Понятия «много» и «мало» – это величины относительные. Иван Андреевич Крылов в Английском клубе, как утверждают современники, съедал бараний бок с кашей, галстука не развязав. Потом крестился на иконы и говорил: «Много ли человеку надо?» А ведь этой порции трем взрослым мужчинам с избытком. Много ли у меня здоровья, сил, денег? Это смотря на каком фоне. На ином фоне я – полный здоровья и сил богач, на ином – нищий доходяга. «Много и мало», повторяю, величины относительные. Куда точнее понятия «достаточно»–«недостаточно», «хватает»–«не хватает». Но мы вернемся к относительному. Вот много ли нужно (и чего?), чтобы быть несчастным?
Думаю, что нужно много мечтать и не замечать совпадения мечты с реальностью. Тогда несчастье заходит в душу, как «воздух в комнату квадратом». Еще, чтобы быть несчастным, нужно со скорбью смотреть на чужой успех: чужой команды, чужой страны, чужого мужа… Так мало нужно, чтобы быть несчастным, и так легко им быть.
Интересно, что для того, чтобы быть счастливым, мало просто «не быть несчастным». Отсутствие болезни, уголовного преследования, наличие жилья, семьи, здоровья еще не делают счастливыми множество людей. Те просто невнимательны и неблагодарны и не оценивают должно то, что имеют. Чтобы быть счастливым, нужно иметь в достаточном количестве всего, чего угодно душе, плюс – благодать. Благодать Божия делает сердце благодарным, а глаз внимательным. Зачем об этом говорить? Затем, что всем желательно быть счастливыми, все счастья ищут, но мало кто находит его и крепко берет в руки.
Великое счастье – видеть вокруг себя многих людей, которые лучше тебя самого. Ты смотришь на них, видишь их лучшими, но не завидуешь, а радуешься. Тот смелее, тот трудолюбивее, тот терпеливее, этот образованнее. Это тихая красота – созерцание чужих превосходств без зависти! И еще для счастья необходимо, чтобы правильная мысль вошла в сердце глубоко, словно якорь в глубину морскую. Вошла и там осталась. Все, кто шел по жизни прямо и честно, имели такую мысль в сердце. Да и не одну.
Мне, например, сейчас совсем не весело. Но ко мне приходит мысль, маленькая, как капсула с шифровкой. Я пинцетом аккуратно разворачиваю тонкую папиросную бумагу и расшифровываю мысленное послание:
«Ты сотворил меня, Господи, и в каждой капли крови моей, со всеми эритроцитами, гемоглобином, лейкоцитами, премудрости и информации больше, чем в библиотеке Ватикана. Волосы мои тобою посчитаны, а капилляры и вены, если бы сложить их в нить, вытянулись бы на 100 тыс. (!) километров. Я уже молчу про ухо и глаз, про мозг и сердце. Это всё – живое чудо высшей степени сложности. Вот такой я сложный и есть, и это – Твоих рук дело. Когда Ты меня (равно как и всякого другого) сотворил, Ты сделал дело невероятной премудрости. Сжалься теперь, Отец. Ведь Ты уже сделал большое, сделай же теперь нечто маленькое. Большое – это то, что я был зачат, выношен, рожден. То, что я умею читать и способен молиться; то, что я жив до их пор и вот пишу эти строки. Всё это – большое чудо. А маленькое – это все нужды мои в земле изгнания, которые Ты утоляешь. Это все боли мои и печали внутренние и теснота внешняя, от которых без Тебя мне не избавиться. Неужели Ты не поможешь в этом малом? Создатель зрачка моего, неужели Ты не сведешь меня в нужное время с нужным человеком? Создатель звезд и морей, неужели Ты откажешь мне в стакане молока или в нужной сумме денег? Я не верю в Твой отказ, но верю в Твою помощь. Огромное и ничтожное, малое и великое в руках Единого». Так заканчивается шифровка, и, пробежав по ней благодарным взглядом, я утешаюсь.
Теперь несколько времени я буду счастлив, потому что правильная мысль пошла в глубину и, как песок в якорь, зарылась на дне сердца. Теперь еще я думаю, что для того, чтобы быть несчастным, нужно помнить о смерти, но не иметь веры в ее победителя по имени Иисус. Для счастья же, напротив, не стоит бояться мыслей о смерти и о том, что всё кажущееся незыблемым улетит пылью по ветру. Стоит только надеяться на милость Христа, помнить Его крестную муку и Его Престол славы за гробом.
«Христос столько доброго сделал мне в этой сумрачной жизни. Чего ради, если я не откажусь от Него, Он откажет мне в милости в ином и лучшем мире? Творящий малое почему и здесь не сотворит великое, если Он уже дал мне веру? А что есть вера, как не ключ от дверей, за которыми милость?» Это текст предыдущей шифровки, которой я утешался не так давно и теперь привел ее на память. Спаситель мой чужд зависти и жадности. Залог Его щедрости – все дары, которые были до сих пор.
Но если я заговорю об этом с кем-то, а собеседник спросит в ответ: «А что такого сделал мне Христос?», – то нужно будет прекратить разговор. Всякий человек, с уст которого слетает или в сердце которого шевелится вопрос: «Что сделал мне Христос?», идет в сторону, противоположную счастью. В эту сторону не надо ходить. Там будет плач и скрежет зубов.
Счастье может стоять перед человеком на расстоянии вытянутой руки или брошенного тяжелого камня. То есть очень близко. А рядом на том же расстоянии, скорее всего, стоит человек, нуждающийся в нашей помощи.
Счастье может стоять перед человеком на расстоянии вытянутой руки или брошенного тяжелого камня. То есть очень близко. А рядом на том же расстоянии, скорее всего, стоит человек, нуждающийся в нашей помощи. Если мы рванемся с ускорением в сторону счастья, оно отойдет от нас с нашей же скоростью на прежнее расстояние. Но если обратимся к ближнему с радушием, оно само приблизится и окутает нас. «Забывай себя и найдешь покой», – говорит мне сердце. Я согласно киваю сердцу, но хмурюсь, потому что знаю, как плохо у меня это получается.
Посреди земли сухой под стоящим в зените солнцем, пекущим затылок, я – беглец из Египта и странник в землю, текущую молоком и медом, сижу и в который раз думаю о счастье. И о чем еще думать человеку? Одна мысль сегодня пришла ко мне, другая из прежних вспомнилась. Это всё на сегодня. У грешника не бывает много хороших мыслей. Их мало, и сами они малы, словно капля в том самом море, в глубину которого якорем вошла и опустилась память о Сотворившем большое и малое.
Ещё говорят, что счастье - это отсутствие несчастья. Когда нет особых проблем, у человека возникает масса недовольств жизнью. Но стоит случиться чему-то недоброму - и сердце сожалеет о прежних временах, забывая о недовольствах и думая... "вот если бы было так как было".
Вспоминается притча про совет мудреца "купи козу".
Не разумнее ли благодарить Бога за каждый день... "без козы")))
Господи, сделай так, чтобы не меня любили, а чтобы я других любила. Чтобы не меня утешали, а чтобы я других утешала. Чтобы не меня понимали, но чтобы я других понимала. Ибо кто даёт, тот получает, кто забывает себя, тот обретает, кто прощает, тот простится, кто умирает, тот просыпается в Вечной Жизни. Аминь.
Вот когда я этого достигну - буду счастлива.
Спаси Господи!
Про якорь - близко сердцу. Про нужного человека в нужном месте - ОЧЕНЬ актуально! Помолитесь о нас, изгнанниках. Молимся о Вас! Капитан (Киев/Кронштадт).
оАндрей служит каждую пятницу и субботу в храме Воскресения Словущего по адресу Брюсов пер., 15/2.
А вот состояние несчастья наверное ощущал каждый верующий - это окаменелость, малодушие, страх, нечувственность сердца, когда мозг еще понимает, что катишься вниз, а сердце не отвечает, молитва не идет, а внутри восстание, сомнение, ропот - и нескончаемая вереница падений (вольных и невольных), как-будто кто-то прервал эту связь с Небом и Господь оставил тебя. Как-будто ты разваливаешься, а своих сил собрать себя не хватает. Эти периоды "умирания" и есть настоящее несчастье. Спасает только молитва ко Господу "не оставить вконец" и прийти на помощь.
Избави, Господи.
Отлично!
Не стремитесь к счастью – это вредно,
Мимолетно, призрачно оно.
Будьте к тем, кто рядом, милосердны -
И сторицей будет вам дано.
Про земное счастье позабудьте:
В вечность путь – чрез скорби и печаль.
В радости о Господе пребудьте –
И унынье устремится вдаль.
Не введи в искушение и избавь от лукавого. Спаси, Господи.
Спаси Господь о. Андрея!
Милости Божией Вашей семье!
Пока читала и всплакнула,и улыбнулась,и взгрустнула.Метко,ярко,образно!Пишите чаще,мы ждём и радуемся каждой Вашей новой статье или книге.
Удачи Вам,сил и терпения!Всё обязательно образуется,просто,по-определению,по-другому быть не может.Жизнь всё расставит на свои места.Храни Вас Бог!
Спаси, Господи.
В романе " Война и мир" при первой встрече с Пьером Каратаев утешает его: “не тужи, дружок: час терпеть, а век жить”,
"счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь - надулось, а вытащишь - ничего нету".Он убеждает его, что будущее не дано знать никому и свято верит в торжество добра и справедливости.
Христос, который уже дал нам веру, а значит дал СЧАСТЬЕ. Только вера наша бывает очень хрупкой, а закалить и укрепить ее помогают Ваши статьи, отец Андрей.
Спаси, Господи, отец Андрей!
Спаси, Господи, отец Андрей!
Ваши статьи - разговор с душой
не успела сформулировать вопрос - ворочаются мысли, входят - как как «воздух в комнату квадратом»...
и - Ваша статья в ответ: через Вас - получила послание на тонкой папиросной бумаге - от Бога, Создателя Спасителя моего... Нашего!
И радость заполнила сердце
я не одна!
Никогда, как выяснилось я не одна!
Всегда - с Богом
только не всегда слышала - читала это послание!
Слава Богу за все!
Это, наверное, слова Ангела-хранителя, который должен прошептать их в нужный момент.
Иной раз очень жалко, что читают Ваши статьи наверное, в основном, люди, близкие к вере.
Может быть некоторые атеисты, прочитав,задумались бы и стали бы верующими...
Батюшка не грустите за вас вся Россия молится , мы вас очень любим вы не изгнанник, Вы у себя дома , здесь в России, вы - русский священник и русский писатель , а остальное детали .