В своей новой книге «Скромное апостольство», выпущенной издательством Сретенского монастыря, известный проповедник протоиерей Андрей Ткачев рассказывает о современных реалиях, с которыми каждый день приходится сталкиваться православному человеку. Он размышляет о судьбе России и русского человека, о нелегком бремени священства, о том, что мешает современному человеку исповедоваться и с какими трудностями сталкиваются священники, совершающие таинства в Церкви. Отец Андрей пишет о святых, которые невидимо находятся рядом с нами, а также о непонятных для нас строках Священного Писания.
***
«Не я такой. Жизнь такая», — привычно говорит в свое оправдание человек, грешащий так же часто, как пьет воду. В том, что «жизнь такая», его убеждает постоянный слух о делах беззаконных. Поток информации о притеснениях и несправедливостях словно обеляет грешника в собственных глазах. Так, мол, все делают. Что ж, плодами будет беда, поскольку пророк Исаия говорит: «Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем, и грабитель, которого не грабили! Когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя» (Ис. 33, 1). Берегущему же свой слух и свое зрение человеку обещан покой: «Убежище его — неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет» (Ис. 33, 16).
***
Самые дорогие вещи в жизни — это те, которые не имеют цены. За которые сколько бы ни заплатил, а не приобретешь и не купишь. Нет таких магазинов и товарных баз. Очевидно, что есть много дорогого, которое можно купить, поднатужиться, украсть, в конце концов. Но есть вещи, которые не украдешь и не купишь. И из них главная — это время. Мы богачи, пока у нас есть время.
***
Есть такое явление духовной жизни и материальной — хвастовство. Когда человек, например, в духовном отношении, разбалтывает все, что про себя знает. А я молился так, а я ходил туда, а я разговаривал с этим, а мне Господь вот это показал, мне вот это приснилось. Духовные болтуны. Это опасное занятие, потому что все выветривается и исчезает. Хорош человек, который умеет таить и мысли, и мечты и молчать. Как Тютчев писал: «Молчи, скрывайся и таи и чувства и мечты свои».
Так надо и в государственной жизни, и в житейских своих делах, и в духовной жизни, конечно же, быть не то что прижимистей, а быть целомудренно сдержанным на похвалу самого себя. И на то, чтобы похвалиться детьми, машинами, деревьями плодовыми, домами, картинами или денежными сбережениями. Не надо. Сдержанность никогда человеку не повредит, наоборот, будет сохранять его во время сна и во время бодрствования, покроет его прохладной тенью.
***
Если к любви относиться не как к приятной эмоции, а как к полю, которое нужно возделывать, то нужны конкретные упражнения, конкретные действия по приближению к цели. Например, прежде чем что-то хорошее делать, нужно учиться хорошо думать о людях. Все наши видимые дела вырастают из невидимых мыслей. В конечном итоге мы поступаем именно так, как мыслим. Вот увидел из окна своей колесницы остановившиеся и мигающие машины (в ДТП попали), и можно процедить, проезжая мимо: «Доездились, растяпы», а можно сказать: «Бедняги. Помоги им, Господи!» Дело кажется не стоящим выеденного яйца, но это не так. Это два совершенно разных отношения к жизни и людям, за фасадом которых скрываются совершенно разные поступки, соответственные мышлению. И я никогда не скажу плохого слова о человеке, тем более не подниму на него руку, не напишу донос, если прежде не уничижу его в помысле. Точно так же, думаю, дела обстоят и у вас. Заставлять себя хорошо думать о людях, не осуждать их, сострадать им, не радоваться их унижению — это и есть попытки стяжать любовь, хотя ничего заметного еще не сделано. Вся работа происходит внутри, невидимо.
***
Ревность к добрым делам, ревность зрячая и осмысленная, с рассуждением нужна человеку как воздух. Говорят: «Я ничего плохого не делал». Но если кусок земли имеешь, то ведь не хвалишься, говоря: «У меня здесь ничего не растет». Наоборот, разбей огород, посади деревья или цветы. Сделай что-то. Земля украшенная и обработанная, а не пустующая, хвалит хозяина. То же и с бедной душенькой.
***
Отделишь Христа от Его заповедей, превратишь их в некие автономные идеи или принципы — и все. Заповеди окаменеют, повиснут на человеке несносным грузом, и сбросит их тогда человек. Если же ради Христа делать то, что Христос сказал, то легчает крест по мере несения, и в горечи духовных трудов появляется сладость утешения от Бога.
Содержание
Житие мое…
- Бегом от новостей
- Время, которое нужно беречь
- Духовные болтуны
- Любовь
- Ночная молитва
- Польза от неприятностей
- Помыслы
- Зачем?
- Монашеская история. Поучение о последних временах
- Безбожие
- Не для меня
- Старость
Непонятная моя родина
- Немцы в городе
- Доктрина невского
- Русь еще жива…
Парадокс Тесея
Братья Карамазовы — психологическая палитра русских людей
Пожар: внимание, снимаю
Русь монахолюбивая
Государь лицом к народу
Духовенство: сословие или призвание?
Демография, или потери необратимые
Приобретения, оплаченные кровью
- «Синьор Робинзон»
- Люди за спиной
- Сидельцы
О делах наших церковных
- «Служите богу со страхом и разумением»
Страх
Чрезмерная ревность
Власть и авторитет
- Чтобы свет веры не истощался
Пастырское выгорание
Семейная жизнь
- Жить в миру, но не по-мирски
Деньги
Дух карьеризма и наживы
Дух непрестанного веселия и культ наслаждений
- Ангел в алтаре
- Кто кого учит?
- Вот это да…
- Каюсь, что я не ангел
- Скромное апостольство
О святых
- Небесное воинство
- Святой равноапостольный князь Владимир
- Слово о святителе Иоанне
- Тропарь святителю Николаю
Святые письмена
- Воспойте Господеви песнь нову
- О псаломских «жестокостях»
- В кого веруем
- Живой между мертвыми
- Постепенное изгнание
- Христос, сокрытый в заповедях