Русская Православная Церковь XX век
24 сентября

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

1923  — Совещание епископов под председательством Святейшего Патриарха постановило перейти на новый, григорианский стиль в церковной жизни.

Но ввести его планировалось так, чтобы предстоящий Рождественский пост фактически обнимал полностью законный срок — 40 дней — и поэтому фактически начался 15 ноября уже по новому стилю (2 ноября по старому стилю).

1925  — Протоиерей Николай Чуков избран ректором Высших богословских курсов в Петрограде.

Пастырь оставался в этой должности до закрытия курсов (31 июля 1928 г).

1961 24 сентября — 1 октября — Русская Православная Церковь участвовала в Первом Всеправославном совещании на о. Родосе.

Повестку Совещания обсуждали в Стамбуле патриархи Афинагор и Алексий. Русскую Церковь на Родосе представляли председатель Отдела внешних церковных сношений архиепископ Никодим (Ротов), архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин), епископ Таллинский Алексий и протопресвитер Виталий Боровой. Из светских лиц делегацию сопровождал переводчик Виктор Алексеев и служащий Патриархии некто И. В. Варламов, о котором владыка Василий написал позже в своих воспоминаниях так: «…Пренеприятная и нахальная личность, если не чекист, то во всяком случае орган советских властей, присланный, чтобы наблюдать за действиями архиепископа Никодима».

Обсуждение готовящегося Ватиканского Собора не было в главным. Но все же присутствующие Церкви (их было 14) подчеркнули свое желание высказываться в духе единения по принципиальным вопросам. А Второй Ватиканский Собор, бесспорно, в такой круг вопросов входил.

Проведение Совещания стало возможно благодаря искусству дипломатов. При обсуждении программы будущего Всеправославного Собора удалось свести к минимуму разногласия. Главный же успех состоял в установлении взаимодействия славянских, греческих и арабских Православных Церквей.

На Родосе проявились и дипломатические способности 32-летнего владыки Никодима. Позже архиепископ Василий, которого было трудно заподозрить в особой симпатии к молодому председателю ОВЦС в означенный период, написал: «Я готов признать, что он авторитетно и твердо, а вместе с тем умело и тактично защищал на первом Родосе дело Православия в целом и достоинство Русской Церкви в частности. Особенно я ценю, что он твердо противостоял притязаниям Константинополя на почти что “папский” примат, на его попытки монополизировать дело подготовки и созыва Собора. Твердо по существу, но мягко и тактично по форме, так что единство Православия не только не было нарушено, но вышло даже усиленным. Среди греков, хотя и не всех, он приобрел авторитет и уважение». (Патриарх Афинагор, вероятно, надеялся также, что в случае приглашения из Рима он сможет представлять весь православный мир. Но из уст делегатов Совещания не прозвучало ни слова о возможности подобного делегирования.)

События развивались стремительно. В феврале 1962 г. Фанар посетил монсеньор Виллебрандс (секретарь Секретариата по единению Церквей, или Секретариата христианского единства). Он предложил патриарху Афинагору подумать о возможности направить наблюдателей на католический Собор. Была учреждена специальная комиссия для консультации с Православными Церквами по этому вопросу. Ею руководил митрополит Сардский Максим.

Так же, как и Москва, отказались от какой-либо формы участия греки и Антиохийская Церковь. Александрия заявила, что присоединится к решению Константинопольской Патриархии. Афинагор колебался, но к лету 1962 г. отказался от идеи посылки наблюдателей. (Официальный отказ прозвучал в решении Константинопольского Синода 8 октября 1962 г.)

1993  — В месяцеслов Русской Православной Церкви внесен преподобный Силуан Афонский.

Семен Иванович Антонов (так в миру звали будущего старца Силуана) родился в 1866 г. в Тамбовской губ., в с. Шовском, в крестьянской семье. О родителях своих он всегда говорил с почтением; с особым благоговением вспоминал отца: «...Хотел бы я иметь такого старца, он никогда не раздражался, всегда был кроткий и ровный». Иван Петрович принимал в доме странников. Как-то раз, сам того не ведая, пригласил к столу книгоношу, заронившего в сердце сына Семена своими дерзкими словами сомнение в вере. 19-летним юношей разговорился Семен с некоей паломницей, истово молившейся у могилы подвижника Иоанна Сезеновского. Домой Семен пришел потрясенный: «Если есть святой человек, значит, Бог с нами, и незачем мне ходить во всей земле искать Его». От безверия, сомнения и следа не осталось. За эту светлую решимость Господь наделил его великим даром сердечной молитвы. Тогда же появилось у него и влечение к монашеству. Но Богу угодно было послать Семену еще одно искушение: влечение к блуду. Однажды в тонком сне он увидел, что змея через рот скользнула внутрь его. Ощутив омерзение, Семен проснулся, и в это время услышал слова: «Ты проглотил змею во сне, и тебе противно. Мне же нехорошо смотреть, что ты делаешь изо дня в день». Старец не раз потом говорил, что то был голос Самой Матери Божией. После этого Семен твердо решил уйти в монастырь.

Но вскоре его призвали на военную службу. Служа в столице, Санкт-Петербурге, молодой человек «умом был на Афоне и на Страшном Суде».  В 1892 г. Семен становится послушником русского Пантелеимонова монастыря. Здесь, на Святой Горе Афонской, он проведет 46 лет в бдении, посте и неустанной молитве, смирив себя до кротости.

Уже после его кончины отцы афонские говорили: «Теперь видим, что старец Силуан достиг меры святых отцов... Кончина его в этом убедила». Незадолго до смерти преподобного спросили, хочет ли он умереть. «Я еще не смирился», — ответил старец, но все его поведение в монастырской больнице было исполнено сокровенного смирения и тишины. После преставления старца Силуана (†1938) на Афон, в Пантелеимонов монастырь, стали приходить письма, свидетельствующие о молитвенном обращении к нему многих-многих православных и получении облегчения после тех сердечных молитв. В 1978 г. Афонский старец Силуан был канонизирован Константинопольской Православной Церковью. Спустя 55 лет со дня преставления его имя было включено и в месяцеслов Русской Православной Церкви.

1997  — В патриаршей резиденции в Одессе состоялась беседа Константинопольского Патриарха Варфоломея и Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Первоиерархи обсудили ситуацию, сложившуюся в связи с расколом на канонической территории Украинской Православной Церкви. Патриарх Варфоломей заявил о непризнании раскольнических групп на Украине. Первосвятители выразили убежденность в том, что решение проблемы раскола возможно лишь на основе общего для всех Православных Церквей канонического Предания. Была подтверждена необходимость постоянных взаимных контактов с целью преодоления возникшего кризиса. Стороны заявили, что и Константинопольская, и Русская Православные Церкви должны предпринять дальнейшие шаги для решения этой и других проблем. Встреча Святейших Патриархов Варфоломея и Алексия имела конструктивный характер, придав новый импульс межцерковным отношениям. Патриарх Константинопольский Варфоломей ясно выразил свое отношение к раскольникам. «Мы признаём здесь, на Украине, юрисдикцию Московского Патриархата... — сказал он. — Мы констатировали, что разделения и расколы, которые происходят в лоне Церкви, наносят большой ущерб».

Затем Святейшие Патриархи Варфоломей и Алексий посетили Одесскую духовную семинарию. В благословение Патриарх Константинопольский передал семинарии икону Спасителя.

1998 24—27 сентября — Состоялся визит Святейшего Патриарха Алексия II в Республику Беларусь.

Его Святейшество начал свою поездку по Минской епархии с посещения новой деревянной церкви во имя Воздвижения Креста Господня в с. Королев Стан, на въезде в белорусскую столицу со стороны Москвы. По пути в Минск Его Святейшество посетил строящийся Дом милосердия — первое здание храмового комплекса прихода в честь Всех святых. Место строительства Всехсвятского храма было освящено патриархом во время его первого посещения Беларуси в 1991 г. Дом милосердия, рассчитанный на 100 мест, спроектирован в виде шестиконечного креста по образу и подобию креста преп. Евфросинии Полоцкой.

Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Минский кафедральный собор, где поклонился древней чудотворной Минской иконе Божией Матери, а также св. мощам праведной Софии, княгини Слуцкой. Святейший Патриарх и митрополит Филарет обменялись приветствиями.

Состоялась встреча высокого гостя с Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко. Обращаясь к первосвятителю, глава государства подчеркнул: «Беларусь — православная страна, и мы всегда будем преданы Православию. Ваши замечания, предложения и рекомендации являются законом для проживающих здесь людей». Указав на наличие в Беларуси людей иных конфессий и на их право на свободу вероисповедания, президент тем не менее заявил, что Православие является религией абсолютного большинства белорусов.

В ходе встречи Президент Республики Беларусь наградил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II высшей наградой страны — орденом Франциска Скорины — за особые заслуги в развитии и укреплении дружбы между двумя народами.

Предстоятель Русской Православной Церкви посетил храм во имя св. равноапостольной Марии Магдалины, сооруженный в 1802 г. Храм был возрожден после длительного запустения в годы безбожия. Затем Святейший Патриарх посетил храм-памятник в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», воздвигнутый в память жертв Чернобыльской аварии.

Главным же событием этого визита в Белоруссию предстоятеля Русской Православной Церкви стали торжества в Полоцком Спасо-Евфросиниевском женском монастыре по случаю воссоздания креста преп. Евфросинии.

2000  — Святейший Патриарх Алексий II совершил чин освящения Свято-Троицкого храма в Екатеринбурге и Божественную литургию в нем.

Вечером Святейший владыка посетил Свято-Покровский женский монастырь в г. Верхотурье.

20 сентября 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×