Вера начинается с услышанной и воспринятой проповеди. Вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. 10: 17). Кто из христиан не знает о чудотворном воздействии евангельского благовестия? Свидетельство об Иисусе Воскресшем способно исцелить душу, возродить к новой жизни, открыть подлинную радость и смысл бытия. Случается, одна-единственная евангельская фраза разворачивает мысли на 180 градусов и полагает начало коренному изменению внутреннего человека.
Однако проповедь Евангелия также может жечь и мучить. Как удивительно! Слово, согревающее духовным теплом сердца миллионов, для других становится раскаленным железом, от прикосновения к которому остается глубокий ожог. Священное Писание, а за ним и сама жизнь дают множество таких примеров.
***
Долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо (Ин. 10: 24), – требовали от Иисуса иудеи. Действительно, Богочеловек в некотором смысле измучил их проповедью и чудесами. Он ежечасно утверждал Свое мессианство словом и делом, но – вот беда! – совершенно не вмещался в представления евреев о Мессии. Кроткий облик Спасителя вступал в противоречие с образом Машиаха, который они нарисовали в своем воображении и который был проекцией их собственных страстей: властолюбия, сребролюбия, гордости, тщеславия. Поэтому каждое слово Христа било их в самое нутро, сокрушало внутренних идолов, резало по живому. С одной стороны, книжники и фарисеи видели удивительные чудеса, свидетельствующие о наступлении мессианской эры. Но с другой стороны, они чувствовали, что Христос… не подходит им. Если Он – Мессия, тогда слишком круто придется менять свою жизнь и мировоззрение. Поэтому чем более Христос являл мессианское достоинство и божественность, тем более росли ненависть и озлобление еврейского духовенства.
Евангельская история перекликается с темой «ожесточения сердца фараона» в книге Исход. Почему сказано: Господь ожесточил сердце фараона (Исх. 9: 12)? Неужели Бог закрыл от египетского царя истину? Конечно, нет. Фараон видел те же чудеса, что и все, но в других они возбуждали веру и страх, а в нем – противление. То, что одних спасает, других ожесточает, но виновен не Бог, а сам человек. Оказывается, ожесточать может и любовь, и благодать, и чудо, и слово истины – всё зависит от восприятия. Таким же образом и проповедь Христа одних спасла, а других ожесточила вплоть до греха богоубийства.
Проповедует ли Церковь – отверзаются уста Иисусовы
Христос исполнил домостроительство нашего спасения и воссел одесную Отца. На земле дело Богочеловека продолжила Церковь, которую апостол Павел назвал телом Христовым (см.: 1 Кор. 12: 27). Церковь стала руками, ногами, устами Христа. Творит Церковь дела милосердия – значит, руки Иисуса подают милостыню. Идет Церковь в самые дальние концы мира для миссионерства – она становится ногами Иисуса. Проповедует ли Церковь – отверзаются уста Иисусовы. И эти уста будут говорить людям истину и мучить человечество истиной до конца земной истории.
Книга Апокалипсис сообщает о двух свидетелях (см.: Откр. 11: 3), которые будут проповедовать миру христианство при царстве антихриста. Когда они будут убиты, живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле (Откр. 11: 10). Оказывается, пути настоящего христианства и пути мира настолько разойдутся, что христианство для мира станет занозой в плоти, соринкой в глазу, гвоздем в сапоге. Оно будет причинять сильную боль безбожному обществу, и гибель апокалипсических проповедников (согласно многим толкованиям, это Илия и Енох) принесет огромную радость и облегчение для обитателей земли.
***
Евангелие, которое мучает… Любой христианин, если он только не прячет свою веру, сталкивался с подобным действием евангельского духа и слова. Например, как резко может поменяться тон беседы, если вдруг в разговоре с нецерковными людьми упомянешь о Христе, Церкви, священниках, патриархе, таинствах. Любая религиозная тема, затронутая не для смеха, а серьезно, способна породить неожиданно острую отрицательную реакцию. Иногда и слов не нужно. Достаточно перекреститься, проезжая в автобусе мимо храма, – и у попутчика уже перекосилось от злобы лицо. И эта ненависть – вовсе не из-за «роскоши иерархов», или якобы неправильной политики патриарха, или якобы нарушения симфонии отношений Церкви и государства (как любят объяснять на некоторых блогах). Конечно, никто не говорит, что у нас все хорошо. Проблемы и ошибки на земном пути Церкви неминуемы – но ненависть к ней возникает не только из-за наших возможных ошибок. Как правило, она рождается совсем в другом измерении. Чаще всего, в бытовом отвержении христианства проявляет себя та самая древняя злоба, дух ненависти и богопротивления, о котором написал Иоанн Богослов: дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире (1 Ин. 4: 3). Дух, который чувствуется за версту и все сильнее действует в мире.
Да, у Церкви были и есть недуги: богочеловеческое тело Церкви по своему человечеству всегда болеет. Но свести неприятие Церкви только к нашей «нехорошести» – значит забыть, что Евангелие не только объединяет, но и разделяет: Христа и Велиара, добро и зло, Церковь и мир. Церковь никогда не понравится диаволу, какими бы «хорошими» мы ни стали, и ненависть к Церкви никогда не прекратится. Потому что враги воюют не столько с нами из-за наших грехов, сколько со Христом – из-за Его святости. И все так же мучаются от Его слов, продолжающих звучать из уст Христовых – Церкви.
Если Евангелие объединило бы всех – это значило бы, что Церковь превратилась в светский институт
Когда Церковь вдруг понравится всем – вот это будет трагедия. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! (Лк. 6: 26) – предупреждал Христос. Это будет значить, что мы живем и действуем вполне в духе мира, а не в Духе Святом. Слово Божие никогда не потеряет своего обязательного свойства: не только объединять, но и разделять. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа (Евр. 4: 12). Спаситель предупреждал, что благовестников кто-то всегда будет слушать, но их всегда будут и преследовать: Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше (Ин. 15: 20). Если Евангелие вдруг объединило бы всех и вся – это значило бы, что Церковь превратилась в светский институт, проповедующий мирскую идеологию.
***
Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! (Мк. 5: 7) – кричал Господу гадаринский бесноватый. Не тот же вопль набирает силу в постхристианской цивилизации? Мир, все более пропитывающийся духом антихриста, мучается христианством, чувствуя его инаковость и неотмирность. Слово Божие все так же согревает и жжет, умиротворяет и ожесточает. Разделение мира продолжается – и дай Бог нам оказаться на верной стороне.
Веры осталось совсем мало. Сомнения однажды проникнув в сердце, не покидают меня. Я не каялся во всех грехах как нужно. А только ходил в Храм, молился, по-правде не очень часто. Много грешил осуждением других ребят (в основном одноклассников)
А вот у Достоевского:
"Пред иною мыслью станешь в недоумении, особенно видя грех людей, и спросишь себя: «Взять ли силой али смиренною любовью?» Всегда решай: «Возьму смиренною любовью». Решишься так раз навсегда и весь мир покорить возможешь. Смирение любовное — страшная сила изо всех сильнейшая, подобной которой и нет ничего. На всяк день и час, на всякую минуту ходи около себя и смотри за собой, чтоб образ твой был благолепен. Вот ты прошел мимо малого ребенка, прошел злобный, со скверным словом, с гневливою душой; ты и не приметил, может, ребенка-то, а он видел тебя, и образ твой, неприглядный и нечестивый, может, в его беззащитном сердечке остался. Ты и не знал сего, а может быть, ты уже тем в него семя бросил дурное, и возрастет оно, пожалуй, а всё потому, что ты не уберегся пред дитятей, потому что любви осмотрительной, деятельной не воспитал в себе."
"Евангелие, которое мучает..."
"Дух [антихриста], который чувствуется за версту и всё сильнее действует в мiре".
Дух, который чувствуется за версту...
Очень сильно сказано. Это Ваш, Сергей, личный опыт? Не совсем понятно, что Вы хотели сказать этой половиной процитированного выше Вашего высказывания.
Что же касается Евангелия, которое "мучает" и "разделяет". Что или кто именно эти действия в отношении нас совершает? Правильнее и чуть подробнее, на мой взгляд, следовало бы сделать акцент на том, ЧТО является истинной причиной этого мучения и разделения. Ею является греховная поврежденность, падшесть человеческой природы, но никак не Евангелие!
Евангельское слово Божие изначально априори не может ни мучить, ни разделять. Иначе оно не было бы таковым! Разделение и мучение, о котором Вы говорите применительно к Евангелию, на самом деле - это всего лишь реакция, следствие (а не причина, как это может кто-то из читателей ошибочно понять) человеческого восприятия Евангельского слова и Духа. Именно антихристианский "дух, который чувствуется за версту", воздействию которого с разной силой все мы подвержены, по попущению Божию, для нашего же спасения, и является тем фактором, той "движущей силой", которая всех нас, каждого в разной мере, и мучает, и разделяет...
Вот, пожалуй, то, что мне хотелось заметить по поводу Вашей статьи, заглавие которой вовсе не так однозначно, как это может показаться даже после прочтения всей Вашей статьи, которая, несмотря на выше высказанные замечания, мне понравилась.
Статья действительно неплохая. Но чего-то в ней не... хватает. Или же наоборот - что-то лишнее сказано? Трудно судить.
Взять заголовок. Привлекателен. И вроде бы в нем нет ничего, что шло бы вразрез с нашей обычной повседневностью, особенно, наверно, миссионерской - "Евангелие, которое мучает". Мучает... Почему мучает? Автор, казалось бы, убедительно и спокойно об этом рассуждает и дает вроде бы правильный православный взгляд, прежде всего, на нашу современность. Но... По-видимому, рамки ОДНОЙ статьи на эту тему не позволили автору рассмотреть данный вопрос под другими, немаловажными углами, о которых, надо признаться, трудно, а подчас и невозможно поведать всё целиком полностью. По разным причинам А именно: КАК говорить кому-то слово Божие, и КТО тот, кто его говорит. Под словом "КТО" разумею не столько самогО человека, сколько меру его личного благочестия (=святости), которое ему/ей свойственна в момент подобного говорения. И самое, практически невозможное для человеческого словесного рассмотрения и описания - это тайна Божией благодати, тайна Святого Духа, Который дышит, "идеже хощет". ТАЙНА! Будет Ему угодно, и у упомянутого Сергеем пассажира лицо, только-только начав перекашиваться, вдруг мелко задрожит, он отвернется, а по щеке поползет "предательская", непонятно откуда навернувшаяся слеза, и всего этого пассажира вдруг скукожит от какого-то воспоминания, которое вдруг молнией в этот миг пронзит его сознание, душу и горячей покаянной волною накроет всё его существо. И ему станет и сладко, и горько, и больно, и стыдно, и облегчающе, и мирно. И он проедет нужную остановку. Однако, придя на работу, с удивлением обнаружит, что никто его увольнять за опоздание не собирается, а наоборот, как будто и не было никакого опоздания (видяще не видят), предлагают ему... Ну, неважно. В общем, бонус, одним словом...
Спасибо Вам большое.