В первой части этой большой статьи я рассказывал о Марвине Химейере – американском рабочем, который, поддавшись гневу и жажде мщения, разрушил своим бульдозером полгорода. Только чудом никто из жителей не погиб, но бульдозер Марвина стал машиной смерти для него самого. Он застрелился, не выходя из кабины.
Кривое зеркало гнева
Чтобы встать на борьбу с гневом в своей душе, остановить этот «бульдозер смерти», необходимо, в первую очередь, осознать всю опасность этой страсти. Конечно, вряд ли кто-то из нас сядет на трактор и начнет крушить заводы и дома. Но разрушить собственную жизнь и отравить жизнь наших близких, предавшись гневу, мы можем легко.
Сколько людей совершили убийства или стояли на грани этого, будучи ослеплены гневом, сколько семей распалось и дети стали сиротами при живых родителях, сколько уже взрослых детей годами не общаются со своими с родными отцами и матерями из-за многолетних взаимных обид. Задача диавола – посеять плевелы греха и помогать человеку их взращивать. Конечная его цель – смерть души. Апофеоз победы диавола над одержимым страстью гнева, тоски и уныния, конечно, самоубийство.
Мне вспоминается замечательный фильм-притча Георгия Николаевича Данелия «Слезы капали». У нас на приходе мы даже устраивали коллективные просмотры этой картины, чтобы потом обсудить с прихожанами тему борьбы с гневом. И каждому, кто хочет начать исправлять свою семейную жизнь, испорченную раздражением, недовольством и унынием, я очень советую посмотреть это старое кино.
Кратко перескажу сюжет этого фильма. В его основу положена сказка Ханса Кристиана Андерсена «Снежная королева». Как мы все помним с детства, начинается она с того, что тролль, злой волшебник (а в оригинальном тексте говорится, что это «был сам диавол»), сделал волшебное зеркало, которое всё показывало в искаженном, дурном, уродливом виде. Сначала он потешался над людьми, а потом его помощники потащили зеркало на небо – чтобы поглумиться над ангелами и Самим Творцом. Но по дороге зеркало упало, разбилось, и его осколки разлетелись по всему миру. Кому такой осколок попадал в глаз, тот начинал видеть людей и всё вокруг в худшем виде, замечать кругом одни только недостатки. А если кусочек зеркала попадал в сердце – оно начинало леденеть. Одному жителю обычного советского провинциального городка Павлу Ивановичу Васину (его замечательно сыграл Евгений Леонов) попадает в глаз такое стекло. Он руководит строительным трестом, ему нравится его работа, он старается делать ее честно и добросовестно. Его ценят и уважают сослуживцы. У него семья: жена, сын, внучка, которых он любит. Но тут вся его жизнь полностью меняется. То есть меняются не люди, его окружающие, и не уклад, не обстоятельства самой жизни, а его отношение к этому. Всё, что он видит дома, на работе, на улице, его начинает страшно раздражать. Ничего хорошего он просто не замечает, всюду, во всем видит одни только недостатки. Понятно, что общаться с таким человеком всем становится очень трудно. Сначала от него уходят родные – он теряет семью, ссорится со всеми своими друзьями и сотрудниками по службе, а потом вообще лишается работы из-за конфликта с начальством. Доведенный гневом и постоянным недовольством до полного отчаяния, он хочет уйти из жизни, но так, чтобы даже самой своей смертью отомстить человеку, на которого имеет большую обиду. Он пишет предсмертную записку, в которой называет имена людей, якобы виновных в его смерти. После этого предпринимает несколько попыток суицида. Но, слава Богу, все попытки срываются. Васин начинает плакать, осколок зеркала вылетает из глаза, и он вновь начинает видеть жизнь такой, какая она есть.
Очень важна одна небольшая деталь этой картины. Периодически Павел Иванович видит тролля, то есть самого диавола, который смеется над его мучениями.
Мораль этой притчи очень простая и понятная: раздражение, гнев, обида не только не позволяют увидеть в том, что вокруг нас, и в окружающих людях хорошее, но и способны полностью разрушить самую счастливую и радостную жизнь. Задача врага – сломать нашу жизнь нашими собственными руками, сделать ее невыносимой и в конце погубить нашу душу.
Первым делом
С чего начать борьбу с гневом? – С ненависти к нему
С чего начать борьбу с гневом? С ненависти к нему. Святитель Феофан Затворник говорит, что «сначала надобно восстать против греха вообще возненавидением его, изгнать его из его главного места пребывания переломом воли, возбуждением жажды противления греху и покорением себя святой воле Божией, а потом уже восставать и против порождений сего греха, поражать остатки его в себе до возможного его в себе истощания».
Мы должны осознать эту страсть врагом, который нагло вторгся в нашу жизнь и целенаправленно ее разрушает. Что не мы управляем нашей жизнью и строим ее, как хотим, а наша страсть выстраивает ее за нас. Мы хотим не гневаться, не раздражаться, не срывать злобу на окружающих, хотим видеть в людях хорошее, а ничего не получается, страсть сделала нас рабами. Вот когда мы поймем, что не мы управляем страстями, а они руководят нами, порабощают нас, когда захотим стать свободными от их влияния («мы не рабы, рабы не мы!») и после этого примем твердое решение вести беспощадную борьбу с внутренним врагом-поработителем, вот с этого момента и начинается путь к исцелению. Борьба с гневом – это очень серьезная работа, требующая терпения и времени. Нам нужно очень сильно захотеть с ним бороться. А для этого необходимо осознать всю пагубность этой страсти.
Хорошо присоединять в конце утренних молитв просьбу к Богу дать сил противостоять гневу и раздражению
После осознания своей немощи и бессилия второй шаг – это горячая просьба к Богу о помощи. Эта просьба должна быть регулярной (ежедневной) с верой, упованием и смирением перед Господом. Очень хорошо присоединять в конце утренних молитв просьбу к Богу дать сил бороться с гневом и раздражением, помочь увидеть в событиях дня и окружающих людях хорошее и избегать осуждения, раздражения и обидчивости. Вообще, если мы имеем какую-то особую просьбу ко Господу, нужно постоянно, в течение дня держать ее в душе и во всякое удобное время вспоминать. И на службе в храме, и проходя мимо храма, и просто когда будет свободная минута. Хорошо также взять на себя какое-то особое молитвенное правило, читать, например, канон или акафист Господу или Богородице. Какой именно, можете выбрать сами, главное – чтобы молитва была усердной.
Ненависть к страсти
Вернемся к тому, как возненавидеть страсть. Умом мы, конечно, все понимаем пагубность греховных зависимостей и вредных привычек. Но как возненавидеть то, что столько лет вызывало удовольствие, с чем связаны весьма приятные переживания? Да, как ни странно, даже такая неприятная штука, как гнев, может быть в чем-то очень приятной. Эта страсть доставляет человеку, подверженному ей, даже чисто физиологические удовольствия. В момент гнева в кровь поступает адреналин, и, как известно, этот гормон вызывает много приятных ощущений. Экстремалов-адреналинщиков даже называют адреналиновыми наркоманами. Гневающийся тоже такой адреналиновый наркоман. Правда, потом, после вспышки гнева, как правило, бывает очень плохо, стыдно, ведь совесть есть у каждого человека, «но это лишь потом». Гнев также создает на время ощущение, иллюзию власти над людьми, силы. Что тоже весьма приятно гневающемуся. То есть в гневе есть, как говорится, свои приятные бонусы. Значит, нужно уметь увидеть в этой страсти все ее отрицательные стороны, всю ее неприятную и разрушительную сущность. Для этого существует несколько способов.
Чтобы понять всю неприглядность страсти, очень важно как бы взглянуть на себя и свою страсть со стороны. Ведь мы не очень представляем, в каком неприличном, отталкивающем виде мы предстаем, когда отдаемся гневу. Есть такой совет: когда гневаешься, обижаешься, раздражаешься, поднеси к лицу зеркало (особенно эффективно для женщин) – и ты увидишь не свое привычное милое лицо, а какую-то бесовскую маску. Вот на нее-то и приходится смотреть окружающим в момент твоего раздражения. Помню рассказ одной женщины, которой ее соседка невольно помогла взглянуть на себя со стороны во время семейных скандалов. Однажды соседка встретила эту даму и спросила ее: не знает ли она, кто из соседей так ужасно кричит на своих домашних, постоянно устраивает им скандалы? может быть, нужно уже принять какие-то меры? И этой женщине стало страшно стыдно, ведь эти домашние разборки устраивала именно она, а соседка об этом не догадывалась, так как знала ее как внешне спокойную и добропорядочную женщину. После этого урока она стала следить за собой, и домашние баталии прекратились.
При страсти гнева очень важна частая исповедь
При страсти гнева очень важна частая исповедь. Кроме покаяния в грехе и укрепляющей силы таинства здесь есть еще один момент: когда ты рассказываешь духовнику о неприятных для тебя вещах, таких как ссоры, скандалы, вспышки, тебе становится стыдно совершать эти грехи вновь, появляется дополнительная мотивация в борьбе с гневом. Проговаривая неприятные для тебя ситуации, особенно стыдишься за свое невоздержанное поведение, при этом совершенный грех предстает во всем своем уродливом виде.
Еще один совет. Говорят, что, когда очень хочется дать волю гневу, начать говорить обидные слова, перейти на крик, нужно в этот момент, вместо приятных ощущений, которые обычно дает гнев, создать неприятные. Следует тут же пойти на кухню и съесть чайную ложечку соли или лимонной кислоты. И так делать каждый раз. Через некоторое время гнев у нас будет связан с очень неприятными, невкусными ощущениями. Это поможет вовремя останавливаться. Вообще, как только подступает помысел гнева, гневное желание, необходимо представлять и вспоминать ужасные последствия, которые обычно бывают после вспышки, и весь тот вред, который гнев приносит людям.
«Пока еще не поздно нам сделать остановку…»
Но чтобы успеть применить все эти методики, нужно научиться одной просто необходимой вещи – делать паузу, останавливаться, как говорится: «оглянись во гневе». Вот это для человека вспыльчивого, раздражительного крайне трудно. Любой грех начинается с греховного помысла. Это своего рода уже некая концепция, идея, проект греха. Еще один шаг – и он воплотится в действие. Вот что пишет об этом святитель Игнатий (Брянчанинов): «Обыкновенно люди считают мысль чем-то маловажным, потому они очень малоразборчивы при принятии мысли. От принятых правильных мыслей рождается всё доброе, от принятых ложных мыслей рождается всё злое. Мысль подобна рулю корабельному: от небольшого руля, от этой ничтожной доски, влачащейся за кораблем, зависит направление и по большей части участь всей огромной машины». Так что нужно учиться борьбе с помыслами, учиться отсекать их в самом начале, на подходе к душе. Этому искусству посвящены многие труды святых отцов, тема эта весьма пространная, и объем статьи не позволяет подробно обсудить ее. Но, думаю, каждый может ознакомиться с ней самостоятельно. Также могу порекомендовать прочесть мою заметку «Борьба с помыслами», размещенную на этом портале.
Отсекай гневные помыслы, не беседуй с ними. Переключайся на другие мысли и дела. Пусть это будет хотя бы спортивная пробежка
Отсекать греховные, гневные мысли, не беседовать с ними, а отгонять и переключаться на другие – это как раз и значит «делать паузу». Когда борет гнев, нужно делать что угодно, но не давать ему воли, ибо далее он может легко выйти из-под контроля. Как пожар, который чем дальше он горит, тем сложнее его потушить, как прорыв плотины, который очень трудно остановить. Когда возникает желание прогневаться, сказать что-то резкое, колкое, нужно начинать молиться, читать, например, молитву Иисусову. Уходить в другую комнату, читать Евангелие, Псалтирь. Если и на это сил нет, начинать уборку или мытье посуды, выполнять любую несложную работу. Можно перевести гнев в физическую активность. Быстро надеть спортивный костюм и пойти пробежаться. После километровой пробежки, уверяю вас, желание гневаться, как правило, пропадает. И вообще известно: если не дать гневу волю, успеть сделать перерыв, вспышка и непреодолимое желание дать свободу эмоциям проходят и сам предмет конфликта чаще всего уже не представляется таким уж важным. Но самое непростое – это научиться вовремя делать эту паузу.
Когда совсем уж нет возможности и времени для длительной паузы, нужно хоть кратко молитвенно вздохнуть: «Господи, помоги», а также сделать несколько глубоких вдохов, а в конце задержать дыхание. Дыхательная гимнастика помогает успокоиться.
Если удалось сделать хотя бы краткую паузу, в этот момент нужно представить, взвесить, что же будет дальше, если дать сейчас волю чувствам и уступить гневу. Вспомнить, что бывает обычно потом. Что мы приобретем (да ничего особенного) и что потеряем (мир в душе и мир с ближними, их хорошее отношение к нам, в душе будут долго царить раздрай, опустошенность и стыд). Принцип взвешивания – очень полезное правило жизни. Ведь мы постоянно встаем перед выбором, что для нас главное, а что второстепенное, незначительное. Что нужно, полезно, а что совсем не нужно и даже вредно и т.д.
Волки, когда идут за стадом животных, нападают в первую очередь на усталых, ослабевших от голода или болезней животных. Также и бесы гнева, раздражения искушают нас больше всего тогда, когда мы голодны или устали. Особенно это касается мужчин. Умная жена никогда не будет приставать к мужу с просьбами и своими проблемами, когда муж пришел с работы голодный и усталый. Она сначала накормит его и даст отдохнуть. А мужчинам могу дать такой совет (впрочем, и для женщин он тоже годится). Когда вы подошли или подъехали на машине к дому после трудового дня, не спешите сразу заходить в квартиру. Посидите немного в автомобиле, откройте окно, послушайте музыку. Или присядьте на скамейку у дома, а еще лучше – сделайте несколько кругов пешком вокруг вашего жилища. Тогда встреча с близкими пройдет у вас гораздо спокойнее, даже если они чем-то подадут вам повод к раздражению.
Как преобразовать гнев?
Ну а теперь – самое главное. Недостаточно просто научиться купировать гнев и сдерживать его. Это важно, но этого мало. Это все равно как если мы будем снимать только симптомы и последствия болезни, но не лечить ее саму. Какое главное лекарство против страсти? Насаждение в душе навыка добродетели, противоположной страсти. Об этом писал тот же святитель Игнатий (Брянчанинов) и многие другие святые отцы. Свято место пусто не бывает. Недостаточно просто изгнать гнев и перестать раздражаться. Да и почти невозможно – он всё равно очень скоро опять прорвется наружу из глубины нашей души, куда мы его запихнули. Привычка гневаться, раздражаться и осуждать должна быть преобразована в другой устойчивый навык, другую доминанту. Какую? Прощение, сострадание, сопереживание людям, понимание, терпение и смирение. Собственно, все это проявления одной великой добродетели – любви к ближним. Любовь также противоположна страсти гордости. А от гордости, как мы знаем, гнев и происходит. «Поражая гордость, ты поражаешь все страсти, и в сердце приходят смирение и любовь», – говорит преподобный Паисий Афонский. Нужно помнить, что страсть – это очень устойчивый греховный навык, ставший частью души, и чтобы вытеснить его, нужна очень большая работа по выжиганию страсти, непосредственно борьбы с ней и стяжанию устойчивых навыков доброделания. Быстро всё это сделать не получится. Хроническую, многолетнюю болезнь не вылечишь за две недели – требуется время. Поэтому ни в коем случае нельзя опускать руки и впадать в уныние, если мы не видим пока серьезных результатов. На этом пути почти неизбежны падения, срывы, рецидивы. Но чем дольше и упорнее борьба, тем будет устойчивее навык.
Теперь немного о том, как изменить отношение к ближним на противоположное раздражению и гневу. Очень полезно бывает встать на место человека, поведение которого вызывает в нас раздражение. Постараться понять истинные мотивы его поступков. Недавно ко мне на исповедь пришел молодой мужчина и рассказал, что его очень раздражают недисциплинированные водители, которые создают аварийные ситуации на дорогах, «подрезают» другие машины, лезут без очереди к светофору и проч. Ну не может он всё это терпеть! Тогда я спросил у него: «А вы сами всегда ездите по правилам, никогда не нарушаете?» Он ответил, что, конечно, нарушает, но всё же не понимает, как можно так неаккуратно ездить. Тогда я привел ему такой пример, который помог ему, надеюсь, изменить отношение к некоторым лихим водителям. Представьте себе, что тот человек, который вас «подрезал», обгоняя, или пролез без очереди к перекрестку, только что получил известие от беременной жены по телефону, что ее срочно нужно везти в роддом, или что плохо с его ребенком – да мало ли какие могут быть мотивы для спешки! Конечно, ничего хорошего в нарушении правил нет, но почему-то мы всегда думаем, что спешащий куда-то водитель – лихач и дорожный хам. А ведь это далеко не всегда соответствует истине. Каюсь, и у меня бывают моменты, когда я нарушал ПДД. Например, когда я спешил к внезапно заболевшей супруге или когда жена позвонила мне и сказала, что сын облился кипятком. Думаю, тогда многие водители не одобряли мой стиль езды.
Подумай о том, что ты не знаешь истинных мотивов поведения того, на кого досадуешь
Мы очень часто торопимся осудить человека, не зная истинных мотивов его, может быть, действительно неблаговидного поступка. Вместо того, чтобы вникнуть в его поведение и постараться представить, что стоит за ним. Все мы воспитаны в совершенно разных семьях, у нас разный жизненный опыт, образование, наследственность, здоровье, условия жизни. У каждого совершенно индивидуальная жизненная ситуация, не похожая на нашу. Мы считаем, что человек хотел нас обидеть, а его, может быть, просто плохо воспитали родители, а нам повезло в этом плане больше, чем ему. Думая так, мы уже начинаем жалеть нашего ближнего, и нам становится легче его простить. Только достаточно хорошо узнав человека, можно частично понять, что в действительности стоит за его поступками. Хотя до конца мы не узнаем этого никогда, ибо даже сам человек иногда не подозревает об истинной мотивации своего поведения. Один только Господь ведает сердце человека и поэтому может судить его, но никак не мы.
Но нужно стремиться всегда видеть в нашем ближнем хорошие стороны и черты, которые у каждого, безусловно, присутствуют. Почти у любого человека есть знания, умения, черты характера, которых нет у нас, но которые мы хотели бы приобрести. Замечая всё это, мы поймем, что общение с ним может принести нам немалую пользу.
Таким образом, мы переключимся на другие стороны человека и уже не будем замечать неприятных нам. Если мы уже общаемся с этими людьми довольно давно, можно вспомнить всё то хорошее, что они сделали для нас. Есть и еще один способ сблизиться с человеком и изменить отношение к нему на лучшее – самим сделать для него что-то хорошее, приятное. Даже если некий товарищ не просто неприятен нам, но и враждебно против нас настроен, нужно помнить, что зло нельзя победить злом, как говорит апостол Павел (см.: Рим. 12: 17), «но побеждай зло добром», – пишет он (Рим. 12: 21). Все вы наверняка помните детский мультик про крошку Енота, который боялся «того, кто сидит в пруду», и корчил страшные рожи, чтобы испугать его. Но еще сильнее начинал бояться сам, потому что отражение в воде также строило враждебные гримасы. И когда он улыбнулся ему, то смог преодолеть страх, так как «тот, кто сидел в пруду», улыбнулся в ответ.
Ведь иногда, просто улыбнувшись или проявив терпение, мы можем сделать для раздражающего нас человека доброе дело, и главное – сами изменим отношение к нему.
В разные периоды жизни мне иногда приходилось подолгу общаться по телефону с больными людьми. Или психически нездоровыми, или имеющими какие-то другие тяжелые заболевания. Не скрою, часто подобные разговоры довольно сильно утомляли и вызывали раздражение. Но когда я пытался поставить себя на место этих несчастных, больных людей, мне становилось легче. Я понимал, что эти длинные телефонные разговоры – одна из немногих доступных для них радостей. Им просто непонятно (так как они сами нигде не работали и не имели семьи), что они отнимают время у занятого семейного человека.
Известно, что в других людях, в их поведении нас больше всего раздражают поступки, черты характера, которые мы не любим в себе самих. Часто гнев – это скрытая вина. Просто он бессознательно используется для прикрытия других чувств. То есть нам когда-то было очень стыдно за подобный поступок, и сейчас, когда мы видим нечто схожее, мы очень раздражаемся, нам это неприятно. Этот эффект зеркала замечательно описан в известной басне дедушки Крылова «Зеркало и обезьяна», знакомой всем нам со школы. Вспомним также совет крыловского Мишки: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» То есть надо осознать, что сами мы далеко не безгрешны и что-то похожее также было в нашей жизни.
Очень помогает справиться с гневом молитва за тех, кто вызывает в нас это чувство
Очень помогает справиться с неприязнью, гневом и обидой молитва за тех, кто вызывает в нас эти чувства. Ведь именно это заповедал нам Христос, говоря: «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44). Способ этот испытанный, и Господь примиряет даже сильно враждующих людей. К тому же, когда мы молимся за раздражающих нас, мы начинаем уже сочувствовать им и обида проходит.
Гнев в нас может быть вызван не только поведением людей, но и другими внешними факторами, обстоятельствами, событиями нашего бытия. Отношение ко всему этому нужно также изменять, преобразовывать с негативного – на позитивное. Учиться анализировать события, всегда видеть в них не бессмысленную цепь случайностей, но Промысл Божий, ведущий нас ко спасению. Необходимо понять, что все испытания имеют для нас очень большой смысл и даже в очень непростых, тяжелых жизненных ситуациях можно найти для себя большую пользу, приобрести бесценный опыт. В любой работе, любом занятии, пусть даже очень скучном и рутинном, следует научиться находить что-то полезное и приятное для себя и получать от этого удовольствие.
«Грех мой всегда предо мною»
А в заключение хочу сказать очень важную и на первый взгляд неприятную и даже «страшную» вещь: человек никогда не сможет полностью избавиться ни от одной приобретенной страсти. Но сразу предупреждаю: пугаться раньше времени не нужно. Почему не сможет? Во-первых, страсть человек может победить только с помощью Божией. Поэтому и начинается путь исцеления от страстей и борьбы с ними с осознания своей немощи. Но победить – не значит убить и полностью избавиться от страсти. Нет, можно, с помощью Бога, только связать страсть, обуздать ее, как дикое животное.
Связав страсти, мы обязательно всю жизнь должны помнить про свои «проблемные места»
Во-вторых, обуздав страсть, сделав ее безопасной для себя, мы всё равно не вернемся в исходное состояние, в котором мы были до приобретения страсти. Так алкоголик или наркоман никогда не перестанут быть таковыми, не вернутся на исходную позицию, то есть в то состояние, которое имеют люди, не знавшие такого печального опыта. Негативный опыт, склонность к зависимости и последствия перенесенной болезни всегда будут с ними. Так перенесший тяжелое заболевание желудка должен пожизненно соблюдать диету и режим. Человек, проведший юность в блуде, не только не станет девственником, но и последствия своих грехов будет ощущать всю жизнь. Жизненный опыт, человеческую память нельзя перезагрузить, как компьютер, нельзя как бы переустановить новую операционную систему взамен испорченной. Люди, связавшие страсти и находящиеся в длительной ремиссии, должны обязательно всю жизнь помнить про свои «проблемные места». Вот тогда страсть станет безопасной для них. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5: 8). Значит, нам нужно выставлять погранзаставы вокруг своей души и всегда быть начеку.
Но, повторяю, бояться этого не нужно. Господь всё устрояет к нашей пользе. Если бы мы имели возможность полностью стереть наш прошлый греховный опыт, это не принесло бы нам пользы. Человек, к сожалению, удобоприклонен ко греху, и, получив полное исцеление от него, мы бы очень скоро к нему вернулись. Также при этом можно легко впасть и в гордыню, подумав, что мы сами, своими силами одолели страсть. А так мы несем последствия наших страстей как епитимию и всегда чувствуем свои немощи, не забываем о них. «Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною» (Пс. 50: 5). И это неплохо. Ведь в жизни нужно пострадать за грехи, чтобы быть свободными от страданий за них в вечности.
И еще один момент. Переживший опыт борьбы со страстью и знающий о своей слабости более подготовлен и вооружен против нее, чем тот, кто такого опыта не имеет. Он теперь даже может помочь другим в их борьбе со страстями. И вероятность того, что он вновь согрешит этим грехом, у человека, ведущего постоянную борьбу с греховной зависимостью, может быть гораздо ниже, чем у того, кто никогда не падал.
Желаю всем нам в наступившем году помощи Божией в борьбе со страстями!
А вот проявления гнева - своё собственное поведение - мы вполне можем контролировать, будучи взрослыми дееспособными людьми. Это наш свободный выбор - совершать насилие или нет, нападать на других или не нападать. И это действительно абсолютно свободный, полностью контролируемый выбор: ведь те, кто нападает на других людей, именуя это "срывами" - на самом деле прекрасно знают, кого они могут обидеть безнаказанно, и набрасываются именно на них, а не, скажем, на полицейского с дубинкой. Неправда это - про "срывы".
Спасибо, отец Павел!
С поклоном, прот. Павел Гумеров
Есть над чем задуматься, и что с Божьей помощью исправить в себе и помочь своим близким.
Честно говоря, мне не хотелось бы, чтобы дискуссия со мной продолжилась. Лишь бы никто не злился. Больше я эту статью не комментирую.
б) Я не предлагаю подавлять обиды, упаси Господи. Скорее это предлагает иллюстратор статьи, который поместил здесь кнопку с надписью "pause". Лично на меня такой рисуночек действует, как красная тряпка на быка. И, думаю, не на одного меня. Смотрел ли иллюстрации автор, я не знаю, но подозрения в том, что он согласен, у меня закрались.
в) Прощение обидчика - быть выше обиды, быть великодушным, что я и предлагаю, а не смотреть с другой стороны на ситуацию, не подавлять свой гнев и т.п. Никола, я поставил статье 6 баллов, некоторые вещи в ней и для меня весьма полезны. Но после Вашего хлесткого ответа мне захотелось влепить ей кол - есть же молитва "Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость", чего еще надо для победы над гневом, я не понимаю?? Статья же наполовину состоит из рекомендаций, которые к лицу психологу, верующему в "Бога-в-душе", а вовсе не священнику. Самый лучший способ поступать по этой молитве - сделать обидчику добро, если ситуация позволяет, делать ему добро постоянно. Это и есть великодушие. Но забывать боль от обиды? Кто старое помянет, тому глаз вон, а кто забудет, тому оба.
Хотел бы еще заметить, что люди, обвиняемые в гневливости, часто испытывают совершенно другую страсть, а именно нетерпение с малодушием, с которыми совершенно другие способы борьбы. Самый хороший способ, по моему опыту - принять на себя всю боль, которую доставляют другие, и научиться так жить.
"Почитайте, пожалуйста, житие Старца Иосифа Исихаста."
Как раз позавчера скачал на Правторе полное собрание впервые изданное.
Тоже думал от семьи отстраниться - пусть живут, как хотят. Не получается.
По жизни пришел к следующему. Нужно осознавать себя и наблюдать за собой , когда сотни и тысячи раз ты вскипаешь в "праведном"гневе. Сразу не получиться совладать с ним. Каждый раз , когда успокоишься молиться и просить помощи свыше. И увидишь , как твоё устремление к Всевышнему , ежедневная работа на собой и молитва будут изменять тебя. Происходит это по миллиметру по мере осознания себя ,как духовного существа. И это на всю земную жизнь. Гордыня многолика.Дай БОГ всем нам осознавать самое себя.
Как это самоустраниться? Семья, дети - это Ваше послушание, Ваша ответственность перед Богом. "Вот я и чада мои", придётся нам сказать на Суде. Так что нет у нас иного выхода, кроме как самому спасаться и чадушек за собой тащить - говорю Вам как отец ).
Я Вас понимаю, самого иной раз подбрасывает, когда дочка уроки делает (это во 2-то классе!). Но заставляю себя вспоминать, что в её маленькую головку много не помещается ) и вообще виноват не тот, кто не понял, а тот, кто плохо объяснил.
А Свв. Отцы советовали не "самоустраняться", а не прилепляться к земному. Есть некоторые оттенки смысла, согласитесь.
Кстати, о. Павел советует не лимон, а лимонную кислоту. Попробуйте - почувствуете разницу )
Как-то очень назидательно получилось... Простите, ради Бога! Помоги Вам Господи!
От простуды неплохо, от гнева не очень. Есть какое-то глубокое противоречие между целеполаганием спасения души и достижения результата деятельности. Святые советуют однозначно выбирать спасение. Но что-то меня берет сомнение правильно ли "плюнуть" на ребенка и вообще семью - самоустраниться?
А в конце какое прекрасное напоминание всем нам, что всё содеянное нами мы вынуждены таскать с собой! А то, что тяжесть этого рюкзака зависит от наших поступков, понимаем, когда начинает пригибать к земле...
И джинн, пусть и запертый в бутылку, тоже лежит в этой поклаже и ждёт своего часа.
Спаси Господи, о. Павел!
Андрей, наверное, если поизучать жития раскаявшихся разбойников, например, там можно найти интересные Вам примеры.