29 июня, в день памяти святителя Феофана, в Успенский Вышенский монастырь почтить память вышенского подвижника собирается много паломников. Справедливо говорят, что те, кто хотя бы однажды побывал на Выше, возвращаются сюда еще раз. Недаром святитель Феофан, когда впервые посетил Вышу, почувствовал здесь такую благодать, что через несколько лет вернулся сюда, чтобы стать молитвенником за весь православный мир, восприяв на себя великий подвиг затвора.
Святитель Феофан принадлежит к святым, которые по-настоящему открываются только в наше время. В советские годы его творения не издавались, поэтому круг людей, знающих и почитающих святителя, не был широким. Благодаря трудам архимандрита Георгия (Тертышникова), который начал собирать и изучать духовное наследие Феофана Затворника, удалось подготовить материалы для его канонизации. И в 1988 году на Поместном соборе Русской Православной Церкви состоялось прославление святого.
Святитель Феофан, находясь в затворе, с глубоким вниманием следил за всеми событиями, которые происходили в России и в мире. Основой сохранения государственности он считал православную веру и неленостную службу своему Отечеству.
Либералы, как и сегодня, провозглашали «веру в человека», «свободу», требовали «равенства и братства», устраивали митинги и шествия, всячески расшатывая государство
Читая высказывания святителя Феофана о современном ему обществе, образовании, воспитании, поневоле удивляешься, насколько актуально и злободневно звучат его слова для современного человека. Святитель жил в те времена, когда в обществе широко распространялись идеи вольнодумства и либерализма. Либералы, как и сегодня, провозглашали «веру в человека», «свободу», требовали «равенства и братства», устраивали митинги и шествия, всячески расшатывая государство.
Процесс деградации общества начинается, как правило, с разрушения образования. Как и сто лет назад, у нас часто примеряют «костюмы, сшитые на западный манер», становясь иванами, не помнящими своего родства:
«Все нынешнее западное образование … пропитано языческими началами, враждебными христианству. Всякий, кто касается его и сколько-нибудь сродняется с ним, становится, больше или меньше, враг Христу».
Увлечение Западом святитель Феофан считал опасным не только для веры и нравственности человека, но и для всего Российского государства. В этом контексте с особой остротой звучит его призыв в слове «на Покров Пресвятой Богородицы» 1 октября 1863 года:
«Перестаньте жить по-французски и по-инославному и опять воспримите благочестную, православно-христианскую жизнь!»
С глубоким волнением святитель писал о распространении неверия в русском обществе:
Ныне говорят и пишут и печатают много богоборного. Думаете, это останется даром? Нет.
«Скорбно не одно развращение нравов, но и отступничество от образа исповедания, предписываемого Православием. Слышана ли была когда на русском языке хула на Бога и Христа Его?! А ныне не думают только, но и говорят, и пишут, и печатают много богоборного. Думаете, что это останется даром? Нет. Живый на небесех ответит нам гневом Своим и яростию Своею смятет нас».
Многие слова святителя, исполненные горечью и болью за Россию, звучат поистине пророчески, если вспомнить те грозные события, которые захлестнули Россию в начале XX века. Богоотступничество, забвение Церкви, отступление от веры, по мысли святителя, расшатывают государство и ведут к его гибели. Вот строки из его письма 1881 года, написанные спустя всего несколько дней после убийства императора Александра II:
Несмотря на то, что ком грязи можно всем топтать, у них выходило: “не замай!” “не тронь!” “дай свободу!” И дали!.. И пошло всё вверх дном
«Как шла Французская революция? Сначала распространились материалистические воззрения. Они пошатнули и христианские и общерелигиозные убеждения. Пошло повальное неверие: “Бога нет; человек – ком грязи; за гробом нечего ждать”. Несмотря, однако, на то, что ком грязи можно бы всем топтать, у них выходило: “не замай!” “не тронь!” “дай свободу!” И дали! Начались требования – инде разумные, далее полуумные, там безумные. И пошло всё вверх дном. Что у нас?! У нас материалистические воззрения все более и более приобретают вес и обобщаются. Силы еще не взяли, а берут. Неверие и безнравственность тоже расширяются. Требование свободы и самоуправства выражается свободно. Выходит, что и мы на пути к революции. Как же быть? Надо свободу замыслов пресечь – зажать рот журналистам и газетчикам. Неверие объявить государственным преступлением, материальные воззрения запретить под смертною казнью».
Некоторые современники обвиняли святителя в чрезмерной строгости, отсутствии соглашательства с вероотступникам. Известно, насколько горячо и решительно святитель из своего затвора выступал против пашковцев, против религиозно-философских учений Л.Н. Толстого, о котором он писал, что «у него нет ни Бога, ни души и ничего святого».
И ныне раздаются голоса, призывающие «смягчить» нравственные нормы до принятия разврата и извращений, ополчаясь на Церковь за то, что она оберегает паству свою тем, что именует разврат и развращение их настоящими именами. Святитель объясняет, что «строгость» принадлежит не ему, а христианству, которое «должно пребыть вечно и неизменно».
В 1954 году, к 60-летию со дня кончины святителя, епископ Аверкий (Таушев) написал книгу с говорящим названием «Провозвестник кары Божией русскому народу», где отметил необыкновенный дар предвидения святителя, который, «находясь в глубине своего затвора <…> прозревал духом своим то страшное бедствие, которое надвигалось на не устоявший в верности своему св. Православию русский народ, предощущал ту жуткую кровавую бездну, в которую он катился. Всё предреченное епископом Феофаном, как мы видим теперь, исполнилось…»
Спасение у нас только личное, а не коллективное.
И спасение только в Церкви, а не в народе или в государстве.
Вселенская(кафолическая)Церковь Христова существует независимо от того, есть какое-то государство или нет.
Вы подменяете Христа государством. Христианин всегда идёт только за Христом, а не за народом или государством.
/Требовать смертную казнь для атеистов - это за рамками здравого смысла, и христианской веры я в этом не вижу совсем/.
Православие образовало русский народ из разрозненных племён, и стало государствообразующей религией. Отпал от веры - отпал от народа, а там и до желания разрушить государство недалеко.
Лично я всегда была против смертной казни по ряду причин, но последний год поговорка "только массовые расстрелы спасут Родину" уже не кажется мне столь бессмысленной.
А в 17 году люди так отошли от веры, что на ниж было послано правительство ненавистников Христа и русских для вразумления отпавших от веры православных.
Если епископа Феофана канонизировали, то это не значит, что он прав.
И причём тут либералы? У нас в Символе веры по политические взгляды ничего не написано.
Требовать смертную казнь для атеистов - это за рамками здравого смысла, и христианской веры я в этом не вижу совсем.
"Неверие объявить государственным преступлением, материальные воззрения запретить под смертною казнью". Я вот искренне не понимаю, чем это лучше того, что происходило в нашей стране в 20-е - 30-е годы. Такое же преследование за инакомыслие.
Но странно, что уважаемый автор, несмотря на свою докторскую степень, не посчитала нужным дать ссылки на источники.
И если бы ссылки были, Александр бы не стал приписывать автору статьи мысли святителя.
И кстати, Александр, задевшие Вас слова свт. Феофана могли быть гиперболой, его язык вообще отличался непривычной для нас образностью и обилием ярких, созданных им самим терминов.
Что значит "как бы ни относиться"? "Железной рукой" загоним человечество в церкви, так что ли?
Мне ужасом видятся ваши заявления и заявления епископа Феофана.
а вы не заметили, что процитированные вами слова принадлежат святителю Феофану, а не Варваре Кашириной? Уж как бы к ним ни относиться...
Кстати, именно неверие и материализм привели нашу страну к революции и к тем ужасам, которыми обернулся двадцатый век.