Афон, 30 мая 2016 г.
В Пантелеимоновом монастыре к 1000-летию русского святогорского монашества открылся единственный на Афоне музей хозяйственной деятельности монахов, – сообщает корреспондент портала «Русский Афон».
Первыми посетителями музея стали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе, руководитель рабочей группы при Президенте по празднованию 1000-летия русского присутствия на Афоне А. Д. Беглов, для которых была проведена специальная экскурсия и представлены редкие музейные экспонаты.
Не имеющий аналогов святогорский музей занимает трехэтажное здание площадью в две тысячи квадратных метров. На всех трех этажах представлены оригинальные экспозиции.
По словам монаха Ермолая, проведшего экскурсию для высоких гостей, это не выставка драгоценных вещей, а так называемый хозяйственный музей. В нем восстановлены все мастерские и цеха, которые существовали в Пантелеимоновом монастыре в XIX–XX веках. В частности, здесь воссозданы иконописная, швейная, столярная, токарная, кузнечная мастерские, фотомастерская, типография, и т.д. Всех их было 39. Это был, по сути, маленький город. В период расцвета монастыря одновременно здесь жило около 2000 монахов и около 3000 рабочих и паломников. Для обеспечения полноценной жизнедеятельности все они нуждались в большом количестве различных хозяйственных учреждений.
В период советского безбожия обитель пришла в упадок, замерла в нем кипучая жизнь, от монашеского мини-городка остались лишь предметы быта и хозяйственной деятельности, а сами мастерские и цеха прекратили свое существование. Поэтому в монастыре было решено по случаю празднования юбилея Русского Афона восстановить все это в микромоделях в одном здании.
Для этого было отреставрировано трехэтажное строение бывшего монастырского склада XIX века. Братия обители его переделали, придумали дизайн, и на полкилометрах погонных метров витрин сейчас находятся все те экспонаты, которые хранились во всех этих цехах.
Принцип музея такой: П-образно восстановлены комнаты, в которых нет лишь четвертой стены. Сзади идут старые фотографии. Зритель видит абсолютно точно, как эта мастерская выглядела раньше и получается эффект присутствия в этой мастерской. А перед панорамой, уже на стеллажах, лежат все те элементы, детали, предметы, которые изображены на этих фотографиях. То есть, создается фантастический эффект не только фотографического фиксирования этого цеха или мастерской, но и всех деталей, которые там изображены.
В этом же помещении размещается и комната-музей преподобного Силуана Афонского. Последние годы своей жизни, когда он был экономом Пантелеимонова монастыря, старец прожил именно в этом здании, здесь же преподобный имел и свою келлию, которая и была восстановлена в своем прежнем виде. Также представлены личные вещи старца Силуана и даже найденные недавно неизвестные оригинальные рукописи преподобного с его поучениями, которые еще не публиковались.
Ознакомившись с экспозицией музея, Святейший Патриарх Кирилл выразил искреннюю признательность братии Пантелеимонова монастыря за проделанную титаническую работу и творческий подход, отметив важность хранения собственной истории таким способом. По словам Патриарха, монахам Пантелеимонова монастыря в виде оригинальных экспозиций удалось воссоздать жизнь собственной обители, показать, по сути, Русский Афон XIX–XX вв. Такой музей может служить хорошим наглядным пособием, как необходимо восстанавливать жизнедеятельность современных крупных монастырей, хозяйственную и экономическую деятельность на основе православного мировоззрения, что было утрачено после 1917 года.