Мысль, которую я собираюсь произнести, пришла ко мне во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины. И не только Родины, но и всего человечества, потому что и эта тревога доступна отдельно взятому сердцу. Впрочем, тревога не только о таких громадных величинах, как Родина и человечество. Есть тревога о человеке вообще, о ближних и дальних. О том последнем человеке, который смотрит на звезду и моргает. Которого не любил Заратустра за то, что тот всё округ себя делает маленьким. Это было во дни тревоги также и о собственной бессмертной душе, и во дни сомнений в ее бессмертии, ибо и такие сомнения могут быть у сердца. Среди всего этого мучения, не видного глазу, легла мне на душу мысль, прохладная и ясная, как Гедеонова роса. Вот она, собственно: самое красивое, что есть в мире, – это монашество. И не только красивое, но и самое свободное, самое дерзновенное, самое умное.
Монашество как идея, ставшая фактом и локализовавшаяся в Афоне и Соловках, в Дивеево и на Валааме. Но не только исторически явленное монашество, а и способность возникнуть всюду, хоть бы и в пустынях Аризоны, где только есть христианская честность и христианская смелость вместе с последовательностью и желанием принести всю жизнь в дар Христу.
Да разве это новость? – спросите вы. Да разве это новость? – спрашиваю и я сам себя. Ведь это скорее какая-то банальность для одних и полный нонсенс для других. Но нет, говорю вам, нет. Монашество действительно самое умное и смелое, красивое и свободное явление. И это особенно должно быть понятно сейчас, когда костюм цивилизации расползается на теле человечества. Есть такие костюмы, которые шьют для мертвецов. Они красиво смотрятся, но только на покойнике, потому что сшиты в одну нитку и расползутся в куски, стоит их по ошибке надеть. Наш мир, летающий в космос и трясущийся в клубах, поклоняющийся прибавочной стоимости и торгующий всем, от нефти до наркотиков и вырезанных почек, как раз похож на покойника, лежащего в незакрытом гробу под дождем. Костюм промок и клочьями сползает с него, обнажая мертвое тело. Сейчас придется немного поворчать. Совсем немного.
Мир прогнил. Если эту фразу вложить в уста голливудского ковбоя, она будет звучать так: «Мир, черт возьми, действительно прогнил!» Правда, если лететь над Сибирью или Великими озерами, то возникает чувство, что мир чист и огромен, а человек – это только невесть что возомнившая о себе букашка. Но правда также и в том, что человек – царственная букашка. Царственная букашка, прогнившая изнутри. И теперь она, в силу царственного достоинства, катится в тартарары и тащит за собою и Великие озера, и Сибирь, и Мировой океан.
Что спасать вначале и за что бороться? За окружающую среду или за раковых больных? За исчезающие виды животных или за впроголодь живущий Африканский континент? Против чего бороться: против пластиковых бутылок и целлофановых пакетов или против власти безликой бюрократии? А может, против транснациональных корпораций и оболванивающей поп-культуры? Да и как бороться? Всё, что испробовано до сих пор, лишь углубляет раны и умножает цепи. В борьбе за счастье мы получили политику без совести, брак без верности и школу без молитвы, – говорит Сербский святитель Николай.
А может, не бороться, но спрятаться? Убежать в бар, который в подвале, или в ресторан, который на крыше? Убежать в химическую грезу, в порнографию, в затянувшееся самоубийство? И куда деваться тому, кто имеет совесть, но не знает, что делать? Идти на бунт, прибегать к терроризму – революционному или религиозному? Тут я опять заявляю, что есть монашество.
Значит ли это, что я зову всех в монахи? Вовсе нет. Хотя бы потому, что и я не монах. Но нужно понимать, что монашество – это бунт. Бунт, а не бегство. Причем бунт самый радикальный, самый обидный для всемирного Карабаса-Барабаса с его пыльным ящиком для кукол и плеткой в семь хвостов. Нам потом еще предстоит выяснить, что может быть общего с монашеством у человека, видящего в нем идеал, но не являющегося монахом. А пока повторим, что это бунт, а не бегство. Умный бунт: всё вижу, всё понимаю и плюю на ваши мнимые ценности, на ваши пестрые приманки. Я изымаю свой собственный ум из круговерти бессмысленно вращающихся умов и ставлю его на камне. «На камень вознесл мя еси». «Камень же бе Христос». В таком бунте скрыты творческие ответы на те вопросы, которыми современный мир измучил человека.
Главное слово сказано, и его предстоит доказывать. Есть всего два пути в мысленном путешествии. Можно сначала произнести тезис, а потом одевать его в аргументы, начиная с нижнего белья и заканчивая носовым платком в кармане пиджака. А можно, наоборот, обрисовать некую общую картину, сжать ею сознание собеседника и потом толкнуть его в единственную тобою же открытую дверь. Мы уже стали на первый путь.
Почему монашество – бунт? Потому что оно бросает вызов основам рабства и страдания, а не их атрибутам
Почему монашество – бунт? Потому что оно бросает вызов основам рабства и страдания, а не их атрибутам. Люди – страдающие рабы. Против рабства они бунтуют, от страданий бегут. Но рабство умело меняет формы, не меняя сути. А страдание настигает человека без труда. Основы же рабства и страдания – самолюбие, славолюбие, сластолюбие. Плоды падшей природы, личинки, отложенные грехопадением.
На этих сначала личинках, а затем китах плавает всемирного горя Град Земной, противоположный Иерусалиму Небесному. Кто не распознал этих врагов (славолюбие, самолюбие, сластолюбие) и хочет бороться за счастье, тот слепец, раздираемый внутренними противоречиями. Посмотрите на известные вам революции. В них всюду вы увидите горстку сознательных подлецов и армию обманутых глупцов. Первые на плечах вторых будут всегда карабкаться в гору, чтобы оседлать властный трон и заплатить обманутому стаду худшей тиранией, нежели была до сих пор. Вы увидите игру на низких инстинктах: на зависти, на жажде крови, на опьянении вседозволенностью. Вы увидите волков в овечьих шкурах и смокинги поверх этих самых шкур. Вы увидите целые стада овец, желающих тоже стать волками. Монах видит это, и потому его нет там. Он не может никого переубедить, но он может махнуть рукой и удалиться. Знаете ли, что этот один удаляющийся наносит темному врагу нестерпимую обиду, хоть у врага в руках и находятся беснующиеся миллионы?
У того мира, который мы привыкли называть цивилизованным (в чем есть ошибка, так как цивилизаций много, а нам внушили, что она одна и она универсальна), есть несколько символов, доставшихся по наследству. Сегодня это денежный знак, техническая новинка и девушка в купальнике на капоте автомобиля. Но это новая блажь. А были древние символы, достойные внимания.
Во-первых, книга. Ибо цивилизация умна и этим гордится. Затем – глаза. Даже не Всевидящее Око в равностороннем треугольнике, а человеческие глаза как самая яркая принадлежность сознательной личности. Не натюрморт и пейзаж, а портрет исчерпывающе выражает развитие цивилизации, которую когда-то интересовала Личность. Портреты, висящие по стенам бесчисленных музеев и выставок, портреты, глядящие на нас из далекого «вчера», – это символ цивилизации, которую интересует личность. Ведь цивилизация когда-то любила личность, за нее и ее права боролась, о ней тревожилась. Сегодня всё это стало риторикой и дымовой завесой, а сутью цивилизации стало порабощение личности и изощренное издевательство над ней.
Еще символом цивилизации можно назвать руку, точнее – кисть человеческой руки. Это удивительно умелый орган, ловкий и сильный, количеством пальцев напоминающий о количестве ран на Теле Спасителя. Рука, замешивающая тесто; рука с кистью или циркулем; рука с четками или пишущим инструментом. Именно эта человеческая рука, сильная и умелая, протянута к Богу на одной из известнейших фресок. Ей и Он протягивает Свою руку в ответ. Такой символ достался нам от художников дальних веков. Правда, и из этого символа рекламистами высосана кровь, и то, что символизировало раньше взаимное стремление Бога и человека, сегодня символизирует временную слуховую связь между людьми при помощи мобильного оператора.
Есть древние символы цивилизации: книга, глаза, рука. Всё это есть у монаха
Книга, глаза и руки. Всё это есть у монаха. Он не может, не должен, не имеет права жить без книг и труда. Поэтому его глаза красивы. Они глубоки и красивы. В них есть боль личных поражений и радость Христовой победы. В них есть то богатство утаенной жизни, которое так трудно отыскать в погасших глазах усталого современника, в наглом блеске глаз телегероя или политического представителя золотого миллиарда. Одни растеряли душу, другие продали ее, поэтому им теперь нужны солнцезащитные очки или линзы.
Труд и знание достойны уважения. Паразитизм и непрестанный поиск удовольствий достойны презрения. Найдите первое и бегите от второго. Тропинки поиска или дороги бегства рано или поздно приведут вас к воротам христианской обители. Вы будете чувствовать себя там как турист и всему удивляться. Вы будете чувствовать, что совершаете путешествие во времени. Что это? – спросите вы. Неужели так можно жить? В наше время?
Первым, что удивит в монастыре, будет тишина. Потом – красота
Возможно, первым, что родит удивление, будет тишина, а вторым – красота. Тишина изгнана из городов, потому что слишком страшно то, что совесть в тишине шепчет человеку. Что же до красоты, то мир вообще красив, но особенно там, где человек молится. Там веселей поет птица и охотнее расцветает роза. Монастыри похожи на райские сады в тех местах, где тепло. Если же монастырь вырос там, где погода сурова, он будет похож на крепость или древний замок, а красоту цветов заменит красота гор, снегов, проплывающих по небу облаков.
Красота, купленная трудом и молитвой, книга, келейные слезы и вечная занятость, да еще и особое путешествие вглубь – вот монастырь. Если путь проходится правильно и не сбился человек, то плоды, которые он будет срывать, – свобода, бесстрашие, избавление от иллюзий, дружба со святыми и усыновление Богу. Сравните это с ежедневной суетой и грохотом повседневности, с ее измучивающими нуждами и тревогами. Сравните это с бытовой злобой и завистью, в которых киснет жизнь. Подумайте о тех «скелетах в шкафу», которые есть у всякого улыбающегося цивилизованного человека. Подумайте о том, что мир вообще нам может дать, кроме очередной распродажи и газетных новостей об очередной катастрофе. Прислушайтесь к современному человеку, всмотритесь в него. А теперь думайте, думайте и не говорите, что всё это маловажные вещи.
Монах на Скадарском озере. Фото: иером. Игнатий (Шестаков)
Но что делать, если мы пленились этой всплывшей над океаном пошлости Атлантидой – монашеством? Ведь все не могут быть монахами. Не только оттого, что это воспрепятствовало бы продолжению рода. Это как раз чепуховое и поверхностное суждение. Просто к монашеству способны единицы, а не миллионы. Просто человек, вошедший в эту реку и не научившийся предварительно плавать, даже не взявший спасительный круг, рискует утонуть. Мало ли мы знаем трагических историй о катастрофах в монашестве. С древности и до сегодня таких историй множество, и они подлинно ужасны.
Конечно, всем не только не надо, но и строго воспрещено быть монахами. Но всем рекомендуется монашество полюбить, облобызать хотя бы издалече, втянуть ноздрями воздух его. «Свет инокам – Ангел; свет мирянам – инок». Так говорил Лествичник, и эти его слова сильно запали в душу древнерусскому человеку. Не давая обетов и не одеваясь в черное, человек способен почуять душой ту глубокую красоту, которой отмечен молитвенный подвиг вдали от мира. И тогда человек полюбит долгие службы, поездки к святыням, наставления старцев, книги по истории и аскетике. Собственно, этим и характеризовалась Русь. Убегая от современного грохота, от содомских речей и ненатуральной пищи, мы вдруг прибегаем к тому идеалу, который Русь полюбила на самой заре своей истории! Мы прибегаем к восточному монашеству, его идеалам и облагораживающему влиянию на окружающий мир. Получается, что до географических открытий и появления машин, до научного прогресса и массовых коммуникаций Русь – самое главное в человеческой истории. То, что и сегодня является почти единственной альтернативой и единственным противовесом, удерживающим остров под именем Человечество от сползания в море под именем Смерть.
Русь, оказывается, была подлинно прозорлива. Она полюбила в христианстве не что-то промежуточное и второстепенное, а сердцевину – аскетический и нравственный идеал. Мысля о своих идеальных формах, Русь считала, что мирянин от монаха отличается только чадорождением. Даже жизнь в семье не отличает того и другого, поскольку монастырь – тоже семья. Батюшки и матушки, братья и сестры – наша привычная лексика. Миряне – это просто «чадородцы», а всё прочее – мысль о Грядущем Царстве, земные поклоны, терпение, память о Боге, Таинства – у них с монахами общее.
Русский человек любил на богомолье сходить, долгую службу выстоять, натрудить тело поклонами. Любил сосредоточиться, помолчать, послушать тех, кто умнее его. Мало-помалу эта умная красота возвращается в души, даже при общемировом поклонении идолу комфорта и идолу разврата. И чем больше идол комфорта и идол разврата требуют себе поклонения, тем настоятельнее необходимость того, чтобы монах был настоящим монахом, а мирянин брал с него посильный пример. Православная вера остается монахолюбивой. Именно это указывает на то, что у нас есть надежда. Эта же любовь объясняет нам и нашу историю.
В Византии монахи были противовесом юридически грамотному, культурно изящному, в целом грандиозному строению Империи. Монашеская простота и смелость, монашеская свобода и чудотворная молитва были указателями на Иной мир и смиряющими факторами для земного величия. Без монашеской соли Империя лопнула бы от гордости или утратила ум от самолюбования. Русь восприняла всю эту красоту, будучи нежной и молодой. То, что у Византии было в конце, мы приняли как начало. Настоящий, конечный идеал жизни мы приняли, а весь долгий путь к нему нам еще предстояло пройти. Оттого так трудно было не ошибаться. Так трудно было найти гармонию между уже подаренным идеалом, хранением его, с одной стороны, и неизбежным развитием, переменой форм – с другой.
Чтобы быть особенно успешным в этом мире (успешным только на некое время), нужно полностью омертветь для звуков из иного мира. Нужно приобрести бесчувствие к прикосновениям иной реальности. Запад честно пошел по этому пути и, как пиявка от дурной крови, стал набухать и становиться сильнее. А мы недоумевали. Как же – и Бога оставил, и силой наполнился? Можно ли это? Ведь явный соблазн. Отсюда то отторжение, то спешное желание воплотить всякую западную идею, желание догнать и перегнать. И вот наконец стало ясно, что у Колосса с золотой головой и серебряными плечами ноги глиняные. Даже – пластмассовые. А у нас хоть голова не то что не золотая, но еще иногда и немытая, но зато ноги свои, а не глиняные. И там, где раньше мы видели только величие человека и его победы – одни победы и победы, – там мы видим теперь только аккуратный фасад, за которым человек гниет, тоскует и развращается.
Хватит говорить о том, что мы не творим, а подражаем. У нас есть нравственно-аскетический идеал. Это не безделица
Хватит говорить о том, что мы не творим, а подражаем. Что мы сидим в тени и устранены от общего училища человечества. Хватит. Если бы сам Чаадаев жил сегодня, он бы этого уже не сказал. У нас есть нравственно-аскетический идеал, который воплотился в восточном монашестве и полюблен нами с самого начала нашей личной истории. Это не безделица. Это стержень человеческой жизни. Представьте, что у вас есть колодец с водой. Эка невидаль! Воды везде у всех полно. У некоторых даже есть джакузи и автоматический полив газона, а у вас только колодец. Но теперь представьте, что у всех лопнули трубы, засорились каналы, зашипели краны и пересохли источники. А у вас – колодец! Тот самый колодец, но неимоверно возросший в цене. По сути – бесценный колодец.
Таким бесценным колодцем в эпоху отчаяния и общего невроза, бытового безбожия и всемирной тоски у нас является Православие. Православие, а в нем – Семья, Покаяние, Литургия, Таинства. И конечно – монашество, которое столько раз уже удерживало нас на краю и до сих пор удерживает.
Это и есть та прохладная, как Гедеонова роса, мысль, пришедшая ко мне во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о собственном бессмертии, о Фрэнсисе Фукуяме, Фридрихе Ницше и последнем человеке, который моргает, глядя на звезду.
К чему это я?! Большинство из нас представляют свою жизненную позицию и положение как более совершенную, но каждый из нас и так счастлив, если он со Христом, и не изнемогает, и нет нужды высказываться: " Я счастлив, потому что..." Такие высказывания напоминают остановку в пути изнуренного как внутренними, так и внешними проблемами человека. Прошу прощения у всех, кому не понравилось мое мнение.
Что бО’льший подвиг: монашество или семья? или так - что бО’льшее служение Господу? Наверное, не стоит так ставить вопрос, противопоставлять одно другому (представляю, как сейчас в меня полетят камни..), но тем не менее, такой вопрос возникает. Больше к женскому монашеству. Я когда вижу молодых девушке в монастырях, всегда думаю: сколько же ты, родная, могла родить и воспитать в православии себе подобных? Сколько радостных минут пережить, держа в руках маленькое счастье, Богом данное? Постоянный труд: бессонные ночи, бесконечная забота о малышах, трудное время взросления детей, работа над собой, домашние заботы, внимание мужу, усталость, радость итд итд, и при этом, постоянная молитва. Это ли не подвиг ради Христа, не предназначение женщины: родить, воспитать и отправить в жизненный путь новых воинов за веру и Христа? А завершив этот труд, можно и дальше трудиться ради Господа, но уже в монастыре: молиться за своих детей, за всех нас, за Русь, за христиан. Кто ж будет умножать веру православную, если не наши дети, а кто их рожать будет?
Заметил, что последние из двух статей на Вашем сайте - о звездах. И это как раз в конце августа/начале сентября, когда лучше всего обозримо звездное небо. Дивен и прекрасен мир Божий, посредством красоты которого Господь вдохновляет нас, уподобляясь Ему, творить! Слава Богу!
Монашество - это, когда главное в жизне молитва.
Монашество - это чистота.
Также и монахи-духовники могут давать советы по семейной жизни. Заповеди для всех одинаковые. А сила монашеской молитвы такова, что им (монахам) не только многое открывается о человеке, но и ощутимо повлиять на ход событий они могут. Не зря в монастыри за окормлением устремляются не только ищущие духовной жизни, но и с банальными житейскими вопросами...
Помоги, Господи, возродиться монашеству в России.
Статья, конечно, пустая. Правда, для меня она пустая в основном потому, что поверхностная. А Вы, насколько я понимаю, считаете, что бегство на самом деле есть, и упрекаете монахов за недостаточное миссионерство или его полное оставление.
Молчание - хранение ума.
Уж каков был блестящий ритор и проповедник, и миссионер свт. Иоанн Златоуст, а и для него идеалом были монахи (см. Беседы на Евангелие от Матфея). Значит, есть нечто выше миссионерства. У каждого свое дело.
Смелое и безапелляционное утверждение, которому дивлюсь не только я, но думаю были бы весьма удручены Великие нерусские святые (от Первомученика Стефана до Паисия Святогорца не исключая основателя монашества Антония Великого.
Что хотел сказать автор? Что русское монашество особенное и ближе к Богу чем условно греческое?
Или, что Русь чем то лучше других стран ( наверное потому, что русский народ Богоизбран?)
Примерно так же думали о себе евреи 2000 лет назад ( хотя в данном случае это и была правда!) , и что? Ждали Мессию и не узнали его?
Примерно так же мыслили 1200 лет назад некоторые Римские папы, о "особо высоком месте Рима". Вышел раскол, с чудовищными на самом деле последствиями, от инквизиции до эвтоназии.
Примерно так же думали о себе высоколобый славянофилы, высокомерные аристократы и черносотенные казаки лет 100 назад. Где казаки? Где Великая Российская Империя от Цареграда до Харбина? Пожрал страну изнутри голодный озверевший народ.
Монашество, это прежде всего смирение. Ибо Господь гордым противится. И конечно место России определит Господь, в свое время. Боюсь очень я, что время это не за горами. Надеюсь, что приговор смягчат Батюшка Серафим, отец Иоанн Кронштадский и прочие и прочие Русские Святые, порой не уступающие, иногда превосходящие своей святостью своих иностранных братьев.
Ибо для меня жизнь - Христос,...Флп.1:21
Не монашеский подвиг умервщления своей плоти,а подвиг Христа на Голгофе,Его победа над смертью стоят в центре веры всякого христанина,именно Ему мы должно подражать,как и апостол Павел говорит: 1Кор.4:16 Посему умоляю вас:
подражайте мне, как я Христу.
Разве Иисус Христос был монахом или апостолы были монахами?
Если бы Они делали тоже самое,что и монахи,то сатана мог до сих пор жить спокойно,никакой победы над ним не было бы.
Сатане и нужно,чтобы прятались в затворы,становились отшельниками и убегали в с свои пустыни, чтобы не проповедывали Евангелие.Монашество закрыло уста христианам,отныне в почёте молчальники.
Этот свет нужен миру как воздух...
"Монахи - возлюбленные чада Господни," - говорил новомученик Оптинский иеромонах Василий (Росляков).
"Монашество, это не бунт против мира. Монашество, это любовь к Богу. Если не так, то напрасны все отречения. Итак вы заблуждаетесь. Научитесь, что значит милости Хочу, а не жертвы"
Не может человек служить Богу и мамоне. Поэтому любовь к Богу - это и вражда к мiру, а значит и бунт против него. Одного другому не мешает и не противоречит. Это просто разные грани одного и того же бриллианта. Не надо пытаться быть учителем еще не научившись любви самому.
Ведь брак -- это бунт против современного мира: как отважиться на брак, когда наше общество призывает не регистрировать отношения, как отважиться иметь много детей, когда ни денег, ни помощи государство не оказывает, как найти в себе силы сохранить семью, когда совсем тяжело...
Так замечательно, что Вы -- протоиерей, что имеете семью и делитесь иногда своим опытом. И что честно говорите, что это не так уж и просто, когда ты женат и дочки на выданье...
Для мирян именно такие размышления важны!
- скоп, заговор, возмущение, мятеж, открытое сопротивление законной власти (Даль).
- стихийно возникшее восстание, мятеж (Ожегов, Ушаков);
сопротивление законной власти... Антихриста! Проявляющейся и грядущей. Именно об этом статья! И о выработанном для этого пути - последовательном пути - монашество.
- скоп, заговор, возмущение, мятеж, открытое сопротивление законной власти (Даль).
- стихийно возникшее восстание, мятеж (Ожегов, Ушаков).
"..Получается, что до географических открытий и появления машин, до научного прогресса и массовых коммуникаций Русь – самое главное в человеческой истории. То, что и сегодня является почти единственной альтернативой и единственным противовесом, удерживающим остров под именем Человечество от сползания в море под именем Смерть."
Простите меня, Отец Андрей, но вокруг нас все же не Та Самая Русь, а современная Россия. Со всей её грустной и страшной статистикой по коррупции, абортам, разводам, смертности, преступности и т.д. Можно бунтовать против этого громко, можно тихо, можно вообще молчать - но вокруг именно это. А не град Китеж, как бы ни хотелось в нём оказаться. И как долго Господь сохранит сокровенный Колодец Православия за нашей, все еще пока Русской Цивилизацией - это, согласитесь, только Ему известно..
С уважением
р.Б.Сергий
Гордей Кабачков, персонаж комедии К.Шахназарова "Добряки" по одноименной пьесе Л.Зорина, подвизался в Институте античной культуры. Он был посредственным ученым - таково было общее мнение сотрудников института, неоднократно высказываемое на кафедре, впрочем, в неизменно деликатной форме. Гордею предстояла защита диссертации. Предприимчивый соискатель в беседах тет-а-тет со всеми членами диссертационного совета убедил каждого из них в том, что защита его диссертации не состоится - все проголосуют "против". Рассчитывая на доброту собеседника, он просил проголосовать "за": хотя бы один голос "за" при закрытом голосовании! Результатом голосования было единогласное "за". Следующим завоеванием Горушки было кресло директора института.
Полагаю, что никто из специалистов не будет полемизировать с о.Андреем. Ну, а нам, дилетантам, можно.
Читала не в одном месте у авторитетных авторов, что монашество возникло как протест (не путать протест и бунт) против холодности в вере и извращении ее.
Чей это был протест? Предлагаю подумать о словосочетании "избранный сосуд".
Большое спасибо за статью отец Андрей. Начало воцерковления нашей семьи совпало с началом чтения Ваших статей, прошло полгода, бывает и очень тяжело, но мы всегда ждем и читаем. Пишите, пожалуйста, пишите. С благодарностью.
Храни Вас Господь, отец Андрей!
Спасибо за статью. Как говорят монахи, в монастырь не уходят, а приходят. Не от страданий бегут, а идут к Богу.
Спасибо и за классику: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах…».
Читая Ваши строки ,чувствую абсолютное согласие с Вами.
Постоянно лювлю себя на мысли -как люди не видят,что их мир с постоянной гонкой за долларом,карьерой,отдыхами в таиландах,желанием во что бы то ни стало омолодиться-прогнил совершенно.Это как поиски призрачного счастья,которое все время убегает .А монахи -точно названо-бунтари!Им ничего не нужно от мира сего.Какие это сильные духом люди.
Слава Богу за все!
Некоторые уже епископы.
Слава Богу за все.