18 июня 2013 года председатель Синодального отдела по тюремному служению епископ Красногорский Иринарх принял участие в работе Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы организации работы с несовершеннолетними осужденными». Епископ Иринарх выступил с докладом, в котором изложил подход Церкви к работе с несовершеннолетними подростками, находящимися в конфликте с законом и пребывающим под стражей в воспитательных колониях, а также освободившимися из мест лишения свободы и оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
I.
Злободневность темы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы организации работы с несовершеннолетними осужденными» не вызывает никаких сомнений.
В Москве и ближайшем Подмосковье имеется свыше 30 специальных приемников, социальных приютов и реабилитационных центров для «социальных сирот», «безнадзорных» и «попавших в трудные жизненные ситуации» детей. Однако этого количества крайне мало: по данным исследований ЮНИСЕФ в Москве выявлено 7 тысяч так называемых «уличных детей», а на каждый крупный город России приходится до двух тысяч таких беспризорников.
Современное общество и Русская Православная Церковь уделяют все большее внимание проблемам, связанным с духовно-нравственными и морально-этическими аспектами воспитания несовершеннолетних. Церковь считает своим долгом участвовать в создании, развитии и духовном сопровождении таких учреждений, поскольку религиозность воцерковленного человека дарует ему надежду на лучшее и способна помочь обрести свой путь к праведной и законопослушной жизни. Вместе с тем исправительные учреждения, призванные социализировать малолетних преступников, не могут моделировать жизнь осужденного на свободе, поскольку исполнение наказания определяется пенитенциарными стандартами принудительного режима.
В соответствии с поручением Святейшего Патриарха Кирилла в Синодальном отделе по тюремному служению подготовлены два документа, которые на этой седмице будут рассматриваться на очередном заседании Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви:
- Концепция создания, функционирования и развития реабилитационных центров для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также освободившихся из мест лишения свободы;
- Организационные принципы работы православных воспитательных центров для несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.
Эти документы предусматривают основные принципы оказания помощи подросткам, имеющим конфликт с законом, и при этом выбравшим путь возвращения к правопослушному образу жизни. Комплексный подход к проблеме реабилитации несовершеннолетних позволяет решать соответствующие вопросы, начиная с момента установления правоохранительными органами факта совершения преступления, далее в период отбывания уголовного наказания, и заканчивая оказанием всесторонней помощи после освобождения из мест лишения свободы. При этом подростки, через воцерковление и катехизацию в вере обретшие желание встать на путь исправления, привлекаются к участию в различных реабилитационных курсах.
С учетом полномочий Синодального отдела по тюремному служению по взаимодействию с ФСИН России деятельность по социальной адаптации (реабилитации) несовершеннолетних, отбывающих уголовные наказания в «Воспитательных колониях» (далее — ВК), выдвигается на одно из важнейших мест.
II.
В первом документе — «Концепции» говорится о том, что подростки, помещенные в исправительные и иные дисциплинарные учреждения, живущие в неблагополучных и неполных семьях, испытавшие на себе насилие со стороны взрослых и сверстников, подверженные зависимости от наркотиков и алкоголя, а также беспризорные всегда были наиболее сложной категорией для проведения реабилитационных и профилактических процессов. По состоянию на 1 января 2011 года в воспитательных колониях для несовершеннолетних (в том числе трех воспитательных колониях для девушек) содержалось более 4 тысяч человек, из которых около 96% отбывали наказание в виде лишения свободы впервые.
Значительная часть подростков стремится к улучшению своего социального статуса, самоутверждению среди сверстников и взрослых. Но каждый из них помышляет о прощении через освобождение, надеется на доброе и понимающее к ним отношение. Однако не все желания заключенных несовершеннолетних выполнимы. Сегодня место доверительного человека для них зачастую занимают только сотрудники исправительного учреждения, проводящие с ними значительную часть времени, но воспринимаемые нередко как представители недружественного по отношению к ним карательного аппарата.
И вот здесь Церковь может и должна воздействовать на сердца подростков, чтобы облегчить их пребывание в колонии, помочь осознать свое преступление, раскаяться и встать на путь исправления. Если несовершеннолетнему предоставляется возможность выговориться, а в дальнейшем и довериться священнослужителю, то он уже должен быть удостоен внимания и поддержки, потому что имеет стремление к исправлению и покаянию.
Учитывая зарождающуюся при содействии Церкви практику создания реабилитационных Центров для несовершеннолетних (далее — Центр), целесообразно уже сегодня во взаимодействии с уголовно-исполнительной системой обратить особое внимание на духовное окормление учреждений — воспитательных колониях с оставлением за ФСИН России организации надзора и исполнения режимных требований государственного пенитенциарного стандарта. При этом в Центре подростки смогут добровольно получать полноценное общение со священнослужителем. Преимуществом такого варианта являются упрощенный процесс катехизации воспитанников, минимальные материальные затраты и стабильный контакт с человеком, нуждающимся в духовной поддержке.
Реализация Концепции позволит частично или полностью реабилитироваться несовершеннолетним, относящимся к группе риска, за счет привития им морально-нравственных навыков, а при их желании — и основ православной веры.
Нахождение несовершеннолетних в Центре может сопровождаться учебным процессом, в том числе предусматривается обучение профессиональным навыкам рабочих специальностей. Центр не дублирует функций государственных учреждений, предназначенных для детей, имеющих конфликт с законом.
Реализация Концепции призвана заменить негативную среду, окружающую несовершеннолетних, на истинные ценности жизни, скорректировать их поведение и отношения в социуме, и в результате вернуть обществу здорового духовно и нравственно человека.
Концепция разработана и реализуется на основании действующего законодательства Российской Федерации.
III.
Второй документ — «Организационные принципы работы Центра» предполагает, что учредителем Православного социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, выступает епархия.
Форма реабилитационного процесса осуществляется на основании действующих методических рекомендаций Министерства здравоохранения и социального развития. За основу работы берется педагогический подход, который заключается в том, что несовершеннолетний, который поступил в Центр — не клиент и не пациент. Он — ученик, воспитанник, который пришел обучаться социальным навыкам и получать знания, которые сможет использовать в дальнейшей самостоятельной жизни.
Активную работу с несовершеннолетними, вступившими в конфликт с законом, и членами их семей важно осуществлять с момента попадания в следственный изолятор. Социальное сопровождение подростка и его семьи должно проводиться по индивидуальному плану, который представляет собой комплексный непрерывный процесс:
а) Работу с подростком в СИЗО (психологическое консультирование по запросу несовершеннолетнего, первичное анкетирование);
б) Подготовка досудебных докладов; сопровождение в суде;
в) Консультирование родителей.
Основные направления деятельности Центра организуются по трем программам и осуществляются сотрудниками православного Центра непосредственно в воспитательной колонии (далее — ВК) с осужденными подростками под контролем соблюдения пенитенциарных стандартов со стороны ФСИН России:
- «Территория свободного общения»;
- «Карантин»;
- «Реабилитационное отделение».
Территория свободного общения
В рамках программы «Территория свободного общения» для полноценной работы в воспитательной колонии необходимо организовать во взаимодействии с данным учреждением закрепление за епархиальным Центром для трудных подростков отдельных площадей в ВК, на которых предусматривается наличие обустроенного для совершения богослужений храма, а также спортивных сооружений (спортзала), где могут быть оборудованы тренажеры, скалодром и т.п., как было сделано это в Санкт-Петербургской епархии, созданы условия для театральной деятельности подростков и другое.
Это способствует тому, чтобы определенная часть занятий для осужденных подростков имела направленность некоторой рискованности, которая свойственна данной категории несовершеннолетних преступников и которая, зачастую, бездумно толкает их в омут правонарушений. А занятия, к примеру, на скалодроме, находящиеся в сфере определенного риска, не допускают ослабления внимания не только к своей безопасности, но и своего партнера по спорту, воспитывают в нем ответственность и внутреннюю силу духа, способную подтолкнуть к самостоятельному решению своих внутренних и внешних проблем и препятствий, возникающих на жизненном пути любого законопослушного гражданина.
Занятия должны проводиться (при соблюдении пенитенциарных стандартов) специалистами и волонтерами. Важно привлекать для работы в ВК видных деятелей искусства и спорта.
Карантин
В «Карантине» подростки находятся первые 14 дней с момента их поступления в ВК, где определяется морально-этический и психологический портрет подростка. В целом эти условия мало отличаются от практики, принятой в УИС. Священнослужители на этом этапе призваны лишь обратить внимание на духовное просвещение подростков, с той целью, чтобы они начали понимать или хотя бы догадываться, что имеются иные, новые и доселе неведомые для них смыслы существования.
Реабилитационное отделение
В «Реабилитационном отделении» планируется постоянное проживание нескольких групп воспитанников по 10-12 человек каждая. При этом силами воспитателей из числа сотрудников Центра планируется осуществлять круглосуточное дежурство. Указанные меры позволят исключить негативные проявления, свойственные большим бесконтрольным коллективам воспитанников.
Численность занимающихся по отдельным программам может корректироваться в зависимости от возможностей епархии — ее финансовых и человеческих ресурсов.
Работа в воспитательной колонии с осужденными подростками осуществляется под контролем соблюдения режима содержания со стороны ФСИН России.
IV.
В данном материале приведены оптимальные варианты организации деятельности по реабилитации несовершеннолетних, имеющих конфликт с законом. Однако он ни в коей мере не претендует на статус открытия. В рамках государственной программы реформирования уголовно-исполнительной системы ФСИН России также была выработана идея создания «Воспитательных центров» — исправительных учреждений, предназначенных для исполнения наказаний в виде лишения свободы в отношении лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, на основе применения индивидуальных форм воздействия. Однако на сегодняшний день в связи с отсутствием соответствующих ресурсов создание данных учреждений вряд ли быстро осуществимо.
В то же время «Воспитательные колонии» ряда регионов России в связи с их малым наполнением преобразуются в исправительные учреждения для взрослых, а подростки, в них содержавшиеся, направляются в ВК соседних субъектов Российской Федерации, что не способствует сохранению социальных связей с их родственниками. В этих условиях встает вопрос привлечения всех возможных сил и средств для создания в стране «Воспитательных центров» различных форм собственности и ведомственной подчиненности для осужденных подростков и попавших в трудные жизненные ситуации детей (в случае с осужденными — под режимным контролем ФСИН России).
У нас есть совместный опыт организации Центра социальной адаптации святителя Василия Великого в Санкт-Петербургской епархии, хотя оценка его деятельности со стороны некоторых сотрудников УИС отличается противоречивостью.
В этой связи представляется необходимым изучение объединенными усилиями положительных и спорных сторон этого опыта и развитие на этой основе «пилотного проекта» по созданию таких Центров в епархиях, имеющих достаточные кадровые и административные ресурсы. Такими, к примеру, могли бы быть Бобруйская (Воронежская обл.), Можайская (Московская обл.) ВК, Новооскольская ВК для девушек (Белгородская обл.), а также Ардатовская (Нижегородская обл.), Каннская (Красноярская обл.) и Новосибирская (одноименной области), другие «Воспитательные колонии» в регионах страны.
В дальнейшем желательно предусмотреть создание подобных центров при учреждениях УИС для взрослых в регионах, где «Воспитательные колонии» для детей сегодня уже отсутствуют.
Нет сомнений, что инициатива создания такого рода центров, с безусловным участием и сохранением за ФСИН России функций надзора и соблюдения требований государственного пенитенциарного стандарта, будет также поддержана и иными традиционными религиозными объединениями России.
Реализация проекта позволит адаптировать таких несовершеннолетних к полноценной жизни в обществе, привить им навыки здорового образа жизни, развить в них духовно-нравственные качества. Все это отразится на улучшении криминогенной обстановки среди лиц, имеющих конфликт с законом, и приведет к снижению количества повторных преступлений с их стороны.
Благословение Божие да пребывает на вас и ваших трудах по реабилитации подростков, имеющих проблемы с законом.