Заканчивается воскресная служба. Как это обычно и бывает, подходят люди – кто-то побеседовать, кто-то задать вопрос, кто-то обсудить намеченные дела по приходу. Сначала говорим в храме, потом перехожу в кабинет: там мы и присесть сможем, да и требуют некоторые беседы большей, скажем так, камерности. Часа в два, когда, кажется, со всеми я уже переговорил и можно что-то наконец перекусить после Литургии, дверь открывается и заходит человек с очень скорбным лицом, глазами, наполненными печалью, так что мысль о чашке чая сразу отбегает далеко прочь.
– Вы сейчас проповедь говорили о Гадаринском бесноватом, – начинает он немного, как мне подумалось, издалека, – так это я…
И как бы в ответ на мой встревоженно-недоуменный взгляд поясняет:
– Многие годы я себя убиваю и даже не знаю, почему еще не сделал этого на самом деле… А в вашей проповеди со многим я не согласен.
Пытаюсь соединить оба высказывания вместе, но потом отказываюсь от этой задачи. Важнее ведь другое: что за беда, что за несчастье привели человека в такое состояние, что он уже многие годы помышляет о смерти как о чем-то вожделенном и ощущает себя при том бесноватым?
Об этом я, конечно же, и спрашиваю.
– Ничего особенного со мной не происходило. Просто мир сошелся в одной точке, и стало невыносимо больно, словно ад в душе. Это такая мука… Жить нет никаких сил! Вот вы мне сейчас, я знаю, какие-то советы будете давать… А вы сами-то были в таком состоянии? Знаете, что это такое?
Думаю, что знаю – хотя бы отчасти. И говорю о том, что мог бы сказать в подобном случае самому себе. И, наверное, в той или иной форме не раз говорил. Жизнь – удивительный дар Божий, и как же не благодарить Господа за нее, даже если и бывает она периодами совсем не проста, если одно испытание сменяет другое и потеря следует за потерей? Она наполнена свидетельствами Его любви, которые и в самых скорбных обстоятельствах остаются очевидными для верующего сердца. И даже если вся жизнь представляется сегодня одной сплошной, непрерывающейся черной полосой, то теплится в душе надежда на Бога, убежденность в том, что будет в ней что-то хорошее, то, ради чего и дал Он ее тебе. Иначе и быть не может!
«Жизнь – удивительный дар Божий…» – «Вы неправы», – он смотрит на меня тяжело, не мигая
А если речь идет лишь о том, что тебе «просто» тяжело – не из-за событий каких-то трагических, не из-за потери близкого человека, не из-за чьей-то подлости и чьего-то предательства – а из-за того лишь, что не умеешь ты жизни радоваться, ценить каждый ее час и быть благодарным ее Подателю за самую возможность бытия, то учись этому, и научишься, и выйдешь из этого «мрака осязаемого».
Человек смотрит на меня – тяжело, не мигая – и резюмирует:
– Вы неправы.
И опять, упреждая мои дальнейшие вопросы, дополняет:
– Вы, как и все, ничего не понимаете: у меня нет ничего этого – ни благодарности, ни сознания, что жизнь дар… Я просто не могу жить. Я разрушен.
Я снова говорю о том, что знаю наверняка, в чем убежден, в чем не сомневаюсь нимало:
– Если потрудитесь, то и осознание это придет, и благодарность душу наполнит. Мы так устроены, что когда понуждаем себя к определенным размышлениям, когда останавливаемся на мыслях по-настоящему важных, истинных, то постепенно раскрывается нам их глубинный смысл, и начинаем мы не только умом соглашаться с ними, но и сердцем их силу ощущать. А что до «разрушенности»… Человек обладает удивительной способностью к восстановлению. Он может быть «разобран до основания», выжжен, в пепел буквально горем превращен – и восстать, несмотря ни на что, из этого пепла, подобно фениксу. Только бы было у него такое желание, и не забывал бы он о том, что не способен без Христа ни на что, зато с Ним может всё.
– А я не хочу восстанавливаться. Я ничего не хочу!
– Подождите, а зачем же вы тогда пришли? Если, и правда, ничего не хотите?
– Чтобы вы мне помогли! Пациент приходит к врачу, чтобы тот ему помог!
– Совершенно с вами согласен… Только и врач может помочь пациенту лишь в случае, если тот готов выполнять его рекомендации, а если на всё, что он ему ни посоветует, что ему ни выпишет, пациент отвечает лишь: «Я с вами не согласен» и «Мне ничем не помочь», то какого же результата сможет он добиться?
На какое-то время воцаряется молчание. Затем человек немного оживляется:
– Да… И что вы мне еще скажете?
– Что скажу?.. Что поскольку вы давно пребываете в этом состоянии, то вам обязательно надо обратиться к специалисту: хорошему невропатологу или психоневрологу. Потому как и нервная система, и психика ваша очевидным образом существенно повреждены. И опять повторюсь: учитесь Бога благодарить за всё и радоваться – как тому великому, что Он дает нам, так и самому малому. Оно тоже великое…
– Всё это я уже слышал. Вам просто нечего мне сказать, вам до меня дела просто нет. Вам ни до кого дела нет! И знайте, что если случится что со мной, то и ваша в этом вина. Бог вас простит, и я прощаю, и вы меня простите!
На этом разговор обрывается, поскольку собеседник мой выбегает буквально из кабинета. А я остаюсь – расстроенный и подавленный. Но у меня и мысли не возникает догнать и остановить его. Не оттого, что не жалко. Не оттого, что дела нет. Опыт подсказывает: бесполезно. И здравый смысл о том же говорит. Только помолиться, помянуть, воле и милости Божией предоставить.
И задуматься очередной раз: почему нельзя помочь всем? И почему нельзя спасти всех? Настолько нельзя, что и Господь – милостивый и любящий – не всех спасает…
Да потому, что может человек настолько ничего не принимать, настолько все отвергать, что и захочешь ему что-то дать, не сможешь. И, страшно сказать, не только ты – Господь не сможет, потому что не насилует Он воли человеческой, хотя бы и была она неразумной или безумной даже. Нет ситуации, когда помощь Его невозможна, нет обстоятельств, по-настоящему безнадежных, но есть состояние – когда человек и помощи не хочет, и надежде совершенно чужд. И что ни скажешь, что ни предложишь ему, на все один ответ будет: «Мне никто не поможет!»
Не хочет человек никакой помощи и не нужна она ему. Потому что это – его выбор
Потому что не хочет человек никакой помощи и не нужна она ему. Потому что это – его выбор. И опять ничего не остается здесь после всех сказанных слов и всех употребленных усилий, кроме как помолиться и на Бога все возложить, в руки Его все предать.
Разве что еще запомнить все это и к себе применить… Когда сам будешь в состоянии таком или похожем, когда себе будешь говорить, умом и сердцем помрачившись: «Мне никто не поможет!» Тогда как нельзя кстати придется воспоминание это: человек, входящий в дверь со словами: «Я – Гадаринский бесноватый…» И так жалко, так нелепо, так страшно воспоминание это, что невольно от него отшатнешься и придешь в себя: «Нет, мне – поможет… Нет – мне есть за что благодарить… Есть чему радоваться…»
А если человек действительно болен, имеет серьезные проблемы с психикой, то чему удивляться, что он жить не хочет? Где грань между шизоидным расстройством или МДП и бесноватостью? Богу все возможно, но таких нужно к врачу вести, а потом в храм.
Словно червь мое сердце точит
И никто,увы,не поможет.
Тот,кто хочет помочь- не может,
Тот,кто может- не хочет,не хочет. Б.Заходер
Нахожусь в похожем состоянии уже больше 2-х лет. Невероятная боль в душе... И ты судорожно пытаешься найти это обезболивающее и просто воешь Господу о своей боли и взываешь о милости и помощи - подсказке -"Помилуй, Господи". "Вразуми, Господи". "Помоги Господи, укажи путь мой...", и стараешься поймать взгляд батюшки в храме - "может попробовать подойти? Может он увидит эту боль? Может поможет?". А дальше Муром, Троице-Сергиева Лавра, Печоры, Болгар и соборная молитва, село Филипповское, мощи святителя Николая Чудотворца в Бари, мощи святой Матроны Московской, ... Потому, что думаешь, если не поедешь куда-нибудь, то просто умрешь. Думаешь, если я такая грешная, святые своими молитвами ко Господу помогут, но увы, не чувствую я эту спасительную благодать и ответов, и помощи, и пути я не вижу. И нет, увы, у меня 4 друзей, которые разобрали бы крышу дома, чтобы спасти меня. И одного даже нет.
Какие же меткие слова, Анна - прямо в сердце "...ему было нужно, чтобы кто-то спустился с ним в его ад и поплакал о нем, потому что сам он не может даже плакать. Жалость искренняя, а не советы...". Только тот, кто пережил подобную боль и ужас может написать такие слова и понять.
А сейчас очень простой диалог в голове - "Ты можешь себя убить?". "Нет". "Тогда просто существуй." С этим и живу.
Но, думаю, таким людям как раз такая забота и нужна, чтоб человек чувствовал, что он кому-то нужен.
Возможно если люди начнуть просто вот так общаться друг с другом, у обоих собеседников проблемы начнут просто таять? Мне кажется, в жизни невероятное количество проблем и ужасов, так же и невероятное количество человеческих желаний. Даже и подсчитать невозможно. Но мне кажется корень всего ужаса в недоверии людей друг к другу, отсюда и отсутствие любви. И человек чего то ищет всю жизнь, к чему то стремится. А те, кто поняли, что и стремится не к чму, теряют себя и не знают что делать. А на самом деле им просто нужны рядом понимающие его живые существа. Тогда и счастье будет, и смысл жизни. Ведь друг без друга мы не существуем, Хотя можно попробовать себя обмануть в обратном.
Ужасно еще, что действительно, что-то внутри сидит , что без конца сбивает тебя и отворачивает от других людей. Конечно и люди сами виноваты. Со своей алчностью, злобой и меркантилием. Но и что-то внутри без конца мешает действовать свободно, как хотел бы. Ведь понимаешь, что все тщетно в этом мире. Все равно уйдешь отсюда. И нам бы радоваться и любить друг друга. Неужели так сложно помогать и зоботиться друг о друге. Почму человек и на ету не приблизился к такому образу жизни.
Иисус вел людей к любви., но даже тогда люди были не способны на это одно единственное чувсто.
Почему?
Дмитрию: Боритесь с Божией помощью и тогда можете, образно, себе медаль на грудь прикрепить - выстою, держусь, молодец!Храни Вас Господь!
Ну что же это Вы такое наговариваете на себя? "козел отпущения!", "судьба такая!" Зачем Вы слушаете эти внушения лукавого? Он же вас сгнобить хочет, а ВЫ ему в этом потакаете... Боритесь. Даже, если нет сил и желания, все равно, назло врагу - боритесь! А борьба эта - молитва, постоянное взывание к Богу - Господи помилуй! Господи, прости меня, грешного раба твоего! Молитесь и ни одного мгновения своей жизни НЕ сомневайтесь, что помощь обязательно придет. Главное - не отступайте от Него. То, что с Вами происходит, это уныние. А уныние - от маловерия. А маловерие - недоверие Богу. Т.е.как бы Вы верите в Бога, но Ему самому не доверяете. Не отделяйте себя от Него. Вы потому и ходите годами по замкнутому кругу, что ищете выход не у Господа. Он Вас давно ждет и раскрыл Вам Свои объятия и ждет-не дождется, когда же его любимый раб Димитрий, обратится к Нему за помощью! Просите, молитесь! И Он поможет. Не оставит Вас. Не бойтесь! Да, конечно, помощь Он часто подает через людей. И не надо ее отвергать. Вам нужны в данный момент не таблетки, а хороший, опытный православный психолог для начала. Попробуйте поискать на сайте "душа ортодокс". Надо же с чего-то начинать? Вы начнете, а Бог поправит где надо. Не унывайте!
Помоги Вам Бог!
Благодарна Вашей статье, хотя изначально приняла остро все ваши описанные действия, на то причины личные, , очень похожая ситуация, как у многих комментирующих. Часто боялась исповеди, потому как ждала, подобные вашему ответу человеку про обращения к "специалистам". Одно время очень часто общалась с ними, но по работе. К этим специалистам часто направляют детей из детских домов, в том числе и после попыток суицида, и просто так, когда не справляются "педагоги" с детьми. Работа у меня была такая- социальное сопровождение таких детей. Потому видела многое. Любят у нас в обществе подобные меры, неугодных и сложных куда-нибудь упечь, будь то наркологический или психиатрический диспансер, уже оставляла негативный комментарий о любви к раздаче диагнозов в нашем обществе. Так вот, люди, добрые, ЗАПОМНИТЕ: "психиатрия" не помогает, я видела как губят души, молодые души. А к психологам по личным проблемам обращалась, так это сплошное надувательство, простите, конечно, если задела профессионалов. Но профессионалы знают о том, какие вузы и какие кафедры психологии у нас в стране, настоящих по пальцам пересчитать. Ну что за психолог на гуманитарном или философском факультете? Многие методики терапии противоречат христианскому мировоззрению, так что... А с профессиональной этикой у нас вообще мало кто ладит.
По поводу батюшек и их помощи, я бы Вам в личной беседе рассказала, если бы так сложилось. Напишу одно: бывало разное, и осуждение и отчаяние, и страшные на самом деле вещи происходили, что в служителе с Крестом не всегда видишь образ Божий, не потому, что видение искривленное, а потому, что знаешь то, что другим неведомо и не должно знать, и не знаешь как с этим жить дальше. Много событий было, о которых тяжело рассказать просто так сходу. Но Господь милостив, теперь я точно знаю, что он любит всех одинаково. И рано или поздно Господь посылает и молитвенников и духовых отцов! И исповедь принимается, и покаяние настаёт. И немного даже миром в душе веет.
А по поводу молодого человека, который убежал... Ведь раньше больницы, в том числе и с болящими людьми были на попечении Церкви, ведь так? Ведь первым делом помощь была нужна этим людям? А то получается сегодня так: адекватному - помощь, неадекватный - пойди вон, подлечись, потом приходи и внемли... Как-то отец Дмитрий Смирнов говорил (пересказываю), что не каждый человек готов вычесть блохи у бомжика - это как-то непривлекательно... Что-то ситуация с тем, кто может принять помощь, а кто не может оттдаёт тем же самым. Получается, что люди готовы терпеть чистых, не чихающих и здоровых умом... Простите, ещё раз, слишком задела статья, личное...
очень понравился комментарий Николая от 22 февраля. Его можно напечатать как статью-ответ. В ней рчень много хороших советов.
Я абсолютно согласен с Сергием из Крыма, с чего надо начинать этому человеку, это милостыня и посильное участие в церковных Таинствах. Именно так, как он говорит и надо делать. Было бы очень хорошо, если батюшка благословит на послабления в подготовке к Таинствам на начальном этапе. В этом состоянии подготовиться по всем канонам человек совершенно не в силах.
Возможно, есть и несколько советов и для пастырей, которые встречаются с такими людьми. Во-первых, можно в нескольких словах описать борьбу которую наводит враг на человека в таком состоянии. Он говорит: «Ты не такой как все, ты никчемный, ты дефективный, тебе ничего не поможет. Посмотри, тут в церкви все белые и пушистые, а ты урод, ты думаешь ты кому-то нужен. Тебе ничего не поможет, потому что ты неудачник, никто не может понять твоего состояния и твоей беды. Твой грех безмерен, простить невозможно». К сожалению, человек начинает в это верить. И именно с таким убеждением он и идет к священнику. И именно поэтому он говорит «я не согласен».
Священник часто начинает говорить с позиции догматов, православного учения, примеров святых отцов и т.д. То, что работает с нормальными людьми, не потерявшими способности логически мыслить и брать ответственность, не работает с людьми в состоянии одержимости. Больше всего они (это я и про себя говорю) боятся брать ответственность, потому что не верят в себя и сомневаются в помощи от Господа. Тут во многом может помочь и психология, соединенная с молитвой и упованием на Господа.
Давайте посмотрим на эту ситуацию на примере с маленьким ребенком, который пытался ходить и, либо сильно упал, либо его кто-то напугал, либо ему кто-то внушил, что он на это не способен. У него стопор, который он не может преодолеть. Тут получается ситуация, когда он говорит себе «У меня проблема, мне кажется, я никогда не смогу ходить, все ходят,а я не смогу». Но он может выражать ее не так, а с обидой и упреком: «я не такой как все, я не верю, что смогу ходить, а вы все равнодушные лицемеры». Он приходит с этой проблемой, и спрашивает совета. А ответ согласно «всем догматам» такой: «каждый человек ходит сам, никто не сможет передвигать твоими ногами вместо тебя. Это зависит от тебя. Если ты не захочешь, ты никогда не пойдешь. Но если ты попросишь помощи, помощь придет».
Как вы думаете, к какому результату приведет такой совет? У ребенка проблема, он не знает как к ней подступиться, а ему говорят «Бери ответственность, проси помощь (он понятия не имеет, как это делать), не захочешь себе помочь сам, тебе никто не поможет». От такого совета состояние паники и бессилия только увеличится.
Есть еще одна ошибка «по всем догматам». Человек как-то описывает свою проблему с ходьбой (часто не очень понятно, агрессивно и с упреком), а ему говорят. «Хождение есть состояние прямолинейного перемещения в пространстве на двух ногах, переставление ног совершается поочередно. Это есть свойство человеческой природы, все ходят и ты пойдешь. Понял? Ну так вперед!». Все правильно, с теорией не поспоришь и не поспоришь, что совет полезный и по делу. Вот только от таких пудов теории и опят отсылок на «все ходят» становится только хуже.
Что же делать в случае с таким ребенком? Вы сами все хорошо знаете: ему не нужны советы и теории, он их просто не в состоянии восринять. Нужно с улыбкой взять его за руку, поддержать и сказать «я понимаю, что тебе тяжело, но сейчас я буду тебя поддерживать, а ты делай первый шаг вот так, второй вот так, потом третий, молодец, все получается ... т.д. В случае с одержимым (но адекватным! Как в случае этой статьи) человеком все сложнее, но принцип сохраняется.
Инструкция, как делать первые шаги абсолютно правильно написана в сообщении Сергия из Крыма: милостыня (с его стороны), молитва (больше даже за этого человека, ему молиться очень тяжело) и Таинства.
Теперь, немного о том, что мне кажется, не стоит делать НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ. Не нужно «спускаться в ад», «плакать с этим человеком» и проч. Так спасение утопающего превращается в утопание не одного, а двух человек.
Человеку, нужно вернуть хоть какую-то уверенность в самого себя, в окружающих и в помощь и любовь Господа. Повторюсь, это и есть основное направление атаки врага и с этого поля его и надо выгонать в первую очередь.
В одном отечественном фильме-сказке, к сожалению, не помню каком, был очень показательный сюжет. Сын разбойника был очень угнетен бессмысленностью жизни и пресыщением удовольствиями, он никогда не работал, отец запрещал эму это делать. Так вот, этот сын убежал от отца и слонялся по лесу. Он встретил дровосека и сказал «я не хочу жить, а вот ты вообще для чего живешь?». Дровосек был простой, да не очень, он ответил: «я отвечу тебе чуть позже, а вот сейчас, помоги мне срубить эти деревья и собрать дрова». Сын разбойника помог ему, он устал, он у него появилась радость жизни, он дышал полной грудью первый раз в жизни. Он сказал: «Как здорово, а что это мы сейчас делали, мы случайно не работали, а то отец запрещает мне работать?». Дровосек ответил: «Да нет, мы просто развлекались». Вот так заблудившийся человек с чужой помощью начал нащупывать правильную дорогу, в обход своих страхов и губительных установок, внушенных «отцом».
Вот тут есть такой момент: на начальном этапе, когда вера подорвана, человек панически боится ответственности и усилий, нужно дать очень конкретные советы («давай соберем дрова» или «помоги кому-нибудь, у кому тоже тяжело») создать некоторое впечатление, что делать особенно ничего не нужно и что исцеление возможно само собой, по любви Господа. Да ведь и это действительно так, в Евангелии описываются случаи воскресения сына вдовы, когда она ни о чем не просила Господа, исцеления людей по вере родных и друзей.
Возвращаясь к ситуации отца Нектария, простите меня недостойного, как я уже говорил, по моим грехам не могу нисколько считать себя достойным давать кому-либо совет, но может быть эти мысли помогут найти правильную дорогу.
Человеку, пришедшему с тамой болью и безнадежностью можно сказать следующее:
«
Да, Господь уберег меня, и я не был именно в том состоянии, о котором ты говоришь. Но, поверь мне, у меня тоже были безнадежные проблемы, так что понять я тебя смогу. Если тебе кажется, что в Церкви все белые и пушистые, то это не так, только Милостью Божией мы все живем. И я знаю много людей именно с такой же проблемой, как у тебя и Господь действительно помог им, может быть не так сразу, как написано в Евангелии, но они выздоровели.
Был такой святой, Паисий Святогорец. Он был действительно святой и добродетельный человек, жил на Афоне, в общем, мы с тобой рядом с ним просто оба законченные рецидивисты. И даже он попал однажды в безнадежную ситуацию. Он болел телесно и никак не мог вылечиться, у него уже не было сил это терпеть и он стал сомневаться в помощи Господа.
Тогда в некотором роде он устроил революцию. Он сказал «Да, я не могу это больше терпеть и надежды уже почти нет. Но надо просто плюнуть на эту болезнь, не зачем думать только о себе и о своей боли. Я не могу помочь себе, но я найду других людей с такой же болезнью или с другой и помогу им. Я приму чужую боль, чтобу убить свою. Пусть чужая боль станет своей. Он пощел и стал делать так, молиться за страждущих, которых он находил, и он обрел смысл жизни, он все равно болел, но он обрел многих людей, он спас свою душу и радовался весь остаток свой жизни.
Он даже благодарил Господа за свою болезнь, что она открыла ему такие горизонты, любовь, смирение и сострадание. (вот здесь указание на правильное благодарение за скорби, потому что абстрактный совет «благодарите за все Господа» может быть извращен врагом «Благодари Господа за то, что хочешь себя убить и т.д.», повторюсь, в этом состоянии человек не может мыслить полноценно, все абстрактрые конструкции извращаются врагом).
Если ты хочешь жить счастливо, в некотором случае плюнь на свою депрессию и безнадегу, это кажется невозможным, но это возможно. Помоги другому, поверь нам всем намного-намного проще помочь другим, чем себе. Но после помощи другим сам Господь придет и поможет тебе так, как именно тебе надо и так, как может быть ты и не знаешь и не представляешь. Мы будем тебя поминать за Литугрией, поверь мне это очень большая помощь. Это тоже как закон Ома. А ты со своей стороны начинай помогать людями и обращай внимание на родных (как в сообщении Сергия). Еще, просто как ребенок, проси покаяния и смирения, только это сможет помочь.
Тут дело даже не в том, хороший ты или плохой, такой как все или другой. Это как закон всемирного тяготения, как закон Ома. Делай так и увидишь помощь, я всегда готов тебя выслушать и помочь советом. Приходи со всеми проблемами и сомнениями. Беззаботной жизни не существует, а тот, кто всеми силами к ней стремится согласно Евангелию не будет имешь Жизни вечной. Поверь, мы все живем исключительно Милостью Божией и твое скорбное состояние может превратиться в источник смирения и благодати.
»
Я понимаю, что давать советы легко, особенно достойным людям, наделенным обязанностями и ответственностю. А вот воплощать их очень трудно. Но надеюсь, что частично эта информация сможет помочь.
Слава Господу Иисуху Христу, за то, что он мне помог и спас меня! Все только Его милостью совершается! Простите меня, грешного, если что-то не так написал.
Что странно в том конкретном случае, человек САМ себе поставил диагноз, что он бесноватый. Возможно, ему действительно нужен психотерапевт. Церковь хоть и лечебница, но людям невоцерковлённым помогает не всегда. Потому что они не знают, что к чему. В 25 лет, например, когда я впервые увидела, как люди в конце службы целуют крест, я задалась вопросом, не является ли это Причастием. Уже сейчас я понимаю нелепость вопроса, особенно для тех, кто "в теме". Но если в семье в церковь никто не ходит, а начиная со средней школы человек зациклен на поступлении, а потом на учёбе и работе, то могут быть и не такие вопросы. Например, известное изречение Иисуса "Не судите, да не судимы будете" у меня одна выдающаяся студентка приписала Аврааму Линкольну. В общем, церковная жизнь требует осознанного отношения, а результаты могут быть не всегда сразу ощутимы.
"Как сердцу высказать себя, другому как понять тебя?" (с)...
Вытянуть из пропасти, за которой один только исход - самоубийство, и как-то поддерживать может творчество. Кто-то песни пишет, кто-то стихи, кто-то рисует, вышивает или раскраски раскрашивает (если нет таланта самому рисовать) - это как бы замещение, но все равно помогает.
А еще помогает прочитать или услышать о святом, удивительном, невстреченном, но бывшим, сбывшимся, и свидетельствующем о том, что жить на этом свете стоит. Помню, услышала проповедь - историю о том, как молодой послушник искал истинной любви. До монастыря в миру искал - не нашел. В монастыре много лет прожил - и там не нашел. Пошел к старцу плакать о своем отчаянии. Совсем впал в уныние и неверие. Нет смысла жить для него. Старец, видя такое его состояние, сказал: "Да, брат, у нас монастырь расслабленных, братия у нас мало имеет любви, но я знаю другой монастырь - там любовь. Он далеко от нашего - много дней пути по пустыне, там ты поймешь, где любовь. Пойдем, проведу тебя." Старец был уже при конце своих лет, когда отправился с послушником. В пустыне, по дороге, Господь и принял его душу. А послушник дальше не захотел идти за любовью. Он сказал себе: "Я видел любовь". Такая она - идти по пустыне до последнего своего вздоха безропотно ради спасения души брата.
Меня тогда так утешил этот рассказ.
А нам, подумалось, может быть, тоже нужно просто идти по пустыне, постараться безропотно, ради помилования хотя бы своей души, немощной и отчаянной, как тот брат.
Помоги всем нам, Господи.
Я не верю тем, кто призывает сходить во "ад", дабы утешить и спасти, аж смешно, потому если бы они так умели - уже были бы на небесах. Это надо уметь сердце свое вынуть, на распятие пойти для людей, потому что люди-то жрут, едят поедом любящих их. Ты делаешь для людей Христа ли ради, или просто, но тебя будут нагло эксплуатировать и жрать.
А когда им представится случай, этим добреньким или хотящим быть добренькими - они отвернутся и пройдут мимо страдальца, потому что громче всех были "православны" и "добры".
Кто этого не понимает - обязательно поймёт, если будет идти к Богу, потому что мимо своего сердца не пройти.
Я точно такой же разрушенный человек, как и тот, кого вы описываете: действительно покорёженная душа, больная, повреждённая. Повреждённая гордыней, прелестью. Действительно - нет радости, иногда не хочется жить, нет вскуса к жизни, не понимаю что я ещё могу сделать и пр. "бесовские прелести". Это действительно тяжкое состояние, бес давит. Нужно иметь большой опыт и благодать Божию, чтоб распознать где тут душевное расстройство или духовный недуг, или всего понемногу. Помоги Вам Господи.
Одно могу сказать, от своего опыта: Если он к Вам дошёл, значит врет что не хочет восстанавливаться, это бес водит, злоба. Он хочет, всё осознаёт - просто не может. Ему помощь нужна, он уже ничего сделать не может, в отчаянии большом, в моём случае от гордости, но сам этого не видишь, не понимаешь.
Если мой комментарий читает этот человек, то могу посоветовать следующее - творите милостыню. Молиться в таком состоянии вы врядли сможете, да и бес Веру потихоньку в человеколюбие Божие убивает, в ров отчаяния сбрасывает. Вы наверняка одиноки, даже будучи в семье, в кругу родственников - вы один как перст. Да, так гордыня калечит душу.
А милостыня от смерти спасает. В миру только ей и можно спасаться. Заработаете праведно на жизнь - обязательно творите посильную и щедрую милостыню. Кормите и одевайте на улице бомжей, помогайте инвалидам, найдите детдом и покупайте им хоть пряники, хоть памперсы, помогайте старикам.
Сперва обратите ваше внимание на ваше поведение в семье: обычно в ней не всё хорошо, все вам мешают, или не так делают как хотите вы, не понимают вас - такого здоровского православного христианина. Начните жить для жены, детей, других близких - я ещё не научился, а советы вот даю, прости Господи.
Сразу скажу, чуда в один день не будет, не стоит и думать, что Богу от вас нужны ваши деньги. Позже вы станете понимать и подозревать о вашей несостоятельности даже называться обычным человеком, а не то что православным христианином. Не стоит отчаиваться, так и должно быть. Милостивый Бог наш, видя ваше доброе намерение (добрые дела в таком состоянии духа делать сложно) пошлёт вам помощь, потому как только Он и может вам помочь. Но помощь будет обязательно, иначе не бывает.
Вот тут-то и начнётся борьба насмерть за вашу душу. Из ада её будут вытаскивать. Творите милостыню! Обычно больной тутже принимается отвергать помощь, потому как очень больно повреждённой душе и очень горячо бесу. Тут нужно терпение, а его то и нет, будет накатывать отчаяние, но не поддавайтесь, уж если помощь подошла - то будет и конец вашим мытарствам. Господь Иисус как и тогда победил - победит и в вашем случае! Иного быть не может! Возьмите благословение на Богородичное правило и боритесь как можете. Хоть ползите, но не сдавайтесь!
Простите меня грешнаго Сергия и помолитесь за меня, ибо и я тот же гадаринский бесноватый.
Слава Богу за все.
В испытаниях и скорбях крепнет вера и ОЖИВАЕТ Евангелие! Начинаешь понимать то, что раньше машинально прочитывал. И чувствуешь, что Господь рядом. Слава Богу, не попустил мне сломаться. Помоги, Господи, всем нам - немощным, унывающим и сомневающимся.
о. Нектарий, конечно, молился Богу и просил помочь, найти слово утешения или отрезвления для этой больной души. Батюшка собрал всю свою любовь к Богу и ближнему и попытался ободрить, привести в чувство молодого человека.
И милостью Божьей было сказано слово, на время отрезвившее пришедшего: "Только и врач может помочь пациенту лишь в случае, если тот готов выполнять его рекомендации, а если на всё, что он ему ни посоветует, что ему ни выпишет, пациент отвечает лишь: «Я с вами не согласен» и «Мне ничем не помочь», то какого же результата сможет он добиться?
На какое-то время воцаряется молчание. Затем человек немного оживляется "
Что батюшка мог сделать НА ДАННЫЙ МОМЕНТ, он сделал с Божьей помощью. Душа отозвалась.
А дальше борьба. И если у этого человека есть доброе произволение, он будет вспоминать этот разговор и те слова, что поразили его. Он будет задавать себе вопросы. И найдет для себя в словах батюшки ответ.
и, возможно, узнав о себе новое и очень важное, придет на беседу снова. Теперь с желанием услышать..
Помилуй нас, Господи.
Неправда, отец Нектарий! Вы помогли! Ваш разговор был ненапрасным. Вы бросили семена, а Господь возрастит. И всходы будут лет через 5-10. Когда человека говорит "Нет!" - это, во-первых, внешнее, и во-вторых, это следствие инерции. Нужно давать человеку время, чтобы измениться вполне.
Я тоже так думаю. Этот человек знает про бесноватого, значит читал Евангелие, а Евангелием сам Христос с людьми говорит. Этот человек пришёл в церковь. Этот человек зашёл к батюшке. Это УЖЕ шаги к исцелению, чтобы он ни говорил. Был бы уверен на самом деле, что ничто ему не может помочь - не делал бы ничего этого. Он ищет помощи и он получит ей так или иначе. А слова батюшка сказал правильные, вместо "никто не может помочь" (а это так и есть!!!) постарался переключить его на то, что только ты сам, обратившись к Богу, можешь себе помочь.
Слава Богу за все.
Что касается меня, то я весь свой кошмар сейчас-то и переживаю. Моя война идет каждый день и многие знакомые отказываются верить, что так можно жить. Мне тоже тяжело и с собой я борюсь каждый день, с унынием и недоверием Богу. Вот вчера проиграла судебный процесс на несколько миллионов руб, купленный суд даже не скрывал своей купленности. Пришла домой и схватило сердце- несколько часов на лекарствах, к ночи отошла. Но Господь знает что делает, он просто учит нас терпеть скорби. «И претерпевший до конца спасется». Дорогой Не Серега держись, не опускай рук, раз ты здесь и все еще ищешь выход, то Господь его тебе обязательно покажет. Только держись, ты молодец!
"Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри.
Иисус прослезился.
Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его."
И самое важное: почему то, что главнее всего в этом тексте лишь скользнуло по поверхности сознания, уступив место обычному осуждению, не предполагающими ни ответственности, ни траты времени или сил? Не упрекаю, просто искренне недоумеваю и надеюсь на ответ. // Отвечу за себя: по прочтении статьи мне стало по-человечески жаль беднягу. Таких ведь много - у кого ни цели в жизни, ни друзей, которые "встряхнули" бы как следует. Поэтому мой вопрос: "Не удалось помочь?" имел прямое значение и вообще без подвоха.
И слава Богу, что Вам удалось все это пройти. Теперь, оглядываясь назад Вы ужасаетесь и не хотите вспоминать подробностей. Перед Вами результат -- все закончилось. Здесь же человек находится в жутком состоянии, необязательно совпадающим с Вашим ужасом. Ваши ключевые слова "человек должен" -- можно не продолжать, если от человека мало что осталось, а то и вовсе запустение: живое тело и мертвая душа -- тогда можно не говорить остальное. Беда только в том, что мертвая душа продолжает болеть.
Все, что мне нужно:
это несколько слов
и место для шага вперед!
Та самая песня довольно точно описывает это тяжелое состояние. Но данному человеку нужны были несколько слов, которые были нужны именно ему. Батюшка не нашел этих слов и не сказал... мне тоже никто не нашел нужных слов и не помог найти направление для шага вперед -- дело, как оказалось, распространенное. я же в поиске нужных слов сгорел...
Многоуважаемый Батюшка Нектарий, простите мои огульные размышления. Просто по своему опыту говорю, гораздо легче и для кающегося и для священника, думаю, принимать исповедь, где роли определены, и насколько тяжелее вне этого по-мирски обозначить свою проблему и спросить, а Вы готовы в ней поучаствовать не в формате 20-мин исповеди?
Так я думаю, что батюшка Нектарий все это человеку тому раз двадцать на все лады растолковывал,осталось только ему челюсти силой разжать, видимо, и заставить молиться. Бедный "гадаринец" не клевещи на себя, и начни ,хоть через силу, молиться и Господь обязательно отзовется.
А батюшке Нектарию многая лета и Божией помощи, его статьи всегда очень глубокие и действительно помогают "метанойе"- изменению души. Храни Вас Господь отец Нектарий.
Только так можно удержаться и не скатиться в бездну отчаяния.
Что же касается психологов - ищите христианских психологов и психиатров. Лекарства тут ни при чём! Душу таблетками не вылечишь. Надо долго и упорно работать над ней, как над запущенным садом. Но зато есть шанс разгрести горы и горы ошибок и грехов, и встать на путь покаяния.
А батюшка правильно говорит - выбор всегда остается за человеком. Ответственность за свою жизнь мы несем, как бы нам не хотелось перевесить ее на других.
Помоги нам всем, Господи!
Не чудно ли, что статья появилась именно в этот день?
Довелось мне как-то общалаться с одной женщиной. Во время нашего разговора, выглянет ли солнце -она: "Пресвятая Богородица улыбнулась". Что-то такое же случится - она:"Во славу Божию!" И было у неё это всё органично, она искренне радовалась, просто не могла сдержать слова, не на показ это делала, от души.
Не сомневаюсь, что о. Нектарию было и больно, и жалко этого человека. Помню как в одном его рассказе он вспоминал, как ему пришлось переползать в марте по трубе над разлившейся крымской речушкой, чтобы попасть вовремя на службу, где его ждали.Спасибо!
Разве всегда мы находим верные слова? Разве до всех можно достучаться? Никто не знает какое именно слово отопрёт в тебе эту дверь и поможет. Хочется помощи здесь и сейчас, а иногда она приходит так нескоро.А ты ждешь чуда. Бывает же, имеешь уши и не слышишь, разве не хочешь? - не можешь, слух не дан, разумения нет. А человек пришёл, значит не всё до конца так, как он говорит, значит ищет, значит есть и надежда, что обрящет. Не известно, что изменилось после этого разговора. Я верю в молитву. Хорошо, чтобы он тоже молился.
Спаси, Господи!
А ведь человек пришел в храм, ПРИШЕЛ!!! Ипришел именно в ХРАМ!!! Исповедал священнику свою одержимость, упомянув при этом о том, что он слушал проповедь, значит осознано пришел и ждал конкретной помощи... Что надо было сделать? Только не то о чем с иронией предожидал несчастный, мораль, стремление и психиатры... Нет! Дело, ему нужен был конкретный поступок любви, действие.Христос рассказывал притчу об оставленных 99 овечках ради поиска одной потерянной. Можно было посадить его в машину и вместе с ним уехать на недельку в любой монастырь способный принять путников и ... и показать какова она эта жизнь. Уверен, одно только подобное действие священника, оставившего все свои дела на неделю ради страждущей души, уже совершило бы огромный переворот внутри человека, а там, в монастыре и говорить нечего, все бы получилось.
Бывают случаи когда человек не может сам, не может, нужна живая рука, живое участие и искреннее чувство любви к попавшему в столь трудное положение.
На этом разговор обрывается, поскольку собеседник мой выбегает буквально из кабинета... "
Тоже удивлена комментариями статья. По-моему, человек явно не желает помощи и диалога. Он пришёл рассказать о своём особенном состоянии, в котором ему никто не может помочь. Это делает его в его глазах же исключительным: другим вот врачи-специалисты помогают, Церковь, а ему - никто. Почему комментаторы не обратили внимание на его реплики в диалоге? Он ничего не ищет. У него нет вопросов. По сути, он пришёл искушать: а ну-ка, чем вы мне можете помочь?
Есть такое наблюдение: одни ищут повод, чтобы сделать, другие ищут причину, чтобы не сделать. Т.е. выбор всё равно за человеком. Посетитель сделал свой выбор: убежал (во-первых) и попытался напоследок "наказать" собеседника, который не оценил его исключительности, попрощавшись словами "если что-то случится со мной, то и ваша в этом вина" (во-вторых).
Если человек ищет спасения, то он слушает варианты выхода из кризиса и думает, насколько возможно их применить в своей жизни.
Если человек ищет чего-то другого, то выбегает из кабинета, не дав сказать слова в ответ собеседнику, желая последнее слово ("мне никто не поможет") оставить за собой.
Я и сейчас когда вспоминаю прошлое, то тяжело становится, абсолютно ничего не хотелось. Не понимал что жизнь дар, да меня в то время и нельзя было назвать живым, как Господь ответил просившему похоронить своего отца: "иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов."(Мф.8:22), таким же мертвым был и я. Был тогда по сути неверующим, хотя как бы и верил "в душе", но Евангелия, по-моему, и в руках не держал, так вот после того духовного перелома Господь и привел меня в церковь. Не скажу, что все быстро изменилось, пришлось претерпеть и большие падения и наделать множество ошибок. Но слава Богу за все, только Он способен исцелять и воскрешать. Все мы немощные и больные, но доверься Ему и всей душой уповай только на Него, ни грамма не сомневаясь, что Господь силен исцелить тебя, и без Бога мы ничего не можем. Всегда прося молитв Пречистой Богородицы и у святых, с надеждой на Господа Бога нашего Иисуса Христа - будем жить.
простите, если где ошибся.
посылается это состояние. Нужно несмотря ни на что исповедовать грехи, все вспоминать, причащаться менять жизнь и постепенно все пройдет. Знаю о чем говорю. ( Испытано на себе)
Я стараюсь никогда не выносить о человеке суждения, не побеседовав с ним лично, не потратив на это столько времени и сил, сколько необходимо, поэтому практически всегда уклоняюсь от просьб что-то посоветовать дистанционно - в сети. Никто из комментаторов не видел ни моего собеседника, ни меня, не присутствовал на нашей беседе... Каким же образом получается так, что вы знаете и что должен был делать я, и чем можно было помочь ему и что я таким образом упустил? И самое важное: почему то, что главнее всего в этом тексте лишь скользнуло по поверхности сознания, уступив место обычному осуждению, не предполагающими ни ответственности, ни траты времени или сил? Не упрекаю, просто искренне недоумеваю и надеюсь на ответ.
Хорошо, что нет России.
Хорошо, что Бога нет.
Только желтая заря,
Только звезды ледяные,
Только миллионы лет.
Хорошо - что никого,
Хорошо - что ничего,
Так черно и так мертво,
Что мертвее быть не может
И чернее не бывать,
Что никто нам не поможет
И не надо помогать.
====================================================================
Есть такое сладострастие отчаяния и безсилия. Как вот в стихах Иванова. Надо понимать, что иногда лучше оставить человека в покое. Он всё равно не услышит, он пьет этот мрак как воду и так и будет пока Господь его не пробудит от этого.
"...Мне кажется, посетитель ожидал от батюшки чего-то конкретного. Например, совета читать то-то и то-то..."
Как раз в тексте и говорится о том, как священник пытался дать какие-то советы, но посетитель их отвергал. Ничего он конкретного не ждал, да если бы и ждал, то маловероятно, чтобы вспомнил о полученных советах при выходе из храма.
В церковь регулярно приходят люди "со своими проблемами". Не к Богу, не с вопросом, как исполнять Его волю, а именно "со своими проблемами". Получив тот или иной совет, или даже потратив час - два времени священника на глубокий анализ ситуации, эти люди потом бесследно исчезают, как ветер в поле, часто даже не поблагодарив. Думаю, с такой психологической проницательностью, как у о. Нектария, священник быстро понял, что посетитель - из разряда тех, кому что-то пытаться объяснить - это лить воду в сухой песок. Но он все равно приложил силы и исполнил свой пастырский долг. Спаси его Христос!
Ну вот просто иногда приходит дочь из школы со словами "меня ребята обидели".Если в такой момент морали читать начать или ребят этих проклинать, то не поможет.Слезы и обида на весь день.Поэтому говоришь "Я тебя понимаю.А что произошло?"Она начинает объяснять.А ты "Я тебя понимаю.Наверное обидно." Снова ее объяснения.Потом я ее опять понимаю несколько раз и все, ребенок спокоен, идет своими делами заниматься.Не знаю что это за фраза волшебная, но почему-то действует безотказно.
Спаси, Господь!
Человеку не советы были нужны, ему было нужно, чтобы кто-то спустился с ним в его ад и поплакал о нем, потому что сам он не может даже плакать. Жалость искренняя, а не советы...
Господи, помоги этому человеку.