Пожалуй, одним из самых неприятных впечатлений за всю мою журналистскую практику была очень краткая беседа с одним «благотворителем», давшим деньги на строительство церкви, – не скажу где. Подбоченившись и цедя слова сквозь зубы, этот милый человек выдал: «Ну, я этим тут церковь построил, денег отвалил – пусть себе молятся». Потом он заторопился – вручали как раз какие-то церковные награды. Ушел вразвалочку быстро. К тому же наврал: не он один деньги собирал – сотни жителей села старались в меру своих сил и возможностей. То, что денег у него много, – ну, его проблемы, честное слово. Обидно только, что он себя в этой церкви чуть ли не хозяином чувствовал, имеющим какие-то спецправа на общение то ли с Богом, то ли с сильными мира сего. Ладно, его дело – может, одумался со временем. Богу виднее.
Но согласитесь, если ты человек верующий, мечтаешь о создании или возрождении храма в родном селе, то неизмеримо больше пользы будет, если ты сам потрудишься для его возрождения, а не получишь его вот так – с бухты-барахты, «в подарок», да еще и с унизительной обязанностью кланяться такому «благотворителю» до земли. И время тут большого значения не играет: важен собственный труд, общие усилия христиан. Пусть церковь строится несколько лет, пусть будут какие-то материальные трудности (наше время этому способствует – нет худа без добра), – трудясь, совместно преодолевая всевозможные искушения, такая «инициативная группа прихожан» становится постепенно самой настоящей православной общиной. Уже понимают люди: то, что они вместе делают, называется общим делом – «литургией» по-гречески. Поэтому и на богослужении будут вести себя трепетно, внимательно, а в мир будут стараться нести тот огонек, который начал зажигаться в их душах задолго до первой большой и торжественной службы.
Похоже, христиане из села Новленского Вологодской области предпочитают именно второй вариант. Это не значит, конечно, что они не мечтают о скорейшем появлении в их селе большого и крепкого храма – мечты, а, точнее, молитвы, есть, и горячие. Но лучше, считают они, создать сначала крепкую общину, которая обеспечит и крепость церковных материальных, так сказать, стен. Вот и трудятся: с начала 2000-х годов в Новленском, спустя 80 лет, вновь появился православный приход, в который объединились около 100 человек. По просьбе прихожан, общине было передано старое здание школы с котельной, выделена земля. Через два года в здании старой котельной появилась часовня в честь иконы Богородицы «Избавительница» – ежедневно (!), кстати, перед этой иконой читается акафист, собирающий, в зависимости от дня недели, большее или меньшее количество молящихся.
Раз в месяц сюда приезжает священник, здесь служатся молебны, панихиды, проходят пастырские беседы. Таким образом, маленькая часовня стала большим духовным центром села. Как иначе объяснить, например, то, что здесь, при приходе, появилась воскресная школа, где ребятам преподают закон Божий, Ветхий и Новый Завет, церковнославянский язык? А еще приход проводит постоянные паломнические поездки по святыням Вологодского края, знакомящие сельскую молодежь не только с родной землей, но и с теми людьми, благодаря трудам и молитвам которых этот край и называется Северной Фиваидой – краем преподобных и мучеников. А еще прихожане ухаживают за стариками и инвалидами своего села. И так далее – поводов для общих благих дел, для таких вот «литургий вне стен храма» много.
Есть уже первый этаж храма – и нельзя, чтобы строительство превратилось в долгострой
Недавно в селе прошел благотворительный концерт для всех жителей, кто хотел бы помочь строительству церкви. Есть уже первый этаж храма – нельзя, чтобы строительство превратилось в долгострой. А для продолжения строительства требуются деньги, и немалые.
Вот тут можно поговорить о кризисе, о подлинном кризисе, который в душах. Через дорогу от дома культуры, где проходил благотворительный концерт, рядком магазинчики. В одном из них стоял на коленях человек с мутным взглядом, богато одетый: мычание, переходящее в мат, попытки собрать в кошелек рассыпанные пятитысячные купюры, снова мычание, белая продавщица. Смотрите: с одной стороны дороги – попытки собрать деньги на строительство храма, который поможет вернуть человеку человеческий облик, загляни он туда; с другой – то, что осталось от человека, этот облик потерявшего, хоть и с пятитысячными купюрами. Вот тут кризис, и посерьезнее, чем курсы валют.
В сердце человека и есть самый страшный кризис. Чтобы эту напасть победить, мы и стремимся построить церковь побыстрее
– Для того, чтобы эту беду, эту напасть победить, мы и стремимся построить церковь побыстрее, – говорит Марина Юрьевна Дудкина, староста прихода в Новленском. – В сердце, в голове человека и есть самый страшный кризис. Слава Богу, вокруг нас есть много людей, которые разделяют наши опасения, считают, что село без церкви – недоразумение, а не село, и всеми силами помогают своему приходу. Сегодня выступает на концерте много народу – и дети, и взрослые, местные жители и гости. Сами видите – зал полный. Значит, большинству людей небезразлична судьба своего села, своего мира. Мы все понимаем: наш мир должен быть чистым, прежде всего, от зла, от греха. И мы уверены, что, трудясь над строительством церкви, мы и делаем его чище в меру своих скромных сил. Сколько времени пройдет до того дня, когда здесь, в новом храме, будет служиться Литургия, мы не знаем. И это, наверное, даже хорошо: будем стараться ежедневно, постоянно. Но каждый день, который готовит душу человека к искреннему участию в таком богослужении, очень ценен. Так что мы не расстраиваемся – свои две лепты тоже надо уметь заработать! И эти лепты не обесценятся – Христос же Сам говорит. Чего тогда и бояться-то?