Православный календарьПравославный календарь
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.

В хосписе - настоящая жизнь, потому что там нет иллюзий

    

Протоиерей Александр Ткаченко в последнее время часто посещает столицу. В Петербурге он – благочинный одного из церковных округов, настоятель шести храмов и директор медицинского учреждения "Детский хоспис". Более десяти лет назад священник занялся вопросами паллиативной помощи и сегодня, можно сказать, стал одним из двигателей этой относительно новой медицинской сферы, философию которой он со своими многочисленными помощниками и соработниками формирует. Все, что за годы удалось создать и наработать в северной столице, – а это и создание центра выездной помощи, устройство детского хосписа-стационара, организация подобного заведения в Ленобласти, – сегодня приносится в Московский регион, где в Домодедово также возводится детский хоспис. Как ожидается, в 2017 году он примет на круглосуточное пребывание первых пациентов. Подобных заведений единицы не только в России – в мире. Своим необычным опытом священник поделился в интервью РИА Новости.

– Отец Александр, говорить о хосписе трудно: боль, волнение, переживания, граница смерти и жизни… Чаще всего об этом думать не хочется, и мы гоним от себя подальше эти мысли. Все же, что такое детский хоспис, как он создавался и как вы столкнулись с этой проблематикой?

– Первый детский хоспис в стране и первый действующий стационар-хоспис в нашем Отечестве находится в Санкт-Петербурге. История этого первого стационара началась в 2010 году. Я был назначен директором государственного учреждения здравоохранения только лишь потому, что задумался о необходимости создания службы помощи для детей с тяжелыми и неизлечимыми заболеваниями, именно той службы, которая организовала бы уход за ними в тот период, когда лечение невозможно или принесет большее страдание. Сначала я служил в Никольском соборе в Питере, и люди обращались со своими неразрешенными вопросами, обращались тогда, когда случалась беда. И некуда было деться, надо было помочь. Для меня всегда важно – быть в жизни полезным. Это желание так проживать день, с тем чувством, что этот день прожит не зря.

В какой-то момент это породило стремление делать что-то конкретное каждый день. Не бывает спокойно на душе, если день прожит, а Бога не за что благодарить. Я вспоминаю слова из песни Высоцкого: "Я дышу – и значит, я люблю, я люблю – и, значит, я живу!" Любовь должна быть действенная, если ты ее к кому-то в течение дня не проявил, то ты прожил день зря. Так потихоньку мы стали помогать.

Сначала была создана выездная помощь, а потом, шесть лет назад, в бывшем здании резиденции Николаевского сиротского пансиона был устроен детский хоспис. И само здание, которое является памятником истории и культуры, после восстановления и масштабной реконструкции вновь стало служить детям.

– В представлении многих людей, хоспис – это место, где заканчивается жизнь. Нет ничего страшнее смерти. Но когда однажды довелось побывать у вас в хосписе, то страх отступил. Здесь не пахнет болезнью и препаратами, здесь спокойно, и размеренная жизнь, где каждый знает свое дело и задачу.

– У меня есть такое чувство, что в хосписе – настоящая жизнь, потому что там нет иллюзий. Один из самых ярких комплиментов, который мне однажды сделали: "Знаете, батюшка, у вас в хосписе все улыбаются". Слоган, который мы положили как девиз для нашего хосписа: "Обнимая жизнь". Он как раз и говорит, что вся философия хосписа сводится к тому, чтобы помочь жить, несмотря на тяжесть заболевания, несмотря на перспективы его развития. Каждый сотрудник хосписа делает все необходимое, чтобы человек жил наиболее активно, не испытывал физических и эмоциональных страданий, то есть, все направлено на то, чтобы помочь жить. Более детально погружаясь в аспекты деятельности, мы стараемся делать так, чтобы каждый день был наполнен содержанием: интересными встречами, новым опытом, возможностью самореализоваться.

– Ваши пациенты учатся в школе?

– Для них проходят специальные занятия. Трудно сохранить интенсивность обучения и школьной жизни, но, тем не менее, адаптированные программы помогают детям узнавать мир вокруг себя, более того, выражать себя в этом мире посредством творчества, при соприкосновении с этим миром. Поверьте мне, уроки занимательной химии и биологии в хосписе проходят значительно интереснее, чем, может быть, классические уроки в школе. Дети воспринимают мир не из учебников, а на личном опыте. Предоставить ребенку возможность потрогать, ощутить, что-то сделать самому дает ему больше знаний, нежели заучивание параграфов.

– У вас в хосписе созданы курсы фотографии.

– Фотография позволяет остановить мгновение. И если ты его остановил, ты можешь в него вглядеться, а когда вгляделся, можешь и оценить свою жизнь через это мгновение. Ты можешь благодарить Бога, что это мгновение было в твоей жизни.

– У вас есть медицинское образование?

– Нет, но я много читал. Господь устраивает жизнь человека так, чтобы он смог себя реализовать. Я был первым учеником от Русской православной церкви в Америке – православным студентом, который прошел курс деятельности священников в больницах. Поскольку деятельность священников в разных медицинских, военных, тюремных учреждениях требует особой подготовки, знания особенностей жизни учреждения, американцы разработали курсы для капелланов. Более того, существует правило, что каждый священнослужитель, к какой бы он конфессии ни принадлежал, или студент богословского университета обязан пройти трехмесячный курс специализации.

– И что вам дали эти курсы?

– Эти курсы не подготовили меня к служению, а дали возможность пережить, увидеть, осмыслить те чувства и состояния, с которыми сталкивается человек, попавший в больницу. На тот момент мне было чуть больше 20 лет, как всем, кто поступает в семинарию. В этом возрасте мы мало имеем представления о том, что такое болезнь, смерть, те чувства, через которые проходит человек. Все было построено на том, чтобы познакомить будущего священника с реальной жизнью.

Из этих курсов я вынес то, что в какой-то момент перестал бояться говорить о смерти. Чтобы говорить о каком-то конце, ты должен очень близко подойти к этому концу. Это не было шоковой терапией, а просто погруженностью, серьезностью жизни. Ты несешь ответственность за то, что ты говоришь, что ты делаешь, и как ты свою миссию выполняешь. Что-то изменилось внутри. Наверное, я остался тем же мальчиком, которому чуть больше 20 лет, но какой-то опыт присутствия на передовой, он что-то изменил. Может быть, создал внутреннюю серьезность и целостность.

– Когда случается болезнь и люди задаются вопросом, почему мне и за что, как отвечать на эти сложнейшие вопросы?

– Христианство принесло в мир другое отношение к больному. Сейчас в светском обществе, в других религиях больной воспринимается, чаще всего, как "жертва судьбы" или же объект наказания Божия. Христос показал отношение к больному как к человеку, который нуждается в сочувствии и помощи. Болезнь и смерть являются частью жизни людей на земле.

Христианство никогда не относилось к болезни, как к наказанию Божьему. Согласно иудейскому закону, соприкосновение с больным человеком могло осквернить того, кто к нему прикасался. И тут происходит нечто непонятное для фарисеев: Господь возлагает руки на прокаженного, и прокаженный исцеляется. Тем самым Господь показывает: что мы творим для людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в болезни, мы творим для Него самого, Он сам присутствует в наших делах. И христиане всегда считали свое служение в мире продолжением служения Христа, Его деятельности.

Василий Великий свою первую больницу создал во время чумы в Каппадокии. Григорий Богослов говорил о важности служения христиан больным. Отношение христиан к больным – мерило твоей совести, это то, какой ты христианин. К сожалению, в последнее время что-то изменилось и люди не видят в страждущем человеке объекта своей любви, а скорее, – что кто-то несет наказание Божие. Эта философия была и в прежние времена. Помните вопрос (заданный Христу о слепорожденном – ред.) из Евангелия: "кто согрешил: он или родители его"?

В принципе, было такое представление, что за грехом следует наказание. Но ответ Господа четко показал, что ни он (слепорожденный – ред.) не согрешил, ни родители его. Но на этом человеке, как Он сказал, могут делаться дела Божии. Вот эти дивные дела Божии мы должны совершить, в этом наша роль.

Родители больных детей задают вопрос, почему это случилось в их жизни. И мы не знаем ответа на этот вопрос. Потому что Господь даст ответ потом. И мы не должны на этот вопрос отвечать сейчас, но призваны явить христианскую любовь, понимание и заботу, для того, чтобы в этот трудный период жизни эти люди не остались бы одиноки.

Протоиерей Александр Ткаченко

Источник: РИА Новости

16 сентября 2016 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 156 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×