«Достоинство человека предполагает уважение к его святыням, к памяти родных и близких, к истории его народа. Православный человек не будет глумиться над символами иных религий не потому, что они святы для него, а потому, что это оскорбительно для человека, придерживающегося таковых убеждений. Но подобного мы вправе ожидать и от всех наших соотечественников, верующих и неверующих.
Если же эту черту кто-то переступает — он ставит себя вне общества. Подобный разумный и справедливый подход призвано поддерживать не только само общество во имя самосохранения и общего благополучия, но и государство.
Конечно, это непростая задача, потому что спонтанная реакция на оскорбление с одной стороны, хотя и в редких случаях, но тем не менее сопровождается оскорблениями и с другой стороны. Православным людям нужно научиться с достоинством отстаивать свои гражданские права и защищать свои религиозные чувства».
Провокаторы отнюдь не собираются успокаиваться — недавно в блоге скандального галериста Марата Гельмана появилось объявление о запланированной на 18 октября в Москве в галерее Fotoflot выставке «фотохудожника» Пеэтера Лауритса. Судя по репродукции, размещенной в этом блоге, на ней будет выставлена постановочная фотография под названием «The Final Snack» (последняя закуска), представляющая одно из наиболее почитаемых евангельских событий — Тайную Вечерю, как собрание пьяных до потери сознания бомжей, сидящих за столом (двое валяются под ним), заваленным пустыми бутылками и мусором.
Как христианину реагировать на это? Есть два неправильных ответа — и слова Патриарха показывают нам, как избежать обеих. Но сначала рассмотрим, в чем они состоят.
Некоторые предлагают просто отмахнуться, предоставив Гельману и иным какаторам (не художниками же их называть, самом деле) и дальше делать то, что ни хотят.
В учебниках по логике приводится такой риторический приём как «аргумент от тошноты» (argumentum ad nauseam), когда тезис повторяется до тех пор, пока противная сторона не теряет интерес к его оспариванию. Вас уже тошнит от всех этих «узниц совести», «актуальных художников», наглой и беспардонной лжи в глаза «а мы тут не хотели напасть на веру, это у нас такое искусство»? Вам хочется просто отмахнуться, не смотреть в эту сторону, не чувствовать этого запаха? В этом и состояла их цель — чтобы Вы согласились, замолчали (молчание в этой ситуации — знак согласия), и приняли их притязания решать, что правильно и неправильно, допустимо и недопустимо в публичном пространстве. Кроткие, миролюбивые, деликатные люди не любят скандалов и громких препирательств. Они скорее отойдут в сторону, оставив поле боя за хамами и скандалистами. А им того и надо.
Но мы не имеем права сдавать это поле боя. И дело не в чувствах. Вообще с выражением «оскорбление религиозных чувств» происходит определённая путаница. «Оскорбление чувств» интерпретируется как «причинение эмоционального дискомфорта», некоторые христиане начинают жутко смущаться — ведь нам заповедано кротко сносить обиды, как же нам выступать против? Позвольте объяснить разницу.
Если Вас назвали лягушкой и земляным червяком, жирным (или тощим) уродом, ослом, козлом и косолапым мишкой — Вам причинили эмоциональный дискомфорт. В этой ситуации Вам стоит вспомнить, что Ваше достоинство определяется отнюдь не Вашими оскорбителями, а Богом, который сотворил и искупил Вас, и махнуть на оскорбителя рукой. Если лягушкой и червяком назвали Вашего ближнего, Вам могли не причинить никакого огорчения, но Вы обязаны это оспорить — людей нельзя так называть. Оскорбление святынь — это не оскорбление лично Вас; это оскорбление Ваших ближних. Подставлять, в ответ на удар, свою щеку — признак святости; подставлять чужие щеки — признак чего-то совсем другого.
Но есть еще две, более существенные причины, по которым сдавать поле боя нельзя. Приведу пример. В романе К.С.Льюиса "Мерзейшая мощь" главного героя, Марка, соблазняют вступить в "избранный круг" дьяволопоклонников, и проводят его через "курс объективности", на одном из этапов которого ему предлагают топтать Распятие, чтобы освободиться от подсознательной "подавленности" христианством. К счастью, Марк, до того послушный, на этот раз отказывается, и планы злодеев срываются.
Но планы эти очевидны — разрушить в человеке хотя бы смутное чувство святыни и максимально затруднить ему возвращение к Богу. И вот в наше время люди, называющие себя "актуальными художниками", прописывают согражданам такой вот "курс объективности". Нас не заставляют лично топтать Распятие; от нас просто требуют согласиться, что топтать Распятие — можно. Имеют полное право. Законное проявление свободы самовыражения. Подпишитесь.
Второе, на что хочется обратить внимание — это на то, что отступив с этого поля, мы очень скоро обнаружим, что нам некуда отступать вообще. Если Вы увидите над Кремлём флаг иностранного государства, это, возможно, глубоко огорчит Ваши патриотические чувства. Но дело не в чувствах — дело в том, что этот флаг знаменует, что отныне Вы находитесь под властью этого государства и именно оно будет решать, что Вам можно и чего нельзя в вашем доме и в вашем храме. Вы не можете просто отвернуться от какаторов — скоро Вам некуда будет отворачиваться. Они прямым текстом настаивают на своем праве приходить в Церкви и бесчинствовать там. Вот что сказала в интервью, под аплодисменты публики, недавно освобождённая Екатерина Самуцевич, (одна из участниц панк-группы): «Вы бы повторили эту акцию ровно так же, как она прошла, или что-то изменили? Екатерина Самуцевич: Повторили, естественно». Думать, что если не обращать внимания, отворачиваться, проходить мимо, проблема как-то рассосётся само собой — крайне наивно.
Мы не должны занимать пассивной, отсутствующей позиции. Но есть другая ошибка, против которой тоже предостерегает нас Патриарх. Нередко православные люди, столкнувшись с намеренными и тяжкими оскорблениями веры, с наглым и вызывающим отказом такие оскорбления прекратить, с твёрдым намерением не только продолжать в том же духе, но и объявить такое поведение «правом», которое все остальные «обязаны уважать», приходят в растерянность, и, далее, в сильное раздражение, начинают грозить безобразникам кострами и колами. Такие угрозы совершенно неосуществимы, но люди сильно раздраженные со стороны выглядят довольно отталкивающе.
Провокаторам того только и надо — поднимается истошный крик «убивают-убивают!», мол, страшные православные мракобесы вот-вот всех сожгут на кострах. Иногда горячие, но нерассудительные православные активисты входят с безобразниками в прямые столкновения, происходит отвратительный шум и драка, каковое соблазнительное безобразие снимается десятками камер и тут же тиражируется в интернете. Это очень плохо, и Писание не зря заповедует нам «Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло (Пс.36:8)»
Как сказал Патриарх, «Православным людям нужно научиться с достоинством отстаивать свои гражданские права и защищать свои религиозные чувства». Нам надо научиться действовать как разумные и ответственные граждане, не поддаваться спонтанным выплескам эмоций, а действовать спокойно, обдуманно, последовательно. Мы — полноправные граждане, мы здесь у себя дома, у нас есть права и законные возможности для того, чтобы остановить кощунников. Более того, единственное преимущество, которое есть у тех, кто глумится над нашей верой — это безмерная наглость, полное отсутствие смущения или каких-либо представлений о приличиях. У них нет ничего похожего на народную поддержку и у нас нет оснований полагать, что их поддерживает власть. Церковь допускает «обращение в установленном законом порядке к органам государственной власти для разрешения конфликта, а также для пресечения и наказания действий, направленных на осквернение религиозных символов и на оскорбление чувств верующих, если таковые носят противозаконный характер». Да, в некоторых социальных кругах любое обращение к власти считается недопустимым; но благочестивому человеку нечего делать в этих кругах. Как граждане мы не только можем, но и должны осуществлять наши законные права, обращаясь к властям с требованием исполнить их прямые обязанности — пресекать провокации и поддерживать общественный мир. Принятие законодательных мер к усилению ответственности за оскорбление чувств верующих создаст все необходимые возможности для того, чтобы действовать мирно и законно.
Вот после таких отзывов и начинают говорить о том, что церковь против науки. Никакое это не издевательство над Таинствами, а самая обычная попытка научно объяснить свойства святой воды.