В издательстве Сретенского монастыря вышла книга Андрея Горбачева «Жизнь и труды священномученика Илариона».
Книга кандидата богословия Андрея Александровича Горбачева посвящена священномученику Илариону (Троицкому). Святитель Иларион — яркая личность, талантливый богослов, самый молодой в свое время архимандрит и профессор МДА, имя которого значилось на Поместном Соборе 1917–1918 гг. в числе кандидатов на патриаршество, сподвижник Святейшего Патриарха Тихона, активнейший борец с обновленческим расколом.
Церковь — сфера особого интереса владыки Илариона. То понимание Церкви, к которому он пришел, основываясь на внимательно изученных писаниях святых отцов и учителей Церкви, священномученик пронес неизменным через всю жизнь. «Целью нашего скромного труда будет не только обзор основных работ и событий жизни архиепископа Илариона (Троицкого), но и, насколько это возможно, раскрытие связи учения о Церкви, которого придерживался священномученик, с его духовным обликом и исповедническим подвигом». — пишет в предисловии автор.
Предлагаем вашему вниманию главу из новой книги:
Христианства нет без Церкви
Война, в том числе на богословском фронте, продолжается, и в 1915 году выходит в печать работа, название которой звучит как девиз всей жизни владыки Илариона: «Христианства нет без Церкви». Здесь он сконцентрировал основные мысли о Церкви, высказанные в его предыдущих работах. Дух Святой соединяет верных любовью в теле Христовом по образу единства Пресвятой Троицы. Церковь — единый богочеловеческий организм. К нему можно или принадлежать, являясь его органической частью, или быть ему чуждым, хотя и очень похожим на него. Учение это автор подтверждает, как и обычно, множеством святоотеческих высказываний, показывая, что Церковь всегда смотрела на себя именно так. Если же современный мир думает иначе, то истина остается незыблемой, но мир пожинает горькие плоды своих заблуждений, так как, какова бы ни была причина отступления от Церкви, результат один — смерть. В наиболее сжатом виде эту истину архимандрит Иларион находит у святителя Иоанна Златоуста в толкованиях его на учение о Церкви апостола Павла, изложенное в Послании к Ефесянам: «В самом деле, если бы случилось руке отделиться от тела, дух, истекающий из головного мозга, ища продолжения и не находя ее там, не срывается с тела и не переходит на отнятую руку, но если не найдет ее там, то и не сообщается ей. То же бывает и здесь, если мы не связаны между собой любовью. Итак, если мы хотим получить Духа от Главы, будем в союзе друг с другом. Есть два рода отделения от Церкви: один, когда мы охладеваем в любви, а другой, когда осмеливаемся совершать что-нибудь недостойное по отношению к этому телу Церкви. В этом и другом случае мы отделяемся от целого».
Содержание
- Предисловие
- О предках и родственниках
- Детство и юность
- Россия в начале XX века
- Где границы Церкви?
- Студент МДА
- Церковь и идолы
- Кандидатская диссертация
- Профессорский стипендиат
- Церковь и Писание
- Работа над магистерской диссертацией
- Начало преподавательской деятельности
- Христианство или Церковь?
- Служение Церкви
- Защита магистерской диссертации
- Монашество
- Архимандрит и инспектор академии
- «Воин Христов Иларион»
- Церковь и наука
- Церковь и инославие
- Православие и католичество
- Православие и протестантизм
- Церковь и Боговоплощение
- Человеколюбие без человекоугодия
- Начало войны
- Прогресс и преображение
- Борьба с сектантством, «немецкою верою»
- Академический участок фронта
- Христианства нет без Церкви
- Защита ученого монашества
- Монашество и брак
- «Письма о Западе»
- Церковь и интеллигенция
- Единство Церкви и Всемирная конференция христианства
- Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг.
- Выборы патриарха
- Угасание академии
- Первый арест
- Архиерейство
- Настоятельство в Сретенском монастыре
- Богослужения, проповеди, диспуты…
- Изъятие церковных ценностей
- Арест и ссылка
- Обновленческий раскол
- Возвращение из ссылки. Борьба с обновленчеством
- Тихон и Иларион
- Последние месяцы свободы
- Власть соловецкая
- Духовные основы
- Легенды и реалии
- Борьба за церковное единство
- «Вот теперь-то я совсем свободен!»
- Примечания