Введение во храм Пресвятой Богородицы Как-то раз мой друг рассказал мне о статье на одном богословском сайте, посвящённой празднику Введения пресвятой Богородицы во храм. Суть этой статьи в том, что никакого введения во храм, собственно, и не было – ведь так считают «многие исследователи», а «многие исследователи», как известно, никогда не ошибаются.
И мне вспомнилось, что когда-то, лет десять назад, я тоже не верил в историчность Введения Богородицы в храм, и казался себе по этому поводу весьма умным и продвинутым. Я верил, что это моё собственное мнение, хотя в действительности я его вычитал у кого-то из «многих исследователей» или даже просто кого-то, кто им поклоняется. Аргумент, который мне казался неотразимым, состоял в том, что само это событие не вписывается в то, что известно об отношении к Храму у древних евреев, и даже идёт вопреки некоторым установлениям (вхождение во храм, доступное лишь для мужчин).
И вот, жил я себе поживал с таким мнением, а потом, – допустим, лет девять назад, – вдруг задумался: а разве на моих глазах не бывало исключений, например, в церковной жизни? И речь не про нарушения, а про те исключения, которые происходят явно по воле Самого Бога – разве не бывает такого? И было и есть. Исключения из правил случаются. А про то, что они случались и в ветхозаветные времена, Сам Христос засвидетельствовал древним умникам: «разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?» (Мф. 12:3-4).
А вот не сказал бы Господь этих слов, и, того гляди, нашлись бы нынешние умники, которые состряпали бы статью о том, что эпизод с хлебами предложения, описанный в 24 главе книги первой Царств, по мнению «многих исследователей» не более чем вымысел, поскольку противоречит Закону и раннеиудейской традиции, которая ясно говорила, что вкушение этих хлебов было всегда прерогативой только священников.
Если исключения были и есть, то ведь таким исключением могло быть и введение Богородицы во храм, – вот какая мысль меня осенила. А раз так, то аргумент, о котором я был столь высокого мнения, ничего не стоит. Про «многих исследователей» можно с уверенностью сказать оду вещь: это всё люди из ХХ, в лучшем случае XIX века, и ни один из них не жил при Иерусалимском Храме в I веке до Р.Х., чтобы засвидетельствовать доподлинно о том, что тогда было, а чего не было. Всё, что есть в распоряжении «многих исследователей» – это небольшой массив разрозненных сведений из письменных источников и собственное воображение. Причём любой недостаток первого всегда восполняется с помощью преизбытка второго. Свято верить в то, что будто бы историкам документально известен каждый шаг и каждый жест, совершённый две тысячи лет назад в одном из помещений одного из городов Римской империи, может только совершенно несведующий в исторической науке человек.
Мне же, слава Богу, и десять лет назад было известно, что «многие исследователи» располагают относительно столь древних событий лишь разрозненными сведениями из крайне малочисленных источников, на основании которых пытаются строить с большей или меньшей степенью вероятности теоретические выводы о положении вещей в данную эпоху. Это может очень неплохо работать относительно обычного хода событий, но это бессильно перед исключениями, тем более такими, которым неповезло попасть в исторические источники, записанные очевидцами и сохранившиеся до наших дней.
Итак, если введение во храм девы Марии могло совершиться не как рядовое событие, а как исключение, то скепсису «многих исследователей» ХХ века, – сколь бы многими они не были, – цена, мягко говоря, невысока. Это не знание, а гадание. А перед гаданием «многих исследователей» ХХ века у исторического источника II века («Протоевангелие Иакова»), записывающего предание о Введении девы Марии во храм как реальный факт, права на доверие намного больше, как ни крути.
Так я подумал лет девять назад, и стал допускать историчность Введения Богородицы во храм, и по-прежнему казался себе весьма умным, хотя по-прежнему был таким же дураком и не понимал, что всё это – чепуха, не имеющая к сути вещей никакого отношения.
Постараюсь перейти, наконец, к сути. Но начну издалека.
Почему меня «зацепило» в своё время то, что я прочитал у кого-то про неисторичность события, которому посвящён этот праздник? Почему я так легко с этим согласился? Не приводимые в его подтверждение аргументы меня сразили. Причина в том, что я, как и тот, кого я читал, стояли на одной и той же исходной позиции, которая сводилась к следующим аксиомам:
1. «Те, кто жили раньше, глупее меня»
2. «Я могу и должен сам, опираясь на доводы своего рассудка, определить, что является истиной»
Именно поэтому я так легко согласился с тем, у кого прочитал или услышал идею о неисторичности праздника Введения. Мы шли с ним из одной точки и в одном направлении, поэтому естественно, что и пришли к одному и тому же – к скепсису, и оправданиям этого скепсиса. Его идея оказалась столь заразительна для мня именно в силу этого внутреннего сродства и единства умонастроения. Это и есть корень того, что называется модернизм, этот корень сызмальства насаждали в каждом из нас, и требуется немало усилий, чтобы вырвать его из себя.
Только стоя на двух указанных выше аксиомах можно, не замечая всей абсурдности такого сочетания, одновременно полагать себя верующим христианином и считать, что ты лучше знаешь, что было, а что нет с Девой Марией, чем христиане II века, чем святители Герман и Тарасий Константинопольские, святитель Григорий Палама и прочие, писавшие об этих событиях как о реальном факте, наконец, чем сама Церковь, установившая такой праздник.
Но гордыня, даже в столь гротескных формах, это ещё, так сказать, полбеды. Вторая половина – это маловерие или, попросту, отсутствие веры.
Если ты называешь себя православным христианином, значит, ты веришь, что есть вечный Бог, Который является свидетелем всех событий человеческой истории, Который открывает Свою истину святым людям, как в прежние времена, так и в последние; веришь, что Он создал Церковь, которая есть «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15), которую «врата ада не одолеют» (Мф. 16:18) и в которой обитает Дух Святой, про Которого сказано: «научит вас всему» (Ин. 14:26) и «наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:13). А значит, ты признаёшь, что «Церковь не может погрешать или заблуждаться, и говорить ложь вместо истины; поскольку Святой Дух, всегда действующий через верно служащих отцов и учителей Церкви, хранит её от всякого заблуждения» (Послание Восточных Патриархов о православной вере, чл. 12). А значит, ты веришь и признаёшь в Церкви то, что ею установлено и проповедано как истина, в том числе и историчность основания праздника введения Пресвятой Богородицы во храм.
Если же ты считаешь вымыслом и ложью сказание о введении Пресвятой Богородицы во храм, то значит, ты считаешь, что Церковь говорит ложь вместо истины – ведь здесь всё однозначно, это не просто высказывание каких-либо отдельных людей, не чьё-то «частное мнение», а один из общецерковных двунадесятых праздников, с общецерковным текстом служб, с сонмом святоотеческих проповедей на это событие и т.д., – а значит, Дух Святой не хранит её от заблуждений и не наставляет на всякую истину, а значит, или Бог солгал, или Его попросту нет.
Или одно, или другое. Или веришь Богу, или не веришь.
Вера – это когда ты доверяешь Богу больше, чем себе. Это когда ты не своим умом «устанавливаешь истину», а узнаёшь её от Того, Кто ею обладает. А если ты из Его слова, – открытого либо через Писание, либо через Церковь, – принимаешь только то, что можешь понять своим умом и соглашаешься признать достойным доверия, – то в такой позиции нет места вере, ты веришь не Богу, а себе самому. Это не вера, это фальшивка.
А если уж верить, то по-настоящему.
Если Бог есть, то Он очевидец всего, если Он создал Церковь и открыл ей истину, то значит, надо свидетельству Очевидца верить даже если это немодно и непопулярно в глазах мира, даже если невообразимое число «многих исследователей» говорит напротив.
Не случайно попускает Господь существование и распространение модернистских идей про неисторичность Введения во храм и подобных им. Всё это ради нашей же пользы. Популярность этих идей помогает отличить верующего от маловера, и самому человеку помогают определиться, где он по отношению к Богу. Это как с теорией эволюции. Мир твердит, что люди от обезъян, а Бог в Библии говорит, что Он людей из земли сотворил. Вот и выбирай, и зри, к чему твоё сердце прилеплено – к Богу или к миру.
Но только когда ты начинаешь верить по-настоящему, когда открываешься Богу полностью, без всяких «да, но…», «всё, кроме…» и «да, если только не…» – только тогда и происходят чудеса, и начинается жизнь, по сравнению с которой предыдущая кажется просто сомнамбулическим существованием.
И за столько лет накопилось множество интересных комментариев, в том числе от людей сомневающихся. Надеюсь, их авторы пришли к единственно верному восприятию этого Праздника. Доверяй Богу - Ему виднее!
Пресвятая БОГОРОДИЦА!!!
ПРОСТИТЕ всех заблудших и СПАСИТЕ ВСЕХ.
Елена, синагога имеет такое же отношение к храму, как трапезная или библиотека при наших храмах. Синагога - это своего рода клуб, молельня. ХрамОВ у иудеев не было. Был один Храм, в котором горел неугасимый огонь. Именно поэтому у евреев теперь нет храма и нет священников (раввины - не священники). В храм не мог заходить НИКТО кроме левитов, все остальные молились во внутреннем дворике храма. Рассказ о девочке, которую первосвященник ввел в храм, переводя на реалии нашего времени можно пересказать так: шла патриаршья служба в кафедральном соборе, на солею вбежала маленькая девочка, и патриарх за руку ввел ее в алтарь. Чтобы в это поверить, надо иметь действительно глубокую веру.
Спасибо, Отец Григорий.
Раньше я не понимала, как возможно, событие этого праздника, потому что думала, что невозможно для трехлетнего ребенка поднятся по такой лестнице одному. Теперь у меня самой трех летний малыш, и я понимаю, что возможно! :) Ну и потом когда Господь хранит и есть Его воля и Промысел, разве не все возможно? Почти все события Священного Писания говорят нам как раз об исключениях из обычного порядка жизни то есть чудесах. Можно задаться вопросом, почему же многие из них ге отражены в современных тем событиям исторических источникам. На мой взгляд ответ заключается в том, что для большинства людей, в том числе и авторов источников, как и многим нам сегодня, были важны, политические события, экономические кризисы, деяния земных властителей итд. в общем вся та суета, в которкю погружен человек по своему неверию. Только верующий человек расскажет о том, что по-настоящему важно и сохранит это в душе и другим передаст. Все дело в степени восприимчивочти каждого человека Укрепи Господи нашу веру!
В свое время Пресвятая Владычица наша Приснодева Мария сама сказала: "Отныне будут ублажать Меня все роды" (Лк.1:46).
Поэтому не наше дело выяснять, что было и чего не было!
Наше дело - своими молитвами и делами ублажать и славить Пресвятую Богородицу.
Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Сегодня, завтра и всегда! Слава Богу за всё!
Если так все разложить, то и любой поверит. А Господь сказал: не вы меня избрали, а Я вас избрал. Для того и нужны подобные недоумения, что много званых, а мало избранных.
Слава тебе Боже наш слава Тебе.
Спси Господи Вас, отче, за статью!
"Всем доброго здравия и радости о Христе Спасителе!
...А не демонстрировать как отца-диакона из одного края в другой колеблет!"Честно признаться, меня тоже эта статья несколько напрягла: с одной стороны, сам автор, на собственном примере доказывает то, что настоящая вера пришла к нему только после того, как он смог сам себе объяснить абсурдность своего подхода к вопросу о Богородице, с другой стороны, он призывает всех слепо верить, не требуя никаких доказательств, говоря что если "принимаешь только то, что можешь понять своим умом и соглашаешься признать достойным доверия, – то в такой позиции нет места вере, ты веришь не Богу, а себе самому. Это не вера, это фальшивка." Впрочем, если есть комментаторы, которым эта статья помогла что-то понять - то, видимо, она и была написана для таких, как они.Хорошие комментарии у Ирины, Агафокии, и/м Евтихия, Светланы (15-13),Ларисы (хотя для нее вопрос и остается, а для меня данный вопрос не суть важный)Важно другое:по-настоящему верующих людей среди нас практически нет, но это не значит, что они фальшивки.Фальшивки те, кто выдает себя за верущего, а тот, кто в поиске - тот и придет к истине.Главное - не ошибиться в выборе предложенного варианта.
Праздник безусловно светлый и важный. Что бы быть честной скажу-вопрос все же остается. Как это все умещается в одно личности(я о себе) не приложу ума...
Дай ответ, Господи!
С праздником Введение Пресвятой Богородицы!
Мне очень понятны слова о.Георгия о том, что Господь попускает существование сомневающих и неверующих в Бога, в события, которые,несомненно, происходили реально. Действительно, так легче отличить православного от "умника",который только себя хочет возвысить, а веры-то нет.
Простите, никого не хочу обидеть! Сама только не так давно
увидела себя в таких якобы "всё знайках".
Спаси Господи!
Времена меняются, раньше в людях было более веры во Всевышнего, сейчас же верят в научно-технический прогресс и деньги.
Грустно это...
Жизнь-то от Бога происходит, а не от Декарта с Эйнштейном и Ротшильдом...
О Деве - вместилище Бога знали за пару тысяч лет до Ее рождения и ждали Ее. Буквально все о Ней было сказано Пророками, священники ждали Святую Деву, и вера их помогла им узнать Ее, и они выполнили перед Ней свой Богом заповеданный долг. И Она сама знала куда Ей идти и что Ей там делать. И Архангел Гавриил по велению Божию уже стал человеком, чтобы служить Ей.
Правда Божия не нуждается в доказательствах. Читайте Писание.
Э
«Те, кто жили раньше, глупее меня»
«Я могу и должен сам, опираясь на доводы своего рассудка, определить, что является истиной» Это, действительно, ложные аксиомы. Я о многом задумалась, спасибо.
второй раз расцвел жезл Аарона(который хранился во Святая Святых) и он его вынес и показал (первый раз это было при установлении ветхозаветного священства)
Это внутреннее состояние и образ жизни. Это на уровне сердца, а не на уровне мозга! И истинно верующий приемлет Святое Писание и Святое Придание не рассуждая о подлинности и историчности событий, сказанных в Них! Он их просто приемлет! Ведь сказано:- Верьте, как дети! Дитя, ища защиту у матери, не спрашивает у неё сертификат охранника. Оно просто обращается к ней! И если мы начинаем, своим умишком, подвергать сомнениям данное Богом - это говорит о нашем маловерии!
Святая Святых - это Сам Бог, Святая Святых в Храме - это место особого Божиего пребывания. Когда пришло время, в Пресвятую Деву Марию, будущую Богородицу воплотился Господь Наш Иисус Христос, Бог Наш, и Она стала Святая Святых - местом особого Божиего пребывания. А перед этим, когда Пресвятая Дева Мария была маленькой, Она была введена по Божиему Промыслу в Святая Святых Храма, для приуготовления Её к принятию Святого Святых Господа Бога Нашего Иисуса Христа.
Вобщем сие событие требует большего обоснования, нежели приводит автор, мол бывают исключения... Исключения должны так же иметь обоснования. (Ученики Иисуса были голодны, когда их застали на месте "преступления", так же как и Давид, пример которого привёл Христос в оправдание действий Своих учеников.) Но вразумительных обоснований введения трёх-летней девочки во Святая Святых совершенно не находим...
Это одно из ложных поддельных гностических писаний, которых в то время появилось много.
Дух этого писания - отличный от Духа Святого Писания.
Конечно, читать это произведение, для сравнения можно дома, но не вслух в храме.
Почитание Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - это каноническое правило и наша святая обязанность по Писанию и Преданию.
Но наша веры не слепая. То что стало традицией - еще не канон.
Благослови Вас Господь найти Истину.
Слава Тебе, Боже!
Слава Тебе, Боже!
Вот это-то самое интересное. Не грех ли - пытаться логически "оправдать" Писание (следовательно, Бога)? Хотя, с другой стороны, ту же проблему преодолевал и преодолел, уверовав, апостол Фома.
Поэтому всех нас колеблет, и соответствующими мыслями делиться - отнюдь не грех, потому что кому-то это может помочь.
Описанные сомнения - от незнания писаний святых отец. Читайте, все очень просто и понятно в вере нашей истинной православной, святоотеческой. Самое лучшее - читать канонизированных святых отец, ежедневно хотя бы по страничке.
Я - бывшая сектантка, и для меня многие вещи в отношении Богородицы долгое время преткновением были. Кстати, как раз завтра собиралась с батюшкой об этом говорить.
А такая простая и естественная для многих мысль, что "Церковь об этом так учит - значит так оно и есть", действительно помогла мне многое на свои места расставить. Спасибо!
Всем доброго здравия и радости о Христе Спасителе!
Не очень понятна цель размещения здесь этой статьи. Статья популистская ничего не доказывающая. Лучше разместить что с привлечением источников. А не демонстрировать как отца-диакона из одного края в другой колеблет!
-----------------------------------------------------
Павел, а вы довертесь Богу, что нужна эта статья для кого-то, иначе не было бы её тут. Если эта статья Вам ничего не доказывает, то ведь это не значит, что для всех тоже самое. Найдется на эту статью( хорошую, что греха таить) свой читатель, который найдет в ней полезные для себя рассуждения.Если у Вас есть конкретный запрос на какую-то информацию, то честнее об этом открыто сказать, а не выражать свою потребность в форме строгого преследования знающего что на для всех хорошо, а что для всех плохо.
Но нельзя противопоставлять веру разуму, ученые тоже верою живут.Нельзя исключать разум из Богопознания, даже если человек ошибается, но жаждет его душа истины, он ее найдет. А если исключить разум, то будет не вера, а суеверие, обрядоверие, что есть смерть веры. "Будьте мудры как змии и просты как голуби".
Песнопения праздника Введения буквально пронизаны содержанием сего святого предания. Если его не принимать, то как и молиться на службе? Как относиться и к другим богослужебным текстам, кои тоже отражают Священное Предание.
Говорят, ум современного человека болен. Сомнением, скептицизмом, маловерием. Иногда приходится с этим согласиться.
"[Вера] - Это когда ты не своим умом «устанавливаешь истину», а узнаёшь её от Того, Кто ею обладает." Наш ум, просвещенный Словом Божьим, дух наш, освященный благодатью Святаго Духа, не уничтожается перед всемогущественным Богом и Премудростью Его, а, как статья показывает, преобразуется в истинный разум и истинную мудрость. Ум узнаёт истину, признаёт, что «Церковь не может погрешать или заблуждаться". Просвещенный Богом, разумный человек вникает в Тайны Божия и восхищается ими!
Поэтому, не "своим умом" должно судить Предание и Церковь. "Ибо кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов" (1 Кор. 2, 16).
видите ли, но как ни крути слово "только" не позволяет нам здесь говорить о различных родах чудес, но о всём роде чудес и ставящее их в зависимость от человека.
Но если я это устанавливаю с помощью разума -здесь нет никакого чуда, но то что в основе этого мышления могут лежать нечто заимствованное от других, и полученное ими в результате именно Чуда - вот это интересно.В разуме это переплавлено и уже неразличимо, для нас это Дар от предыдущих Святых, мыслителей, философов,учёных , и Дар им от Бога для нас.
Вот и эта статья не исключение.
Странно здесь требовать от автора источников. Это лишь означает: человек просто плохо понял то, что читал. Статья ведь как раз и посвящена этим самым источникам, с той только разницей, что они по случаю праздника Введение Богородицы во храм иногда оказываются лживыми. А если хочется почитать "с источниками", то нет ничего проще - надо просто сходить на сайт "Православная энциклопедия".
Желаю дальнейших творческих удач о. Георгию!
Сергию.
"Вера – это когда ты доверяешь Богу больше, чем себе. Это когда ты не своим умом «устанавливаешь истину», а узнаёшь её от Того, Кто ею обладает." Мне недалёкому кажется, что про такого рода чудеса и говорится в последнем абзаце. Простите.
В последнем абзаце автор не заметно видимо для себя ограничил Бога в Его действиях :(...только тогда и происходят чудеса), но как говаривал Борн Эйнштейну не надо указывать что Господу Богу делать!
Сколько же явил Господь чудес "не ищущим Его" и неверам, и маловерам , и гонителям! И чудес не субьективных, не зависящих от нашего восприятия, а даже так сказать "материальных" !
А тот самый спор Борна с Эйнштейном озвучивается просто : какова реальность: ОТО или квантовая механика ? Эксперименты показывают что и то и это соответсвует действительности, но если обе стороны стоят на обоснованном , то для другой данные с другой стороны-не чудо ли? Но это чудо порождение не организованного для данной области разума!
P. S. Хотелось бы поумничать цитатой Эйнштейна : Единственное, что мешает мне учиться, — это полученное мной образование...
Святой апостол Фома моли Господа Бога о нас грешных.
Не очень понятна цель размещения здесь этой статьи. Статья популистская ничего не доказывающая. Лучше разместить что с привлечением источников. А не демонстрировать как отца-диакона из одного края в другой колеблет!
песчинка,что ничего не бывает просто так,что Бог всё
знает,всё предвидел,всё в жизни происходит по Его воле.