Болезнь обличительства

    

Я знал одного человека, который очень боролся за правду и “обличал непотребства” (его выражение). Он был православным, потом католиком, потом мигрировал между различными протестантскими общинами, и везде ситуация развивалась по той же схеме, или, как говорят психологи, паттерну. Сначала был медовый месяц - ему все нравились, он всем нравился, такой открытый, щедрый, ревностный христианин, пламенеющий для Господа, потом человек обнаруживал “непотребства” и начинал их “обличать”. Другие члены общины сначала приходили в недоумение - чего это он? Потом, как добрые христиане, в раздумия о своих грехах - может, и правда мы в чем-то не правы, человек-то раньше хорошо себя показывал? Потом нарастающие обличения непотребств принимали уже явно неадекватный характер, и, с большой нервотрепкой и скандалом, борец удалялся, чтобы появиться где-то еще, и начать все сначала. Это было каким-то явным душевным расстройством, но когда человеку пытались объяснить, что проблема не в “непотребствах” окружающих, а в нем самом, он яростно отвергал такую возможность. Во всех конфликтах, которые неизбежно возникали у него со всеми, он был полностью прав и чист - борец за правду, страдающий от притеснений со стороны лицемеров и негодяев.

Он не один такой - я наблюдал и другие подобные случаи, хотя не так близко; когда человек охвачен страстью к обличительству, к тому, чтобы указывать ближним на их пороки и недостатки, в религиозной среде он приобретает словарь и массу полезных библейских (и отеческих) цитат для сокрушения зубов грешников. Это определенного рода нездоровье — и у психиатров есть для этого специальный термин. Но главная проблема тут в том, что человек в упор не видит своей проблемы — хотя он явно в гораздо более бедственном состоянии чем все, кого он обличает.

Это — патология. Но где начинается патология не вполне ясно; устойчивая дурная привычка может возникать и у людей вполне здоровых психически, и даже у определенных социальных групп. Одна из таких привычек — как раз страсть тыкать ближних носом в их предполагаемые или реальные грехи.

Эта страсть существует в двух изданиях — светской, в глянцевой обложке, и в церковной, в строгом коричневом переплете. Светские издания обожают скандалы — особенно, с участием религиозников. Нет ничего упоительнее греха ближнего, особенно если ближний на что-то такое высоконравственное претендовал. Но в религиозной среде еще хуже. Упоение грехами ближнего (причем иногда непроверенными сообщениями о грехах ближнего) поставляется в заслугу — как же, я обличаю зло! А Вы меня не одобряете, значит, продались злу!

Давайте подумаем, что такое обличение. Обличение отличается от радостного пинания своих ближних как своими целями, так и своими методами. Цель обличения — примирение, восстановление отношений человека с Богом и ближними. Подлинный обличитель хочет не затоптать, не уничтожить, не заклеймить, он ищет восстановить и уврачевать то, что было повреждено грехом. Как говорит Господь: “Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего”. Цель — приобрести согрешившего брата, и первое, о чем стоит подумать, это с какой целью я обличаю, чего я хочу этим добиться. Другая особенность подлинного обличения - это его методы. Обличение - это что-то, что Вы высказываете виновному лично. Это то, что требует личной встречи. Потом, в случае неудачи, надо обращаться к “двум или трем братиям”, потом — к Церкви.

То есть Вам следует лично поговорить с Вашим ближним, и сказать ему: “Вася, ты вчера выпил лишнего и публично проповедовал ересь нечестивого Евтихия, осужденного отцами Ефесского Собора, отцов же хулил как невежд, несведущих в Писании, чем привел в большое смущение остальных посетителей ресторана. Подумай о душе своей, брат!” Если Вася упрется в своем злочестии, следует призвать двух или трех братьев, затем — обратиться к Церкви.

Не следует распространять в социальных сетях рассказы о том, что Вася — злейший еретик, а тем более выкладывать записи его еретических речей.

Иначе получается что-то совсем другое, служащее не к приобретению братьев, а к разрыву отношений, не к созиданию, а к разорению. Всякий раз, когда Вы захотите публично обличить в сетях грехи Ваших братьев — подумайте, а обличение ли это вообще.

Сергей Худиев

Источник: Фома.Ru

16 октября 2013 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Лишняя тяжесть Лишняя тяжесть
Игум. Нектарий (Морозов)
Лишняя тяжесть Лишняя тяжесть
Игумен Нектарий (Морозов)
То и дело, когда заходит речь о грехе осуждения, непременно звучит вопрос: «А если я правду говорю? А если все на самом деле так и есть? И я злодея называю злодеем, а негодяя — негодяем. Или просто негодные дела называю негодными делами. В чем тогда мой грех, когда все оно так и есть? Это же ведь просто констатация, не более того!»
О ложной ревности и внутрицерковной полемике О ложной ревности и внутрицерковной полемике
Диакон Георгий Максимов
О ложной ревности и внутрицерковной полемике О ложной ревности и внутрицерковной полемике
Диакон Георгий Максимов
Как известно, грех любит скрываться под личиной какой-нибудь добродетели. Например, слова о христианской любви могут быть прикрытием для маловерия и любви к миру сему, – что мы видим в экуменизме. А слова о ревности по вере могут быть прикрытием страсти к осуждению и порождающих её ненависти и зависти. И как в первом случае мы имеем дело не с любовью, а с псевдолюбовью, так и во втором случае мы имеем дело не с ревностью, а с псевдоревностью.
Осуждение, обличение и рассуждение Осуждение, обличение и рассуждение
Архиеп. Иоанн Руставский
Осуждение, обличение и рассуждение Осуждение, обличение и рассуждение
Архиепископ Иоанн Руставский и Марнеульский
Прежде чем обличать ближнего, мы должны помолиться Господу, успокоиться, хорошо обдумать и лишь после этого сказать слово, помня, что наша цель – спасение человека, а не унижение. Так что истинное обличение требует от нас настоящего терпения, великодушия и любви. В противном случае мы потеряем и ту малую истину, которую имели, и будем иметь дело не с обличением, а с осуждением, что обязательно приведет к худшему.
Комментарии
Евгений30 декабря 2013, 20:12
Вслух-то,может и не всегда себе позволяем,а в мыслях,кто помешает?
Андрей 19 октября 2013, 01:47
Геннадию-либералу.
Врачу, исцелися сам.
Геннадий-либерал17 октября 2013, 09:54
Автору можно от чистой души позавидовать - иметь такое необходимое и редкое знакомство очень невероятная удача сегодня. Во времена когда множится беззаконие и каждый мнит себя праведником, будучи, по меньшей мере, лицемером, лично знаться с профессионалом по обличительству видится душеполезным общением.
Скажу по себе - постоянно слышу: вот мол вы все грешники, на каждом шагу - то ли прелюбодействуете, то ли воруете, то ли лжесвидетельствуете и т.д. и т.п., но не разу не слышу вот лично ты делаешь то-то и то-то, а это грех потому, что именно об этом сказано в Евангелии (Писании) - вот посмотри и сам...
Думается критерием правильности деятельности подобного специалиста является не Ваша убежденность в его неком психическом заболевании, а Ваше первое смущение от данного точного указания на оценку Вашего поведения, подкрепленного ссылкой на текст Евангелия или Писания. Если в своей совести Вы все-таки обнаруживаете правоту упрека, то тогда что Вы далее делаете, критикуя его энергичность в обличительстве вообще? А если он везде прав? Неужели во времена настоящие можно идти и идти как в Раю не встречая непотребства?
И почему общепринято, что обличитель не видит своих прегрешений? Выберите приятное для себя: Вы грешите и не знаете об этом, а ближние молчат, или Вы грешите и не знаете об этом, а один злобный обличитель Вам говорит - "грешишь".
Николай16 октября 2013, 13:59
Над грехом брата моего посмеялся, моим же согрешениям нет числа.
Этот текст человеку нужно понять, прежде чем обличением заняться. И еще.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь.
Если Бог даст человеку это понять, язык на обличение не повернется.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×