Виновато ли в русском революционном терроризме царское правительство?

Часть I. От декабристов до выстрела Каракозова

Ровно 140 лет назад, 4/17 августа 1878 года, С.М. Степняк-Кравчинский в центре Петербурга заколол кинжалом шефа жандармов Н.В. Мезенцева. Это убийство революционер-террорист подавал как ответ на полицейский произвол и смертный приговор, только что вынесенный в Одессе другому революционеру – Ивану Ковальскому. Интересно, что даже сейчас приходится сталкиваться с мнением о том, что в революционном терроризме царское правительство виновато не меньше, чем сами террористы. Однако насколько это суждение подтверждается реальными историческими фактами?

Петр Каховский стреляет в генерала Милорадовича Петр Каховский стреляет в генерала Милорадовича
    

Споры о том, кто виноват в русском дореволюционном терроризме, не утихают до сих пор. Во многом они носят политический или скрыто политический характер. Недаром ведь говорят, что история – это политика, опрокинутая в прошлое. То или иное видение тогдашней исторической ситуации может проецироваться и на сегодняшние дни. Дескать, как тогда, так и сейчас во всех безобразиях и преступлениях виновата сама власть, даже если эти преступления совершались против нее. По крайней мере не меньше, чем сами террористы.

Тем самым, вольно или невольно, предлагается довольно радикальный и даже нигилистический взгляд как на историю России, которая предстает как страна многовекового деспотизма, так и на ее власти, которые «получили то, что заслужили». И, как минимум отчасти, обеляются революционеры-убийцы. Конечно, сегодня, в наши гуманно-либеральные времена, вряд ли кто-то станет оправдывать терроризм напрямую и считать его благим делом. Оправдания будут, скорее, косвенными. Дескать, пусть радикальные революционеры были нетерпеливы и неразумны в этом своем нетерпении, но что им, доведенным до отчаяния и с горячим сердцем юношам, еще оставалось делать?

Репрессии якобы неизбежно толкали революционно настроенную молодежь на путь террора

В данном случае пытаются доказать, что царское правительство само вызвало к жизни демонов революционного терроризма, поскольку осуществлявшиеся властями репрессии и полное отсутствие политических свобод якобы неизбежно толкали революционно настроенную молодежь на путь террора. Дескать, это был симметричный ответ на изначальные беззакония властей, когда ничего другого уже не оставалось.

На мой взгляд, подобная логика во многом напоминает известный анекдот, когда адвокат в конце своей оправдательной речи горестно спрашивает судебных присяжных: «Граждане присяжные, ну кто бы из вас на месте моего подзащитного не выкинул тещу с балкона?» Заметным образом подобная аргументация ведет свою родословную от самооправданий самих революционных террористов. Но поддавшееся ей общество забывает простую истину: волкодав прав, волк – нет.

На самом деле планы вооруженного восстания и осуществления в связи с этим террористических актов изначально были органичной частью программы русского революционного движения. Постараемся показать и доказать это на фактах.

«Меланхолический Якушкин, казалось, молча обнажал
цареубийственный кинжал»

Иван Якушкин Иван Якушкин
Кульминация русского революционного терроризма в XIX веке – это убийство императора Александра Второго 1 марта 1881 года. Однако начиналось все гораздо раньше. Планы цареубийства в русском революционном движении впервые возникли еще как минимум за 65 лет до этого трагического события.

Многие, наверно, со школы помнят строки Пушкина из «Евгения Онегина» про декабриста И.Д. Якушкина: «Меланхолический Якушкин, казалось, молча обнажал цареубийственный кинжал». Идея цареубийства неоднократно обсуждалась декабристами. Первым ее предложил еще М.С. Лунин в 1816-м году (лично он позже от нее все же отказался). Ее бурно обсуждали на московском совещании «Союза спасения» в 1817-м году. Как раз тогда Якушкин и предложил себя в качестве исполнителя цареубийства, но после долгих дебатов она все же была отвергнута.

Однако с 1823 года план цареубийства входит в программу Южного общества. Южане дважды планировали убить Александра I во время его остановок в имении графини Браницкой – Белой Церкви. Наиболее убежденными сторонниками подобных действий были П.Г. Каховский, К.Ф. Рылеев и П.И. Пестель. Перед самым выступлением декабристы назначают в цареубийцы именно Каховского из-за отсутствия у него семьи, но тот не решается поднять руку на Императора, хотя убивает выстрелом из револьвера героя войны 1812 года, военного генерал-губернатора Санкт-Петербурга генерала М.А. Милорадовича, а также полковника Стюрлера. Когда смертельно раненому генералу Милорадовичу дали перед смертью рассмотреть извлеченную из него пулю, он воскликнул: «О, слава Богу! Эта пуля не солдатская! Теперь я совершенно счастлив!» А перед смертью Милорадович успел продиктовать завещание, в котором просил нового Императора освободить всех своих крепостных. Николай I это пожелание исполнил, и «вольную» получили около 1500 крестьян.

Террористические намерения декабристов шли вплоть до истребления всей царской фамилии

Впрочем, террористические намерения некоторых декабристов не ограничивались одним Императором, а шли вплоть до истребления всей царской фамилии (и это почти за сто лет до «Ипатьевского дома»!). Вот что, например, по этому поводу говорил К.Ф. Рылеев:

«…после того, как я узнал о намерениях Якубовича и Каховского, мне самому часто приходило на ум, что для прочного введения нового порядка вещей необходимо истребление всей царствующей фамилии. Я полагал, что убиение одного Императора не только не произведет никакой пользы, но, напротив, может быть пагубно для самой цели общества; что оно разделит умы, составит партии, взволнует приверженцев августейшей фамилии, и что все это совокупно неминуемо породит междоусобие и все ужасы народной революции. С истреблением же всей императорской фамилии, я думал, что поневоле все партии должны будут соединиться, или по крайней мере их можно будет успокоить».

Однако посланный заговорщиками 14 декабря арестовать царскую семью декабрист Якубович с отрядом опять-таки проявил слабость и не решился захватить Зимний дворец.

Интересно, что «умысел на цареубийство» и стал главной статьей обвинения декабристов. Как писала видный советский историк М. В. Нечкина, «следствие велось как бы по делу потенциальных цареубийц. Вопросы идеологии движения не столь интересовали следователей, как вопрос, считал ли Пестель по пальцам будущие жертвы императорского дома».

Сам Пестель же для цареубийства хотел организовать «гвардию обреченных», поскольку, как он считал, «избранные на сие должны находиться вне общества, которое после удачи своей пожертвует ими и объявит, что оно мстит за императорскую фамилию». Общепризнанно, что метивший в Верховные диктаторы руководитель Южного общества полковник Пестель среди декабристов отличался особым маккиавеллизмом и склонностью к революционному деспотизму.

Впрочем, среди декабристов было много и умеренно настроенных революционеров. Единодушного одобрения цареубийственных планов все же не было. Среди вариантов устранения царя всерьез обсуждалась, например, и высылка. В целом декабристы колебались, и вопрос о том, что делать с Императором и императорской фамилией, окончательно решен не был.

«Мы не испугаемся пролить втрое больше крови,
чем пролито якобинцами»

Пётр Заичневский Пётр Заичневский
Решительное и уже однозначно выраженное революционное слово прозвучало позже, через 37 лет. Как пишет автор книги «Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX – начало XX в.)» О.В. Будницкий, «вначале было слово. Слово, а точнее, несколько фраз, были написаны весной 1862 года в камере Тверской полицейской части студентом Московского университета Петром Заичневским».

Заичневский стал знаменитым в революционных кругах после того, как он, будучи арестованным за распространение революционной пропаганды, составил в заключении (условия содержания были мягкие, у заключенного в камере, благодаря свободному доступу, буквально толпились единомышленники) прокламацию «Молодая Россия». В ней впервые в истории России убийство открыто признавалось нормальным политическим средством.

Заичневский призывает к «революции, революции кровавой и неумолимой, которая должна изменить радикально все, все без исключения, основы современного общества и погубить сторонников нынешнего порядка». Он заверяет, что «мы будем последовательнее не только жалких революционеров 48 года, но и великих террористов 92 года, мы не испугаемся, если увидим, что для ниспровержения современного порядка приходится пролить втрое больше крови, чем пролито Якобинцами в 1790-х годах».

Он также призывает двинуться с распущенным красным знаменем к Зимнему дворцу, чтобы «истребить живущих там. Может случиться, что все дело кончится одним истреблением императорской фамилии, то есть какой-нибудь сотни-другой людей, но может случиться, и это последнее вернее, что вся императорская партия, как один человек, встанет за Государя, потому что здесь будет идти вопрос о том, существовать ей самой или нет <…> Мы издадим один крик: “в топоры”, и тогда... тогда бей императорскую партию, не жалея, как не жалеет она нас теперь, бей на площадях, если эта подлая сволочь осмелится выйти на них, бей в домах, бей в тесных переулках городов, бей на широких улицах столиц, бей по деревням и селам!»

Заичневский и дальше будет заниматься революционной деятельностью. Его еще не раз арестуют и сошлют. После возвращения тяжелобольным из последней ссылки он умрет в 1896-м году в Смоленске. Одна его соратница будет вспоминать, как он умирал:

«…Для него ничего, кроме революции, не существовало. Даже в бреду, на смертном одре, он все спорил с Лавровым, кому-то все доказывал, что недалеко то время, когда человечество одной ногой шагнет в светлое царство социализма».

Следует признать, что даже в революционном движении не все одобрительно отнеслись к прокламации «Молодая Россия» за ее кровожадные призывы. Достаточно настороженно восприняли ее в том числе Н.Г. Чернышевский и А.И. Герцен. Однако, хотя эта прокламация представляла взгляды не всего тогдашнего русского революционно-демократического движения, а его крайне левой партии, выраженные в ней призывы разделяло уже немало радикалов. Бывший революционер, сотоварищ того же Герцена и историк раскола В. И. Кельсиев писал впоследствии в своих покаянных мемуарах, в «Исповеди»:

«“Молодую Россию” никто не хвалил, но думавших одинаково с нею было множество. Ей в вину ставили только то, что она разболтала, о чем молчать следовало!»

Первое террористическое дело: выстрел Каракозова

Выстрел Каракозова Выстрел Каракозова

Казалось невероятным, что на это может решиться русский человек

Первым рубежом в истории русского революционного терроризма явился день 4 апреля 1866 года, когда 25-летний бывший студент Дмитрий Каракозов совершил покушение на Императора Александра II. Он стрелял в царя-освободителя у ворот Летнего сада, но промахнулся. Но, хотя покушение не удалось, значение этого события было громадно. До этого в русском революционном движении (очень слабом) преимущественно были террористические намерения. Выстрел же Каракозова стал первым и очень громким террористическим делом в истории русского революционного движения. Ситуация была настолько странной и неожиданной, что Император даже спросил у стрелявшего: «Ты поляк?» Казалось невероятным, что на это может решиться русский человек.

Так что революционная «охота» на царя-освободителя была открыта за 15 лет до его убийства и задолго до того, как массовые правительственные репрессии так могли якобы разозлить революционеров и повергнуть их в отчаяние, что они решили, что ничем иным, кроме террора, ответить власти уже нельзя. И Каракозов не был радикалом-одиночкой. Он входил в тайное революционное общество «Организация», созданное его двоюродным братом Н.А. Ишутиным. Внутри нее была создана тайная в квадрате группа «Ад», которая должна была осуществить цареубийство и вести тайный надзор за деятельностью самих ишутинцев. Каракозов вместе с некоторыми другими членами этой «Организации» был сторонником индивидуального террора и считал, что убийство царя может послужить толчком для пробуждения народа к революции.

Однако дискуссии в кружке начет цареубийства тоже были горячие, причем, в отличие от дворян-декабристов, дело доходило даже до рукоприкладства. Вот что про ишутинский кружок сообщается в одной из записок III отделения (высший орган политической полиции):

«Бывший технолог Николай Гончаров, имя которого неоднократно упоминалось в наших записках, приносит нам большую пользу, конечно, сам того не подозревая. По дружбе с одним из наших агентов он сообщает сему последнему все, что делается в революционных кружках, где Гончаров пользуется некоторым авторитетом за твердость своих революционных убеждений, хотя его там считают слишком умеренным, так как он решительно отвергает такие крайние средства, как, например, цареубийство. Третьего дня, зайдя к нашему агенту и разговорившись с ним о делах в Лесном институте и Медицинской академии и об интернационально-революционной агитации, Гончаров на вопрос агента, в каких отношениях Сергиевский был с Каракозовым, сказал: “Сергиевский, подобно мне, всегда был против цареубийства и однажды, заспорив об этом с Каракозовым, отвалял его нагайкой. Вот их отношения. Теперь дурни опять кричат, что надо убить царя; и ведь целую теорию придумали: говорят, что пока нынешний царь жив, то народ ни на какую революцию не пойдет, потому, де, что народ слишком любит этого царя. А так как он может еще прожить долго, то его нужно убить. Ничего путного не поделаешь с такими болванами”, – закончил Гончаров свою речь».

В кармане у стрелявшего в Императора Каракозова нашли прокламацию «Друзьям-рабочим!», в которой было сказано:

«Грустно, тяжко мне стало, что… погибает мой любимый народ, и вот я решил уничтожить царя-злодея и самому умереть за свой любезный народ. Удастся мне мой замысел – я умру с мыслью, что смертью своею принес пользу дорогому моему другу – русскому мужику».

Однако парадокс в том, что его у Летнего сада схватили и скрутили как раз те самые «друзья» – простые русские мужики, ради которых он якобы и вышел на свое мученичество. Каракозов в отчаянии обратился к схватившим его: «Дурачье! Ведь я для вас же, а вы не понимаете!»

Так же и за 40 лет до этого простые солдаты, которых обманом вывели на Сенатскую площадь декабристы, были убеждены в том, что они вышли за Императора Константина и его жену Конституцию.

(Окончание следует.)

Юрий Пущаев

17 августа 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Философия русской революции и ее историческая судьба Философия русской революции и ее историческая судьба
Юрий Пущаев
Философия русской революции и ее историческая судьба Философия русской революции и ее историческая судьба
Юрий Пущаев
Ирония истории в том, что главную мечту основоположника идеализма Платона – о том, что философия и власть должны слиться воедино, – попытались исполнить материалисты.
Как будто в буре есть покой Как будто в буре есть покой
Прот. Андрей Ткачев
Как будто в буре есть покой Как будто в буре есть покой
Протоиерей Андрей Ткачев
Чем более стремишься узнать историю не в схемах и датах, а в живых лицах и судьбах, тем более поражаешься дальности разброса, на который в разные стороны от эпицентра взрыва раскидала людей идейная смута эпохи перемен.
Кому исповедовались декабристы Кому исповедовались декабристы Кому исповедовались декабристы Кому исповедовались декабристы
Его благодарили заговорщики, наградил царь, а большевики назвали шпионом
Михаил Устюгов
190 лет назад в России едва не случился государственный переворот. Спустя полгода суд вынес приговор: главных зачинщиков четвертовать, ещё трём десяткам отсечь головы. Царь смягчил наказание, но пятерых казнили.
Комментарии
р.Б. Евгений27 августа 2018, 12:02
В продолжение:

ОТПУСКА ОТМЕНЯЛИСЬ!

Естественно, если человек физически не может выполнять работу, пошел учится в вуз (на дневное отделение)или кормящая грудью мать не может выполнять прежнюю работу - им разрешалось уволиться.

НО исключений было всего лишь ТРИ!

Все остальные (по любым причинам - низкая зарплата, плохие условия труда, издевательства начальства и т.д.) уволиться (под страхом суда) НЕ МОГЛИ!

При царе такого даже близко не было.
р.Б. Евгений27 августа 2018, 11:51
Для Вячеслав24 августа 2018, 20:37

Про Вашу логику - Воскресенье - отдохнули. Затем что? Семь дней РАБОТЫ!

Значит (по Вашей логике) выходным будет ВТОРНИК.

И в четко сказано Указе сказано "О переходе на семидневную рабочую неделю"

А в НЕДЕЛЕ всего СЕМЬ дней.

Разберитись с этим.
Вячеслав24 августа 2018, 20:45
А теперь попытайтесь заняться анализом указа, во первых необходимо не разбрасываться работниками, а в предверии войны оставить кадры на местах, подтянуть дисциплину, повысить уровень специалистов на гос. предприятии. При этом сохраняя выходные дни, льготы и отпуска. Вот смысл указа, а не то, что вы напридумывали. Британские историки правду не скажут, ни вам ни нам.
Вячеслав24 августа 2018, 20:40
б) когда рабочий, работница или служащий должен прекратить работу в связи с зачислением его в высшее или среднее специальное учебное заведение.
Отпуска работницам и женщинам — служащим по беременности и родам сохраняются в соответствии с действующим законодательством.

А это значит, что отпуска есть, а вы говорили что БЕЗОТПУСКОВ. А также захотел рабочий поучиться, его директор обязан отпустить, при царской режиме таким и не пахло.
Вячеслав24 августа 2018, 20:38
4. Установить, что директор предприятия и начальник учреждения имеет право и обязан дать разрешение на уход рабочего и служащего с предприятия или из учреждения в следующих случаях:
а) когда рабочий, работница или служащий согласно заключению врачебно — трудовой экспертной комиссии не может выполнять прежнюю работу вследствие болезни или инвалидности, а администрация не может предоставить ему другую подходящую работу в том же предприятии или учреждении, или когда пенсионер, которому назначена пенсия по старости, желает оставить работу;
б) когда рабочий, работница или служащий должен прекратить работу в связи с зачислением его в высшее или среднее специальное учебное заведение.
Вячеслав24 августа 2018, 20:37
Открываем указ и читаем:
2. Перевести во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях работу с шестидневки на семидневную неделю, считая седьмой день недели — воскресенье — днем отдыха.
Это значит, что ВОСКРЕСЕНЬЕ ДЕНЬ ОТДЫХА. Евгений, вы хоть внимательно читайте, что публикуете, а то обратный эффект получаете
р.Б. Евгений23 августа 2018, 08:43
В продолжение:

"Предложить народным судам все дела, указанные в настоящей статье, рассматривать не более чем в 5-дневный срок и приговоры по этим делам приводить в исполнение немедленно.

Установить, что директора предприятий и начальники учреждений за уклонение от предания суду лиц, виновных в самовольном уходе с предприятия и из учреждения, и лиц, виновных в прогулах без уважительных причин, — привлекаются к судебной ответственности.

Установить также, что директора предприятий и начальники учреждений, принявшие на работу укрывающихся от закона лиц, самовольно ушедших с предприятий и из учреждений, подвергаются судебной ответственности".
р.Б. Евгений23 августа 2018, 08:40
В продолжение:

"Установить, что рабочие и служащие, самовольно ушедшие из государственных, кооперативных и общественных предприятий или учреждений, предаются суду и по приговору народного суда подвергаются тюремному заключению сроком от 2-х месяцев до 4-х месяцев.

Установить, что за прогул без уважительной причины рабочие и служащие государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений предаются суду и по приговору народного суда караются исправительно — трудовыми работами по месту работы на срок до 6 месяцев с удержанием из заработной платы до 25 %.
р.Б. Евгений23 августа 2018, 08:37
Вячеслав22 августа 2018, 13:15

"Да и работа семь дней в неделю, без возможности уйти на другое предприятие это ложь. Вы лжете".

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

УКАЗ от 26 июня 1940 года
"О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений"

выдержки:

"Запретить самовольный уход рабочих и служащих из государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений, а также самовольный переход с одного предприятия на другое.

Вячеслав22 августа 2018, 13:15
"
Поддержал народ большевиков - получил репрессии, голод, лагеря...
Вы - Вячеслав - готовы работать СЕМЬ ДНЕЙ В НЕДЕЛЮ, БЕЗ ОТПУСКОВ, БЕЗ ПРАВА ПЕРЕЙТИ НА ДРУГОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ? А согласны ввести КРЕСТЬЯНАМ - НОВОЕ КРЕПОСТНОЕ ПРАВО (ОТНЯТИЕ ПАСПОРТОВ)? Это то, что было в 1940 году.
"
Это вы у британских историков вычитали? Голод, репрессии, массовые порки и убийства, были и в царской России, не надо. Да и работа семь дней в неделю, без возможности уйти на другое предприятие это ложь. Вы лжете.
Арина22 августа 2018, 12:10
р.Б.Евгений, прям насмешили. Все мною перечисленное и есть "достижение" стран с высоким уровнем жизни, перенесенное на нашу почву. А Вами перечисленное существовало при Александре III открыто и не нуждалось в каких-то объяснениях и оправданиях. В Австрии сейчас уже заговорили о 12-часовом рабочем дне, не переживайте, это и наше будущее без объяснений и оправданий.
р.Б. Евгений22 августа 2018, 10:10
Для "Арина22 августа 2018, 02:12"

Если бы не было 1917 года, не было бы гражданской войны, не пришли бы к власти большевики - то уровень жизни СЕГОДНЯ был бы в РАЗЫ выше.

И не надо было бы думать о " добровольно-принудительные семинары, корпоративы и пр. в нерабочее время) без отпуска ("будь на связи"). Б/л бьет по карману так, что лечиться будете на рабочем месте. В условиях безработицы, да еще если Вы умудрились взять кредит (об ипотеке молчу)" и

т.д.
Арина22 августа 2018, 02:12
р.Б.Евгений, есть много способов при формальном наличии прав заставить Вас работать 7 дней в неделю (например, добровольно-принудительные семинары, корпоративы и пр. в нерабочее время) без отпуска ("будь на связи"). Б/л бьет по карману так, что лечиться будете на рабочем месте. В условиях безработицы, да еще если Вы умудрились взять кредит (об ипотеке молчу), не уйдете, как бы не ухудшились условия, напротив, сделаете все, чтобы не уволили, и при наличии паспорта не уедете. Это простейшее. Есть множество более изощренных, сами не заметите или уже не замечаете. А если у Вас малый бизнес, то Вы работаете 24х365 несмотря и невзирая на ТК, увяз коготок - вся птичка пропала. Оглянитесь вокруг.
р.Б. Евгений21 августа 2018, 17:34
В продолжение:

Недовольны были РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ Александром II, получили Александра III.

И вполне - справедливо!

Поддержал народ большевиков - получил репрессии, голод, лагеря...

Вы - Вячеслав - готовы работать СЕМЬ ДНЕЙ В НЕДЕЛЮ, БЕЗ ОТПУСКОВ, БЕЗ ПРАВА ПЕРЕЙТИ НА ДРУГОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ? А согласны ввести КРЕСТЬЯНАМ - НОВОЕ КРЕПОСТНОЕ ПРАВО (ОТНЯТИЕ ПАСПОРТОВ)? Это то, что было в 1940 году.

Тогда - БОЛЬШЕВИКИ Вам в помощь!

Александр III, кстати - мой идеал - будь он у власти - НИКАКОГО 1917 года НЕ БЫЛО БЫ!


р.Б. Евгений21 августа 2018, 17:20
Вячеслав21 августа 2018, 08:36


"
Отменил выборность ректоров, деканов и т.д.
Ввел в 1885 году (как "существенное средство надзора за студентами") обязательную военизированную форму одежды.Повысил в ПЯТЬ раз стоимость обучения в университетах.Ликвидировал высшее женское образование.
"
В общем откинул страну в развитии назад, в оголтелый феодолизм, что и было причиной дальнейшего отставания России. И нам ещё рассказывают, о том, что правительство ни в чем не виновато... @

Насчет "оголтелого феодализма" - это пожалуйста - к большевикам!

Сколько они УНИЧТОЖИЛИ И ВЫДАВИЛИ ИЗ СТРАНЫ ВЫДАЮЩИХСЯ УЧЕНЫХ, ИНЖЕНЕРОВ, ДРУГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ.

А к вопросу - кто все это организовал -РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ!
Вячеслав21 августа 2018, 08:36
"
Отменил выборность ректоров, деканов и т.д.
Ввел в 1885 году (как "существенное средство надзора за студентами") обязательную военизированную форму одежды.Повысил в ПЯТЬ раз стоимость обучения в университетах.Ликвидировал высшее женское образование.
"
В общем откинул страну в развитии назад, в оголтелый феодолизм, что и было причиной дальнейшего отставания России. И нам ещё рассказывают, о том, что правительство ни в чем не виновато...
р.Б. Евгений21 августа 2018, 08:04
В продолжение:

Тот же Александр III:

В 1882 году учредил Крестьянский поземельный банк, который выдавал ссуды на покупку земель как отдельным домохозяевам, так и сельским обществам и товариществам. За первые 12 лет деятельности Крестьянского банка было продано 2,5 МИИЛИОНА ГЕКТАРОВ ЗЕМЛИ на общую сумму 100 миллионов рублей.

С 1887 года отменил подушную подать, введённую еще Петром I.

К 1871 году ВСЕ железные дороги находились в частной собственности. К 1880 году долг казне частных железных дорог превысил 1 миллиард рублей. При Александре III к 1895 году в казенном ведении было уже 60% железных дорог. Усилился контроль и за частными железными дорогами.

Ну и т.д.

Катерина 20 августа 2018, 22:41
Ольга20 августа 2018, 11:38 - спасибо за поправку, да именно этот роман.
Ольга20 августа 2018, 11:38
Катерина 19.08, у Бунина нет романа "Арсенин", возможно, Вы имеете в виду "Жизнь Арсеньева".
Ольга20 августа 2018, 11:00
Зачем педалировать «русский» применительно к терроризму? Возможны же и другие конструкции фраз
раба Божия Тамара19 августа 2018, 16:32
Руслан17 августа 2018, 07:39 = А сейчас во всем обвиняют мужиков.==
Руслан, как-то вы невнимательно читали статью - там нигде не пишется, что терроризмом занимались мужики. Только - дворяне, на Сенатской площади - высшего сословия, а позже - низшего сословия. Студенты - были из разночинцев, то есть низкосословных дворян. В школе я думала, что революционеры-террористы уже закончились, идет мирная жизнь. За прошедшие пятьдесят лет- убедилась, что терроризм возрастает по всему миру и перерастает в локальные войны, которые охватили уже существенную часть Земли...Что вы сами все и видите! Дай, Господи, претерпеть до конца!
Катерина 19 августа 2018, 11:16
Период царствования Александра III, бытовая атмосфера, умонастроения и особенно революционеры блестяще описаны Буниным в романе "Арсенин". Революционерам посвящены писателем огромные куски текста. Рекомендую прочесть роман тем, кто его не читал. Как позднее хронологическое дополнение к "Бесы" Достоевского.
р.Б. Евгений19 августа 2018, 09:33
В продолжение:

К чему я это говорю?

ЧЕГО ДОБИЛИСЬ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ, совершив в 1881 году цареубийство?

Того же, что и получило население Российской Империи, поддержав в 1917 году большевиков.

Обратимся к МАРКСИСТУ Плеханову.

Г.В. Плеханов:

"Тогдашние западноевропейские социалисты с Марксом и Энгельсом во главе видели в русском терроризме блестящее выражение мощи революционного движения в России.

В действительности же терроризм был признаком слабости его.

Русские революционеры возвели террор в систему только тогда, когда они убедились в невозможности поднять немедленно крестьянскую массу на борьбу с правительством.

Титаническая энергия террористов была поистине энергией отчаяния."
р.Б. Евгений19 августа 2018, 09:11
Для НН17 августа 2018, 13:45
Продолжение:

Отменил выборность ректоров, деканов и т.д.

Ввел в 1885 году (как "существенное средство надзора за студентами") обязательную военизированную форму одежды.

Повысил в ПЯТЬ раз стоимость обучения в университетах.

Ликвидировал высшее женское образование.

Издал в 1881 году "Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия"

По этому положению любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении и каждый ее житель мог без суда подвергнут аресту, либо предан военно-полевому суду.

Согласно положению местная администрация могла приостанавливать действия земских и городских Дум и т.д.
р.Б. Евгений19 августа 2018, 08:27
Для НН17 августа 2018, 13:45

Правильно - революционеры убили Александра II.

Пришел к власти Александр III.

Что он сделал?

Повесил организаторов цареубийства.

Выпустил Манифест "О незыблемости самодержавия."

Отправил в отставку всех либеральных министров.

Отменил одобренный Александром II пакет документов (получивший название "Конституция Лориса-Меликова)."

Закрыл все радикальные и большинство либеральных газет и журналов.

Согласно новым "временным правилам" о печати установил строгий административный надзор за газетами и журналами.

Редакторов последних обязал раскрывать все псевдонимы авторов.

Отменил выборность ректоров, деканов и т.д. в университетах.






Сергей18 августа 2018, 20:08
Двайте прлсто прочитаем книгу Николая Сербского "Война и Библия". В ней четко даны ответы о причинах войны на Библейских примерах, каждый может прочитать. К чему измышлять что-то?
Катерина 18 августа 2018, 14:05
Иван Иванович17 августа 2018, 22:28 - почти соглашусь (до публичности, не надо её). Есть двухтомник воспоминаний начальников Охранного отделения. Так после прочтения у меня осталось впечатление, что НИЧЕГО они не охраняли. Как специально. Как говорится в одной пословице, где воля - там и путь. Так этой воли сохранить государство не было. Эффективны были только убитые революционерами начальники, подставленные коллегами.
Валентина18 августа 2018, 13:39
Кристина, хуже животных стали жить при большевиках. Более того, не считаю, что терроризм так благороден, как вы о нем пишете, что цель его - восстановление справедливости, а террористы - народолюбцы.
Konstantin Kremenetski18 августа 2018, 05:06
Замечание к заголовку. Тезис "правительство виновато" не надо было выносить в заголовок. Получается, что статья становится антитезой мифам времен истории КПСС. С терроризмом бороться было сложно всегда. Глав государства убивали и в Европе и в Америке. Однако мне не попадались статьи под заголовком "Виновато ли американское правительство в убийстве Линкольна". Не надо без нужды преувеличивать влияние экстремистов на ход русской истории в XIX веке.
Александр Николаевич погиб в том числе потому, что у конвоя, по-видимому не было инструкций как себя вести в случае покушения на убийство с применением бомбы. Так можно объяснить, что царя не увезли с места покушения сразу после первого взрыва.
Иван Иванович17 августа 2018, 22:28
Царское Правительство виновато только в том смысле, что он недостаточно активно и последовательно уничтожало революционеров-террористов. Нужно было их уничтожать и в России, и за ее пределами. Причем делать это максимально публично, чтобы все они знали, что возмездие неотвратимо.
Кристина17 августа 2018, 21:01
Терроризм это всегда вершина протеста. Когда большая часть населения жила хуже животных, что об этом должны были думать люди, которые видели другие страны и жизнь крестьянства там? Если другими средствами внимание общества к этой проблеме было не привлечь? Не вижу других виновных, кроме власти и строя. Терроризм был логическим концом цепочки.
Андрей17 августа 2018, 21:00
Уважаемые гуманитарии, тема терроризма требует участия 2 типов экспертов: во-первых очень опытного духовенства, а во-вторых специалистов по антитеррористической деятельности, включая врачей-психиатров. В любом случае, на обсуждение вынесен один из самых трудных для понимания обывателя вопрос о противлении злу силою и определении меры пресечения. Пожалуйста, не упустите из вида ещё и особенностей славянской ментальности.
ирина17 августа 2018, 14:15
согласна с кириллом,роман "Бесы"показал сущность всех этих движений и кружков.говаривала одна старушка-"с жиру бесятся".точнее не бывает
НН17 августа 2018, 13:45
"Репрессии якобы неизбежно толкали революционно настроенную молодежь на путь террора" - Разве нет? Сдерживали? Может, власть пыталась понять, чем недовольны молодёжь и разговаривать с народом? Может, она, власть, считала, что народ имеет право выражать недовольство существующими порядками, или даже о чём-то попросить? Реакция одна:ЧТО?! Это быдло посмело что-то сказать против?! Власть сама знает, что для народа лучше, а поэтому, какой разговор- ПЛИ! А потом удивляются и возмущаются, что русский народ решается и на революцию, и на гражданскую войну, и поддерживает ту власть, которая выражает интересы народа и выполняет свои обещания, пусть невсегда умело и с перегибами."Рыба тухнет с головы".
Елена Федюкина17 августа 2018, 09:52
Поиски истоков и причин народнического и рев.движения находим, в частности, у Н. Бердяева. Он далек от желания кого-то обелить или очернить. Он идет по пути поиска истины. Автор данной статьи, скорее, собирает компромат на революционеров, которого, разумеется, не меряно. Однако количество компромата к истине, увы, не приближает. Почему бы Вам не публиковать выдержки из той же "Русской идеи" Бердяева? Многим бы слова мудрого русского философа помогли выверить свое отношение к прошлому.
Руслан17 августа 2018, 07:39
В РИ было 2 России: дворянская и мужичья. Были еще и другие сословия, но главные эти. Управляли всем дворяне. Доступ к хорошему образованию, медицине, и прочим благам был у дворян. Кроме того, они свободно могли жить за границей. Соответственно черпали идеи оттуда. А поскольку у нас модно было все французское - то революционные идеи конечно попали в их среду. А положение низших сословий было непростым, они в основном работали и им некогда было заниматься революциями. Так что революцию заварили дворяне - во многом близко знавшие царя люди. Когда началась анархия, мужики пошли за громко орущими красными. А сейчас во всем обвиняют мужиков.
Кирилл17 августа 2018, 07:03
На этот вопрос все равно лучше ответит современник. А современник это Достоевский и он все рассказал в своем романе "Бесы". И лучший комментарий к нему в передаче Э.Радзинского "Пророк и бесы", очень поучительно, про исторические невыученные уроки. И смотришь, и удивляешься, что действительно так..Вместо того, чтоб молодежи дать заботу, работу, нагрузку, чтоб энергию свою приложили на благо, что ей дается?...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×