Накануне начала Великого поста митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил вечерню с чином прощения в нижнем храмеБогоявленского кафедрального собора в честь Новомучеников и исповедников Русской Церкви. По окончании богослужения владыка попросил у духовенства и прихожан прощения и обратился к ним с архипастырским словом.
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! От всей души поздравляю вас с сегодняшним святым вечером, который знаменует собой начало особого периода в жизни каждого православного христианина — Святой Четыредесятницы.
Есть несколько мыслей, которые я хотел бы разделить с вами в этот святой вечер. У христиан принято с Постом друг друга поздравлять. Уже одно это говорит о том, что Пост — это не время уныния, не время скорби, не время, когда мы должны жаловаться друг другу на то, что поменялась пища или более продолжительным стало богослужение, а время, которое для каждого из нас должно нести радость.
Можно сказать иначе: поститься насильно никто из нас не должен. В этом нет ни смысла, ни пользы. Мы не должны поститься, потому что нас заставляет муж, жена или родители, или потому что так сказал батюшка. Поститься мы должны только тогда, когда мы хотим сознательно сделать какой-то шаг в борьбе со своими собственными страстями и какой-то шаг навстречу Богу.
Пост — это дело трудное, а поэтому добровольное. Именно потому, что это непростой подвиг, он должен быть человеком воспринимаем с любовью и с радостью. Как больной с любовью воспринимает горькое лекарство, не отвергая руку врача, так и человек постящийся должен благодарить Бога за то, что наступило время, когда у него появляется больше возможностей что-то сделать. Как человек, который приходит в спортзал и, несмотря на то, что там трудно, не отказывается от тренировки, а наоборот, радуется этому, так и человек в духовном делании должен радоваться, что у него есть возможность потрудиться.
Никакой другой причины поститься нет. Можно не поститься вообще. Давайте вспомним слова апостола Павла: «Братие, брашно нас не поставит пред Богом» (1Кор. 8:8). Едим мы или не едим, ближе нас это к Богу не делает. Тот, кто ест, того, кто не ест, не осуждает, а тот, кто не ест, не осуждает того, кто ест, потому что Бог принимает всех — и тех, кто постится, и тех, кто не постится (ср. Рим. 14:3-4).
Если вы думаете, что я не прав или я что-то выдумал, вспомните, о чём говорит святитель Иоанн Златоуст в пасхальную ночь: Приидите вси — и постящиеся, и не постящиеся, и те, кто работал с первого часа, и кто пришёл в одиннадцатый час, и те, кто трудился, и те, кто не трудился, насладитесь сего великого торжества, потому что Владыка для всех закалается и всем подаёт радость в эту ночь.
Пост — это дело для тех, кто уже имеет какой-то вкус к духовной жизни, кто уже что-то познал, кто уже хочет чего-то большего, чем просто прийти в церковь в воскресенье поставить свечку. Пост — это для тех, кто уже захотел идти. Помните, три воскресенья подряд мы пели песнь людей, которые собираются в дорогу — «На реках Вавилонских…»? Эта дорога должна привести к Богу.
Пока человек ещё молод духовно, пока он делает первые шаги, он свято верит в то, что он сможет сделать всё, если захочет. Достаточно просто пожелать поститься — и поститься получится, достаточно захотеть молиться — и молиться тоже получится, достаточно захотеть что-то доброе сделать — и всё у тебя пойдёт как по маслу, и все тебя примут с распростёртыми объятиями.
Человек, который уже приобрёл какой-то духовный опыт, знает, что никаких духовных усилий не достаточно, если Сам Бог не сделает тебе то, что Он должен сделать, и не поменяет в тебе то, что Он должен поменять.
Сам по себе человек не изменится в результате того, что он сорок дней попостился, вычитал все каноны и правильно постоял на службе во все дни. Если бы было так, с одной стороны это было бы трудно, потому что у каждого человека свои силы, но с другой стороны было бы легко — нам была бы понятна технология: делай вот это и вот это, и можешь считать себя святым. Настоящие, подлинные изменения происходят только тогда, когда сердца касается Божественная благодать.
Мы знаем из Евангелия, что благодать Божия никогда не войдёт в сердце человека гордого и самолюбивого. Поэтому в сегодняшний вечер, когда мы начинаем поститься, нам нужно отказаться от своей гордыни, причём сделать это самым беспощадным к себе способом: подойти и попросить прощения у того, кого ты считаешь себе должным.
Мы сейчас будем у ста человек просить прощения, и в 99 случаях мы это сделаем формально, потому что они нам ничего не должны, мы им ничего не должны — всё здорово, поклонились, поцеловались, улыбнулись друг другу и побежали дальше. Форма соблюдена, мы собой довольны — Прощёное воскресенье провели здорово, прощения попросили. Но в жизни каждого из нас есть человек, которого мы считаем должным нам: он нас обидел, сделал по отношению к нам что-то неправедное и несправедливое — и вот к этому человеку ноги как-то не идут просить прощения. Ко всем идёшь, а к нему почему-то нет. У всех прощения просишь, а у этого человека почему-то нет. А если даже просишь, то это делает язык, а в сердце — не могу я, не получается у меня.
Нужно не у этих 99 попросить прощения — хотя это тоже неплохо, — а у этого одного. Подойти к нему — который нам должен, на которого мы обижаемся, при воспоминании о котором у нас в сердце что-то закипает — и сказать ему: прости меня ради Бога. Без всяких условий. Нужно над своей гордыней поиздеваться. Самому себе нужно наступить на горло. Это очень трудно, но именно в результате такой борьбы ломается наша гордыня. Господь видит, что мы её хотим сломать, и мы не сами её сломаем, а Господь поможет нам. В результате этой борьбы Бог посылает в сердце благодать. Там появляется то, чего не было раньше, и тогда уже можно говорить, что мы ведём духовную жизнь.
Мы сейчас будем очень скрупулёзно подсчитывать, что мы съели или не съели, сколько раз были на службе, какую пропустили. Давайте зададим себе ещё вопрос: кого мы научились любить за это время, кроме себя, кого мы искренне, от души простили, кому мы сделали что-то так, чтобы нас не обязаны были потом благодарить. Мы готовы делать добрые дела, но потом возникает вопрос: я делаю-делаю, а в ответ ничего — где благодарность за моё добро?
Вот это всё — то, от чего нам предстоит поститься и воздерживаться в дни Святой Четыредесятницы. Учиться делать добро, не ожидая благодарности, прощать, причём не один раз, а много раз, осознавать свою немощь перед Богом — что сами по себе, без помощи Божией, мы ничего в себе исправить не можем. Я думаю, что сейчас это не каждый поймёт. Мы будем ещё долго и упорно верить, что мы сами можем в себе всё исправить, и не обязательно, чтобы Бог нам помогал…
Я искренне, от всей души тех, кто хочет с рвением, с усердием и с радостью войти в дни Святой Четыредесятницы, поздравляю с этим временем. Тех, у кого нет такого желания, кто унывает, тоже поздравляю: не унывайте, ничего страшного, Бог вас не накажет за то, что вы съедите что-то не то. Небо на землю не упадёт, и в ад вы не попадёте от этого, и земля не разверзнется, если вы вдруг поститься не будете. Но дай Бог, чтобы наступило время, когда вы эти дни будете встречать с большой радостью, когда вы захотите в эти дни что-то сделать. Когда каждый захочет понять, что для того, чтобы идти навстречу Богу, нужны не внешние обстоятельства и дни в календаре, а горячее искреннее желание в сердце.
Дай Бог, чтобы мы в эти дни Бога благодарили, не унывали, искренне трудились; чтобы удалось в сегодняшний день попросить прощения у того самого важного в нашей жизни человека, у которого надо попросить прощения. Дай Бог, чтобы наша надежда на помощь Божию и милосердие Божие — а Господь ведь на нас смотрит и сейчас, и завтра будет смотреть — были с нами. Чтобы Господь сжалился над нашей немощью и слабостью, уврачевал наши страсти, укрепил наши душевные и телесные силы. Чтобы каждый из нас ощутил себя любимым ребёнком, которому Господь уже всё подарил, но которому только предстоит это осознать, и от этого его сердце наполнилось бы бесконечной благодарностью и любовью к Богу.
С праздником вас наступающей Святой Четыредесятницы!