Опыт общения формирует внутренний мир человека
Личность оттачивается, прежде всего, в общении с другими людьми; через это общение мы получаем и радости, и скорби, и вдохновение, и разочарование. И если перечитаем заповеди Божии, то увидим, что и они связывают святость человека со способностью правильно выстраивать отношения с людьми. Именно через этот опыт общения с другими и формируется внутренний мир человека, так что люди становятся либо святыми, либо грешниками.
Из слова
после Литургии
в Покровском монастыре г. Москвы
8 марта 2016 года, в праздник
обретения мощей блаженной Матроны Московской
Добродетельная жизнь как условие формирования личности
Традиционная русская школа – неотъемлемая часть российской цивилизации, основным формирующим началом которой исторически является духовно-нравственный критерий, духовно-нравственный базис. Как Предстоятель Церкви не могу не отметить, что наша цивилизация во многом выросла из христианского понимания сущности бытия, из православной веры, воспитывающей ту красоту народной души, которая запечатлена в русской литературе и искусстве. Воспитание любви к добродетельной жизни с самого раннего детства полагалось в основу педагогики. Удивительно – добродетельная жизнь как непременное условие формирования личности! Согласие духовных принципов воспитания в семье и школе являлось залогом успешного нравственного воспитания подрастающего поколения, и не было никакого противопоставления: чему учили в школе, тому учили и дома.
Отечественное образование предполагало развитие, как говорили в старину, «разума и способностей души» при помощи, с одной стороны, точных наук, особо выделяя математику, а с другой – русского языка, классической литературы, истории, древних и новых языков, Закона Божиего. Все это формировало здоровое национальное самосознание, высокий уровень нравственности и, как результат, верность своей Родине.
На литературу традиционно возлагалась особая высокая миссия
В России на литературу традиционно возлагалась особая высокая миссия в области интеллектуального, эстетического и духовно-нравственного развития личности. Наши предшественники понимали, что родной язык и литература участвуют в формировании культурной самоидентификации личности, обеспечивают связь с историей родного народа, с предыдущими поколениями. Без этой связи разрушается культурная, а значит, ценностная преемственность. Ведь народ – это общность людей, но не только живущих, но и общность поколений настоящих и прошедших. Понятие «народ» объединяет людей как по горизонтали – ныне живущих, так и по исторической вертикали.
Серьезный подход к преподаванию русского языка и литературы
Современное общество привыкло говорить, что молодое поколение индивидуалистично, прагматично, плохо владеет словом, не любит читать. Мне приходится общаться с молодыми людьми, и я вижу, как разгораются их глаза, когда говоришь о примерах из прошлого, в том числе о литературных примерах, когда они вдруг узнают то, о чем, к сожалению, не узнали в школе. Живой интерес ко всему этому есть, а иначе и быть не может. Мы не должны исключать того, что генетическая наследственность переносит не только физические или умственные потенции, но и склонности и даже идеалы, сформированные предыдущими поколениями. Так что же нужно сделать, чтобы открыть эти потенции? Нужно помочь детям, и, думаю, очень важно, чтобы эта помощь началась со школы, в том числе с выработки серьезного подхода к преподаванию русского языка и литературы.
Из доклада
на заседании
Патриаршего совета по культуре,
посвященном созданию
Общества русской словесности,
9 марта 2016 года
В нашей жизни есть и изгнание из рая, и возвращение в рай
Есть отличие нынешнего бытия от того, дохристианского. Силой благодати Божией мы способны освобождаться от власти греха, приносить покаяние, получать прощение, и вновь и вновь, до бесконечности, обретать дар Божественной благодати, которым только и спасаемся. И потому в нашей жизни есть и изгнание из рая – всякий раз, когда согрешаем, когда отворачиваемся от Бога, – и возвращение в рай, когда мы преодолеваем свой грех и благодатью Божией соединяемся с Творцом и Промыслителем мира. Это движение человеческой жизни, взлеты и падения есть драма нашего человеческого бытия. И в этой драме постоянно присутствует огромной силы духовное напряжение и возможность обретать Божий рай – и здесь, на земле, в наших сердцах, и в вечности.
Из проповеди
после чина великого освящения храма
священномученика Ермогена в Крылатском г. Москвы
и Литургии 13 марта 2016 года,
в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье),
воспоминание Адамова изгнания
Смысл поста – в покаянии
Смысл поста заключается в перемене человеческого ума и сердца. Каждый из нас нуждается в такой перемене, потому что главным обстоятельством и главной причиной, которой обусловлены ухудшение нашего внутреннего состояния, появление духовных болезней, является грех. А перемена к лучшему внутреннего состояния человека означает освобождение от греха.
Именно поэтому святые отцы и указывают на то, что смысл поста – в покаянии. Когда мы раскаиваемся пред Богом чистосердечно, когда мы получаем прощение грехов в Таинстве исповеди и Святой Евхаристии, мы освобождаемся от своих грехов, и наступает подлинная перемена к лучшему. Но есть непременное условие действенности покаяния, и в сегодняшнем евангельском чтении, которое Церковь предлагала нам утром во время Божественной Литургии, содержатся удивительные по силе слова: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14–15). Иначе говоря, непременным условием покаяния является прощение, которое мы испрашиваем у других людей.
Непременным условием покаяния является также наша способность простить другого человека. Каждый по опыту знает, что это непросто. Просто, когда нет реального конфликта, когда не задеты разум и чувства, когда не возбуждены отрицательные эмоции, – тогда это выглядит как обмен приветствиями или любезностями. Мы говорим друг другу: «Прости Христа ради!» И с легкостью отвечаем: «Бог простит!» Но совсем иное чувство охватывает нас, когда мы встречаемся с тем, кто реально нас обидел или кого мы обидели. Вот тогда и нужно совершить духовный подвиг, переступая через свою гордыню, через свое понимание правды, часто ложное, исполнить то, к чему нас сегодня призывает евангельскими словами Сам Господь.
Из слова
на вечерне с чином прощения
в кафедральном соборном храме Христа Спасителя
вечером 13 марта 2016 года,
в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье)