Критерии ложной и правильной молитвы

Разъясняют пастыри Русской Церкви

Молитва – стержень духовной жизни христианина, живой опыт общения с Богом. Не молящегося православного трудно себе представить. Но многих из нас волнует вопрос: а правильно ли я молюсь? Вопрос о молитве – один из часто задаваемых священникам и духовникам.

Мы обратились к пастырям Русской Православной Церкви с просьбой разъяснить, каковы критерии правильной молитвы, какая молитва – ложная, как молиться, чтобы молитва была угодна Господу.

    

Молитва домашняя должна усиливать желание прийти в храм

Протоиерей Андрей Ткачев:

– Лучше говорить о правильной молитве, потому что ложная познаётся, когда есть образец, норма, правило. Лжи может быть очень много, а наличие образца, нормы обличает конкретную ложь. Не нужно изучать ложь, нужно изучать норму.

Будем говорить о норме. Во-первых, нужно читать тексты из Молитвослова, проникать в их смысл, но время от времени переходить к личной молитве. Разгоняться по взлетной полосе – разогреваться по Молитвослову, – а потом подниматься в воздух уже самому – время от времени откладывая Молитвослов и пробуя молиться своими словами. Но затем обязательно опять возвращаться к Молитвослову, не отбрасывать его навсегда. Очень важны и молитва словами святых отцов, и молитва от себя, от своего сердца.

Только своими словами молиться – опасно, а только по Молитвослову – это станет слишком привычным, это «заездит», «замылит» сознание. Надо и «от себя» молиться. Мы знаем о молитвенном творчестве святителя Димитрия Ростовского, святителя Филарета (Дроздова), Оптинских старцев… – это отдельная большая тема. Вот и нам нужно «от себя» молиться. По книжке и самому, самому и по книжке – такой должен быть алгоритм.

Молиться по Молитвослову и своими словами, своими словами и по Молитвослову – такой должен быть алгоритм

Второе: нужно молиться дома – обязательно, а потом приходить в храм. Молитва домашняя должна усиливать желание прийти в храм. Присутствие в храме на богослужении по важности неоценимо и дает познать себя человеку, который молится дома. Человек, не молящийся дома, и в храм ходить не будет. А молящийся в храме рассеянно и дома молиться тоже не очень любит. Поэтому нужно соединять молитву домашнюю с церковной.

Критерий правильного горения духа – это желание прийти в храм на богослужение. Нужно мерить свою церковность по тому, насколько мне хорошо в церкви, насколько я люблю туда ходить, насколько душа радуется, когда я хожу в храм на богослужение.

Третье: преподобный Иоанн Лествичник говорит: кто не молится как грешник, молитва того не угодна Богу, даже если он мертвых воскрешал. Необходимо всегда молиться, опуская глаза. Молиться не как праведник: вот, мол, я такой хороший и т.д., а молиться именно как согрешивший человек, как человек, повинный многим наказаниям и виноватый во многом – в тайном и явном. Молиться смиренно перед Богом и Судией, без всякой гордости, как ничего за собой не имеющий, как обнаженный. Это касается всех людей, и чем выше ты поднимаешься, тем больше с тебя требуется, тем больше требуется с тебя и молиться без гордости.

А на определенном этапе искренних молитв человек уже сочувствует и нуждам других людей. Он начинает молиться о себе (например, девушка – о том, чтобы выйти замуж, парень – о работе, мама молится за детей, мужик молится, чтобы на работе начальник его оставил в покое…), а потом – со временем – должен обязательно перейти к чувству того, что в мире много людей нуждающихся, таких же, как ты. Тоже какого-то «грызут» на работе, у кого-то нет денег, кто-то лишается жилья, кто-то не может выйти замуж, кто-то – родить, кто-то болеет, кто-то умирает… Молящееся сердце должно ощутить трагедию мира. Почувствовать, что мир – это вообще трагедия. И в мире постоянно страдают. И когда ты молишься Богу, Который способен исцелить любые страдания, ты начинаешь молиться за других. Со временем настоящая молитва обязательно должна включать в себя других людей. Ты начинаешь переживать о тех, кого знаешь, и о тех, кого не знаешь. Вот еще один критерий правильной молитвы.

Настоящая молитва – это молитва не только о себе, но и о других людях – о тех, кого знаешь, и о тех, кого не знаешь

Очень важно, что отношение к тем, кого ты знаешь, меняется при молитве. Например, ты на кого-то раздражаешься, или кому-то завидуешь, или тебя от кого-то «крутит», или ты просто не любишь какого-то человека, и, может быть, он тебя не любит тоже. И при молитве ты – рано или поздно – почувствуешь, что твои мысли о людях становятся теплыми, ты перестаешь ненавидеть, желать зла, проклинать, начинаешь жалеть, прощать, терпеть. Молитва реально помогает человеку исполнить заповеди. Ты начинаешь исполнять то, что Бог приказал, при помощи молитвы. Без молитвы это невозможно. Прощать без молитвы невозможно, терпеть без молитвы невозможно. Все заповеди невозможно исполнить, если ты не будешь молиться. Молитва – это ключ к исполнению заповедей.

Безусловно, молящийся человек никогда не будет осуждать тех, кто не молится. Например, ты молишься, а кто-то говорит: «Да зачем тебе это надо?!» Ты не будешь ругаться с ним, ты не будешь говорить: «Ты дурак, ничего не понимаешь». Ничего подобного! Ты просто будешь молчать и не будешь осуждать даже в мыслях этого человека, потому что ты понимаешь, что ему пока не открыто то, что открыто тебе, что он еще многого не понимает. И ты тоже когда-то не понимал. Поэтому, повторю, молящийся никогда не осуждает не молящегося. Верующий никогда не осуждает неверующих. Он может печалиться, жалеть, но он не будет осуждать, потому что он понимает: им пока Господь Себя не открыл.

А завершу словами вот о чем: молитва одновременно является наслаждением и трудом. Начать молитву очень трудно. Это как выйти из окопа в атаку. Молитва начинается со скрипом, с тяжестью. А заканчиваться молитва не желает! Тебе хочется молиться, молиться, молиться… Тебе нравится то, что ты делаешь, потому что ты делаешь самое главное дело в мире. Разговаривать с Богом – это самое важное дело в мире. Молитва очень трудно дается и очень сладко утешает человека посреди его обычной жизни, даже если нет особых скорбей.

Увидеть себя в зеркале Церкви

Иеромонах Макарий (Маркиш):

– Отвечу напоминанием двух важнейших принципов.

Первый принцип: Бог не нуждается в нашей молитве (Он ни в чем не нуждается). В молитве нуждаемся мы сами, чтобы стать ближе к Нему, прояснить и очистить душу, ответить любовью на Его любовь. Именно это и «угодно Богу». Поэтому «критерий правильной молитвы» – это мы сами, наше состояние, наша жизнь.

Но тут нас ждет обычная ловушка самонадеянности: мы сплошь и рядом безнадежно заблуждаемся, пытаясь сами оценить свое состояние. Поэтому всегда надо помнить, что христианин живет в Церкви. В зеркале Церкви – ее Таинств, ее богослужений, ее учения, ее повседневных трудов и забот – особенно в малой Церкви, в семье! – мы способны увидеть себя и понять, куда нас ведет наша молитва и в какой именно молитве мы нуждаемся на данный момент.

Второй принцип: личная молитва предоставлена личному усмотрению верующего. Святитель Феофан Затворник в одном из своих писем пишет еще жестче: «Молитвенное правило должно быть в вашей свободной воле. Не будьте рабом его… Имейте свободу в отношении к нему. Будьте госпожою его, а не рабынею».

Тексты наших Молитвословов дают нам образец личной молитвы, открывают нам молитвенный подвиг святых подвижников, прошедших по земному пути впереди нас и давших нам примеры святости, богомыслия и богообщения. А следовать этим молитвенным примерам, совмещать молитвы святых и свои собственные – уже дело каждого в отдельности, при внимании к пастырскому совету священника.

Бог нас слышит, но слышим ли мы Его?

Священник Димитрий Березин:

– В вопросе о молитве есть минимум два аспекта, о которых лучше говорить отдельно: молитва как просьба о чем-то и молитва как состояние души.

Если говорить о молитве-просьбе, конечно, духовные просьбы правильнее: о помощи в борьбе со своими страстями или о даровании добродетелей. Но ведь мы нередко просим и об исцелении себя или своих близких, о разрешении трудных жизненных ситуаций. И не всегда наши просьбы приводят к какому-то видимому эффекту. Часто именно поэтому и возникает вопрос: слышит ли Господь мою молитву? Среди набора стандартных ответов (а общий вопрос подразумевает общий ответ) мы найдем мысли о том, что пути Господни неисповедимы, и о том, что не всегда Господь сразу отвечает на наши молитвы. И такие ответы, правильные по сути, не очень хорошо воспринимаются вопрошающими. Ведь мне же надо, я же сделал усилие – помолился. Здесь хотелось бы добавить другую мысль: Бог нас слышит, но слышим ли мы Его? Почему Он должен исполнять наши молитвы, если мы всю жизнь игнорируем Его Слово, обращенное к нам? Сильна пред Господом молитва праведного.

Если же говорить о молитве как состоянии души, то здесь необходимо читать святых отцов и учиться у них. Единственное, от чего хочется предостеречь, – не перемолитесь. Если окружающие мешают вам молиться, раздражают своим непониманием, если в семье вы вместо домашних обязанностей вычитываете длинные правила… значит, что-то явно не так. Молитва должна способствовать любви, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится… (ср.: 1 Кор. 13: 4–9).

Из чистого сердца исходит и чистая молитва.

Православная молитва должна быть бесстрастной

Протоиерей Олег Стеняев:

– Православная молитва должна быть бесстрастной. Не надо начинать молитву, «дондеже не успокоятся твои чувствования», как говорится в Каноннике.

Православная молитва исключает какие-либо образы: когда мы обращаемся к Господу, мы не должны представлять Его. Собственно говоря, иконы и существуют для того, чтобы отсечь наше субъективное восприятие и дать правильное видение иных реальностей.

Православная молитва не должна зависеть от настроения человека. Нельзя так: сегодня молюсь, завтра не молюсь. Чтобы это понять, надо осознать, что Православие – это, прежде всего, образ жизни. Это как я веду себя утром, как я веду себя вечером, в среду, в пятницу, в воскресный день…

Наши предки старались дома иметь специальный молитвенный угол; на молитву мужчины одевали кафтаны – эта практика сохраняется у старообрядцев.

Когда совершается семейная молитва, то каждый член семьи, умеющий читать, знает свою часть молитвенного правила. Например, когда я был маленьким, я знал, что Трисвятое всегда читаю я; моя сестра читала «Помилуй мя, Боже». Когда так распределяется семейная молитва, тогда каждый является ее участником.

Но прежде всего, на что надо обращать внимание, это, повторю еще раз, отсутствие образов и бесстрастие. Если мы допускаем какие-то образы, страстность, то это уже не православная молитва, а скорее католическая.

Не примирившись с другими, молиться бессмысленно

Протоиерей Павел Гумеров:

– При молитве нужна в первую очередь вера. Потому что молитва – это очень сильное желание чего-либо. Как говорит апостол Павел: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11: 1). Без веры вообще невозможна никакая молитва: ни истинная, ни даже ложная.

Второе, что нужно для истинной молитвы, это то, что говорит нам Господь в самой главной молитве, которую Он дал святым апостолам, когда они просили Его научить их молиться, – в молитве «Отче наш»: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6: 12). Господь говорит, что только тогда выполнит нашу просьбу – покаянную, например об оставлении грехов, или какую-либо другую молитвенную просьбу, – когда мы будем молиться, простив от всего сердца, оставив долги нашим ближним.

В Священном Писании неоднократно Господь дает рекомендации о том, как надо молиться. Господь говорит: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24). Не примирившись, не простив человеку от всей души, от всего сердца, молиться бессмысленно и бесполезно.

И третье условие истинной молитвы – смирение. Без смирения молиться нельзя. Господь в Евангелии приводит пример ложной молитвы – молитву фарисея (см.: Лк. 18: 10–12), который молился без всякого смирения, не оставив долгов ближним, потому что раз он осуждает ближних, значит, его отношение к ним было, мягко говоря, не любовное, значит, он не оставил какие-то свои обиды на ближних. И такая молитва, естественно, Господом не приемлется. Мы видим, что человек молился с гордым сердцем, хотя и вроде бы благодарственной молитвой («Боже, благодарю тебя, что я не таков, как прочие люди…»).

Без смирения молиться нельзя

Пример истинной молитвы – молитва мытаря (см.: Лк. 18: 13), который не мог поднять очи на небо, молился, бия себя в грудь, только и мог произнести: «Боже, милостив буди мне, грешному». Недаром утренние молитвы с этого и начинаются – для того, чтобы мы правильно настроились на всё последующее молитвенное правило. Когда мы говорим с сердцем, примеренным с Богом и людьми, начинается наша молитва.

Молитва фарисея, который молился с чувством гордости, без смирения, – это прямая дорога к прелести. Мы неоднократно встречаем в житиях святых, знаем по опыту Церкви, что такое прелесть: у человека начинались видения – прельщение бесовское, а он принимал эти видения за действие благодати Божией, принимался с ними беседовать, и это всё больше и больше разрушало его отношения с людьми, ибо он считал себя не похожим на прочих – «хищников, прелюбодеев и грешников», так как «общается» с Самим Богом, с ангелами… Эта гордость заводила в страшное помрачение. Вот что бывает, когда человек молится неочищенным сердцем, имея гордыню. Как мы знаем, Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5: 5). А мы и просим в первую очередь благодати в молитве, даров Святого Духа.

Молитва, соединенная с гордостью, будет во грех, не в помощь, а в суд и осуждение.

Такое состояние прелести мне пришлось наблюдать у одного из студентов, когда я учился в семинарии. Этот человек внешне вроде бы являл пример очень благочестивой жизни, он подолгу молился, на службе стоял, не шелохнувшись… Но кончилось его «благочестие» классической прелестью: у него начались видения, он был уверен, что говорит с ангелами. Убедить его в том, что это не так, было невозможно, он стоял на своем. В конце концов он помрачился и духовно, и психически, и его пришлось отчислить из семинарии.

Но бывает и так, что человек молится и примирившись с ближними, и гордости особой не имея, но при этом молится ложно. Классический пример ложной молитвы – известная история, связанная с иконой Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость»: как мы помним, некий беззаконник, отправляясь на какое-нибудь греховное дело, каждый раз молился перед иконой Божией Матери. Такая молитва вновь и вновь распинает Христа, приносит Ему страдания. И вот тот человек с ужасом увидел истекающую из рук Спасителя кровь, спросил Божию Матерь, кто это сделал, и Она сказала: «Ты и подобные тебе грешники, которые своей жизнью и лицемерной молитвой распинают Сына Моего». Лицемерие – это недопустимое состояние при молитве. Нельзя молиться, заведомо зная, что просишь о чем-то нехорошем.

Каждый раз, когда ты молишься, надо очищать свою душу и проверять свою молитву заповедями Божиими, просишь ты действительно что-то хорошее или это послужит во вред тебе и твоим ближним.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Как сохранить молитвенный настрой в течение поста? Как сохранить молитвенный настрой в течение поста?
Советы пастырей
Как сохранить молитвенный настрой в течение поста? Как сохранить молитвенный настрой в течение поста?
Советы пастырей
Мы приблизились к концу третьей недели Великого поста, и уже многие из нас в суете повседневности чувствуют некоторое охлаждение по сравнению с первыми днями. Как сохранить молитвенный и сосредоточенный настрой в течение всего поста? Как не растерять духовные плоды, приобретенные в первые дни?
В чем заключается духовная польза чтения Псалтири? В чем заключается духовная польза чтения Псалтири?
Ответы пастырей
В чем заключается духовная польза чтения Псалтири? В чем заключается духовная польза чтения Псалтири?
Всякий раз, когда православный христианин или христианка, взрослый человек или ребенок открывают Псалтирь и начинают по ней молиться, они присоединяются к ангельскому хору.
Иисусова молитва для мирян Иисусова молитва для мирян
Разъясняют пастыри
Иисусова молитва для мирян Иисусова молитва для мирян
Разъясняют пастыри
Молитва Иисусова крайне нужна именно мирянам. Она спасительна во многих ситуациях. Произноси ее со вниманием, благоговением, покаянием, и увидишь, как накал страстей уходит, всё в душе и сердце успокаивается.
Проповедь вне храма: возможности и опасности Проповедь вне храма: возможности и опасности Проповедь вне храма: возможности и опасности Проповедь вне храма: возможности и опасности
Для чего и насколько священник может погружаться в окружающий мир? Где проходит граница миссии, какие формы допустимы и какие таят в себе опасность? Где грань между разумным и соблазнительным в деятельности священника и проповедника?
Разговор с подростками о вере Разговор с подростками о вере
Сложный вопрос
Разговор с подростками о вере Разговор с подростками о вере
Священник Димитрий Шишкин, Священник Димитрий Березин, Священник Максим Крижевский
Каждое воскресенье мы видим в храме множество детей: большинство знаем с младенчества, из года в год видим, как они растут, радуемся за крепкие православные семьи. Но наступает момент, когда мы начинаем их видеть в храме все реже. Это сложный период для родителей, духовников, а, пожалуй, труднее всего приходится самим подросткам.
Путь к единомыслию Путь к единомыслию
Рассуждают пастыри
Путь к единомыслию Путь к единомыслию
Рассуждают пастыри
В День народного единства, отмечаемого в России 4 ноября, православным христианам будет не лишним задуматься над тем, что же такое подлинное единомыслие между нами. Достаточно ли мы помним об этом понятии и состоянии, неразрывно связанном с нашей церковной жизнью?
Увидеть Покров Увидеть Покров
Слово пастырей
Увидеть Покров Увидеть Покров
О том, почему сегодня многие христиане не видят, как Господь и Матерь Божия пекутся о нашем спасении, и что лишает нас духовного зрения, а что может помочь нам прозреть, рассуждают пастыри.
Почему мы теряем теплоту и отзывчивость Почему мы теряем теплоту и отзывчивость
Рассуждают пастыри
Почему мы теряем теплоту и отзывчивость Почему мы теряем теплоту и отзывчивость
Рассуждают пастыри
В чем причина того, что мы становимся всё безразличней к ближним, к чужому горю и радости? И что мы можем сделать для того, чтобы в повседневной жизни преодолеть эту сердечную холодность?
Критерии ложной и правильной молитвы. Часть 2 Критерии ложной и правильной молитвы. Часть 2
Советы пастырей
Критерии ложной и правильной молитвы. Часть 2 Критерии ложной и правильной молитвы. Часть 2
Разъясняют пастыри
Священник Валерий Духанин, Священник Димитрий Шишкин, Священник Святослав Шевченко, Игумен Лука (Степанов),Священник Игорь Сильченков, Священник Павел Коньков
Преподобный Григорий Синаит предупреждает: «Увидишь свет или огонь вне себя… или образ какой, Христа, например, или ангела… не принимай это, чтобы не потерпеть вреда. И уму своему не попускай строить в себе такие образы – это ведет к прелести».
Комментарии
Лилия22 июля 2018, 08:24
Прошу,подскажите.Моему внуку 3 года,по воскресеньям стараемся ходить в церковь и причащать маленького. Но наверное делаю не совсем правильно.Священник говорит называть имена родителей и детей кто готовился к причастию,я знаю что это тяжелый труд чтение молитв. Опять же у нас всех работа:уходим темно и приходим можно сказать уже почти темно и сил нет пока мирские дела сделаешь и домашние тоже. Помогите,что читать.Беременность у дочери была тяжелая,родила раньше срока,я обращалась в молитвах и обещала ходить в церковь с младенцем.
Ольга12 апреля 2017, 15:06
Странно как-то,без смирения нет молитвы.Надо искать только смирения,больше ничего.А чем,кроме молитвы,пусть и не идеальной.Одно с другим связано,но только из молитвы искать смирения.А в молитве только внимания и все.Очень просто.
Фотиния10 января 2017, 14:25
Прекрасная статья. Все о чем пишут понимаешь постепенно, шаг за шагом двигаясь вперед, выбрав нелегкий Православный путь. Это всегда испытание- падение и восстание, молитва и забвение,и вновь молитва. И только с помощью Божьей, по его милости, мы со своими немощами сможем придти к Богу.
Владимир Степанов22 сентября 2016, 16:02
Арсений, я не отрицаю о людях, убежавших из России с любовью в сердце
Лот с дочерми тоже убежал из Содома
Петр Усатый21 сентября 2016, 21:04
Только искренность..во всем...может победить грех..
Марина21 сентября 2016, 09:25
Максиму от 16 сентября: Напишу тебе Максим, что всю жизнь постигаю по жизни мудрость одна. Так угодно Богу, что далека от храмов, но это не значит, что не нужно ходить в храмы, там ты быстрее получишь мудрый совет и вовремя помогут не попасть в прелесть. Бывало так в моей жизни, что была возле храма или в святых местах, когда куда-то ехала. Прежде чем зайти в храм Божий извинялась, что ничего не знаю, не знаю правил, не знаю молитв, молюсь так, как чувствую. Если люди на падают на тебя, говорят плохие слова, хотят от тебя более, а ты не знаешь, как поступить. Вот и понимай более, что грешник ты великий, как и я. Так виню себя, если не могу найти, чтоб было по любви и чтоб в этих людях не росло зло. Научилась лишь тому, что нужно простить всех тех, кто делал больно, простить и молится за них. Но если чувствуешь в себе раздражения к ним, кайся перед Богом в том, что не постиг любви к тем, кто делает тебе больно. Попробуй простить, отпустить обиды на них, а после молись за них, знай одно, постигая науку покаяния и смирения, мы грешники и не лучше тех, кто нас обижает и оскорбляет, поносит нас, может в глаза говорить о том, какой ты хороший, а за глаза говорить обратное. Не стремись к похвалам, держись от похвал далее и лишь говори: «Господи Помилуй! Господи Прости!»
Григорий19 сентября 2016, 07:02
Спасибо за актуальный вопрос и ответы и советы, очень точные. Дополню их лишь словами митрополита Антония Сурожского. Он говорил, что если читаешь чужую молитву, прежде всего, желательно, насколько это возможно, уяснить для себя смысл молитва, кто её автор и при каких обстоятельствах она написана и т. д. Всё это конечно требует труда, времени, но сейчас есть Интернет, возможность обратиться к священнику, духовнику. В общем, включить, что называется, разум, здравый смысл, терпение, потрудиться над молитвой. Но читать её нужно не только разумом, но и сердцем проникшись к Тому, Кто этими словами молитвы говорит с нами, то есть к Самому Богу. К словам молитвы необходимо относиться с величайшим благоговением, как к иконе, они ведь такие же чудотворные, исцеляющие. Молитве нужно учиться всю жизнь. А молитва и жизнь для православного верующего неразделимы, в противном случае молитва обесценивается, превращается в некий повседневный ритуал.
18 сентября 2016, 19:07
Сергею Козлову: Бесстрастие и "окамененное нечувствие" -- вещи разные. Бесстрастность -- это освобождение от внешних страстей, которые суть не что иное, как проявление нашего эгоизма. А нечувствие -- это когда ты действительно словно камень и тебе что с Богом разговаривать, что со скамейкой в парке, всё едино. Что же до молитвы своими словами, то без этого тоже никак не обойтись. Я, например, даже в молитвенные правила вставляю собственные молитвы, касающиеся каких-то моих личных ситуаций, -- о дочери, о внучке, о друзьях... Или я не права? НАТАЛЬЯ БОГОЯВЛЕНСКАЯ
Павел З.17 сентября 2016, 20:37
Сергей, не соглашусь с Вами, по опыту знаю, что бесстрастие - единственная защита от прелести, всё приводящее в прелесть страстно. Слезы бывают очистительными, а бывают душераздирающими. Не надо объяснять, что в последнем случае близость прелести налицо.
Κонстантин Μаксимов17 сентября 2016, 12:12
Для правильной молитвы, надо знать Православную Веру, надо закончить Воскресную школу, тогда будет правильное понимание, само учением заниматься плохо, вредно, есть возможность отойти от чистоты Православия. Читайте Катехизис Святителя Филарета Московского. Святители Филарет Амфитеатров, Феофан Затворник: Обязательно каждый год перечитывай Катехизис, что бы проверить не уклонился ли ты от чистоты Православия.
Марина16 сентября 2016, 22:27
Не знаю,но мне кажется,что только те не лицемерно, искренне молятся, кто живет честным физическим трудом, например,крестьяне в деревне,вот как наши бабушки,у них молитва от сердца прямо шла,потребность у них была такая молиться и молились "на все Твоя Святая Воля".
И что нам теперь,таким-сяким лицемерам ,в прелести находящимся ,и в храм не ходить молиться?
А.В.16 сентября 2016, 21:23
Возможно молитва должна не только исходить от веры, но и саму веру человека утверждать и укреплять. Верую, Господи! но помоги моему неверию(Мк.9,24)так, чтобы я действительно "Веровал и и исповедовал,что, Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго,пришедый в мир грешные спасти,от них же первый есмь аз..."(Молитва перед Св. Причащением).
Ирина16 сентября 2016, 19:18
Самое тяжёлое дело на земле-это молитва.И молиться тяжело,и не молиться нельзя.А спросить как лучше не у кого,почти не осталось пастырей,могущих тебе что-то подсказать,говорю только лично о себе.Хороших священников много,но есть моменты,которые можно разрешить только имея мудрость,опыт,дар рассуждения.Этого сейчас найти не просто.А статья очень дельная,много чего можно взять на вооружение.
Алексей16 сентября 2016, 17:44
Спасибо !
Сергей Козлов16 сентября 2016, 17:25
...не должна быть молитва бесстрастной - это "окамененное бесчувствие"..,молитва с текущими помимо нашей воли слезами,очистительными водами раскаяния - искренняя молитва...и ещё - молитвенный опыт настолько обширен и глубок,что придумывать что-то от себя не надо - в каждом отшлифованном годами молитвенном тексте - есть и твоё,что ты думал,но не знал,как сказать...лишь в молитве по соглашению и в завершении молитвенного правила уместна импровизация....
П16 сентября 2016, 15:39
Господи научи меня молится ,сам молись во мне (С)
Саша Дунаева16 сентября 2016, 14:56
Статья "сытная" как хлеб! Читаешь, и мозг трудится, усваивает, и ни капли "воды, ни одного общего места. И спросили как раз тех кого хочется услышать, действительно мудрых пастырей.Трижды спасибо! Хочется развернуть тему.
Краснянский Максим16 сентября 2016, 12:23
Как быть, если после молитвы раздражение на людей не стихает, а только усиливается? Старание "утишить чувствия" тоже приводит к обратному эффекту.
victor boqatyrev16 сентября 2016, 11:42
Все правильно,но не получается.Наверное себя жалею.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×