Главное и второстепенное
Главное в нашей жизни — это ее вертикальное измерение, это связь человека с Богом. Если эта связь сохраняется и крепнет, то человек попадает в орбиту Божиего воздействия и не может погибнуть только потому, что на улице холодно или еды не хватает. Мы знаем, как часто в самых тяжелых обстоятельствах даже люди, далекие от веры, сердцем чувствовали, что главное — обратиться к Богу. Как мне говорили фронтовики, прошедшие суровыми дорогами Великой Отечественной войны, в окопах не было атеистов. Поднимались в атаку и шли навстречу огню со словами: «Господи, помоги!», и ведь многие оставались живы…
Современная цивилизация развивается таким образом, что переводит фокус человеческого внимания с главного на второстепенное — быть может, нужное, но второстепенное. Примеры святых угодников учат нас правильному построению жизни, созданию такой системы ориентиров и координат, в центре которой — Бог. И если связь с Богом прочна, если молитва является реальной потребностью человека, то Бог входит в его жизнь.
Божественная благодать и человеческие усилия
Взаимодействие Божественной благодати и человеческих усилий можно сравнить с движением парусного судна. Судно может быть прекрасно оснащено, на нем может быть замечательная команда профессионалов, но если ветер не будет дуть в паруса, то яхта останется на месте. И если нет парусов, то напрасно будет дуть ветер. Ветер — это и есть действие Божественной благодати, а парус — это человек, это наши земные дела, это наша человеческая цивилизация. От того, как мы ее построим, как мы обустроим нашу жизнь, будет зависеть, наполняет ли паруса Божественный ветер, или нет. А для этого нужно, чтобы те, кто ведет корабль, понимали, как нужно ставить парус. Это и есть образ взаимодействия Бога и человека — как в нашей личной жизни, так и в жизни общества, государства, всего рода человеческого. И если мы стремимся создавать замечательные сверхтехнологичные суда, но не заботимся о том, чтобы сила божественной благодати наполняла развернутые над ними паруса, то тщетны наши усилия.
Результаты подвига
Каждый, кто в трудную минуту чувствует ослабление веры, должен вспоминать святых апостолов. У нас совсем другие жизненные обстоятельства, и разбойники не нападают, и палками никто не бьет, и камнями не побивают, а если по морю плаваем, то кораблекрушения — величайшая редкость. Вот и возникает вопрос: а где в жизни апостолов был Господь? Как Он им помогал? Ответ удивительно простой. Он не спас их даже от насильственной смерти. Он не ограждал их от человеческих напастей, от природных бедствий. Он будто бы вообще не помогал им. А что в результате? А в результате эти несчастные, отверженные обществом люди перевернули весь мир. Возникает вопрос: только ли они, за всю историю рода человеческого, были несчастны? Нет. Только ли они умерли за идею? Нет. Но где же результаты подвига других страдальцев? Не знаем. А результаты страдальческой жизни апостолов, их блаженной мученической кончины знает весь мир. И сегодня мы с вами, люди XXI века, с благоговением вспоминаем святых апостолов в северной столице России, в историческом кафедральном соборе.
Из слова после Божественной литургии
в Преображенском соборе Валламского монастыря,
11 июля 2016 года, в день памяти преподобных Сергия и Германа,
Валаамских чудотворцев
Частицу своей жизни посвятить славе Божией
Апостолы делали всё для того, чтобы укрепить веру в Господа и Спасителя, чтобы укрепить Церковь Божию. И если наши труды хоть в малой степени направлены на то, чтобы утверждалась вера, чтобы жизнь Церкви становилась более яркой, эффективной, то у нас есть дерзновение просить Господа: «Помоги мне, потому что я не только о земном и не только о своем болею, — я хочу, чтобы имя Твое прославлялось в детях и в правнуках моих». Глубоко убежден: так и будет с каждым, кто с именем Божиим и без ропота преодолевает трудности и хотя бы частицу своей жизни посвящает славе Божией.
Навстречу Богу Спасителю
Наученные дивным примером первоверховных апостолов, пойдем по жизни, продолжая их служение в меру сил и возможностей, сознавая, что человек, крестившийся во имя Отца и Сына и Святого Духа, уже этим призывается к апостольскому служению. Потому мы и Церковь называем апостольской — не только потому, что в начале ее истории были апостолы, но и потому, что она несет великую апостольскую миссию. Через века, через культуры и цивилизации, через мирное время и страшные потрясения Церковь устремляется навстречу Богу Спасителю, грядущему к нам с небес. И великий возглас первых христиан «Маран-афа!» — «Ей, гряди, Господи Иисусе!» — есть возглас всей Церкви апостольской, которая полагает свои труды для того, чтобы навстречу идущему Спасителю вышли многие поколения, великий собор рода человеческого, сохранившего свою веру в Господа и Спасителя, кровью Своею стяжавшего Церковь Свою.
Из слова после Божественной литургии 12 июля 2016 года,
в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла,
в соборе святых апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости.