно перед нашим приездом, но остротой и реальностью сюжета напоминает рассказы древних патериков.
Монастырь имеет участок земли на берегу Средиземного моря в районе Александрии. Там жило несколько монахинь, охраняя эту землю как монастырское подворье. Случилось так, что этот участок облюбовал министр обороны Египта. Земли военного ведомства как раз находились по соседству с монастырскими. Желая построить большой дом отдыха для офицеров, он через министерство землеуправления конфисковал землю монастыря. Эти документы лично подписывал президент Мубарак.
Когда игуменья Ирина (Тамав Эрини, т.е. мать Ирина по-коптски) получила об этом извещение, было уже поздно: земля считалась переданной в ведение Министерства обороны.
В самом монастыре святого Меркурия в Каире проживает более сотни монахинь. Монастырь занимает целый квартал, закрытый со всех сторон глухими стенами, имеющими только один подъезд через высокие ворота. Это явление довольно типично для стран Востока, где большинство населения не христиане. Игуменья созвала всех сестёр и объяснила им ситуацию, сказав: «На нашей стороне никого нет. Все сильные мира сего против нас. За нас только Бог и Его верный служитель, наш небесный покровитель святой Меркурий. Будем молиться Богу и святому Меркурию, чтобы нам добиться правды и не упустить монастырскую землю».
В монастыре был объявлен пост. Всем монахиням рекомендовалось воздерживаться он многословия и творить Иисусову молитву. Так прошло несколько месяцев. Из Александрии доходили слухи, что на участок уже завезена строительная техника и весь периметр огорожен новым забором.
В центре этого каирского женского монастыря стоит большая статуя святого мученика Меркурия. Она сделана весьма необычно: святой сидит на коне во всех воинских доспехах, а в руках у него две сабли, высоко поднятые над головой. Эта скульптура выполнена в непривычном реалистическом стиле и расписана под натуральное изображение. Когда впервые видишь скульптуру, понимаешь, что святой, выполненный вместе с конём в натуральную величину, стоит «как живой» — ему только движения и не хватает.
Далее идёт повествование в том виде, в каком я слышал его от разных людей в Каире около десяти лет назад.
Однажды ночью в келью к молящейся игуменье Тамав Эрини въехал всадник, имевший вид древнего воина, и сказал ей: «Спешно бери документы на землю и садись сзади меня на коня, надо ехать».
Через некоторое время игуменья оказалась в большом дворце. Везде стояла полная тишина, только гулко отражался от стен звук металлических подков, бьющих о мрамор. Всадник знал дорогу. Проскакав несколько коридоров, наездник со спутницей оказался в просторной, тихой и малоосвещённой комнате. Это была чья-то спальня. Спутники спешились. Всё это происходило довольно шумно.
— Кто здесь? — раздался голос со стороны обширной кровати. Воин подошёл к лежащему и сказал:
— Я привёз к тебе эту монахиню. Вы несправедливо захватили их монастырскую землю. Ты должен это исправить.
— Какую монахиню, какую землю? — быстро заговорил суетливо встающий с постели человек. — Я ничего не вижу, надо включить свет.
Таинственный гость повернулся к игуменье, которая стояла у стены. Та протянула руку к выключателю, и комната озарилась яркими огнями.
Опасливо озираясь на коня, разбуженный человек всё же совладал с собой и довольно спокойно спросил:
— Кто вы и как сюда попали?
— Я Маркорис Абу Сеифэн (Меркурий Двухсабельник — арабск.), — ответил мученик, — и ты знаешь кто это. Эти люди живут под моей защитой. Вот уже несколько месяцев они просят меня помочь им. Ты должен исправить эту ошибку и тогда останешься невредим. Вот все документы, беззаконно отнявшие у этих людей мою землю.
Игуменья думала, что она спит. Всё было так реалистично, что она начала бояться и желала как можно быстрей проснуться от этого странного сна в своей келье.
Черты человека, вставшего с кровати, показались ей знакомыми. Она находилась в волнении между раздумьем «кто это» и «как бы побыстрей проснуться». Но, совладав с собой, она положила на стол все документы перед проснувшимся человеком. Тот несколько минут вникал в суть дела, затем сказал:
— Да, здесь моя подпись. Я позволил прирезать этот пустырь в ведение земель Министерства обороны. Но что я могу сделать в этот ночной час?
— Пиши указ, — сказал мученик, — пиши, что ты отменяешь бывшее распоряжение! Вот, посмотри, здесь есть все необходимые номера документов. Пиши этот указ в двух экземплярах. Утром дашь распоряжение, чтобы все работы отменили и вернули мне мою землю. А этой женщине дай вторую бумагу с указанием, что данный участок есть собственность монастыря.
Проснувшийся повиновался. Он взял из стола чистый лист, взволнованно стал перелистывать поданные ему документы и что-то сосредоточенно писать.
Когда он окончил, то был весьма взволнован. Опасаясь воина в средневековых латах, он сказал игуменье:
— Подойдите, пожалуйста, сюда. Вот ваши бумаги. У вас все будет в порядке. Больше по этому вопросу не беспокойтесь. Всего вам доброго.
Говоря это, он, по-видимому, хотел быстрее сократить время этого странного визита.
Мощной рукой воина игуменья оказалась сидящей на коне позади него. Всадники направились к двери. Наступила пауза. В это время стоявший у стола человек, как бы желая культурно попрощаться, обратился к воину со странной фразой:
— Я знаю тебя, ты Абу Сеифéн, завтра я приеду и поблагодарю тебя.
Уже в дверях, вполоборота к хозяину спальни, мученик произнёс:
— Никому не мсти!
Потом были улицы Каира, коридоры монастыря, тишина ночи. Игуменья пришла в себя стоящей посредине своей кельи. В руках у неё были бумаги. Промелькнула мысль, не заболела ли она лунатизмом. Но её душа ликовала, а сознание говорило, что случилось что-то невероятное, что-то весьма важное.
Она позвала келейницу. Та спала как раз около прохода в её покои. По заспанному виду вошедшей она поняла, что сон её никто не нарушал, хотя этот приезд, как ей казалось, был весьма шумным. Попросила зажечь свет. Стала рассматривать бумаги. Всё было по-прежнему. Она их прекрасно знала, так как смотрела до этого много раз. Но вот в конце ей попался незнакомый лист. Она увидела, что это распоряжение об отмене захвата их земли. На бумаге были соблюдены номера всех приказов. В конце текста стояла подпись: «Президент Мубарак».
Игуменья спешно позвала благочинную, подняла всех сестёр на благодарственную молитву и дала распоряжение срочно навести в монастыре порядок, так как утром ожидается приезд правительственной делегации. Всю ночь монахини готовили монастырь к приезду гостей. Утром сообщили, что его хочет посетить Президент Арабской республики Египет.
Игуменья сама водила гостя. Показывала ему храмы, сад, подвела и к статуе Великомученика, стоявшей посреди деревьев. Члены правительства стояли поодаль и не могли расслышать, о чём так долго говорили игуменья и Президент, глядя на фигуру Двухсабельника.
Через некоторое время игуменья заболела и попала в больницу. Её очень почитали за высоту жизни. Многие приходили проведать ее. После смерти её стали почитать ещё больше. В монастыре на месте её погребения построили большую часовню, а над могилой воздвигли мраморное надгробье. По-видимому, эту игуменью в будущем копты канонизируют. Почитателей у неё очень много.
Ещё будучи в больнице, она принимала каждый день большое количество посетителей, очень утомлялась. Однажды сказали, что её пришёл навестить министр обороны. Она была удивлена и даже взволнована. Пришедший генерал с порога начал говорить: «Мать, мы с вами никогда не встречались. Но я пришёл вас поблагодарить, так как благодаря вам я сохранил свой пост несколько лет назад. Вы, наверное, помните то дело насчёт вашего участка в Александрии. Извините меня: это я хотел забрать его у вас под дом отдыха офицеров. Президент мне всё высказал, но оговорился, что наказывать меня на этот раз не будет, так как вы его об этом очень просили…».
7 декабря 2015г.01:30. Ольга Смирнова - Святки
матушка Ирина поминаю тебя
подай Господи царствия небесного
Великомученик Меркурий Кесарийский, моли Бога о нас, грешных!