Из многих монастырей исчез дух свободы и благородства

«Святая Гора» впервые на русском языке публикует малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками. В публикации использованы материалы книги Από την ασκητική καί αγιορείτικη παράδοση. Αγιό Όρος, 2011.

«Из многих современных общежительных монастырей исчез дух свободы и благородства, который там прежде был. В прежние времена монах хранил послушание, но при этом когда хотел – работал, а когда чувствовал необходимость – мог и помолиться. Например, хлебопекарь, когда по тем или иным причинам не мог совершать духовную работу, даже ночью мог начать просеивать муку.

Сегодня же во многих монастырях установились казарменные порядки, что препятствует гармоничному духовному развитию монахов. Некоторые обители стали похожи на приюты. В прежние времена в основе жизни монастыря лежало желание каждого монаха поработать ради своих братьев».

***

«Когда сталкиваются два камня – высекаются искры. Но когда один предмет мягкий, даже если он столкнется с жестким – никаких искр не будет. Так и с людьми. Смиренный человек – мягкий. Во время столкновения он отступает, благодаря чему удается избежать беды».

***

«Есть люди, которые ревностно начали свой духовный подвиг, но в какой-то момент застопорились на месте на своем пути к Богу. Произошло это потому, что изначально в их ревности по Бозе был замешан эгоизм.

Предположим, у кого-то было 30 процентов ревности и 70 процентов эгоизма. Со временем ревность по Бозе утратилась и духовный прогресс приостановился. Нет топлива. Если бензин сильно загрязнен посторонними примесями – мотор на нем работать не будет».

***

«Когда человек молод и стремится подвизаться любочестно – он строг к себе и к окружающим. Но по прошествии лет, если он продолжает жить по-подвижнически, он становится строже к себе и снисходительным к своим ближним».

***

«Жизнь в общежительной обители помогает нам увидеть себя. Каждый ближний – зеркало для нас. Мы видим его добродетели (всех без исключения своих детей Бог украсил какой-нибудь добродетелью) и стараемся ему подражать. Видим и его недостатки, после чего заглядываем вглубь своей души и видим, что у нас те же недостатки присутствуют в гораздо большей степени. Так мы смиряемся и получаем большую духовную пользу».

***

«Нерадение происходит от того, что мы не почувствовали красоту духовной жизни. Когда душа не расположена к молитве, необходимо понуждать себя к ней. Постепенно будет приходить аппетит к молитвенному общению с Богом и душа начнет чувствовать радость. Здесь можно привести пример больного. Что бы он ни ел, суп или сладости, все кажется ему безвкусным. Но он понуждает себя, ест через силу и в результате набирается сил, выздоравливает и начинает чувствовать вкус еды».

***

«Однажды в Иверон пришел юноша, желавший принять монашество. Он в возрасте 18 лет переехал в США, где нашел возможность заработка и свободного времяпрепровождения. Ночи напролет он проводил в развлечениях. Все свои деньги тратил на женщин. К 35 годам он во всем разочаровался и задумался над своей жизнью: “Что мне теперь делать? Я живу хуже, чем животные. Поеду на Святую Гору Афон”.

Так молодой человек стал монахом в Ивероне. Чувствуя раскаяние за свои грехи, он всецело посвятил себя аскезе. За его великие труды Бог благословил его духовными дарами.

Однажды отец Афанасий (который был человеком по-настоящему духовным) решил испытать монаха и проверить, действительно ли он достиг бесстрастия или все еще подвержен влиянию помыслов.

Он спросил его:

- Что ты делаешь, дурачок?

- Что я сделал?

- Ты хорошо обдумал то, что совершил? Ты беззаботно и в достатке проводил время в Америке, а приехал на Афон. Зачем? Только соберешься поспать – звонят колокола на службу. И ты всю ночь стоишь в Церкви, а не проводишь время с молодыми девушками. Ты работаешь целый день, и после этого тебе достается тарелка каких-нибудь бобов без растительного масла. А в Америке ты ел мясо и запивал его пивом. Хорошо ли ты подумал над тем, что сделал?

Сперва он стал возражать отцу Афанасию, говоря что монашеская жизнь прекрасна. Потом сел и беззвучно смотрел на него и наконец склонил голову и устремил взгляд на землю. Тогда отец Афанасий оставил его в одиночестве.

Прошло два или три часа и батюшка вернулся посмотреть, что делает монах. Он хотел понять, может ли человек измениться после 15 лет монашеской жизни. И что же он увидел! Инок паковал свои чемоданы и собирался уходить из монастыря!

- Что ты делаешь?

- Вот, решил вернуться в Америку. Я не подходил для монашества и совершил ошибку, когда приехал на Афон.

- Эх ты! Я же просто пошутил. Хотел проверить, изменили ли тебя столько лет монашеской жизни. А тебе хватило двух минут, чтобы разочароваться и отправиться к своим подружкам в Америку? Смотри же! Принеси покаяние за то, что с тобой случилось.

Отец Афанасий еще долго беседовал с монахом, и он раскаялся в том, что отчаялся и собрался покинуть свой монастырь. Всю свою жизнь до самой смерти он приносил покаяние за этот случай».

Старец Паисий Святогорец

Источник: Святая Гора

27 декабря 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Откликаясь на любовь Божию человек становится личностью Откликаясь на любовь Божию человек становится личностью
Старец Лука Филофейский
Agionoros.ru публикует продолжение беседы с одним из самых авторитетных современных афонских богословов старцем Лукой (насельником монастыря Филофей).
Старец Порфирий (Баирактарис): Да будут все едино Старец Порфирий (Баирактарис): Да будут все едино Старец Порфирий (Баирактарис): Да будут все едино Старец Порфирий (Баирактарис): Да будут все едино
Архимандрит Георгий (Алеврас)
В беседах не многословьте о религии и тогда победите. Позвольте человеку, у которого другое мнение, изливаться, говорить, говорить…
Лики Афона. Ч. 3. О кошках, змеях, лисах и дельфинах Лики Афона. Ч. 3. О кошках, змеях, лисах и дельфинах
Павле Рак
Лики Афона. Ч. 3. О кошках, змеях, лисах и дельфинах Лики Афона
Часть 3. О кошках, змеях, лисах и дельфинах
Павле Рак
Прихожу как-то и вижу: ласка кушает помидоры. Говорю: «Отец Пахомий, у Вас гость». А он отвечает: «Оставь. Эта ласка очень хорошая. Она знает, как себя вести: один помидор начинает кушать сегодня, завтра приходит и продолжает кушать его же».
Если бы человечество соблюдало одну заповедь – мы бы уже жили в раю Если бы человечество соблюдало одну заповедь – мы бы уже жили в раю
Монах Гавриил Карейский
Старец Гавриил – один из самых известных современных афонских старцев. Вот уже много лет он подвизается в келье Святого Христодула близ столицы Афона – города Кареи. Количество паломников, которые стремятся увидеть старца, не поддаётся исчислению. Сотни людей приезжают к нему в келью и тысячи приходят к нему за благословением, когда он выезжает за пределы Афона. Мы публикуем выдержки из уникального интервью Гавриила Карейского, в котором он коснулся самых острых проблем современности.
Практические советы относительно повседневной жизни христианина Практические советы относительно повседневной жизни христианина
Старец Ефрем (Мораитис)
Прирождённый проповедник, прошедший школу умного делания, братолюбивый пастырь, упорно взыскующий усердия своих чад, о. Ефрем имеет в своём арсенале всё разнообразие Православной духовности, его пронизанные тёплой заботой проповеди и наставления изобилуют ссылками на Священное Писание, примерами из жизнеописания древних подвижников Православной веры, яркими суждениями Отцов Церкви.
Мир монахов глазами мирян Мир монахов глазами мирян
Беседа с редактором журнала «Мир монахов» Кристианом Курте
Конечно, некоторые духовные стороны монашеской жизни невозможно во всей полноте представить в материалах журнала. Многое между монахами передается от сердца к сердцу. Но опыт подвижников важен для каждого верующего, как и рассказы монашествующих о своем пути в монастырь, о своей духовной брани. Вот почему основными читателями нашего журнала, который задумывался как издание для монахов, стали миряне.
Положение русского монашества на Святой Горе Афон в XX веке Положение русского монашества на Святой Горе Афон в XX веке
Игорь Якимчук
Историю русского монашества невозможно представить без тех ее страниц, которые связаны с подвижничеством русских иноков на Святой Горе Афон. Памятуя о том, что первооснователь монашества на Руси преподобный Антоний Печерский был афонским постриженником, можно говорить о том, что Афон является колыбелью русского монашества. История русского присутствия на Святой Горе насчитывает более тысячи лет. Еще в эпоху св. равноапостольного князя Владимира выходцам из Руси был предоставлен в вечное владение скит Богородицы Ксилургу.
Комментарии
Валерия Иванова11 июня 2017, 20:23
спаси Господи отцов монахов и нас грешных..
Инал14 февраля 2013, 12:19
удивительно! 15 лет чуть насмарку не пошли! однако как дьявол искусен.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×