— Я больше никого не полюблю!
Мой собеседник серьезен и категоричен. Ему всего 19 лет, а на вид так и того меньше. Маленький, худенький и очень нервный. Он только что провалил очередную сессию, у него непрекращающиеся материальные проблемы, но беспокоит его другое. А именно — тот опыт, который стоит за приведенным выше утверждением.
— Ты знаешь, пережив разочарование, многие так говорят. Но боль потом проходит, начинаешь видеть в случившемся не предательство, не чью-то жестокость по отношению к тебе, а просто — жизненную ситуацию, одну из многих, которая, пусть и сопряжена с какими-то потерями, но точно так же обогащает и определенными приобретениями. Причем даже более ценными чем то, что ты утратил. Все пройдет — и ты посмотришь на оставшееся позади иначе. Да и будет это, наверняка, уже скоро.
— Ну уж нет! Снова открываться, быть зависимым, беззащитным, уязвимым, чтобы тебе наплевали в душу, измучили, бросили и еще потом над тобой смеялись? Зачем мне это?
Открываться и быть уязвимым... Сегодня на это решается, кажется, все меньше и меньше людей. И причины преимущественно те же, только необязательно всё объясняется несчастной любовью / влюбленностью — просто боязно. Своеобразный кризис — одновременно и следствие всех прочих кризисов и основа их в настоящем и будущем. Неготовность довериться, страх открыться, ужас от ощущения собственной беспомощности перед лицом внешних угроз, а еще больше — внутренних потрясений.
Все это — и норки, и домики, и футляры — ради одного: чтобы избежать боли
Сейчас едва ли не каждый — зверушка в норке, улитка в своем домике, в крайнем случае, человек в футляре, который тот долго и тщательно для себя подбирал. Все это — и норки, и домики, и футляры — ради одного: чтобы избежать боли. Человек может жить на виду, постоянно находиться в гуще толпы, быть не просто общительным (или, как чаще говорят в наше время или пишут в резюме, «коммуникабельным»), а самой настоящей душой любой компании, и при этом... никого и никогда не подпускать к себе близко, точнее — не пускать внутрь.
Неважно, о ком речь: о сильном, уверенном в себе, даже брутальном мужчине, о привлекательной, не менее уверенной в себе женщине, об успешном менеджере, политике, олигархе, чиновнике и даже... священнике. Страх открываться, страх оказаться уязвимым имеет характер всеобщий.
И он не просто мешает жить, не просто делает нашу жизнь бедней и скучней, превращает в тусклое подобие ее самой. Мне кажется, что все гораздо хуже: он сводит жизнь к существованию, а человеку препятствует быть человеком. И совершенно реальным становится риск прожить отпущенный каждому из нас срок так, словно мы и не жили вовсе. А что вместо этого? Прятались, закрывались, таились... Боялись...
Чтобы получать необходимое количество кислорода, нужно дышать полной грудью, вдыхать воздух, окружающий нас, наслаждаться тем, что он есть, не опасаясь проглотить какую-нибудь безобидную, летящую нам навстречу мошку. Это не страшно: одно неприятное мгновение — и все позади. Переварим, не отравимся. Страшней — перманентно задыхаться.
Чтобы действительно, а не призрачно жить, нужно обязательно открываться
Чтобы действительно, а не призрачно жить, нужно обязательно открываться — всему тому и всем тем, что и кто встречает нас на нашем пути. Красоте этого удивительного мира — чтобы впустить ее в себя и приобщиться к ней. Прекрасной мелодии — чтобы она звучала и в нас. Мудрому слову — чтобы оно сделалось и нашим достоянием. Человеку — чтобы он стал для нас близким и родным, а мы стали такими же для него.
Человеку открыться всего трудней: подвоха, удара исподтишка ждешь ведь лишь от подобного себе. Почему? Потому, что уже сталкивался с этим прежде. А может, потому, что сам не однажды поступал так с другими.
Открываться — не обязательно говорить о себе все до мельчайших подробностей, делиться самым сокровенным, выворачиваться наизнанку, распрямляя каждый, даже самый перекрученный ее, изнанки, шов. Это все может быть нужно и даже необходимо, но лишь иногда, в редких, скорее, даже исключительных случаях. Или на исповеди, в момент покаяния.
Открываться — значит, верить и чувствовать, что другой — как ты, а ты — как он, что вы — клеточки единой кровеносной системы
Открываться — значит, просто не полагать между собой и другим преграды, не устанавливать барьера, не держать предупреждающе вытянутую вперед руку: «Ближе не подходи, а то...». А то ударю. Или убегу. Или замолчу и не пророню больше ни слова. Открываться — значит, не защищаться, не прятаться и не бояться, верить, чувствовать, что другой — как ты, а ты — как он. Что вы не просто одной крови, как герои известной повести Киплинга, — нет, вы клеточки единой кровеносной системы и вам друг без друга никак не обойтись.
Не решаешься открываться, боишься людей, закрываешь свой футляр на прочный, проверенный замок, задыхаешься в его пыльной и душной внутренности — останешься закрытым и по отношению к Богу. Навык, усвоенный душой в общении с людьми, слишком во многом определяет и наше общение с Ним. Как скажешь в молитве «Отче наш...», если не понимаешь, не чувствуешь, что такое «наш», когда ты всегда лишь «я», а с другими «я» не происходит в любви соединения в «мы»? Скажешь, конечно... Но не поймешь и не почувствуешь тогда и того, что заключено в слове «Отче»: ощущение сыновства (не сиюминутное, мимолетное, а как достояние сердца) приходит по-настоящему лишь тогда, когда начинаешь окружающих воспринимать как братьев и сестер.
Но как не бояться людей? Что делать с опытом — с тем, который так выпукло представлен в литературе, в рассказах других, со своим собственным? Мы ведь знаем — точно знаем! — что всякий может подвести, бросить, предать. Мы и сами все это можем. Как с этим быть? Пренебрегать, игнорировать, набивать новые шишки и синяки, приобретать новые рубцы на сердце?
Тут каждый выбирает сам. Выбирает, чего бояться больше, что страшней лично для него: боль новых разочарований или вероятность даже не узнать того, кем мог бы стать для нас другой человек, какой удивительной, полной, настоящей могла бы быть наша жизнь, провести ее под или за стеклом. И выбор этот — определяющий.
Хотя скажу откровенно: я совсем не считаю, что разочарование — это такая уж трагедия. Не считаю, что так убийственно предательство и даже насмешка над нами предающего вчерашнего друга. Это тоже выбор: убиваться или же со смирением принять произошедшее и стать опытнее и сильнее. И преодолеть страх. Однажды — а потом снова и снова. И, может быть, даже навсегда.
...Юноша, мой собеседник, слушает меня. Грустный, трогательный как маленький воробей, зябнущий на ветру. Он и, правда, точно замерз, выстудился тем холодом, к которому оказался не готов, для преодоления которого ему не хватило собственного тепла. Но мне кажется, что, несмотря ни на что, он мне верит. Или пытается поверить.
— Скажите... Скажите, что же может помочь преодолеть этот страх хотя бы впервые? Я хочу...
И я отвечаю ему теми словами, которые когда-то услышал сам и ощутил их всепобеждающую силу:
— Старайся помнить всегда, в любой ситуации, что у тебя и у всего происходящего с тобой есть Свидетель. Тот, Который лучше всех знает, что такое самое страшное предательство, самая жестокая насмешка и самая мучительная смерть. Знает, на что способен каждый из нас. И все равно открывается — любому, кто этого хочет. Он и научит тебя, как не бояться. Он и защитит.
Хочешь преодолеть страх — верь Ему. И преодолеешь.
"Я никого больше не полюблю" и открываться автор советует ровно в той мере, в которой нужно для того, что бы от этой установки избавиться.
Подлость, предательство, обман, особенно, когда в конце достигнут успех - считается доблестью и бывает восхваляем. Заманить в засаду и убить - восточная мудрость.
У западных народов безобидный мелкий обман - считается чудовищно недостойным деянием ( на уровне предательства или доноса у нас). Встре- чать врага с гордо открытым забралом, идти в бой цепью (или свиньей :). Подлость и хитрость считается недостойной рыцаря. Победа, достигнутая таким способом - считается грязной.
А у нас вечное столкновение Востока и Запада. Поэтому у нас все одновременно и допустимо и недопустимо. Загадочная смесь понятий.
Например украл Кощей дочку у царя. Царь посылает богатыря, обещает полцарства и дочку за муж. А дальше парадокс! Загадочная русская душа. Богатырь едет воевать Бессмертного ОДИН!!. С открытым забралом в честном бою. Царь же с дружиной сидит дома, власть свою стережет ( а то друзья подсидят).
Вывод: у нас трудно, все индивидуально, годам к тридцати - научится. Универсальных рецептов - все равно нет.
Золотая середина и вера в Господа.
А по поводу нежелания общаться и верить людям и боязни их любить - а вдруг ударят, что ж - надо идти вперед, терпеть и Господь подаст и близкого, который никогда не предаст, и уверенности в том, что все люди в своей глубине такие же как ты - живые и нежные и добрые. Любви всем ко Господу и к другим
Ум тоже нам дан для здравого рассуждения.
Я уже привыкла, что на данном сайте нет универсальных рецептов, большинство статей имеют ограничения, так сказать, в применении. Думаю, для ситуации, когда речь идет о выстраивании близких отношений, например, с будущим спутником жизни, эта статья более чем полезна. А вот в отношении малознакомых людей, полагаю, не стоит спешить и раскрываться. Правда, и отворачиваться совсем тоже не стоит.
Дай Бог мудрости всем нам!
Спасибо за статью!
Мира и всяческих благ автору!
СПАСИБО автору .ГОСПОДИ СЛАВА ТЕБЕ!
Конечно,очень хотелось бы понять,что"предательство не так уж и убийственно,а разочарование не трагедия"....Пыталась на собственном опыте проанализировать свои действия, никакого "криминала" не нашла,хотя может "бревна-то моего и не видно"?Тогда ,Милосердный Господи,помоги узнать причину моей неоткрытости и "подставы" с другой стороны,дабы избежать в дальнейшем сей неприятности
Причина элементарна. Не знаю как она Вам поможет избежать, но причина "подставы" только в выборе человека. В любой ситуации есть Вы и другой человек. А еще есть обстоятельства:
1. выгода контрагента поступить с Вами честно;
2. выгода контрагента поступить подло.
Ежедневно Вы и окружающие оказываетесь перед этим выбором, видя ситуацию только со своей стороны, не зная вредных и полезных последствий своих действий на других людей, или зная только частично. Если с Вами кто-то поступил подло, это значит только то, что он со своей точки зрения сделал свой выбор, руководствуясь тем, что он видит и знает...
Эти слова-аватарка доброго и очень боль
ного человека и очень верующего человека, который несет посильные послушания при монастыре.
Послевкусие всегда остается. Борешься с ним долгие годы, каешься, исповедуешь, но силу немощи и греховности - опять и опять всплывает осадок.
Свидетель всему нашему набору мыслей, чувст, поступков - ОДИН.
Благодарю,о.Нектарий, вовремя напомнили, а то ведь можем и подзабыть ((
— Старайся помнить всегда, в любой ситуации, что у тебя и у всего происходящего с тобой есть Свидетель. Тот, Который лучше всех знает, что такое самое страшное предательство, самая жестокая насмешка и самая мучительная смерть. Знает, на что способен каждый из нас. И все равно открывается — любому, кто этого хочет. Он и научит тебя, как не бояться. Он и защитит.
Хочешь преодолеть страх — верь Ему. И преодолеешь.
Игумен Нектарий (Морозов)
СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!!!
Я ТОЖЕ СТАРАЮСЬ....
"Выбирает, чего бояться больше, что страшней лично для него: боль новых разочарований или вероятность даже не узнать того, кем мог бы стать для нас другой человек, какой удивительной, полной, настоящей могла бы быть наша жизнь, провести ее под или за стеклом. И выбор этот — определяющий."
но это очень трудный выбор, и из за многих шишек, уже просто не знаешь, что же выбрать.
Для мирянина общение с другими ценно как опыт самопознания, прежде всего. Кто как не ближний обнажит перед нами наши недостатки (и даст нам повод и материал для покаяния), смирит нас (и сделает способными к принятию духовного утешения - благодати)? А еще общение с людьми - прекрасная возможность поупражняться в проявлении христианских добродетелей (если мы их стяжали).
Христианину, стремящемуся жить по воле Божией, испрашивающему в молитве познание ее, не нужно ничего искать. Все как-то приходит само, и люди тоже. Бог ведет человека.
Христос для нас - "путь, и истина,и жизнь". Христос - жизнь. Остальное - иллюзия жизни...
Навык, усвоенный душой в общении с людьми, слишком во многом определяет и наше общение с Ним... не поймешь и не почувствуешь тогда и того, что заключено в слове «Отче»: ощущение сыновства"
Да: боясь почувствовать ощущения младшего брата, над которым издеваются старшие, не почувствуешь себя сыном -- точно! Да -- про меня... прошлого, мертвого. А жив ли я сейчас -- не знаю...
Слова дорогого батюшки: "Не решаешься открываться, боишься людей, закрываешь свой футляр на прочный, проверенный замок, задыхаешься в его пыльной и душной внутренности — останешься закрытым и по отношению к Богу." - в годы безбожных пятилеток, т.е. открытых гонений на церковь гонителей порадовали бы, а гонимых глубоко опечалили.
Эти слова где-то созвучны евангельским: "Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное..." (Мф. 18:1-9).
Но как продолжил апостол Павел: "...не дети бывайте умом, но злобою младенчествуйте; умы же совершении бывайте"(1Кор. 14, 20).
Раскрытые чувства, - учат старцы - то же, что ворота растворенные: туда бежит и собака, и кошка... и гадят...
Хочу поблагодарить отца игумена-проблема открыта важная,мы часто не живём а существуем-почти понарошку,скрываясь-от кого?От самих себя в первую очередь.Спаси Вас Господи,батюшка Нектарий!
Po4ache takih vrasumlenii.
Ducha ichet soverchenstva. i mira. No kak trudno eto stдzhat.
A Gospod vse-taki vrasumlдet kazhdogo is nas.
I kone4no, ho4et kazhdoi duche spaseniд.
I Gospod byl predan sa nachi grehi, i do sih por.
Esli b 4elovek snal i lьbil Boga. To v mire bylo, vsego skorei, menche potrдsenii.
Bog vsem pomochi i lьbvi Hristovoi!
s lьbovjь vo Hriste. Olga
Общаясь с друзьями, с незнакомыми людьми, с противоположным полом, в деловом формате и даже с тем, кто нам кажется неприятным, мы приобретаем ОПЫТ, который и позволяет нам становиться умнее. Нужен и опыт перенесения боли, и потери друга, и предательства. Хотя бы для того, чтобы самому в похожей ситуации не оказаться предателем.
Надо пускать данные нам таланты в оборот, а не погребать их в земле. Не надо бояться идти навстречу людям, не надо бояться ЖИТЬ!
"Не решаешься открываться, боишься людей, закрываешь свой футляр на прочный, проверенный замок, задыхаешься в его пыльной и душной внутренности — останешься закрытым и по отношению к Богу."
Интересно, как восприняли бы эти слова во времена безбожных пятилеток.
Если все-таки есть - не перестаешь верить Богу, заботиться о любимом, как душа подскажет, прощаешь всех."
трудно простить тех, кому доверял. А тех, от кого заранее ждешь мучений, простить, думаю, нетрудно. Встречались в моей жизни люди,от которых заранее ждешь зла, на них даже не злишься. За них даже и молиться легко.
"А душу раскрыть можно только навстречу глубоко любящему сердцу, способному услышать в сострадании и разделить печаль и радость."
Несогласна. Видеть в человеке только добро-это не есть "раскрыть душу", это просто другой взгляд на мир. Вопрос статьи в том, что люди перестают видеть в других добро.
"Боль может разделить только Бог! Он умер за нас. Мне так кажется.
Может быть потому и Матерь Божия больше молчала? Кто мог разделить эту боль, кроме Бога Отца?"
Мы БЕСКОНЕЧНО далеки от Богоматери.И к тому же. рядом с Ней всегда были люди, с которыми было хорошо и молчать.
Спасибо автору!
Христос по любви принял все перечисленное. Проверка, на любовь - есть она, или все-таки нет.
Если все-таки есть - не перестаешь верить Богу, заботиться о любимом, как душа подскажет, прощаешь всех.
А душу раскрыть можно только навстречу глубоко любящему сердцу, способному услышать в сострадании и разделить печаль и радость.
Боль может разделить только Бог! Он умер за нас. Мне так кажется.
Может быть потому и Матерь Божия больше молчала? Кто мог разделить эту боль, кроме Бога Отца?
К тому же, если ты думаешь, что это не страшно - предательство, равнодушие и вообще боль души, то скорее всего ты слишком гордо и высоко стоишь над людьми. Ну или не гордо, не знаю как сказать. Т.е. ты их и не любишь, вот в чем дело.
И эти призывы к открытости, это прелесть.
Ну ты не любишь человека и тебе без разницы предал он или нет, хорошо или плохо, ты отряхнулся и дальше пошел.
О каком таком дыхании полной грудью можно говорить в таком случае?
Это тот же сухарь, что и в коробке, только это сухарь, что "открытый", он несчастнее даже. Тот, что в коробке может любить или любил или верил, а тот, что открытый совсем не верил и не любил и не может.
Короче, его "открытость" и "доверие" и "любовь" не от чистоты сердца, не от любви, а от равнодушия. Да и у тех "открытых" что я встречал, не было было особо рефлексии и чуткости. Они ломили по жизни как танки и видели вокруг одни танки.
Так что нет.
К тому же человек человека никогда не поймет до конца. Так что и не зачем пытаться даже.
Как жить вообще, если не с кем поделиться, некому рассказать о каких-то волнениях, тревогах? Если ты-всего навсего "я" и навечно таким и останешься? Конечно, есть подвижники, но на то они и подвижники, что им достаточно одного общения с Богом. Нет, человеку нужен человек, нужны люди. Иначе бы камера-одиночка рассматривалась как награда, а не наказание. Всегда главным наказанием для человека было отвержение общества от него. Человек социален.
Я услышала, что нужно делать, когда обиды нет, а страх остался. Я попробую.
"Он и научит тебя, как не бояться. Он и защитит."
Не пройти бы мимо.
Спаси Вас Бог! Так проникновенно всегда Ваше слово! Многая лета!
Сергей Лукьяненко. Мальчик и тьма
у каждого по этому вопросу свое мнение. и какое из них ближе - каждый тоже выбирает сам.