Подвиг Кирилла и Мефодия
В каком-то смысле Кирилл и Мефодий повторяют то, что совершил апостол Петр. Они идут к язычникам, к скверным и нечистым, и не просто идут с проповедью, но и приносят им слово Божие на их родном языке. Это был действительно огромного значения переворот в жизни Церкви. Открылось новое миссионерское измерение, открылись новые горизонты. Церковь вошла в соприкосновение с иными народами и иной культурой, и по милости Божией, как некогда греко-римский языческий мир был оплодотворен посланием, принесенным ему святыми апостолами, так и языческий славянский мир получил особое Божественное вдохновение, силу Божественного слова, через подвиг равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Из слова
после Литургии
в храме Христа Спасителя в Москве
24 мая 2016 года, в день памяти
святых равноапостольных Мефодия и Кирилла,
учителей Словенских
Русская литература ведет к познанию высшего смысла жизни
Но в том-то и заключается сила и величие русской литературы, что она способна вложить в сердца читающих свет истины, добра и любви, преодолевая любые особенности идеологического контекста, включая идеологические шоры, «железные занавесы» и иные вредные внешние обстоятельства.
Великая русская классическая литература, так промыслительно пришедшая в свой самый могучий возраст к началу трагического ХХ века, взяла на себя и еще одну важную миссию, дело непосильное в то время для любой другой гуманитарной сферы: она исполнила предназначение сохранить для потомков не только русскую культуру, но и нашу национальную историю.
Наконец, русская литература – пусть противоречиво, но неуклонно и мужественно – всегда вела своего читателя к познанию высших духовно-нравственных ценностей, к познанию высшего смысла жизни, к познанию Бога.
Принципиально важно сохранить канон русской классической литературы
Безусловно, лучшие произведения литературы рубежа XX–XXI веков должны изучаться в школе, но вводить их в программу нужно без поспешности, помня о мировоззренческой функции литературы, которая может пробудить «чувства добрые», по словам Александра Сергеевича Пушкина, а может пропагандировать как в аллегорической, так и в эксплицитной форме разрушительные для детей образы и идеи.
Необходимо найти разумный баланс между базовой, обязательной и вариативной частями списка произведений, предлагаемых для классного и внеклассного чтения. Принципиально важной представляется необходимость ответственного обсуждения и принятия так называемого «золотого канона». Его можно называть как угодно: «золотой канон», «национальный канон», «канон русской словесности», но должен быть набор текстов, которые следует в обязательном порядке изучать в средней школе. Без этого мы просто не будем способны формировать у детей целостное восприятие русской литературы, а значит, русской культуры. Думаю, не надо бояться, что в такой ситуации учителя лишают выбора. Выбор есть всегда: трудиться добросовестно или спустя рукава, искренне любить детей и свою профессию или относиться к ней безразлично. Но самое главное – это тот выбор, о котором я сказал ранее. Педагог может выбрать из двух лучших самое, с его точки зрения, лучшее. Но выбор не может быть между лучшим и посредственным, между обязательным для всех в силу уникального вклада произведения в русскую и мировую культуру и чисто концептуальным текстом, интересным в данный момент, но теряющим значение вместе с исчезновением исторического контекста. Привязанность гуманитарного образования исключительно к контексту эпохи – это неправильный метод. Несомненно, образование должно актуализировать идеи, исходящие из культуры, из традиции. Без этого культура и традиция умирают. Современный контекст не может в полной мере управлять учебным процессом, ведь то, что очень важно в наше быстротекущее время, не будет важно уже завтра. Как мы болели проблемами 1990-х годов! Я помню, что творилось в этом зале. Такая была битва между правыми и левыми! Где эти битвы, где эти люди? Всё ушло, а Пушкин-то не ушел! Так вот, я думаю, что необходимо найти разумный баланс между базовой, обязательной и вариативной частями списка произведений, предлагаемых для классного и внеклассного чтения. Принципиально важной представляется необходимость сохранения, как я уже сказал, некоего канона. И полагаю, что на этом мы должны сосредоточиться: что это за канон, что за книги и как в рамках этого канона может действовать вариативность.
О непрекращающихся реформах
Очевидно, одной из причин падения интереса к русской словесности и ее в целом неудовлетворительного знания молодым поколением стали в том числе и непрекращающиеся на протяжении нескольких лет реформы образования. Я не хочу критиковать ни какие-то конкретные учреждения, ни людей, ни саму идею реформ. Профессионалы уже высказали разного рода замечания и, наверное, будут и далее критиковать некие аспекты этой реформы. Без реформ тоже нельзя. Нельзя стоять на одном месте. Мир развивается, школа развивается, страна наша развивается.
<…>
Но в этой хорошей идее есть нечто, на что нужно непременно обратить внимание, чтобы скорректировать ее в лучшую сторону, потому что наличное состояние ЕГЭ вызывает большие слишком нарекания и у родителей, и у детей, и у педагогов. Первое возражение – это тестовая система ответов. Есть предметы, знание которых невозможно оценить в тестовой манере.
Русская словесность — это один из столпов нашей национальной жизни
Скажу только, что русская словесность – это, без преувеличения, один из столпов нашей национальной жизни, важнейшее основание цивилизации Русского мира, я бы сказал, культурный столп государственной жизни. Поэтому будущее русского языка и литературы должно быть предметом обсуждения не только профессионалов, но и всего российского общества. Это сегодня стратегическая задача, которую необходимо решать со всей ответственностью.
Ошибка может стать историческим преступлением
Плодородная нива русской словесности не должна быть ареной для идеологических битв, для лоббирования чьих-то интересов, нецелесообразных экспериментов. Нужно очистить эту площадку от междоусобной брани, которая досталась нам в наследство от 1990-х годов. Мы должны в полной мере осознать, что за последние годы, десятилетия были, конечно, допущены ошибки, перекосы, но ведь не бывает жизни без ошибок и без перекосов. Очень опасно, когда ошибка не замечается, когда она в силу политических, человеческих факторов замалчивается и входит в плоть и кровь народной жизни. Вот тогда эта ошибка становится историческим преступлением. Я думаю, мы все сегодня призваны – не только общество, но и Правительство, писательский цех, читатели – осознать, что находимся в очень важной точке нашего духовного, культурного развития. От того, каким будет это развитие, зависит в немалой мере и то, что произойдет с нашей школой, с нашей литературой, с нашим писательским цехом и с нашими читателями.
Из выступления
на пленарном заседании
Съезда Общества русской словесности
Москва, 26 мая 2016 года
Святая Гора духовно поддерживала русское монашество
Все прошедшие столетия Святая Гора духовно поддерживала русское монашество, передавая ему дары из сокровищницы своего опыта. Из Афона на Русь пришли традиции умного делания и связанное с ними богословие исихазма, общежительный устав и особое внимание к почитанию Святой Троицы. Достаточно вспомнить, что благословение на введение общежития великий устроитель русского монашества преподобный Сергий Радонежский получил от святителя Филофея, Патриарха Константинопольского, бывшего прежде игуменом афонской Великой Лавры. В свою очередь, народы Святой Руси поддерживали этот поистине вселенский монашеский центр и насельниками, и трудами, и многими дарами. Всё, что связано с Афоном, всегда было окружено почитанием и любовью.
Идеалы нравственной чистоты и самоотречения
Мир, раздираемый противоречиями и конфликтами, остро нуждается в примере согласия и умиротворения, обретаемого во Христе через отречение от себялюбия и потворства греху. Святогорская монашеская традиция являет собою этот пример. Поэтому Афон так притягателен для множества боголюбцев и людей, только начинающих свой путь ко спасению.
<…>
Для всех народов исторической Руси духовная связь со Святой Горой имеет первостепенное значение. Поэтому в Русской Православной Церкви было принято решение о широком церковно-общественном праздновании 1000-летия присутствия русских монахов на Святой Горе Афон, в единой семье святогорского монашества. Оно призвано донести до множества людей частицу света, исходящего от Афона, приобщить их к вдохновляющим святогорцев идеалам нравственной чистоты и самоотречения.
Из слова
после молебна
перед чудотворной иконой Божией Матери «Достойно
есть»
в Успенском соборе Протата святой горы Афон
27 мая 2016 года
Молитва о народе нашем и о Церкви нашей
За эту тысячу лет многое произошло и в истории Афона, и в истории нашей земли. Но связи, заложенные в глубокой древности, уже никогда по-настоящему не прерывались, даже в самые тяжелые годы безбожного лихолетья. Хотя физически общаться было невозможно, но здесь, на Горе Афон, особенно в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре, всегда возносилась к Богу молитва о народе нашем и о Церкви нашей. А как только появилась первая возможность посещать Святую Гору, сюда стали прибывать наши иерархи, священники, богомольцы – вначале по несколько человек в год, а потом и более.
Из слова
после молебна
в Русском на Афоне Пантелеимоновом монастыре
27 мая 2016 года
Государство Российское и 1000-летие русского присутствия на Святой Горе Афон
Однако особые перемены произошли за последние годы. Вы знаете об этих переменах, потому что многие из них произошли по Вашей инициативе при прямом Вашем участии и поддержке. Государство Российское активно включилось в подготовку к празднованию 1000-летия русского присутствия на Святой Горе Афон. Были созданы соответствующий фонд и церковно-государственная структура, возглавляемая со стороны государства премьер-министром, а со стороны Церкви мною. В рамках деятельности этой структуры были произведены огромные, не побоюсь этого слова, реставрационные, строительные, восстановительные работы.
<…>
Я хотел бы, поздравляя Вас с этим исторически важным событием, еще раз сердечно поблагодарить Вас, в Вашем лице – государство Российское, в Вашем присутствии – наших замечательных благодетелей, добрых людей, которые вместе с государством, вместе с Церковью сделали все для того, чтобы монастырь был восстановлен.
Только что мы отслужили молебен. Мы молились за Вас как за главу Российского государства, мы молились за Церковь нашу, за народ. Вообще Церковь молится за весь мир, Церковь молится за все Божие творение, чтобы никакая злая человеческая воля не погубила этот мир, чтобы вера всегда жила и сохранялась в сердцах людей, чтобы благословение Божие пребывало на Его творении. Еще раз сердечно поздравляю Вас, и пусть благословение Божие пребывает над Вами и над Отечеством нашим Российским.
Из слова,
обращенного к Президенту В.В. Путину
при посещении им Русского на Афоне Пантелеимонова
монастыря
28 мая 2016 года
Реальные масштабы трагедии
Даже сухие цифры официальной статистики заставляют внутренне содрогнуться от ужаса: только в 2015 году в нашей стране было совершено 746 тысяч медицинских прерываний беременностей. И трудно даже представить себе, каковы реальные масштабы данной трагедии. Аборты стали поистине национальным бедствием, ежегодно уносящим жизни более миллиона наших соотечественников.
Из обращения в связи с Международным днем защиты детей
Это поклонение меняет человека
По единодушному мнению святых отцов, поклонение в духе есть поклонение человека всей его жизнью. Если человек живет не по стихиям мира сего, не по стихиям своей плоти, если у него хватает разума и силы бросить вызов этим стихиям и принести некую победу над самим собой и над стихиями мира сего как дар Богу, то это и есть поклонение в духе. Это поклонение меняет человека. Это поклонение наполняет особым смыслом историю. Это поклонение определяет единственно правильные приоритеты в жизни. Но это поклонение для многих остается невозможным – просто внешне и очень трудно внутренне.
Значение таких мест, как Афон, в том, что люди, приезжающие сюда, встречаются здесь с реальным стремлением тех, кто живет на этом месте, поклоняться Богу в духе. Конечно, и здесь не всем удается, но здесь есть некий идеал, который притягивает к себе людей. Точно так же тяжело поклоняться Богу в истине, особенно в наше время. Есть господствующая философская идея, заключающаяся в том, что каждый человек является носителем истины, что человек автономен, в том числе от Бога, что он сам определяет, что хорошо, а что плохо, что является ценностью, а что ценностью не является. И верующие люди сегодня возвышают свой голос и говорят, что это не так, что если вы превращаете человека в абсолют, то такая система не может существовать, потому что не может быть множества абсолютов. Может быть только один абсолют, одна истина. Вот почему сегодня, поклоняясь Богу в истине, искренне верующие люди, честные, смелые, мужественные, бросают вызов современной цивилизации, которая устраивается на основе этих множественных «абсолютов», на основе поклонения перед человеком, в забвении о поклонении Богу.
Из слова
после Литургии
в Покровском храме
Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря
29 мая 2016 года