– Что привело вас в Оптину пустынь? – спрашиваю я Ричарда Хайнса.
Ричард думает недолго:
– Стихи Элиота и романы Достоевского. Знаешь стихи Томаса Элиота?
Роюсь в кладовой памяти. Американский поэт, переехал в Англию, религиозные и философские стихи, Нобелевская премия… Нет, не могу вспомнить ни одного стихотворения…
Ричард смотрит с легкой укоризной:
– Все знают Элиота. «Hollow men», «Ash Wednesday», «Little Gidding» – «Полые люди», «Пепельная среда», «Литл Гиддинг». Говоришь на английском – неужели не читала? Почитай!
Дома читаю Элиота и пытаюсь понять: какие именно строки запали в душу этому американцу? Может, вот эти:
Пепел на рукаве старика –
Всё, что оставили зимние розы.
Пыль над седой головой –
Всё, что осталось от прожитого.
Или вот эти строки?
Если захотите ещё раз пройтись
Этой дорогой в другое время,
Она останется такой же: нужно только
Отказать от суждений. Вы здесь не для того,
Чтобы устраивать проверку. Вы здесь
Для того, чтобы стать на колени и молиться.
И молитва будет больше, чем слова,
Чем сознающий мозг, чем звуки от молитвы.
И это будет то, что мертвые хотели рассказать,
И это будет больше, чем язык живущих.
Здесь, в Англии или нигде,
Пересечение вневременного с временем.
Всегда и никогда.
Приезд Ричарда в Оптину – тоже из пересечения вневременного со временем. Потому что здесь он решил для себя главные вопросы в своей жизни.
– Можно я напишу о вас для сайта «Православие.ру», Ричард?
– Можно! Хочешь – сфотографируемся на память? Сейчас, я только возьму букет цветов… Мне подарил их мой духовный отец!
“Эти цветы мне подарил мой духовный отец!” – с радостью и гордостью: теперь у него в Оптиной есть духовный отец
Последнее – с радостью и гордостью: теперь у него в Оптиной есть духовный отец.
Ричард приехал в Оптину из Южной Каролины. Этот южный американский штат когда-то был полностью сельскохозяйственным и славился хлопковыми плантациями. Мой собеседник гордится предками, которые стояли у истоков основания американского государства.
Южная Каролина имеет климат субтропиков и прозвище штата сабаловых пальм. Девиз штата – «Dum spiro – spero» – «Пока дышу – надеюсь». Лозунг: «Smiling faces, beautiful places» – «Улыбающиеся лица, красивые места». И Ричард на самом деле постоянно улыбается.
В свое время этот американец занимал ответственные должности в правительстве. Департамент штата Южная Каролина. Сейчас Ричарду 66, и он занимается консультациями в области политики и бизнеса. Наверное, теперь он более свободен, чем раньше, и может делать, что захочет.
Пару лет назад у Ричарда умерла жена, он ее очень любил. У него двое детей. Взрослая дочь собирается написать книгу о роли настоящей семьи в жизни человека – наперекор легализации однополых браков. Так что вот такие они – Хайнсы – идут против течения.
В 2014 году Ричард ездил в Сирию на антитеррористический форум. Там познакомился с журналисткой Марией Мономеновой из российской делегации. Они разговорились, и Ричард услышал от Марии слово «Оптина». Он человек начитанный, ему всё интересно. Интересно ближе узнать характер русских – тех, о ком читал у Достоевского.
Он – Марии про имперские замашки России: дескать, у вас – «Москва – третий Рим». А Мария ему: кто сильнее духовно – должен служить слабейшим. Должен о них заботиться. Быть духовной надеждой и опорой. Как Господь ноги ученикам умывал. Ричарду такие речи из уст не убеленного сединами старца, а молодой девушки было слышать крайне непривычно. Видимо, молодые американки не склонны рассуждать о духовном.
Они выходили после официальных мероприятий погулять по Дамаску, и Мария восхищалась: святая земля! здесь же – апостол Павел, здесь – Божия Матерь… Еще Мария рассказывала об Оптиной пустыни, о духовном отце, у которого окормляется в Оптиной, – и Ричард сказал: «Я приеду в Оптину!»
Мария думала: он только собирается, только говорит об этом – но не приедет. А он приехал.
Оптинские иноки показали Ричарду монастырь, его сводили в скит и в келью преподобного Амвросия. Они съездили с Марией в Клыково на могилку старицы Сепфоры. Ричард исповедался у духовного отца Марии.
На этом месте я рассказ Ричарда вежливо прерываю:
– А вы протестант?
– Я был членом Англиканской церкви. Знаешь про эту церковь?
– Немного знаю… Так называемый «средний путь» между католиками и протестантами. Официально считают себя католиками. Признают традиционные таинства, Евхаристию. К Англиканской церкви принадлежал Клайв Льюис. А почему «были членом»?
– Потому что здесь, в Оптиной, я решил принять святое крещение и стать членом Православной Церкви!
– Почему вы решили принять крещение в Православной Церкви?
– Я всегда искал… Искал путь в жизни, искал истинную веру – понимаешь?
– А можно спросить, что именно заставило вас почувствовать, что вы нашли эту истинную веру?
– Дух. Атмосфера Оптиной. Благодать Оптиной. Я почувствовал сердцем – что здесь то, что я так долго искал. Почти всю жизнь. Искал – и нашел.
В субботу Ричарда окрестили в Оптиной. В крещении он получил имя в честь преподобного Амвросия. Это имя он выбрал сам
В субботу Ричарда окрестили в Оптиной. В крещении он получил имя Амвросия в честь преподобного Амвросия, старца Оптинского. Это имя он выбрал сам. Сияющее лицо новокрещенного было видно издалека – он высокого роста и говорит громко. Все, даже незнакомые, поздравляли его с крещением – а он удивлялся добросердечию русских.
Он попросил духовного отца Марии взять его тоже в духовные чада.
Ричард во время нашего разговора ненадолго становился серьезным, а потом его лицо опять озаряла улыбка. К американским улыбкам я отношусь с некоторым недоверием: у них улыбка – это форма вежливости, а не искренней радости, как в нашей культуре.
Через пару дней после отъезда Ричарда встретила Марию.
– Машенька, как проводили Ричарда в Москве? Он, наверное, прощаясь, как обычно улыбался?
– Нет. Ты знаешь: прощаясь – он заплакал.
Про имперские замашки России, Ричард видимо имел ввиду не желание России кому либо подчиняться и желание как сильной державе полагаться на свои силы и быть независимой от влияния других стран. В этом случае диалог логичен.
По поводу духовности молодых американок. Я живу в Канаде. Это Северная Америка. Политика и финансовый рынок общие с США. Принципы и менталитет тоже. Поэтому я могу делать выводы о духовности местного населения. За пять лет, я не встретила ни одной девушки в возрасте от 19 до 29 которую интересовала бы тема духовности. Повсюду насаждается тема потребления. И молодежь к сожалению, интересуют очень приземленные вещи: секс, тусовки, одежда, развлечения, как заработать. Другое, должно прививаться с детства, но влияние ювенальной юстиции вносит свои коррективы. Родители минимизируют свое влияние на детей, а общество прививает ценности выгодные ему.
Безусловно, исключения наверняка есть, я не могу знать все и всех. Лишь делюсь своими впечатлениями.
Надеюсь я отчасти ответила на Ваши вопросы.
Ричард спросил о враждебной политике России по отношению к других странам (которые есть слабее чем Россия).
Мария ответила - "кто сильнее духовно – должен служить слабейшим", не понимаю логику, объясните, пожалуйста... Это значит, что Россия должна служить слабым странам?
Объясните, пожалуйста, почему "молодые американки не склонны рассуждать о духовном"? Я верю, что в каждой стране и в каждом народе есть духовные люди и менее духовные...
Спасибо за каждый ответ.
Господи, прости нас всех грешных, ищущих и нашедших путь к тебе. Храни Вас Господь, Амвросий ! Поздравляю вас с новым рождением.
Благослови его Бог и всех близких его.
Ну держись брат, теперь начнётся...