Обитателям домиков, нор и футляров

— Я больше никого не полюблю!

Мой собеседник серьезен и категоричен. Ему всего 19 лет, а на вид так и того меньше. Маленький, худенький и очень нервный. Он только что провалил очередную сессию, у него непрекращающиеся материальные проблемы, но беспокоит его другое. А именно — тот опыт, который стоит за приведенным выше утверждением.

— Ты знаешь, пережив разочарование, многие так говорят. Но боль потом проходит, начинаешь видеть в случившемся не предательство, не чью-то жестокость по отношению к тебе, а просто — жизненную ситуацию, одну из многих, которая, пусть и сопряжена с какими-то потерями, но точно так же обогащает и определенными приобретениями. Причем даже более ценными чем то, что ты утратил. Все пройдет — и ты посмотришь на оставшееся позади иначе. Да и будет это, наверняка, уже скоро.

— Ну уж нет! Снова открываться, быть зависимым, беззащитным, уязвимым, чтобы тебе наплевали в душу, измучили, бросили и еще потом над тобой смеялись? Зачем мне это?

Открываться и быть уязвимым... Сегодня на это решается, кажется, все меньше и меньше людей. И причины преимущественно те же, только необязательно всё объясняется несчастной любовью / влюбленностью — просто боязно. Своеобразный кризис — одновременно и следствие всех прочих кризисов и основа их в настоящем и будущем. Неготовность довериться, страх открыться, ужас от ощущения собственной беспомощности перед лицом внешних угроз, а еще больше — внутренних потрясений.

Все это — и норки, и домики, и футляры — ради одного: чтобы избежать боли

Сейчас едва ли не каждый — зверушка в норке, улитка в своем домике, в крайнем случае, человек в футляре, который тот долго и тщательно для себя подбирал. Все это — и норки, и домики, и футляры — ради одного: чтобы избежать боли. Человек может жить на виду, постоянно находиться в гуще толпы, быть не просто общительным (или, как чаще говорят в наше время или пишут в резюме, «коммуникабельным»), а самой настоящей душой любой компании, и при этом... никого и никогда не подпускать к себе близко, точнее — не пускать внутрь.

Неважно, о ком речь: о сильном, уверенном в себе, даже брутальном мужчине, о привлекательной, не менее уверенной в себе женщине, об успешном менеджере, политике, олигархе, чиновнике и даже... священнике. Страх открываться, страх оказаться уязвимым имеет характер всеобщий.

И он не просто мешает жить, не просто делает нашу жизнь бедней и скучней, превращает в тусклое подобие ее самой. Мне кажется, что все гораздо хуже: он сводит жизнь к существованию, а человеку препятствует быть человеком. И совершенно реальным становится риск прожить отпущенный каждому из нас срок так, словно мы и не жили вовсе. А что вместо этого? Прятались, закрывались, таились... Боялись...

Чтобы получать необходимое количество кислорода, нужно дышать полной грудью, вдыхать воздух, окружающий нас, наслаждаться тем, что он есть, не опасаясь проглотить какую-нибудь безобидную, летящую нам навстречу мошку. Это не страшно: одно неприятное мгновение — и все позади. Переварим, не отравимся. Страшней — перманентно задыхаться.

Чтобы действительно, а не призрачно жить, нужно обязательно открываться

Чтобы действительно, а не призрачно жить, нужно обязательно открываться — всему тому и всем тем, что и кто встречает нас на нашем пути. Красоте этого удивительного мира — чтобы впустить ее в себя и приобщиться к ней. Прекрасной мелодии — чтобы она звучала и в нас. Мудрому слову — чтобы оно сделалось и нашим достоянием. Человеку — чтобы он стал для нас близким и родным, а мы стали такими же для него.

Человеку открыться всего трудней: подвоха, удара исподтишка ждешь ведь лишь от подобного себе. Почему? Потому, что уже сталкивался с этим прежде. А может, потому, что сам не однажды поступал так с другими.

Открываться — не обязательно говорить о себе все до мельчайших подробностей, делиться самым сокровенным, выворачиваться наизнанку, распрямляя каждый, даже самый перекрученный ее, изнанки, шов. Это все может быть нужно и даже необходимо, но лишь иногда, в редких, скорее, даже исключительных случаях. Или на исповеди, в момент покаяния.

Открываться — значит, верить и чувствовать, что другой — как ты, а ты — как он, что вы — клеточки единой кровеносной системы

Открываться — значит, просто не полагать между собой и другим преграды, не устанавливать барьера, не держать предупреждающе вытянутую вперед руку: «Ближе не подходи, а то...». А то ударю. Или убегу. Или замолчу и не пророню больше ни слова. Открываться — значит, не защищаться, не прятаться и не бояться, верить, чувствовать, что другой — как ты, а ты — как он. Что вы не просто одной крови, как герои известной повести Киплинга, — нет, вы клеточки единой кровеносной системы и вам друг без друга никак не обойтись.

Не решаешься открываться, боишься людей, закрываешь свой футляр на прочный, проверенный замок, задыхаешься в его пыльной и душной внутренности — останешься закрытым и по отношению к Богу. Навык, усвоенный душой в общении с людьми, слишком во многом определяет и наше общение с Ним. Как скажешь в молитве «Отче наш...», если не понимаешь, не чувствуешь, что такое «наш», когда ты всегда лишь «я», а с другими «я» не происходит в любви соединения в «мы»? Скажешь, конечно... Но не поймешь и не почувствуешь тогда и того, что заключено в слове «Отче»: ощущение сыновства (не сиюминутное, мимолетное, а как достояние сердца) приходит по-настоящему лишь тогда, когда начинаешь окружающих воспринимать как братьев и сестер.

Но как не бояться людей? Что делать с опытом — с тем, который так выпукло представлен в литературе, в рассказах других, со своим собственным? Мы ведь знаем — точно знаем! — что всякий может подвести, бросить, предать. Мы и сами все это можем. Как с этим быть? Пренебрегать, игнорировать, набивать новые шишки и синяки, приобретать новые рубцы на сердце?

Тут каждый выбирает сам. Выбирает, чего бояться больше, что страшней лично для него: боль новых разочарований или вероятность даже не узнать того, кем мог бы стать для нас другой человек, какой удивительной, полной, настоящей могла бы быть наша жизнь, провести ее под или за стеклом. И выбор этот — определяющий.

Хотя скажу откровенно: я совсем не считаю, что разочарование — это такая уж трагедия. Не считаю, что так убийственно предательство и даже насмешка над нами предающего вчерашнего друга. Это тоже выбор: убиваться или же со смирением принять произошедшее и стать опытнее и сильнее. И преодолеть страх. Однажды — а потом снова и снова. И, может быть, даже навсегда.

...Юноша, мой собеседник, слушает меня. Грустный, трогательный как маленький воробей, зябнущий на ветру. Он и, правда, точно замерз, выстудился тем холодом, к которому оказался не готов, для преодоления которого ему не хватило собственного тепла. Но мне кажется, что, несмотря ни на что, он мне верит. Или пытается поверить.

— Скажите... Скажите, что же может помочь преодолеть этот страх хотя бы впервые? Я хочу...

И я отвечаю ему теми словами, которые когда-то услышал сам и ощутил их всепобеждающую силу:

— Старайся помнить всегда, в любой ситуации, что у тебя и у всего происходящего с тобой есть Свидетель. Тот, Который лучше всех знает, что такое самое страшное предательство, самая жестокая насмешка и самая мучительная смерть. Знает, на что способен каждый из нас. И все равно открывается — любому, кто этого хочет. Он и научит тебя, как не бояться. Он и защитит.

Хочешь преодолеть страх — верь Ему. И преодолеешь.

Игумен Нектарий (Морозов)

15 сентября 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ульяна19 сентября 2015, 22:15
А по моему статья написана для тех, кто имеет в себе установку
"Я никого больше не полюблю" и открываться автор советует ровно в той мере, в которой нужно для того, что бы от этой установки избавиться.
К19 сентября 2015, 08:52
Мера открытости ( не говорю здесь про "на изнанку") к людям всегда связана с традицией народа. На востоке хитрость считается достоинством. В Монголии, (аналогично у других - например бурятов и алтайцев) есть традиция - мальчик, чтоб стать мужчиной должен пробраться ночью в юрту к сильному и злобному мужчине и украсть его охотничий нож.
Подлость, предательство, обман, особенно, когда в конце достигнут успех - считается доблестью и бывает восхваляем. Заманить в засаду и убить - восточная мудрость.
У западных народов безобидный мелкий обман - считается чудовищно недостойным деянием ( на уровне предательства или доноса у нас). Встре- чать врага с гордо открытым забралом, идти в бой цепью (или свиньей :). Подлость и хитрость считается недостойной рыцаря. Победа, достигнутая таким способом - считается грязной.
А у нас вечное столкновение Востока и Запада. Поэтому у нас все одновременно и допустимо и недопустимо. Загадочная смесь понятий.
Например украл Кощей дочку у царя. Царь посылает богатыря, обещает полцарства и дочку за муж. А дальше парадокс! Загадочная русская душа. Богатырь едет воевать Бессмертного ОДИН!!. С открытым забралом в честном бою. Царь же с дружиной сидит дома, власть свою стережет ( а то друзья подсидят).
Вывод: у нас трудно, все индивидуально, годам к тридцати - научится. Универсальных рецептов - все равно нет.
Сергий18 сентября 2015, 20:34
Было такое на краткий срок, да прошло, слава Богу. Не могу не любить людей, немыслимо. В конце концов, нельзя из-за чьего-то плохого поступка всех людей записывать в подлецы. Подлецами и циниками становятся те, кто сам не выдержал аналогичного испытания. Предать может каждый, но любящий скажет "прости". А кто просто не любит, тому не надо навязываться. Возможно, человек ещё не научился любить, любит только свои ощущения... Вся современная культура учит этому, что удивляться, если многие поддаются.
Ihina18 сентября 2015, 20:03
Прошло время, были разные события в жизни, я пришла к воцерковлению. Сейчас я общаюсь с людьми по-другому - и не из-за предательств или обид, хотя это тоже, конечно, было. Просто с течением жизни я стала очень остро чувствовать - надо ли ближе подходить к конкретному человеку, или это не очень нужно и тебе и ему. Есть действительно близкие люди - муж, дети, друзья. Да, надо быть открытым и доброжелательным, чтобы человек, даже не очень близкий, мог попросить о помощи - или ты его могла попросить о чем-то. Находиться в своей норке ужасно прежде всего потому, что там очень одиноко. НО точно также нельзя встать на юру и демонстрировать себя всем.
Золотая середина и вера в Господа.

А по поводу нежелания общаться и верить людям и боязни их любить - а вдруг ударят, что ж - надо идти вперед, терпеть и Господь подаст и близкого, который никогда не предаст, и уверенности в том, что все люди в своей глубине такие же как ты - живые и нежные и добрые. Любви всем ко Господу и к другим
Ihina18 сентября 2015, 20:01
ДДавно, лет 30 назад, произошел случай, который я периодически вспоминаю. Это было на севере,где в нашей экспедиции проходили практику студенты и было две поварихи - тоже студентки, только другого факультета - психологического. И вот одна из них, Лиза (имя второй я не помню, как не помню и большинства своих студентов-практикантов)сказала мне очень эмоционально - "Вы так открыто общаетесь с другими, на таком близком расстоянии (имелись в виду, очевидно, не физические параметры моего общения). Как Вы можете!" Наверное, что-то еще было, я не помню. Действительно, я никогда не боялась общаться абсолютно откровенно и свободно - и со студентами, и с коллегами, и с начальством, и с любимым человеком. Но слова Лизы я восприняла как упрек и слова эти запомнила. Манера моего общения тогда не изменилась (да это и сложно, изменить себя и свои взаимоотношения с людьми, даже если тебя встревожило замечание о их некоей неправильности).
Геннадий17 сентября 2015, 16:48
Думаю, что эти слова прп.Серафима Саровского можно отнести и к этой теме. "Не должно без нужды открывать другому сердца своего: из тысячи можно найти только одного, который сохранил бы твою тайну. Когда сами не сохраним её в себе, как можем надеяться , что она может быть сохранена другим?"
Арина16 сентября 2015, 22:39
Сколько б грабли ни учили, сердце верит в чудеса. И ничего, рассуждай, не рассуждай, не поделаешь, если таким уродился.
Елена16 сентября 2015, 20:53
Я прекрасно понимаю этого юношу. Пережить боль предательства невыносимо,это очень больно, смертельно больно. Лечение этой кровавой раны длится годами. Она рубцуется, но ноет всю жизнь. Спасение в вере, доверии Промыслу. В руци твои, Господи...
Катя16 сентября 2015, 18:50
Не всякому духу верьте, испытывайте.
Ум тоже нам дан для здравого рассуждения.
Я уже привыкла, что на данном сайте нет универсальных рецептов, большинство статей имеют ограничения, так сказать, в применении. Думаю, для ситуации, когда речь идет о выстраивании близких отношений, например, с будущим спутником жизни, эта статья более чем полезна. А вот в отношении малознакомых людей, полагаю, не стоит спешить и раскрываться. Правда, и отворачиваться совсем тоже не стоит.
Дай Бог мудрости всем нам!
Спасибо за статью!
Мира и всяческих благ автору!
Михаил16 сентября 2015, 17:31
Как-то без примеров из жизни не очень заинтересовывают измышления на бумаге.
ДЕИ16 сентября 2015, 16:35
боящийся не совершенен в любви (1 Ин.4,18).
olga16 сентября 2015, 16:22
Это рефлекс "ветхого человека", того Адама который прятался в Эдемском саду от БОГА.И мы все генетически унаследовали от него, от Адама, этот симптом - прятание от БОГА.Всегда.Это своего рода страшная, греховная попытка прожить вне БОГА, без БОГА, как-то автономно от БОГА в неких "своих параллелях".И все мы боимся боли.Все.Боль - это чуть ли не единственное средство, возращающее нас из иллюзорного кружения нашей псевдожизни в существующую реальность Бытия.Где БОГ, СЛАВА ЕМУ ВО ВЕКИ, является ПРИЧИНОЙ, НАЧАЛОМ и ЦЕНТРОМ.И чем дольше и упорней мы прячемся и не позволяем ЕМУ занять главенствующее место в нашем сердце, тем чаще ОН по своему ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЮ, МИЛОСЕРДНО напоминает нам, что силы наши весьма ограничены.Что мы все очень нуждаемся в НЁМ, в БОГЕ.И жалеет нас, и зовёт, и спасает, и любит.Неверных и неблагодарных.И ждёт.Терпеливо ждёт, нашего покаяния, как возращения к НЕМУ.
СПАСИБО автору .ГОСПОДИ СЛАВА ТЕБЕ!
не серега16 сентября 2015, 15:33
ТаняСем:
Конечно,очень хотелось бы понять,что"предательство не так уж и убийственно,а разочарование не трагедия"....Пыталась на собственном опыте проанализировать свои действия, никакого "криминала" не нашла,хотя может "бревна-то моего и не видно"?Тогда ,Милосердный Господи,помоги узнать причину моей неоткрытости и "подставы" с другой стороны,дабы избежать в дальнейшем сей неприятности

Причина элементарна. Не знаю как она Вам поможет избежать, но причина "подставы" только в выборе человека. В любой ситуации есть Вы и другой человек. А еще есть обстоятельства:
1. выгода контрагента поступить с Вами честно;
2. выгода контрагента поступить подло.
Ежедневно Вы и окружающие оказываетесь перед этим выбором, видя ситуацию только со своей стороны, не зная вредных и полезных последствий своих действий на других людей, или зная только частично. Если с Вами кто-то поступил подло, это значит только то, что он со своей точки зрения сделал свой выбор, руководствуясь тем, что он видит и знает...
Egor Molov16 сентября 2015, 15:09
Святые отцы,важнейшей добродетелью называли рассуждение,вот и рассудите открываться всем икаждому добро или "благоглупости"сам Спаситель говорил к народу притчами,а открывался только ближайшим ученикам.Дышать во всю грудь-упадёшь в обморок от головокружения,а если ты в болоте по горло то вовсе задохнёшься от мошкары.Спаси Бог отец Нетарий,мне кажется намеренно заостряет перигибая палку,действительно малодушие стало всеобщим,но во всём необходимо рассуждение.
Елена16 сентября 2015, 14:45
Верить людям несложно, сложно поверить им заново...

Эти слова-аватарка доброго и очень боль
ного человека и очень верующего человека, который несет посильные послушания при монастыре.

Послевкусие всегда остается. Борешься с ним долгие годы, каешься, исповедуешь, но силу немощи и греховности - опять и опять всплывает осадок.

Свидетель всему нашему набору мыслей, чувст, поступков - ОДИН.

Благодарю,о.Нектарий, вовремя напомнили, а то ведь можем и подзабыть ((
ТаняСем16 сентября 2015, 13:37
Конечно,очень хотелось бы понять,что"предательство не так уж и убийственно,а разочарование не трагедия",но как быть всегда открытым навстречу,если,даже будучи уверенной в человеке вроде бы,получаешь "подставу"?А когда это происходит неоднократно,то сердце просто каменеет от этого и какой уж тут опыт!Пыталась на собственном опыте проанализировать свои действия, никакого "криминала" не нашла,хотя может "бревна-то моего и не видно"?Тогда ,Милосердный Господи,помоги узнать причину моей неоткрытости и "подставы" с другой стороны,дабы избежать в дальнейшем сей неприятности!!!Помилуй меня,Боже!
ВАЛЕНТИНА16 сентября 2015, 13:03

— Старайся помнить всегда, в любой ситуации, что у тебя и у всего происходящего с тобой есть Свидетель. Тот, Который лучше всех знает, что такое самое страшное предательство, самая жестокая насмешка и самая мучительная смерть. Знает, на что способен каждый из нас. И все равно открывается — любому, кто этого хочет. Он и научит тебя, как не бояться. Он и защитит.

Хочешь преодолеть страх — верь Ему. И преодолеешь.


Игумен Нектарий (Морозов)
СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!!!
Я ТОЖЕ СТАРАЮСЬ....
Andrey16 сентября 2015, 12:49
Я не знаю...статья конечно интересная, и наверное действительно надо делать вот так:
"Выбирает, чего бояться больше, что страшней лично для него: боль новых разочарований или вероятность даже не узнать того, кем мог бы стать для нас другой человек, какой удивительной, полной, настоящей могла бы быть наша жизнь, провести ее под или за стеклом. И выбор этот — определяющий."
но это очень трудный выбор, и из за многих шишек, уже просто не знаешь, что же выбрать.
Н.А.16 сентября 2015, 10:06
Монахи откуда-нибудь с Афона по-другому бы освятили эту тему, наверно. Для христианина полнота жизни обретается в богообщении, а не в мирской суете. "Всех люби, и всех беги". Святые подвижники отмежевывались от мира, от лишних контактов, вплоть до ухода в затвор. Там в непрестанной молитве и подвиге очищения от страстей обретали истинную Жизнь. Потом уже, по указанию свыше, выходили в мир, к людям. И, как светильники веры и благочестия, как носители Духа, помогали другим обрести духовную опору в непростых житейских обстоятельствах.
Для мирянина общение с другими ценно как опыт самопознания, прежде всего. Кто как не ближний обнажит перед нами наши недостатки (и даст нам повод и материал для покаяния), смирит нас (и сделает способными к принятию духовного утешения - благодати)? А еще общение с людьми - прекрасная возможность поупражняться в проявлении христианских добродетелей (если мы их стяжали).
Христианину, стремящемуся жить по воле Божией, испрашивающему в молитве познание ее, не нужно ничего искать. Все как-то приходит само, и люди тоже. Бог ведет человека.
Христос для нас - "путь, и истина,и жизнь". Христос - жизнь. Остальное - иллюзия жизни...
не серега16 сентября 2015, 10:02
А этот юноша надеялся на помощь, а собеседник отослал его от себя! Так вот всегда: как помочь и самому стать тем самым другом, у которого хватит тепла, чтобы отогреть обожженного холодом незакаленного юнца -- так в кусты? Или в подобный же футляр? Простите все за возможно прозвучавшие осуждающие слова -- я не про то совсем! А про то, что этот юноша не отмахивается, не отгораживается, а ПРОСИТ ПОМОЩИ, причем СЕЙЧАС, а не когда-нибудь. А вот отослав его, можно его этим и убить -- он будет потерян в том числе и для вечности. И не надо потом оправдываться про его выбор -- выбор за него делают окружающие: та, которая над ним поиздевалась и тот, кто отказал в помощи, отослав от себя. А потом оправдываются "Тут каждый выбирает сам". Какое тут "сам", когда окружающие люди -- далеко не безвольные объекты твоего выбора и делают выбор одновременно с тобой, а еще норовят сделать твой выбор за тебя (и весьма в этом преуспевают)? А результаты именно такие как в статье:

Навык, усвоенный душой в общении с людьми, слишком во многом определяет и наше общение с Ним... не поймешь и не почувствуешь тогда и того, что заключено в слове «Отче»: ощущение сыновства"

Да: боясь почувствовать ощущения младшего брата, над которым издеваются старшие, не почувствуешь себя сыном -- точно! Да -- про меня... прошлого, мертвого. А жив ли я сейчас -- не знаю...
Михаил 16 сентября 2015, 10:01
Попытаюсь удовлетворить "интерес" Михаила.
Слова дорогого батюшки: "Не решаешься открываться, боишься людей, закрываешь свой футляр на прочный, проверенный замок, задыхаешься в его пыльной и душной внутренности — останешься закрытым и по отношению к Богу." - в годы безбожных пятилеток, т.е. открытых гонений на церковь гонителей порадовали бы, а гонимых глубоко опечалили.

Эти слова где-то созвучны евангельским: "Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное..." (Мф. 18:1-9).

Но как продолжил апостол Павел: "...не дети бывайте умом, но злобою младенчествуйте; умы же совершении бывайте"(1Кор. 14, 20).

Раскрытые чувства, - учат старцы - то же, что ворота растворенные: туда бежит и собака, и кошка... и гадят...

Григорий16 сентября 2015, 07:49
Чаще всего, пожалуй, источниками наших тревог являются иллюзии опасности. Мы порой сами раздуваем свои страхи, а ведь Господь каждого наделил разумом. Есть такое понятие - здравый смысл. Прежде чем впадать в панику, лучше успокоиться проанализировать ситуацию. Современный человек на самом деле гораздо более защищён со всех сторон, чем раньше. Сколько социальных институтов работает на то, чтобы человек жил в безопасности, благополучии. Главное не потерять страх Божий, который совершенно не является эмоциональным, психологическим ощущением, а результатом именно здравого смысла, подтверждённого тысячелетним опытом Церкви.
Василий Андреев16 сентября 2015, 01:22
Всех приветствую!
Хочу поблагодарить отца игумена-проблема открыта важная,мы часто не живём а существуем-почти понарошку,скрываясь-от кого?От самих себя в первую очередь.Спаси Вас Господи,батюшка Нектарий!
Olga16 сентября 2015, 01:04
Spasi Gospodi Vas sa statjь.
Po4ache takih vrasumlenii.
Ducha ichet soverchenstva. i mira. No kak trudno eto stдzhat.
A Gospod vse-taki vrasumlдet kazhdogo is nas.
I kone4no, ho4et kazhdoi duche spaseniд.
I Gospod byl predan sa nachi grehi, i do sih por.
Esli b 4elovek snal i lьbil Boga. To v mire bylo, vsego skorei, menche potrдsenii.
Bog vsem pomochi i lьbvi Hristovoi!
s lьbovjь vo Hriste. Olga
Сonstans Variabilis15 сентября 2015, 20:45
Хорошая статья.
Иоанна АБ.15 сентября 2015, 19:44
Не надо бояться быть беззащитным, уязвимым, не надо бояться того, что тебя предадут и над тобой посмеются. Надо бояться САМОМУ обидеть, осмеять, предать. Надо открываться людям. Но, конечно же, в любой ситуации ДУМАТЬ ГОЛОВОЙ!
Общаясь с друзьями, с незнакомыми людьми, с противоположным полом, в деловом формате и даже с тем, кто нам кажется неприятным, мы приобретаем ОПЫТ, который и позволяет нам становиться умнее. Нужен и опыт перенесения боли, и потери друга, и предательства. Хотя бы для того, чтобы самому в похожей ситуации не оказаться предателем.
Надо пускать данные нам таланты в оборот, а не погребать их в земле. Не надо бояться идти навстречу людям, не надо бояться ЖИТЬ!
Максим15 сентября 2015, 17:52
Однако у премудрого Соломона, кажется, есть слова, говорящие, что не каждому доверяй, а у Сираха и того больше - не открывай сердца своего кому? - даже жене своей. Так что вопрос о том, чтоб допускать в свое сердце кого попало очень спорный. У каждого человека есть "свой остров" в душе, о котором пел, помнится, и Высоцкий.
Анна15 сентября 2015, 17:02
Человек тогда сможет без ущерба открываться другим, когда будет иметь любовь Христову. "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит" (1 Кор. 13:4-7). Человек, не имеющий такой любви, будет больно получать по своему самолюбию. Святые люди всегда были открыты всем, готовы поделиться Любовью и Радостью, которую имели в избытке (Ин. 10:10). Поэтому цель не в том, чтобы открываться или закрываться, а в том чтобы стяжать эту Любовь, остальное приложится (Мф. 6:33).
Михаил15 сентября 2015, 16:58
Игумен Нектарий:

"Не решаешься открываться, боишься людей, закрываешь свой футляр на прочный, проверенный замок, задыхаешься в его пыльной и душной внутренности — останешься закрытым и по отношению к Богу."
Интересно, как восприняли бы эти слова во времена безбожных пятилеток.
Н.15 сентября 2015, 16:40
"Христос по любви принял все перечисленное. Проверка, на любовь - есть она, или все-таки нет.
Если все-таки есть - не перестаешь верить Богу, заботиться о любимом, как душа подскажет, прощаешь всех."

трудно простить тех, кому доверял. А тех, от кого заранее ждешь мучений, простить, думаю, нетрудно. Встречались в моей жизни люди,от которых заранее ждешь зла, на них даже не злишься. За них даже и молиться легко.

"А душу раскрыть можно только навстречу глубоко любящему сердцу, способному услышать в сострадании и разделить печаль и радость."
Несогласна. Видеть в человеке только добро-это не есть "раскрыть душу", это просто другой взгляд на мир. Вопрос статьи в том, что люди перестают видеть в других добро.

"Боль может разделить только Бог! Он умер за нас. Мне так кажется.

Может быть потому и Матерь Божия больше молчала? Кто мог разделить эту боль, кроме Бога Отца?"

Мы БЕСКОНЕЧНО далеки от Богоматери.И к тому же. рядом с Ней всегда были люди, с которыми было хорошо и молчать.
Иоанна15 сентября 2015, 16:14
Вспомните "От меня это было..." - очень верно написано.
Иоанна15 сентября 2015, 16:09
Полностью согласна с главным героем статьи. Не зря и Серафим Саровский говорил примерно это же. К сожалению, люди очень лицемерны. Что поделать, природа человека- греховна... И человек, который действительно достоин того, чтобы перед ним открылись - один из тысячи. К людям, конечно, нужно относиться с состраданием и пониманием, но не быть искренними с каждым. Лучше, все-таки, людей держать на расстоянии. Есть один-два близких друга - и слава Богу.
Анна15 сентября 2015, 15:40
Хорошая статья. И бесценная, изумительная концовка.
Спасибо автору!
Ирина15 сентября 2015, 15:31
Чудесная статья, о. Нектарий.
Гость15 сентября 2015, 14:15
"... беззащитным, уязвимым, чтобы тебе наплевали в душу, измучили, бросили и еще потом над тобой смеялись? Зачем мне это?"

Христос по любви принял все перечисленное. Проверка, на любовь - есть она, или все-таки нет.
Если все-таки есть - не перестаешь верить Богу, заботиться о любимом, как душа подскажет, прощаешь всех.
А душу раскрыть можно только навстречу глубоко любящему сердцу, способному услышать в сострадании и разделить печаль и радость.

Боль может разделить только Бог! Он умер за нас. Мне так кажется.

Может быть потому и Матерь Божия больше молчала? Кто мог разделить эту боль, кроме Бога Отца?

Михаил15 сентября 2015, 14:04
Да нет. Бесполезно.
К тому же, если ты думаешь, что это не страшно - предательство, равнодушие и вообще боль души, то скорее всего ты слишком гордо и высоко стоишь над людьми. Ну или не гордо, не знаю как сказать. Т.е. ты их и не любишь, вот в чем дело.
И эти призывы к открытости, это прелесть.
Ну ты не любишь человека и тебе без разницы предал он или нет, хорошо или плохо, ты отряхнулся и дальше пошел.
О каком таком дыхании полной грудью можно говорить в таком случае?
Это тот же сухарь, что и в коробке, только это сухарь, что "открытый", он несчастнее даже. Тот, что в коробке может любить или любил или верил, а тот, что открытый совсем не верил и не любил и не может.
Короче, его "открытость" и "доверие" и "любовь" не от чистоты сердца, не от любви, а от равнодушия. Да и у тех "открытых" что я встречал, не было было особо рефлексии и чуткости. Они ломили по жизни как танки и видели вокруг одни танки.
Так что нет.
К тому же человек человека никогда не поймет до конца. Так что и не зачем пытаться даже.
Н.15 сентября 2015, 13:44
Очень точно написал о. Нектарий :"Как скажешь в молитве «Отче наш...», если не понимаешь, не чувствуешь, что такое «наш», когда ты всегда лишь «я», а с другими «я» не происходит в любви соединения в «мы»?"
Как жить вообще, если не с кем поделиться, некому рассказать о каких-то волнениях, тревогах? Если ты-всего навсего "я" и навечно таким и останешься? Конечно, есть подвижники, но на то они и подвижники, что им достаточно одного общения с Богом. Нет, человеку нужен человек, нужны люди. Иначе бы камера-одиночка рассматривалась как награда, а не наказание. Всегда главным наказанием для человека было отвержение общества от него. Человек социален.
ЕН15 сентября 2015, 13:11
Спасибо за помощь.

Я услышала, что нужно делать, когда обиды нет, а страх остался. Я попробую.

"Он и научит тебя, как не бояться. Он и защитит."

Не пройти бы мимо.
Елена15 сентября 2015, 12:56
Ах, отче!..
Спаси Вас Бог! Так проникновенно всегда Ваше слово! Многая лета!
Лиза15 сентября 2015, 12:51
Спасибо, отец Нектарий! Все верно, только Господь может в этом помочь человеку. Своими силами это равносильно в темноте искать выход.
Гость15 сентября 2015, 11:47
Бог открывается любому, кто захочет - потому что Он Бог. Человек не в состоянии так жить. Нельзя открываться и доверять всем подряд. Негативный опыт недаром негативный, что он предупреждает, что нельзя этого делать.
Елена Киев15 сентября 2015, 11:28
Помнить, а лучше знать : ты не один... " Он и научит тебя, как не бояться. Он и защитит." Спасибо, отец Нектарий.
Дмитрий Самылкин15 сентября 2015, 11:26
Я раньше думал, что это очень хорошая черта — быть простым и открытым, а теперь понял: когда у человека нет внутри никакой тайны, ни плохой, ни хорошей, то он делается как неживой.

Сергей Лукьяненко. Мальчик и тьма

у каждого по этому вопросу свое мнение. и какое из них ближе - каждый тоже выбирает сам.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×