1917-й: апофеоз трагедии русского духа

Когда заходит речь о 1917 годе, в сознании политически неангажированного человека, навыкшего вдумчиво относиться к судьбам нашего Отечества, возникает, пожалуй, единственное слово, адекватно отражающее положение дел: трагедия. Современное общество не готово и не в состоянии понести тяготу осознания реалий нашей недавней истории и сколь-нибудь честного, непредвзятого, трезвого подхода к ее оценке. По-видимому, действительно должны миновать поколения, прежде чем русский человек найдет силы сказать себе правду. Но для этого русскому человеку надо одуматься, прийти в себя как блудному сыну из знаменитой евангельской притчи. А пока по лицу нашей земли продолжают «красоваться» памятники с характерным жестом, указующим «верный путь», которым призывались идти к «светлому будущему» наши отцы и деды. Путь, как выяснилось, в никуда. Путь, отмеченный миллионами смертей и искалеченных человеческих жизней. Путь, до самых глубин потрясший фундаментальные основы бытия. Любые попытки призвать к правдивому взгляду на недавнюю государственную идеологию, ловко подменившую русскую национальную идею, заканчиваются равнодушием одних и возмущенным несогласием других, новыми разделениями в нашем обществе, и без того далеком от единства. Так было и в 1990-е годы, так, по сути, остается и поныне, разница лишь в остроте реагирования.

Уже неоднократно представителями различных сфер современного творческого и научного сообщества, в том числе исследователями в области социально-политической истории, на основании фактов и цифр озвучивалась мысль: к началу второго десятилетия XX века Россия стремительно становилась сверхдержавой, лидером по целому ряду показателей общественного, экономического, финансового, демографического и других направлений развития. В этом есть своя большая правда, при всех недостатках и несовершенствах тогдашней жизни. И хотя история не знает сослагательного наклонения, хочется спросить: а был ли в самом деле у России шанс сохранить стабильность, успешно развиваться и избежать надвигавшейся катастрофы? Пусть ответом на этот вопрос будет давно известная святоотеческая истина: история есть отражение духовной реальности.

Думается, в этом корень, основа понимания того, что произошло с нашей страной и нашим народом 90 с лишним лет назад, и того, что происходит сейчас. Утрата духовного содержания, правды жизни и, в конечном итоге, Истины с большой буквы – в этом подлинная трагедия русского духа и русского мира.

Что происходило тогда? Довольно значительная часть населения огромной империи с государственной религией, объявив себя гражданами революционной России, с остервенением бросилась крушить складывавшиеся веками, но уже расшатанные устои. Православие, в течение более чем 900 лет цементировавшее русскую жизнь, перестало быть ценностью, из онтологической потребности было превращено во внешнюю традицию, которой ради приличия сохраняли сдержанную лояльность вплоть до февральской революции, но как будто ждали момента, когда же с этой традицией можно будет покончить. И действительно ставили задачу – покончить.

У людей религиозных никогда не возникает вопроса, почему власть большевиков с такой изощренной яростью обрушилась именно на Церковь. С духовной точки зрения это понятно. Но масштаб начавшихся нестроений, откровенного разбоя и жестоких гонений, невиданных с первых веков христианства, поразителен. Святой Патриарх Тихон в слове на своем патриаршем наречении свидетельствует: «Испытания изнурительной войны и гибельная смута терзают Родину нашу… Но всего губительнее снедающая сердца смута духовная. Затмились в совести народной христианские начала строительства государственного и общественного; ослабла и сама вера, неистовствует безбожный дух мира сего». Совсем скоро, 19 января (1 февраля) 1918 года, разделяя надежду приверженцев исторической России на непрочность и непродолжительность нового государственного строя, Патриарх в своем знаменитом обличительном послании со всей резкостью и прямотой взывает: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело: это поистине дело сатанинское… Анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной» [1].

Тогда не понадобилось много времени, чтобы понять: тьма надолго покрыла Россию. Обезумевшие потомки благочестивых созидателей Руси громили отеческие святыни, уничтожали сокровища национальной культуры, убивали самих носителей культуры, и убивали с изуверской жестокостью. По всей стране вспыхивали восстания и мятежи, еще более усугублявшие противостояние двух основных сил: Красной армии и Белого движения. Русские люди, исторически и генетически принадлежавшие к одной культуре, одной Церкви, (одному теоцентричному сотериологическому мировоззрению) стояли друг против друга в братоубийственной войне, в ослеплении забыв о том, что победителя в ней быть не может.

31 марта (13 апреля) 1918 года Патриарх Тихон в храме Московской Духовной семинарии молился о упокоении тех, кто был убит за веру и верность Русской православной Церкви. В списке поминавшихся уже были десятки имен замученных священнослужителей [1]. Процесс преследования, арестов, ссылок и физического уничтожения архиереев, священников, монашествующих и мирян набирал силу и продолжался до Великой Отечественной войны. Нет необходимости об этом говорить подробно, опубликованы тысячи документов, исследования, монографии о судьбах Русской Церкви в XX веке. Одно то, что на Юбилейном Соборе 2000-го года были единовременно прославлены более тысячи новомучеников и исповедников XX века, и вот уже 10 лет это число ежегодно прирастает многими десятками имен святых, – это факт невиданный не только в истории Русской Церкви, но и Вселенского Православия. В кровавый вихрь безбожного лихолетья были вовлечены все слои общества, не осталась незатронутой ни одна сторона отечественной жизни. О трагическом исходе русских из России в результате поражения Белого движения, о красном терроре, коллективизации, раскулачивании, голоде, высылке народов сегодня также хорошо известно из доступных документов, и исследования этих горестных событий XX века продолжаются, открывая все новые страницы всенародного бедствия.

Но возникает вопрос. Русский народ выдержал 240 лет татаро-монгольского ига, преодолел внутренние усобицы и войны с внешними врагами, ужасы правления Грозного, чуждую власть и развал государства в Смутное время, бремя реформ Петра, бироновщину и нашествие Наполеона. Неужели на рубеже Х1Х–ХХ веков все эти уроки прошлого оказались не усвоены, забыты, остались за порогом сознания русского человека? Ведь очевидно, что народ, лишенный памяти, не способен осмыслить происходящее и не видит пути в будущее. Выходит, что организаторы марша в так никем и не изведанное «светлое будущее» были потрясающе беспамятны? Ведь они искренне верили в идеалы коммунизма и с полной самоотдачей строили рай на земле – без Бога и не для всех.

Почему в послереволюционное годы так активно выхолащивались и предавались насильственному забвению самые славные страницы нашего прошлого – подвиг русского народа на Куликовом поле под водительством святого князя Димитрия Донского и духовным руководством преподобного Сергия Радонежского, мужество земского ополчения во главе с князем Д.М. Пожарским и старостой К. Мининым, героизм армии А.В. Суворова, подвиг жертвенной братской любви русских солдат, офицеров и генералов во имя свободы народов Балкан в русско-турецкой войне 1877–1878 годов? Наконец, уже много позднее, разве были сделаны должные выводы о духовном и нравственном состоянии народа и власти, из народа рожденной, если стране дано было испытание Великой Отечественной войной (речь не о геополитических обстоятельствах предвоенного времени)! И неужели страшная цена невосполнимых потерь, которой досталась Великая Победа, не могла заставить задуматься и вспомнить о том, откуда в глубинах народного самосознания рождается величие духа?

Наверное, на поставленный вопрос можно предложить сколь угодно вариантов ответа: каждое научное направление даст свое понимание и свою точку зрения. Но в конечном итоге, если отложить оправдательные аргументы, думается, все будет сведено к одному – духовной слепоте, то есть тому, что отец Павел Флоренский называет обращением от Реальности и Смысла к реальностям и смыслам, которые в отрыве от Первоисточника бытия становятся пустыми и ложными [2]. Ложные ценности порождают ложные цели и ложные пути. На этих неправедных путях и возникают глобальные потрясения, ставящие на грань выживания целые цивилизации.

Принято считать, что отход России от самобытного развития и постепенное разрушение национальной идентичности берут начало в эпохе Петра Первого. В действительности, при нем лишь усилились контакты с Западом, но усилились настолько, что приобрели характер государственной политики, привели к перестроению форм государственной власти и, в целом, государственного механизма по немецко-голландскому образцу. Но все началось еще от времен правления отца Петра – благочестивого и тишайшего государя Алексея Михайловича, при котором в исстрадавшемся Отечестве были, наконец, преодолены последствия Смутного времени и водворился долгожданный мир. Россия получила возможность оглянуться вокруг и заняться, если так можно сказать, собственным благоустройством. Вот тогда в пределы нашего Отечества и начали «выписывать» хороших специалистов – европейских иностранцев для того, чтобы приобщиться к достижениям европейских наук и искусства.

Хотя они приходили служить не столько России, сколько государственной власти, контакты с ними были контактами России с постренессансной Европой, которая уже оторвалась от фундамента христианской цивилизации и пошла на замещение евангельских принципов бытия гуманистической аксиологией. Уже не Бог, а человек был в центре жизни европейца, человек со своими страстями и душевными переживаниями, порождающими поразительные эстетические взлеты, но человек, увы, стремительно оскудевающий духовно.

При Петре и даже еще при Екатерине Великой немцы в России жили изолированно, обособленными колониями и сохраняли свое мировоззрение, быт и нравы, не ассимилируясь в русской среде. Их присутствие Л. Н. Гумилев называет Ксениями, то есть инородными включениями, которые не вредят вмещающему их этносу, но лишь до тех пор, пока они не начинают терять свою самобытность. И вот тогда эти инородные включения, по выражению Гумилева, «стимулируют грядущий надлом», перерастающий в утрату этносом своей исторической миссии и державности, в оскудение жизненной энергии и, наконец, потерю того, что Гумилев называет пассионарностью [3]. Можно принимать или не принимать как целое картину, предлагаемую Гумилевым в его исследованиях русской истории, но он, бесспорно, крупнейший специалист по проблемам русской национальной жизни, выходящим далеко за рамки традиционного понимания исторической науки.

Конечно, не немцы были виной более чем двухвекового неуклонного сползания русского человека к утрате национального самосознания. И не они стояли за губительным расслоением общества (заметим кстати, что разделение общества, то есть отрыв европеизированной верхушки от народной массы, произошло в эпоху Петра именно по вопросу потери или сохранения веры). В самом деле, иностранцы лишь «стимулировали» нараставший надлом. Причина же в нас самих, и причина эта – самовольный отказ от Истины. Вряд ли можно назвать иной глобальный фактор, полно и сущностно характеризующий нашу национальную, цивилизационную катастрофу, апофеозом которой стал 1917-й год.

Уже упоминавшийся Флоренский говорит о том, что с древнейших времен точкой опоры жизнедеятельности во всех ее видах, основой всех наук и искусств было искусство богоделания. Словесно оно выражается как задача «полного претворения действительности смыслом и полной реализации в действительности смысла» [2]. Но когда произошла подмена целостности, онтологического единства человеческой деятельности (что как раз соответствует европейскому Ренессансу), она стала распадаться. Ценностная система и построенная на ней жизнедеятельность человека и общества стали плоскими, поверхностными, без внутренне-ценного содержания. «Все стало подобным Истине, перестав быть причастным Истине, перестав быть Истиною и во Истине. Короче – все стало светским». В этом и есть корень западноевропейской гуманистической цивилизации, которую Флоренский прямо называет гниением, распадом и «почти смертью человеческой культуры» [2]. И человеческая личность, и общество в целом в условиях такой цивилизации теряют основу своего бытия и буквально рассыпаются. Отсюда понятно, что так или иначе ожидало Россию, которая своевольно «приразилась» западноевропейской аксиологии, если не сказать – заразилась ею.

Да, история есть отражение духовной реальности. Для современного человека звучит странно, неожиданно и даже неловко, но творческая сила и мощь, преодолевающая все нестроения, разделения и соблазны, есть именно в послушании. В послушании Богу. Своеволие же есть начало расточающее [4]. Мы в ответе за прошлое. Своим послушанием Божественной любви или отпадением от нее мы определяем свое настоящее и входим в будущее – такое, какое уготовляем себе сами. Будущее – это не только нечто ожидаемое и взыскуемое, но и творимое, это плод нашей мысли, наших поступков, нашего нравственного и духовного возрастания или падения.

Анализ ошибок, уроков и заветов прошлого – когда жестокого, когда вдохновляющего – не должен нас смущать, но должен приводить к выводам, к изменению самих себя и, в конечном итоге, способности оправдать прошлое в подвиге нынешнего свидетельства, творчества, созидания и движения вперед. Потому что это не чье-то, это наше прошлое.

Исторический путь человечества еще не пройден, история России еще не кончилась, русский путь еще не замкнулся. Как замечательно говорит русский пастырь, богослов и историк Георгий Флоровский, «путь открыт, хотя и труден. Суровый исторический приговор должен перерождаться в творческий призыв несделанное совершить» [4].

В этом наш долг перед Россией и наше призвание.

Примечания:

1. Цыпин В., протоиерей. История Русской Православной Церкви. 1917–1990. М. : Хроника, 1994. 255 с.

2. Флоренский П. А., священник. Собрание сочинений. Философия культа. М. : Мысль, 2004. 685 с. (Филос. наследие).

3. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М: Мысль, 1989. 764 с.

4. Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. Минск, 2006. 608 с.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
тамара 1 мая 2015, 23:10
Владыка Алексий Царствия Вам Небесного!!! Господи ,со святыми упокой р.б.Алексия.
Соборянин 8 ноября 2014, 12:12
Россия и вера христианская устроены так,что рай или ад человек начинает переживать уже на земле. Иудаизация жизни шла давно. Это когда ищут славы своей,а не Божией. Т.е.сначала делаем себе имя,Господь подождет пока,а потом уже обращаемся к Нему с этим багажом... В итоге выяснилось,что имя и багаж настолько приятны и захватывают,что Богу оставили только загробную участь. А потом,посовестившись и уразумев всю эту парадигму заявили,что Его и вовсе нет. Т.е.и рай и ад всецело только на земле. От Освенцима до коммунизма. И Бог позволил симургу-человеку "завершить" сей эксперимент.
Михаил19 мая 2014, 06:22
Александр, я думаю, Господь истребит всё что было сделано советским народом. Вот смотрите, вы говорите, что в 90-х разрушено что-то там, и та-та-та, безвремение.
Но. Как раз сейчас ясно видно, какие плоды выросли от коммунистического древа - Церковь, которую они почти что истребили, физически уничтожив храмы, расстреляв духовенство и заменив Царство Небесное в сердцах и умех людей "светлым будущим" восстала. Кругом храмы, и они не пустуют, кстати.
А в это самое время, всё что построил "великий советский народ" уничтожается, распадается, будто и не было. Где эта их наука? Где их ядерные станции и ГЭС? Где флот, космос, где города-заводы, промышленность, вся это Вавилонская Башня, где? Исчезает она. И следа не останется от всех трудов богоборцев. Прокляты ибо, сами прокляты, дела их прокляты и плоды трудов прокляты.
Прокляты, это значит обречены аду и смерти.
Это знамение. То что сейчас происходит - знак для таких как вы и я. Что Бог есть и вера православная истина. Вот этим всё и подтвердилось.
Они же сами, совки, молились на "суд истории" на "суд народов" не помните? Вот он суд-то, стало быть каков.
Не скор Господь на руку да меток.
Василий Н. 5 марта 2014, 20:25
Есть отличная книга Е.М. Лучшева - "Русский Бог. У истоков советского атеизма".
Оксана18 января 2014, 09:24
Очень познавательная статья. Читала и словно видела все, что описывалось в этой статье.
раб Божий Сергий 4 декабря 2013, 10:15
К сожалению больше нет с нами Владыки. Вчера этот Светлый человек отошел ко Господу. Помолимся о нет братья и сестры.
раб болезный Сергий11 сентября 2013, 14:39
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Национальная безопасность любого государства напрямую зависит от проводимой им социальной политики в отношении коренного населения. Если государство не защищает нравственные основы образующего его этноса, оно перестает существовать.
Оправдать свое прошлое (апостасию) русский народ может лишь подвигом свидетельства Истины, нелицемерным обращением к Богу, ибо "своим послушанием Божественной любви или отпадением от нее мы определяем свое настоящее и входим в будущее – такое, какое уготовляем себе сами".
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Владыко Алексий, молите бога о нас!
Лёма 9 июля 2013, 00:43
После прочтения замечательной статьи дорогого владыки я с большим недоумением читал здесь некоторые комментарии. Как член христовой Церкви я обязан с пониманием отнестись к противоположному мнению других, но это не лишает меня права изумляться (если только писались эти комментарии искренней рукой), до какой степени оскудело сердце у наших соотечественников и, как кажется, православных. Если очевиднейшие вещи, сказанные православным архиереем с горечью за любимое Отечество и народ, остаются за гранью понимания некоторых считающими себя русскими, как хотелось бы думать, то вывод напрашивается один: нас еще должна посетить Божественная десница, чтобы через предельные страдания, потери и катастрофы русский человек пришел все таки в разум и чувство...
Н.Н.13 ноября 2012, 11:48
Сергей Ка.:
"В чем и как нам каяться? Есть два ответа: 1. в попрании Закона Божиего 2. в том, что некогда содеяно. Второе - абсурд, первое - относится только к настоящему."

Я поняла так: МЫ готовим будущее своим потомкам своей жизнью и своими грехами (в них мы и должны каяться!); а НАШИ предки приготовили нам наше настоящее их жизнью и их нераскаянными грехами, которые мы сейчас и расхлёбываем. (А наши потомки будут расхлёбывать наши нераскаянные грехи).

" Простите, Владыко, но статья Ваша имеет нулевую содержательность."

Сергей, для Вас - бесспорно. Простите, но Вам до Владыки рости, рости и рости... И вопрос, дорастёте ли? (Ко мне это относится тоже!)

"Переосмысливать ничего не станем, у нас на это просто времени нет."

Вы вправе говорить лишь о себе! И не времени у Вас нет - а понимания того, что:
Цитата "Мы в ответе за прошлое. Своим послушанием Божественной любви или отпадением от нее мы определяем свое настоящее и входим в будущее – такое, какое уготовляем себе сами. Будущее – это не только нечто ожидаемое и взыскуемое, но и творимое, это плод нашей мысли, наших поступков, нашего нравственного и духовного возрастания или падения."

"Уклонись от зла, сотвори благо". - всё. - Согласна! Но что есть благо и что зло - разные люди понимают по-разному!


Сергей Ка.11 ноября 2012, 15:38
Ничего не понятно. В чем и как нам каяться? Есть два ответа: 1. в попрании Закона Божиего 2. в том, что некогда содеяно. Второе - абсурд, первое - относится только к настоящему. Простите, Владыко, но статья Ваша имеет нулевую содержательность. Переосмысливать ничего не станем, у нас на это просто времени нет. "Уклонись от зла, сотвори благо". - всё. (просьба этот пост опубликовать).
Василий Правдолюбов 9 ноября 2012, 21:11
Дорогой владыка Алексий, почему же только трагедия русского духа, а не всемирного духа? Мы ведь не говорим о первых 300 лет гонений на христиан, что это трагедия христианского духа, потому что христиане победтли язычников. А когда внутренние враги и весь мир напали на русских христиан, мучали и убивали их, но многие сохранили веру и умерли за Христа, то мы вдруг говорим, что это трагедия русского духа, а не победа русского духа новомучеников и исповедников Российских над богоборцами-атеистами?
Василий Правдолюбов 9 ноября 2012, 19:26
Лучше всех описал причину русской трагедии митрополит Вениамин Федченко: по его мнению виною всему была теплохладность: ап. Иоанн Богослов так обличал Лаодикийскую народноправленческую) церковь:"Ты не холоден, ни горяч, ты тепел... поэтому изрыгну тебя из уст Своих, говорит Господь. (по славянски: "изблевати тя имамы изо уст Своих)". В 1917 году и произошло это кровавое изблюновение... а поскольку никто не покаялся, то оно продолжается...
Сергей 9 ноября 2012, 12:20
>потом грабеж народа (коллективизация)

На самом деле до коллективизации с/х было настолько неэффективным (сохой пахали), что русский народ регулярно голодал. Коллективизация существенно повысила эффективность с/х и решила проблему голода.
Н.Н. 8 ноября 2012, 11:25
Антоний:
"Давно гложет вопрос: почему на православные сайты заходят коммунисты и им сочувствующие?"

Вот и хорошо, пусть читают! У меня есть знакомые, сочуствующие коммунистам - они вовсе не атеисты (все, как один - крещённые!). Не все определились, многие в поиске, так лучше будет, если хоть-что-то вынесут для себя полезное с этого сайта!
Пути Господни неисповедимы. Воспринимайте их как детей! А Господь что сказал по этому поводу? - НЕ запрещайте детям приходить ко Мне! (Их Зюганов, между прочим, в Лавру ездил и Патриарх его принимает, так что не имеем мы права запрещать кому-то читать этот сайт!). А то как-то не по-христиански получается.
Владимир 8 ноября 2012, 11:21
Рекомендую ознакомиться с работой православного историка Владимира Махнача - "Диагноз", который также как и архирей Алексей основывает свои выводы на работах известного историка Л. Н. Гумилева, но систематизирует детально основные факторы приведшие к диструкции в России.
Анна 8 ноября 2012, 01:59
"Утрата духовного содержания, правды жизни и, в конечном итоге, Истины с большой буквы – в этом подлинная трагедия русского духа и русского мира"

Верно, но... только наполовину. Потому что в крови и борьбе за новую советскую жизнь духовное содержание и Истина также утверждались. Простите, Ваше Высокопре-освященство, но к 17-му как на дрожжах на иноземные деньги рос капитализм с его звериным индивидуалистическим нутром, чуждый православию. К 17-му русское дворянство вкупе с интеллигенцией уже смотрело на "народушко" православный свысока и зачастую с презрением. Как и сейчас. Что уж говорить об архиереях, ликовавших в марте 17-го, что избавились от православноо царя! Все это было чуждо простому народу, который веками стремился к соборному, а значит, православному устрооению государственной жизни, попранному к 17-му верхами.
Об этом и тогда, и сейчас большинство батюшек помалкивают, предпочитая "смиряться" перед вышестоящими человеками вместо Бога.
Так, может, в то кровавое время подлинная Истина православной жизни не только попиралась, но и восстанавливалась. И все справедливое и праведное, что было создано в СССР, и есть торжество этой спрятанной за красными звездами и знаменами православной Истины и Правды?
Н.Н. 8 ноября 2012, 00:50
Александр:"Нет глубокого анализа ВАЖНОГО ФАКТА: ПОЧЕМУ РУССКИЙ НАРОД (БОГОНОСЕЦ) так легко стал ВЕЛИКИМ СОВЕТСКИМ НАРОДОМ"...
Какая-то нелепая постановка вопроса!
Цитата "... Причина же в нас самих, и причина эта – самовольный отказ от Истины. Вряд ли можно назвать иной глобальный фактор, полно и сущностно характеризующий нашу национальную, цивилизационную катастрофу, апофеозом которой стал 1917-й год".

Александр:"Де Русский народ 70 лет был обманут", то надо наплевать на ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЫБОР РУССКОГО НАРОДА, на патриарха Сергия (Старгородского), на ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ 1945 -го года."
У Владыки этого нет: сами написали и с собой же спорите - известный приём!

Александр:"Не отказ ли в 1991-ом году от этого СОБСТВЕННОГО ПУТИ под благословение Церкви"...
Неправда! Покойный Патриарх Алексий2, будучи народным депутатом, и, следовательно РПЦ, проголосовал ПРОТИВ роспуска СССР (один из шести человек!).

Александр:"Нам уже 20 лет говорят о НОВОЙ РУССКОЙ идеологии- которая как в сказке будет дарована России и под эту сладкую архиерейскую песню"...
Говорят нам об НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ, а архиреи криком кричат: надо вернуться на свой русский путь.
Вот разделение и на лицо: прочитали одно, а поняли совершенно по-разному!

Антоний 8 ноября 2012, 00:24
Александр, ни о чем - это Ваши бредни. Глубоким анализом и прочим бесконечным трепом народ сыт по горло. Никакой благой целью нельзя оправдывать сначала братоубийственную войну, потом грабеж церкви, потом грабеж народа (коллективизация), потом миллионы убитых и замученных репрессированных собственных граждан и прочие ужасы. Вашу семью это не коснулось - и слава Богу! Иначе Вы бы пели по-другому. Почему Вы не говорите ни слова о том факте, что перелом и победа в ВОВ случились только после ослабления гонений на церковь в 1942 и полном их запрете в 1943 г? Ведь общеизвестно, что Сталин испугался прогневать Бога. Говорите про поедание остатков СССР, а не хотите вспомнить, как разрешили народу трудиться для себя, а потом наглейшим образом все отобрали? Может хватит плевать желчью, что все в Вашей жизни не так, как надо? Давно гложет вопрос: почему на православные сайты заходят коммунисты и им сочувствующие? Зюганов до сих пор собирает Вас потрепаться под красными знаменами, вот и ступайте туда! А если Вы православный - то займитесь делом каждого православного христианина - спасением СВОЕЙ души. А то так всю жизнь пенять на нее будете, а толку никакого.
Сергей 7 ноября 2012, 15:17
Ваше Высокопреосвященство,спасибо огромное за статью, солидарен с Вами. Надо начинать с себя.
Н.Н. 7 ноября 2012, 14:10
Борисов Б.А.:
"Ваше преосвещенство согласен с Вами, но не вижу оценки РПЦ дореволюционного духовенства..."

(Извините, но обращение к архиепископу - Ваше Высокопреосвященство)
Это выступление Владыки в Российском институте стратегических исследований (РИСИ), при чем 2-х годичной давности, где аудитория была неоднородная; "внешним" про проблемы РПЦ перед революцией 1917г, мягко говоря, не интересны, а воцерковлённым людям они известны. "Поражу пастыря - рассеются овцы".
Нам остаётся только сожалеть, что таких пастырей, как Владыка, нам сейчас очень и очень не достаёт!
Дорогой Владыка, здравия Вам, спасения и во всём благое поспешание! Многая лета!
Александр 7 ноября 2012, 13:44
Статья ни о чем.
И вот почему:
1.Нет глубокого анализа ВАЖНОГО ФАКТА: ПОЧЕМУ РУССКИЙ НАРОД (БОГОНОСЕЦ) так легко стал ВЕЛИКИМ СОВЕТСКИМ НАРОДОМ став для всего мира ОРИЕНТИРОМ для всего мира (Лучшее - образование, наука,культура)?
2. Далее по тексту:"Принято считать, что отход России от самобытного развития и постепенное разрушение национальной идентичности берут начало в эпохе Петра Первого."
А дальше анализ схода с собственного пути.
У меня вопрос: " не были ли, советские года, которые на Западе названы:
-Русским чудом
- РУССКИМ КОММУНИЗМОМ
- СОВЕТСКИМ НАРОДОМ
именно продолжением этого СОБСТВЕННОГО ПУТИ????
3. Если и дальше развивать мысль:" Де Русский народ 70 лет был обманут", то надо наплевать на ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЫБОР РУССКОГО НАРОДА, на патриарха Сергия (Старгородского), на ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ 1945 -го года.
4.Не отказ ли в 1991-ом году от этого СОБСТВЕННОГО ПУТИ
, под благословение Церкви , к тем КАТАСТРОФИЧЕСКИМ последствиям сегодняшнего безвременья и проедания остатков СССР?
5.Нам уже 20 лет говорят о НОВОЙ РУССКОЙ идеологии- которая как в сказке будет дарована России и под эту сладкую архиерейскую песню Народ заснул, а проснется без промышленности, образования, а если болотные постараются, то и без государств....
р.Б. Лариса, прихожанка Ново-Спасского монастыря30 ноября 2010, 17:44
Дорогой, Владыка! С интересом прочла Вашу статью, в которой Вы с любовью и в тоже время горечью и болью пишете о России. Сразу вспомнились Ваши вдумчивые проповеди, Ваше Слово, звучавшее и в стенах Ново-Спасского монастыря и в маленькой Церковки Казанской Божьей Матери, заставляющее задуматься о себе, об истинном смысле жизни... После Ваших бесед наступало какое-то озарение, светлее становилось на душе.
Спаси Вас Господи!
Борисов Б.А.23 ноября 2010, 16:21
Ваше преосвещенство согласен с Вами, но не вижу оценки РПЦ дореволюционного духовенства а самое главное-что намерена делать РПЦ после строительства храмов?. Я вижу что дела делаются,делатели есть но нет открытости? её ждёт народ, от власти 20 лет не дождались, монифест Михалкова? солгавший в малом солжет в большем.
Покаяние нет и слова о национальной идее тоже ветер уносит и солнце выжигает.
Андрей15 ноября 2010, 22:17
Достоевсий написал ;бесы;как был прав
иерей Сергий14 ноября 2010, 21:15
Низкий Вам поклон дорогой Владыка. Статья мощная, концептуальная, мировоззренческая. Сердце и душа радуются озаряемые светом Истины. Сегодня много идей витает вокруг заблудившегося русского человека, идей и мыслей много, а водимых Духом Истины мало. Не хватает решимости и решительности жить по заповедям Евангелия. Очень радует Ваша светлое видение путей исхода из "плена Египетского". Верим в торжество истин веры Христовой на русской земле.
Костя из Липецка12 ноября 2010, 12:17
Супер статья
Анна Старицкая12 ноября 2010, 06:23
Уважаемый Владыко!
Пишет Вам из далёкого далека послушница Анна. Сейчас я живу в далёкой Филадельфии (США). А родилась я в Галичском районе в деревне Шокша в 1944 году. Туда моя мама была эвакуирована из Ленинграда, а папу привезли по дороге жизни, когда он, работая на авиационном заводе в блокадном Ленинграде, дошёл до последней стадии истощения. В 1945 родители мои вместе со мной вернулись обратно в Ленинград. И потом в этой Шокше я побывала только один раз, когда мне было 12 лет. Помню, что мы ходили в кино в такое белое здание на берегу реки. Там же происходили танцульки, куда ходила моя старшая сестра. И вот много позже, когда я уже жила в США и стала верующей, мне приснился сон про эту Шокшу, про это белое здание, где крутили кино, и голос очень явственно произнёс: "А ведь здесь раньше была церковь". Я проснулась, стала обдумывать этот сон, и поняла, что, скорее всего, это правда, судя по расположению этого здания на берегу реки и в центре этой большой деревни. Восстановили ли эту церковь? Правдив ли был мой сон? Ведь он неспроста мне приснился. Простите, что я выскочила со своими воспоминаниями, но мне кажется, что мой сон иллюстрирует то, о чём вы говорите в своей замечательной статье. Была церковь, снесли купола и сбросили кресты,устроили клуб. Господи,прости нас, грешных!
Алекс.12 ноября 2010, 01:43
Виктору. На неправильно поставленный вопрос, мы всегда получим неправильный ответ. Речь в статье шла о России, а не о Советском союзе. Для советского человека да и то не для каждого запад казался почти раем на земле, казался он таким исключительно из-за товарного изобилия, а с точки зрения глубокого духовного обнищания СССР с Европпой были близнецами, гранями одной монеты и иногда мы даже опережали их в либерализме(к примеру мы первые в мире разрешили аборты).
Для человека имеющего Православные корни и чтущего традиции предков и дорожащего традиционными ценностями (родина,вера, семья, брак,долг и т.д) что Социализм, что Либерализм всё в одинаковой степени ЗЛО. Всё что спорит с Евангельской Истиной есть ЗЛО.
О том и статья была. Либо мы вернёмся к корням, либо погибнем, кстати говоря вместе с "красиво пахнущей" Европой. Корни то у нас тоже практически одни, Христианские, Россия-империя созданная Православием, Европа-союз созданный общей Христианской верой.
Косяков Михаил Васильевич11 ноября 2010, 20:13
Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка!
Благодарю Вас за эту статью: небольшую, но ёмкую, написанную прекрасным, действительно,русским языком. Владыка, Вы изволили обозначить несколько магистральных тем, касающихся нашей истории, которые свидетельствуют об их глубокой проработке Вами. По-видимому, простите, пожалуйста, за дерзновение, у Вас есть некий готовый труд по данной проблематике. С нетерпением буду ожидать продолжения публикаций.
Спаси Вас Господи.
Михаил.
Виктор11 ноября 2010, 17:06
Не ясно почему западно-европейская цивилизация как в старом советском анекдоте "разлагается но как привлекательно пахнет", а мы, стоит нам только повернуть оглобли дабы следовать путями указанными европейскими гуманистами, разверзаем адские пучины? Правда в самом вопросе похоже содержится ответ.
Владимир11 ноября 2010, 15:17
Спасибо отец Алексий за анализ нашей истории. Очень глубоко и понятно изложено. Хотя душа и болит, но есть понимание почему это произошло и многое становится ясным.
Геннадий11 ноября 2010, 13:50
Полностью согласен.Историю забыли, а новое поколение сейчас ее вообще не знает.Что уж говорить об отражении духовной реальности. Разрыв нашего общества с Богом увеличивается. Как-будто мы все сидим на льдине, которая во время ледохода оторвалась от берега. Многие ликуют и хвалят руководителей, которые выводят льдину на стремнину, где больше скорость, чтобы быстрее попасть в манящее и прелестное будущее.Ведь знают, что льдина растает, но стараются об этом не думать, пока есть время для веселья и ликования.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×