«Неверие и безнравственность расширяются... Выходит, и мы на пути к революции»

Святитель Феофан о России конца XIX века

Представляем вашему вниманию доклад Анатолия Вельмякина «Святитель Феофан о русском обществе второй половины XIX века и духовно-нравственные проблемы нашего времени», подготовленный для VI Феофановских чтений.

Святитель Феофан Затворник
Святитель Феофан Затворник
Наследие святителя Феофана сегодня оказывается поразительно актуальным. Святитель жил в очень непростое время, когда в образованном обществе веял опьяняющий дух перемен, когда столпы русской либеральной общественности как будто лично выбирали новый путь «развития» России, не понимая, как правило, что вне традиции Православия никакое развитие русского народа в принципе невозможно. И святитель, который, как мы особенно видим из его писем, физически чувствовал каждую человеческую душу, обратившуюся к нему за помощью и советом, не мог не осознавать, что общество больно, и больно серьезно.

В своих высказываниях, наполненных ревностной заботой об Отечестве, на которое в недалеком будущем, как мы знаем, должно было обрушиться тяжелейшее испытание, святитель Феофан предстает пред нами как грозный пророк. Слишком очевидной для чуткого взгляда святителя была разрушительность нестроений, происходящих в обществе, глубина падения, если выразиться современным языком, русской «элиты», которую привлекал и все сильнее захватывал западный материализм со своим сибаритским возрождением язычества и ложными ценностями. Именно на западном влиянии концентрирует внимание святитель как на главном источнике внутреннего растления: «Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим; есть уши, но не слышим и сердцем не разумеем. Господи, помилуй нас! Пролей свет Твой и истину Твою!»[1]. Неоднократно святитель в своей проповеди призывал оберегать границы Отечества силой православной веры: «Любите Россию в духе Православия, ревнуйте об усовершенствовании ее во всех отношениях, но без нарушения мира веры, без подрыва ее основ и ее ценности повсюдной. В этом, скажу вам в горести, надежда на одних вас. Многие у нас уже начали уклоняться на распутия. Из чудных источников пьют они мутную воду неверия и напаяются началами, не сообразными с государственным устройством нашим и с духом нашего народа. Если вы пойдете по следам их, погибла Россия» (из «Слов к тамбовской пастве»).

Архиепископ Аверкий (Таушев) в своей работе о святителе Феофане «Провозвестник кары Божией русскому народу», написанной в 1964 году, подробно разбирает, что предпринимал святитель для того, чтобы открыть глаза своему поколению, ясно давая понять: Россия катится в пропасть. Богобоязненный святитель напоминал о наполеоновском нашествии, этом, по его мнению, Божием наказании за отступление русских от духа Православия, а нестроения, бывшие во второй половине XIX века, грозят еще большей бедой: «Вновь пошлет Господь на нас таких же учителей наших, чтобы привели нас в чувство и поставили на путь исправления – таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему». Святитель прямо говорил и о революции: «Что у нас? У нас материалистические воззрения все более и более приобретают вес и обобщаются. Силы еще не взяли, а берут. Неверие и безнравственность тоже расширяются. Требование свободы и самоуправства выражается свободно. И вот выходит, что и мы на пути к революции». Ныне нам известно, насколько пророческими оказались эти слова, наполненные болью осознания грядущей беды: в России случилась катастрофа, которую не доводилось переживать еще ни одному государству. И только чудом история продолжилась, и эту возможность выжить мы получили благодаря тому, что «спустя почти тысячу лет с момента Крещения Руси “водой” при равноапостольном князе Владимире наше Отечество было крещено повторно кровью»[2]. Почти 2500 только прославленных новомучеников и сам государь-мученик своим подвигом отвели от нас гнев Божий.

Есть такая популярная фраза: история повторяется, но повторяется только потому, что очевидно: перед лицом Божиим мы не становимся лучше. «Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло» (Ис. 1: 5). Действительно, обличения святителя как будто обращены не к своим современникам, а к нынешнему обществу. Но нам все же трудно отождествлять те предреволюционные события с нынешним нарастающим гонением на Церковь. Тогда святитель призывал принимать суровые меры, адекватные происходящему: «Надо свободу замыслов пресечь – зажать рот журналистам и газетчикам. Неверие объявить государственным преступлением. Материальные воззрения запретить под смертной казнью. Материальные воззрения чрез школы распространяются. Лапласовская теория самообразования мира с прибавкой дарвиновских бредней идет в уроках. После школы и в письмена она вошла… и всюду приносит плод неверия»[3].

Святитель обращается к правительству православной империи с призывом изъять инородный предмет из сердца Отечества. Очевидно, что сегодня несообразны даже попытки подобных высказываний. И если тогда вера угасала в высшем свете, угасала и в народе, но все-таки еще существовал мощный тысячелетний национальный пласт нравственности. Весь внутренний организм русского народа еще долгое время оставался христианским – даже в атеистическое время, пусть даже на подсознательном уровне, и святитель упоминает о важности наследования духовно-нравственных начал: «Память о детстве и духе родителей еще держит их в некоторых пределах. Каковы будут их собственные дети? И что тех будет держать в должных пределах? Заключаю отсюда, что через поколение, много через два, иссякнет наше Православие». Именно поэтому сегодняшнее ставшее уже рядовым безбожие гораздо опаснее, тем более что определенные антихристианские силы культивируют прямую ненависть к Церкви. Но и в подобных трудных обстоятельствах с Божией помощью и ревностью об Отечестве мы можем и должны действовать и переломить сложившуюся ситуацию. Святитель как бы обращается к нам: «Что ж? Сидеть поджавши руки? Нет! Надо что-нибудь делать! Злые начала вошли в науки и в жизнь; у нас нет книг, читая которые можно бы образумиться тем, кои еще способны к образумлению… Нужны жаркие книги, защитительные против всех злостей. Следует нарядить писак и обязать их писать. Молчащее пастырство что за пастырство?»[4]. Затем святитель призывает не оставлять без должного христианского воспитания детей, чтобы «юное народившееся поколение с первых сознательных лет подготовлять, толкуя и разъясняя им истины нашей веры, что нужно и можно им знать».

Все это означает, что православные священники и писатели в наши дни ни в коем случае не имеют права служить и работать вполсилы, что от этих словесных и духовных воспитателей и зависит будущее Церкви и Отечества.

В Книге Бытия (6: 9) сказано: «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом». Особенно сказано, что Ной – Человек в том великом смысле, как его задумал Творец. Святитель Феофан, как Ной в погибающем мире, является именно таким Человеком. Он избрал путь хождения пред Богом, чтобы его слова получили благодать действовать на души людей. И примером своего внутреннего подвига он явил нам непобедимое оружие от всякого духовного врага. Примечательно, что в книге «Путь ко спасению» святитель подчеркивает исключительность внутренней духовной жизни, борьбу с врагом внутри, которая преобразует и все внешнее – и слово, и дело. Многочисленные примеры ревностной христианской жизни современных клириков в сочетании с «жарким словом» истины будут убедительным ответом любым антицерковным силам.

Анатолий Вельмякин

26 марта 2013 г.

[1] Феофан Затворник, святитель. Письма о христианской жизни. М., 2009. С. 70.

[2] Климент, митрополит Калужский и Боровский. Осмысление значимости подвига новомучеников Российских для наших дней // http://www.bogoslov.ru/text/2815292.html.

[3] Феофан Затворник, святитель. Собрание писем. Вып. 7. М., 1992. С. 142–143.

[4] См.: Феофан Затворник, святитель. Письма о христианской жизни.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Камни святилища падают в грязь...» «Камни святилища падают в грязь...»
Скорбные пророки 1917 года
«Камни святилища падают в грязь...» «Камни святилища падают в грязь...»
Скорбные пророки 1917 года
Диакон Георгий Малков
Трагически прав оказался святитель Игнатий, пророчески утверждавший в одном из своих писем – еще более чем за полвека до смертельного для России революционного 1917 года: «Живем в ужасное время: в преддвериях развязки всему».
Слово в день памяти свт. Феофана Затворника Слово в день памяти свт. Феофана Затворника
Иером. Иов (Гумеров)
Слово в день памяти свт. Феофана Затворника Слово в Неделю по Богоявлении, в день памяти свт. Феофана Затворника
Иеромонах Иов (Гумеров)
Сегодня Святая Церковь предлагает краткое, но очень значимое евангельское чтение. (MP3 файл. Продолжительность 15:19 мин. Размер 7.4 Mb)
1917-й: апофеоз трагедии русского духа 1917-й: апофеоз трагедии русского духа
Архиеп. Алексий (Фролов)
1917-й: апофеоз трагедии русского духа 1917-й: апофеоз трагедии русского духа
Архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов)
Православие, в течение более чем 900 лет цементировавшее русскую жизнь, перестало быть ценностью, из онтологической потребности было превращено во внешнюю традицию, которой ради приличия сохраняли сдержанную лояльность вплоть до февральской революции, но как будто ждали момента, когда же с этой традицией можно будет покончить. И действительно ставили задачу – покончить.
Крещение Руси и заветы святого князя Владимира русскому народу Крещение Руси и заветы святого князя Владимира русскому народу
Архиепископ Аверкий (Таушев)
Велико значение дня святого князя Владимира для русских людей как дня памяти славного просветителя Руси и как дня воспоминания самого великого события в истории Руси — крещения всего русского народа, точная дата которого, к сожалению, нам неизвестна.
Комментарии
Александр24 января 2014, 16:16
Для Kurt:

Вам не нравится цитата из проповеди епископа Климента (Капалина), митрополита Калужского и Боровского. Ссылка в конце статьи указана -- прочитайте сначала эту проповедь а затем можете поспорить с Владыкой, используя аргументы, конечно же.

Слава Господу, что есть у нас такие епископы, которые не молчат а напоминают о духовности, о действии духовных законов не только на каждого человека, но и о Промысле Божием о странах и народах.

Слава Господу!




Kurt 8 апреля 2013, 21:45
"Почти 2500 только прославленных новомучеников и сам государь-мученик своим подвигом отвели от нас гнев Божий" прошу пояснить каким образом царь отвел гнев Божий. Во-первых была революция где погибли миллионы людей, позорно проиграли 1-ую мировую за несколько месяцев до победы сил Антанты, соотв. не получили контрибуцию и прочие привелегии победителей прогиранная война Японии закон приравнивающий к одному знаменателю Православие и разных сектантов...
Я понимаю так фразу про отведения гнева Божия это Ниневея...была приговорена и раскаилась и не один от гнева Божия не погиб...а здесь далеко не так.. не приписывайте человеку того чего не было..ибо это есть неправда.
Н.Н. 2 апреля 2013, 19:17
Александр:
р.б. Сергию, Н.Н.
1. Тем, кто принял смерть на Ходынском поле или в Кровавое воскресенье, умирать едва ли было приятнее, чем тем, кто погиб в Чечне.

---По моему мнению, это сравнение не правомерно: не смотря ни на что( и некрещённые были на чеченских, и предавали их ни один раз, бросая в пекло птенцов желторотых т. д.)- Ребята погибли за Родину (пусть хоть и уродину), и какая награда им будет на небесах - не нам судить. А на Ходынку многое ведь из любопытства шли, совсем даже не бескорыстно - умирать там за ВЕРУ, ЦАРЯ и ОТЕЧЕСТВО не собирались...---

2. Искать нечто в осуждении либо превознесении власть имущих бессмысленно, какие бы политические взгляды они не исповедовали. Разве только если в нас самих уже нет ничего достойного осуждения.

---Трудно не согласиться, если бы не одно НО - люди, за очень малым исключением, живут по МИРСКИМ ЗАКОНАМ, и политические взгляды власть придержащих мало кого интересовали бы, если бы она, власть наша земная, жила по правде и защищала интересы народ (а не свой карман), а не создавала своим правлением революционную обстановку.---
Василий 1 апреля 2013, 18:54
Нет, Н.Н.
Хоть и другое время было, решительно не понимаю, как можно казнить или отправлять на каторгу за УБЕЖДЕНИЯ.
В остальном согласен с Вами.
http-observer 1 апреля 2013, 13:06
р.б.Сергию:
Падки мы на худое; потому не дивно, что ложь и возьмет верх. Она и ныне уже ходит по улицам города открыто, тогда как прежде опасливо пряталась от взора верующих христиан.

СЛОВО ИОАННА ЗЛАТОУСТА «О ТОМ, КАК НАДЛЕЖИТ ПОСТУПАТЬ С КОЩУННИКАМИ»

"...Но раз у нас зашла теперь речь о хуле, то я хочу просить всех вас об одной услуге, взамен этой речи и рассуждения, – именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди.
И если судья пред судилищем потребует ответа, смело скажи, что он похулил Царя ангелов, ибо если следует наказывать хулящих земного царя, то гораздо больше оскорбляющих Того (Царя). Преступление – одного рода, публичное оскорбление, обвинителем может быть всякий, кто хочет. Пусть узнают и иудеи и эллины, что христиане – хранители, защитники, правители и учители города; и пусть то же самое узнают распутники и развратники, что именно им следует бояться рабов Божиих, дабы, если и захотят когда сказать что-либо подобное, оглядывались всюду кругом и трепетали даже теней, опасаясь, как бы христианин не подслушал, не напал и сильно не побил...".
Алексей Иванов31 марта 2013, 16:49
>

Верно ответил Олег. Такими методами предлагалось не насаждать веру (тогда в широких массах в этом нужды не было), а оградить воспитываемые в нравственности и целомудрии душеньки от мерзопакости, несомой "просветителями". К сожалению, сейчас всё по-другому, о подобном не можно и мечтать.

С уважением, Алексей.
Олег С.31 марта 2013, 13:12
Как остановить тех кто пилит сук на котором сидит сам и ещё многие и многие, как остановить тех кто подстрекает их пилить? Беда , наверное, тех кто видит то что недоступно видеть многим. Василий Блаженный кидал в окна камни, потому что видел кто из них вылезает. Как отнесутся к тому кто сейчас видит то что видел Василий Блаженный? Из состояния шока выводят порой ударом, а потом, поправившись, того кто ударил можно и обвинить в избиении и свидетели найдутся, которые это видели и ещё кричали "Не бей его".
Сергей Ка.31 марта 2013, 10:01
Не любой народ ребенок, но русские задержались в детском (или подростковом) возрасте. Понятно, что общество, живущие страстями ненависти и тщеславия (как сейчас или в предреволюционное десятилетие) не может объединиться ни на что толковое и вынуждено лишь смотреть властям в рот. Был определённый нравственный подъём в середине XX века, но это в прошлом. Сейчас, наверно, только молитвы святых оттягивают конец.
Александр30 марта 2013, 03:44
р.б. Сергию, Н.Н.
1. Тем, кто принял смерть на Ходынском поле или в Кровавое воскресенье, умирать едва ли было приятнее, чем тем, кто погиб в Чечне.
2. Искать нечто в осуждении либо превознесении власть имущих бессмысленно, какие бы политические взгляды они не исповедовали. Разве только если в нас самих уже нет ничего достойного осуждения.
Василий29 марта 2013, 22:12
Нет, Н.Н. Хоть и другое время было, а все равно не могу понять, как можно казнить за ЛИЧНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ.
В остальном согласен с Вами.
Н.Н.29 марта 2013, 14:30
Александру, Василию
Грубейшая ошибка подходить к прошлому с сегодняшними мерками! Это НЕДОПУСТИМО! А иначе нам так и будут голову морочить: то одни, то другие. Во времена Св. Феофана было совершенно другое общество, и оно могло бы ПОНЯТЬ и ПРИНЯТЬ эти запретительные меры, да как известно, рыба гниёт с головы - тогдашняя власть не имела ни духа, ни политеческой воли на такие действия. Вам это ничего не напоминает?
Последним из правителей, кто был способен на такое - Сталин (как бы мы к нему ни относились: пропаганда поработала как в одну, так и в другую сторону).
За Христом ходило, ходит и будет ходить МАЛОЕ стадо. Если наша "верхушка" попадёт в это малое стадо (не формально) - то шанс есть, что Россия воспрянет. Любой народ ребёнок, не только русский, он всегда будет оглядываться и сообразовывать свои действия с властью, даже и только из чувства самосохранения. Народ ВОСПИТЫВАЕТСЯ так, как надо власти! ВСЕГДА! И не надо нам морочить голову, что нет ИДИОЛОГИИ!
Да, есть такое чувство, что мы уже недалеко от очередных потрясений (не обязательно, что это будет кровавая революция), уж больно сладко запели о патриотизме, видно, совсем проворовались (кажется, у Салтыкова-Щедрина об этом).
р.б.Сергий27 марта 2013, 14:15
Александру(2013-03-27/03:15):
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
"Не то оскорбляет человека, что входит, а что выходит из него" - это про ваше предположение о насаждении православной веры убийством, насилием и пытками. "Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!"(Ис.,5,21)
Наш народ уничтожают ныне не только пулями, бомбами и ракетами в локальных конфликтах в Чечне и Дагестане, геноцидом в Прибалтике, на Украине и в Казахстане, но и разрушением образования, отнятием исторической памяти и развращением ума! (http://ruskline.ru/analitika/2013/01/11/podkovyornyj_rusofobskij_ekstremizm_ot_ministerstva_obrazovaniya/)
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Олег С.27 марта 2013, 14:10
Взрослого человека трудно совратить перед обедом конфетой, ребёнка запросто, и он уже обедать не будет. Награда для соблазнителя известна.
Кто-то скажет "Я читаю(смотрю) всё подряд и не иду насиловать (убивать и пр.)" молодец. Но нельзя же ребёнку конфету показывать перед едой.
Василий27 марта 2013, 13:38
Простите, Марина, но святитель Феофан пишет прямо: "Неверие объявить государственным преступлением. Материальные воззрения запретить под смертной казнью." Как еще следует понимать эти слова, если не буквально? И как можно такими методами насадить веру?

р.б.Сергий27 марта 2013, 13:29
http-observer(2013-03-26/21:57):
"человек нынче слаб и безволен и пр. и пр." - неправда ваша!
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
"Враг не имеет власти над душою; он только может напугать ее призрачными ужасами. Не поддавайся, претерпи, иди вперед мужественно, говоря в себе: хоть смерть, а уж не брошу, и смело пойду, куда зовет меня Господь духом покаяния, который теперь действует во мне." (Свт.Феофан Затворник)
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Марина27 марта 2013, 09:23
Свт. Феофан вопиет о решительных мерах защиты общества и молодого поколения. Зачем воспринимать так буквально -"православный сталинизм"? А результаты деятельности СМИ всем известны, только их словесный понос, к сожалению, уже ничем не заткнуть. И в школе тоже: празднуют "день влюбленных" и проч., а что такое Пасха дети не знают. И какой болезнью мы все заражены, если даже свт. Феофан "не прав"? Не просто неверие, а какое-то слабоумие!
ludmila toll27 марта 2013, 06:44
святый просветителю отче Феофане моли Бога о всех православных христанах
о мире во всем мире ведь мы по всем весям рассеяны и молимся как умеем ко Господу о помиловании нас грешных,
заступись за нас угодниче Божий святый.
р Б людмила
Александр27 марта 2013, 03:15
Цитата из статьи: "...Надо свободу замыслов пресечь – зажать рот журналистам и газетчикам. Неверие объявить государственным преступлением. Материальные воззрения запретить под смертной казнью..."
Веру предполагалось насаждать убийством, насилием и пытками?
Православный сталинизм какой-то...
Василий27 марта 2013, 01:18
По поводу современной России - до каких пор нам будут говорить, что власть у нас все делает правильно, обличать ее не в чем - а все беды исключительно от тех, кто хочет революции?! (Министр образования тоже оппозиционер?) Вот все у нас замечательно - но вылезли злые смутьяны и начали дурить народ, высасывая проблемы из пальца.
И хуже всего, когда к этому подключаются священнослужители (тут можно вспомнить и обращение старца Илия). А потом удивляемся росту антиклерикализма в обществе.
Объявить неверие государственным преступлением? Но это абсурд - сажать за убеждения. Люди возмутятся еще сильнее, и будут абсолютно правы.
У нас и так в последнее время только и делают, что сажают - даже за участие в митинге. И страшно попасть в полицию - известно, что там творится. В России попраны все законы - и Божии, и человеческие. Никто не уверен в завтрашнем дне.
Если нужно обличить власть имущих - церковь вне политики. Но если нужно их похвалить - то это всегда (сужу отнюдь не по либеральным статьям).
Не понимаю я этого. Решительно.

Очень прошу опубликовать это.

http-observer26 марта 2013, 21:57
Вот и вопрос; нужна ли парламентская партия в защиту христианских ценностей! Но, думаю ничего жаркого не будет-человек нынче слаб и безволен и пр. и пр.
р.б.Сергий26 марта 2013, 18:37
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
"Сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые - без жителей; десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу. Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и всё, что веселит их. И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут; а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде." (Ис.,5,9-16)
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
P.S. Низкий поклон и благодарение администрации и редакции портала за данную публикацию.
читатель26 марта 2013, 18:15

В связи с рассуждениями о революции и неверии возникает вопрос, а что в конце XVII века тоже "неверие и безнравственность расширялись" ?
Ведь первым революционером был Пётр I.

Вот , что пишет священномученик Иларион (Троицкий) в статье "Грех против Церкви. Думы о русской интеллигенции.", которая размещена на этом сайте :

" Вся преобразовательная деятельность Петра направлена была к унижению Церкви и к подрыву ее силы и авторитета."
" он [Пётр I] уничтожил патриаршество, чтобы оно не мешало ему, он даже колесовал одного епископа. "
" Восемнадцатый век был временем страдания всей русской земли от чужих ей иноземцев, поставленных, однако, ею управлять и ею руководить. "

И второй вопрос возникает, почему революционная деятельность Петра I никак не заботит современных борцов с "революцией" ???
Олег С.26 марта 2013, 15:22
Основы православной культуры в четвёртом классе - это хорошо, если это только первый шаг. В четвёртом классе был у нас предмет "Рассказы по истории СССР" (не история, а так, рассказы).
Необходимо серьёзное православное образование в школах. Не такое какое было до революции (у Сталина, у Микояна, Дзержинский собирался стать священником). Все кто уничтожал храмы, учились в школах. Нужно православное образование такое какое было у тех кто защищал храмы,хотя и те и другие учились в одной школе.
Sergey26 марта 2013, 13:04
Святителю отче наш Феофане, моли Бога о нас.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×