На вопросы студентов Сретенской духовной семинарии отвечает ее ректор, наместник Московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов).
— В чем будет особенность магистратуры Сретенской семинарии начиная с нынешнего года?
— В 2015 году состоялся последний выпуск специалитета — студентов, обучавшихся по пятилетней программе. Теперь у нас четыре года бакалавриата и два года магистратуры.
Формат магистратуры предполагает, что на обучение поступают те, кто собираются начать некое достаточно серьезное научное исследование. К сожалению, на деле так получается далеко не всегда. Нередко люди идут в магистратуру, как бы это сказать… просто так. Потому что захотелось. Или потому, что непонятно, чем дальше заниматься. Или для того, чтобы не распределяли. Или еще по каким-то причинам.
В нынешнем году мы принимаем в магистратуру только тех, кто сможет заявить и защитить серьезную тему для исследования. Но об этом мы поговорим несколько позже.
Есть несколько проблем, о которых я сразу хотел бы предупредить абитуриентов. Иной раз магистранты позволяют себе не ходить на занятия, а потом являются на сессию и начинают уныло выклянчивать (по-другому не скажешь) хорошую оценку, ссылаясь то на занятость на приходе, то на семейные обстоятельства. Должен сразу торжественно предупредить: либеральная эпоха закончена! За непосещение занятий будем отчислять — с болью в душе, но быстро и не обинуясь.
Есть еще одна проблема. Иной раз можно услышать от семинаристов: «Что такое магистратура? Да та же самая семинария, только по второму разу». И правда — порой именно так и бывает. Вообще это старая болезнь нашей духовной школы. Мне говорили об этом и те, кто оканчивали Московскую семинарию не один десяток лет назад. Это касается, конечно, не всех студентов, но героев этой темы всё же немало.
Такая магистратура нам ни в какой степени не интересна. Мы попросту не хотим тратить на такое времяпрепровождение ни сил, ни времени, ни средств. Так что давайте строить обучение иного формата, с тем чтобы не просто давать студентам «корочку» об образовании и делать их авторами диссертации, которую прочтут в лучшем случае сам автор, отчасти научный руководитель и по диагонали — рецензент. Задача двухгодичной работы в магистратуре — реально помочь в пастырском служении и принести пользу Церкви.
— Что будет в основе обучения в магистратуре?
— Когда я учился в институте, у нас была система так называемых творческих мастерских. Каждый преподаватель набирал студентов, скажем так, «под себя» — то есть тех, в ком он не только видел исследовательские и творческие перспективы, но и чьи интересы и способности соответствовали направлению работы руководителя курса.
Мы хотим создать что-то похожее. В Сретенской семинарии открываются четыре направления — так называемые профили магистратуры, у каждого из которых будет свой руководитель. Руководитель магистратуры будет набирать именно тех студентов, в ком увидит перспективы по своему направлению. Конечно, кроме личного желания преподавателя взять того или иного абитуриента будут еще и положенные экзамены.
Несколько предметов будут обязательны для всех четырех профилей. «Христианскую антропологию» будет вести кандидат богословия, протоиерей Вадим Леонов; «Христианское учение о государстве и обществе» — кандидат исторических наук, доцент П.В. Кузенков; направление доктора филологических наук, профессора Л.И. Маршевой — «Церковнославянский язык: история и современность». «Пастырское богословие» будет вести ваш покорный слуга.
— Формат магистратуры предполагает в первую очередь написание научной работы. В каком направлении должны будут работать студенты на этих четырех профилях?
— Главная цель — чтобы плод ваших двухлетних трудов потом не пылился на полке, а принес пользу Церкви, внес лепту в богословскую науку, либо — что скорее — в практическую сферу пастырской деятельности.
Выпускники семинарии, поступая в магистратуру, должны уже достаточно ясно представлять тему своего исследования. Конечно, в дальнейшем тема может быть скорректирована, но направление должно быть ясно.
Темы должны совпадать с заявленным направлением выбранного профиля магистратуры. К вступительным экзаменам — они пройдут у нас 4–5 августа — абитуриенты должны представить проекты тех научных работ, над которыми они собираются трудиться. Объем проекта — 10–15 страниц.
Проект должен включать введение, основную часть, заключение, список использованной литературы. Абитуриент должен суметь обосновать суть и актуальность избранной им темы, перспективы и направления исследования, показать широкое знание литературы по данному вопросу.
Темы проектов опубликованы у нас на сайте. Понятно, что на разных профилях они будут разными. Но их объединяет одно — это должно быть исследование, что называется, с «выходом в практику».
— Не могли бы вы рассказать подробнее о темах, по которым будут писаться работы на вашем направлении магистратуры?
— Первая тема: «Священное Писание и святоотеческое наследие как основа катехизации и миссии». Тема чрезвычайно актуальна. Сегодня нам предлагается множество вариантов миссии, порой самых эксцентричных. Но основа миссии — в Священном Писании и святоотеческом наследии. Как это практически применять? Как сделать так, чтобы люди нас услышали? Проекты работ по этим вопросам мы ждем от наших абитуриентов.
Есть и другие, не менее интересные и важные темы. На одной хотелось бы остановиться особенно: «Методология душепопечения». В отличие, скажем, от медицинской науки, у нас сегодня очень смутные представления о методологии распознания духовной болезни, о прогнозе, методах и особенностях лечения того или иного случая. Священник сможет по-настоящему помочь лишь тогда, когда он хорошо знает не только Священное Писание, но и святоотеческое наследие. Если же этого в арсенале священника нет, случается настоящая беда. Выработка методологии душепопечения на основе святоотеческого учения о спасении — вот одна из задач, которые мы ставим перед преподавателями и учащимися нашей магистратуры.
— Какие предметы будут изучаться в магистратуре?
— Для каждого студента будет составляться индивидуальный план в соответствии с выбранной им темой. В магистратуре много времени будет уделено самостоятельной работе, семинарам, подготовке публикаций в церковной периодике, диспутам и защитам докладов и статей.
Таким образом, новый формат предполагает достаточно гибкий подход. Мы готовы делать для наших студентов многое, всемерно помогать им. Но и от магистрантов мы ждем в первую очередь заинтересованности в работе, желания серьезно трудиться. Если вы готовы так учиться — добро пожаловать в нашу магистратуру, где, с Божией помощью, сможете принести пользу Христовой Церкви.
Список предметов по профилю «Пастырское богословие»
Методология | Священное Писание | Святоотеческое и пастырское наследие | Культура и история | Миссия |
Логика, теория и практика дискуссии | Толкования сложных мест Священного Писания | Священное Писание и святоотеческое наследие как основа душепопечения, катехизации и миссии | Христианские образы и ценности в современной литературе и искусстве | Сравнительный анализ огласительных, катехизических и миссионерских систем |
Религиозная философия в пастырском служении | Методология и система Евангельских кружков | Практический опыт выдающихся пастырей Православной Церкви XIX–XXI вв. | Искусство, литература и культура как тема для миссии | Проповедь Евангелия в современном мире |
Методологии распределения времени в пастырской практике | Проповедь Евангелия детям и христианское воспитание | Методология душепопечения | История России как тема для миссии | Миссионерские аргументы в иноверной, инославной, атеистической и богоборческой среде |
Семинар с приглашёнными лекторами: пастырский опыт современных священнослужителей | Опыт миссии в Римо-католической и протестантских церквях |
Нынешние выпускники магистратуры – это очень далеко «неполноценные» кандидаты наук, тем более - советского времени. Лично знаю многих людей, которые в советское время успешно защищали и кандидатские, и докторские, создавая семьи и рожая детей. Нужно быть способным к этому – не всякому (даже с красным дипломом ) ) это дано.
Если Вы не готовы ТАК учиться, зачем вообще учиться!?
P/S Просьба: ориентируйтесь, пожалуйста, и на рядового человека. Ведь то, что поймет дурак,от них же первая есмь аз, осилит и умный.
Дарагая Наталья, очень трогательно слышать призыв к о. Тихону быть помилосерднее к своим ученикам, но немного смешно. Вы посмотрите, какие условия создал о. Тихон для семинаристов и Вам тоже станет смегшно от Вашего доброго призыва. Таких условий просто нет нигде. Зайдите в семинарию, посмотрите фотографии скита, где студенты учатся первый год. А я считаю, что о. Тихону надо быть с ними строже.
А что касается магистратуры, то она будет просто поразительно интересной.
Отец Тихон, и когда вы это все успеваете? Диву просто даешься. Прошу вас, будьте милосердны к своим ученикам, помогайте им. Так как очень высокие цели и трудные задачи поставлены перед ними.
Нужно «рыдать» по этому поводу. Это похороны системы высшего образования. Не знаю, как в духовных учебных заведениях, но в светских вузах отказ от специалитета и переход на двухуровневую систему образования – прямой путь к окончательному развалу российской высшей школы. Но что делать?! Приходится как-то выживать, подстраиваясь под болонские веяния времени.
А темы работ по указанному профилю интересные. Не знаю, что понимается под словом «современной» в теме «Христианские образы и ценности в современной литературе и искусстве». Наверное, речь идет о произведениях доперестроечного периода. Думаю, что сейчас литературы и искусства, заслуживающих исследования с христианской точки зрения, наверное, уже и нет - разве что единичные, малоизвестные широкому кругу читателей, «экземпляры». Наверное, отец Тихон, Вы и имели их в виду. Бог в помощь!