Мытарство осуждения. Фреска Рильского монастыря, Болгария |
Ради чего мы о ком-либо судим? Ради того, чтобы дать выход своим эмоциям или, что в данном случае то же, страсти? Или ради того, чтобы подчеркнуть — хотя бы для себя самого — тот факт, что мы лучше на фоне нами оцениваемого человека? Или потому, наконец, что нам больше не о чем поговорить? И вообще — почему разговор так часто к осуждению скатывается, к перемыванию чьих-то костей, к пересудам недостойным? Словно магнитом каким-то в эту сторону все тянет. И кто тянет-то? Известно, кто. Тот, кто знает, что за «всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36) и хочет, чтобы были мы при этом ответе — безответны. И еще знает — что ничто не обнажает нас настолько от Божественной помощи, не делает такими беззащитными и бессильными, как эта бесполезная страсть. Да… Он все это знает и помнит куда лучше нас и куда настойчивей в достижении своих целей.
Пишет святитель Василий, что есть три случая, когда можно по необходимости «говорить о человеке плохо» и, если мы в своей оценке верны, не погрешить. Во-первых, если мы это говорим человеку в лицо с тем, чтобы он мог исправиться. Во-вторых, если говорим тому, кто способен его исправить. В-третьих, если предостерегаем кого-то, кто может от него пострадать. Причем и в этих трех случаях не согрешим мы на самом деле только тогда, когда действуем без страсти, тем паче без ожесточения, а с состраданием и любовью… Но даже если и так, то все равно тяжесть на душе остается, и сумрак какой-то, и ощущение собственной нечистоты… Потому как тяжелое это дело — судить, как неправедно, так и праведно. Словно ношу на себя какую-то взваливаешь, чужую и явно лишнюю, и гнет она тебя к земле, и на небо смотреть возбраняет. Оттого-то и освобождает нас от этой обязанности Господь, заповедуя: «Не судите…».
Все свои вопросы, касающиеся ВЕРЫ, лучше всего разрешать со СВЯЩЕННИКОМ, в ЛИЧНОМ разговоре, чтобы не оставалось никаких сомнений, что Вы его правильно поняли!
Божией помощи и успехов Вам на этом поприще!
С уважением Н.Н.
Храни Вас Господь!
16:02Н.Н.:"-Надо четко ЗНАТЬ, во что веришь, а не представлять по своему усмотрению.- Это разве ОБО ВСЁМ?" Моё "обо всем" касалось всего , но конкретно: всего о вере, а не вообще всего. Далее же Вы сами подтверждаете то, что пишите о том, что абсолютно точно знаете то, что касается именно веры. У меня другой взгляд именно на то, какой должна быть вера, на мой взгляд, она анализируется, на ваш - плохо поддается анализу. А может быть, для Вас она потому и плохо поддается анализу, потому что Вы чего-то недопонимаете? Или же Вы такую вероятность полностью исключаете? И не сердитесь пожалуйста, я не пытаюсь Вас зацепить, просто мне самой необходимо убедиться в том, правильно ли я понимаю, не делаю ли я ошибок. Вот Вы пишите, что я, вроде как, по жизни иду в правильном направлении, а потом мне же и пытаетесь доказать, что и не в таком уж и правильном: и то не так понимаю, и в этом-то ошибаюсь, и, вообще, вы от меня уже порядком, мол, устали...Ну да, я человек дотошный, есть такой грех, все мы небезгрешны...
"...Ваше "Надо четко ЗНАТЬ"..... Неужели Вы, действительно, четко знаете обо всем? Мне кажется выражение: век живи - век учись, не зря является всемирно известным, а еще я привыкла не только слушать , но анализировать услышанное.Всех Вам благ!
Елена, вот смотрите: моя фраза -
-Надо четко ЗНАТЬ, во что веришь, а не представлять по своему усмотрению.- Это разве ОБО ВСЁМ?
Если Вы действительно не видете разницу, это одно; ну а если специально передёрнули - то для чего Вам это надо?
Привычка анализировать - это замечательно, да вот только ВЕРА плохо анализу поддаётся: она или принимается такой, какя есть, во всём (а не частями: вот это мне нравится - значит, правильно, принимаю; а это мне не нравится - не согласна, не принимаю).
Вот и разберитесь, туда ли Вы пришли. Одно дело - считать себя православным, а другое - быть. Заблуждения у многих могут быть,только одни люди разрешают их, а другие - упорствуют, нанося вред себе.
Всех благ.
Простите меня,но у меня не всегда получается точно сформулировать свою мысль; и по большому счету дискутировать не умею и знаю я ох как мало; и ещё каюсь,что иногда позволяла себе "оживить" дискуссию. Вам я уже писала: думаю, что вы идете в правильном направлении, но есть некоторая путаница, от которой хочешь-смейся, хочешь -плачь (отсюда юмор) - но это по моему мнению. Поэтому и советую поговорить со священником - он Вам расставит всё по своим местам (и в воскресной школе).
Надо четко ЗНАТЬ, во что веришь, а не представлять по своему усмотрению. Простите меня, обидеть Вас совершенно не хочу: я сторонница худого мира (чем доброй ссоры).
Зашла сюда (на форум) случайно, что-то задело - написала; а теперь хватит уже!
А я вот уверена в том, что православная вера предполагает прежде всего веру в Святую Троицу, в озарение Трисолнечного Света, что я для меня и является основой Православной Веры.
Извините, пожайлуста, я похоже, уже начала Вас раздрожать тем, что высказываю свои мысли, которые Вам неприятны, но ведь и мне не все Ваши замечания кажутся верными. Если же Вы, действительно, находитесь на более высшей ступени познания веры Православной, так явите мне пример, а не пишите "Давыйте закроем эту дискуссию ввиду её бессмысленности" А причем тут юмор вообще, я не поняла...
..."вроде как и наличие в Вас веры предполагает...и с этой фразой невозможно не согласиться".
Спасибо, что хоть в предположении не отказываете!
Елена, КАЖДОМУ СВОЁ И В СВОЁ ВРЕМЯ!
Давыйте закроем эту дискуссию ввиду её бессмысленности (хоть я и человек с юмором).
А если серьёзно - походите в Воскресную школу, поговорите со священником и определитесь (многих крестили в православии, но обряд крещения не гарантирует, что человек непременно придёт к вере православной; а только то, что за него можно подавать записки в православном храме).
20:33Н.Н.:"Если бы у меня была вера хоть с горчичное зерно - я бы не грешила."???????, т.е. Вы грешите потому что веры нет???? Не ожидала от Вас такое услышать....
А разве мы все грешим от отсутствия веры? Или Вы имеете ввиду отсутствия веры в наказание за грехи? Мол, авось пронесет и наказания не последует? Впрочем, Ваша последняя фраза "на ВСЁ ВОЛЯ БОЖИЯ! - вот в это я твёрдо верю", вроде как и наличие в Вас веры предполагает...и с этой фразой невозможно не согласиться.
" но Вы, извините - маловер (в одном из комментариев Вы и сами это признавали)"
Конечно, маловерка, признаю и подтверждаю! Если бы у меня была вера хоть с горчичное зерно - я бы не грешила.
..." я не обязана научать беззаконныя путям Господним, а это так лишь - пустая и ничего не значащая фраза, ни к чему нас не обязывающая?"
Ну что Вы, мне такое в голову не могло придти!
У меня свой опыт имеется; и потом, если бы это (научение другого человека) зависило только от НАШЕЙ веры, желания и упорства (да к тому же и жили бы мы соответственно) - всё было бы проще. Благие намерения очень похвальны, но, увы, часто они не достигают цели (случается даже обратный эффект!);на ВСЁ ВОЛЯ БОЖИЯ! - вот в это я твёрдо верю).
А Ваше замечание о том, что Вы имели ввиду возраст не физический , а духовный не отменяет, на самом деле,того, чтобы попытаться, хотя ,бы, вразумить человека, которому духовно не более 3-х лет и, на мой взгляд, никогда не стоит опускать рук и страдать неверием в свои силы, тем более, если вера в свои силы подкрепляется верой в помощь Божию.
Вы много знаете и Ваши рассуждения часто бывают здравыми, но Вы, извините - маловер (в одном из комментариев Вы и сами это признавали)
Н.Н.:"Для святых это была не лишняя тяжесть - а священный долг!" - т.е. Вы хотите сказать, что они, и все их окружающие, уже знали о том, что они святые?
Духом и верой крепкие были, это чувствовали окружающие; ведь нас-то с Вами и после смерти не причислят...
"Надо уметь ждать, пока дитя подростёт и научится слушать." - Ну, а если этому "дитю" уже за 70 лет?! Вы тоже предлагаете подождать? О детях я, как раз, не говорю,!...
Духовный возраст, Елена! Известны случаи, когда 3-х летние дети (игуменья Таисия, напр.) в духовном плане были "взрослее" некоторых взрослых людей.
А когда за 70 - только и остаётся молиться, чтобы Господь вразумил (не думаете же Вы, что своими силами "перевоспитаете"?).
"Надо уметь ждать, пока дитя подростёт и научится слушать." - Ну, а если этому "дитю" уже за 70 лет?! Вы тоже предлагаете подождать? О детях я, как раз, не говорю, но тех имею ввиду, кто уже сам детьми обзавелся и, естественно свой опыт передает своему потомству.
Ну, а с тем, что до нас часто не всегда доходит то, что нам говорят, с этим я, конечно, согласна - бывает, а поэтому и считаю, что объяснять необходимо максимально доступно и до тех пор пока не дойдет, самыми разными словами, как говорят: не мытьем - так катаньем.
Все селедки - рыбы => что не селедка, то и не рыба )))
А на самом деле должно быть так: что не рыба, то точно не селедка.
А в Вашем случае: что не истина, то точно не заповедь. Истина может быть и не в заповедях. "Христос - Бог" - это ведь не заповедь, а факт ;)
спасибо за статью. Спасибо также за статью "Грех и Конституция" от 31.05.12 (http://www.pravoslavie.ru/smi/53917.htm), где Вы осуждаете содомию (кроме прочего).
Но читая и эти статьи, и пр. (в том числе на www.vz.ru), не могу все же не задать Вам один вопрос.
Характерные Ваши слова: "Я не знаю священников, которые бы относились к гомосексуалистам с ненавистью, не считали бы, что это просто несчастье и беда. Если говорить о тех людях, которые выходят из года в год и устраивают бойню с несчастными московскими участниками этого самозваного гей-парада, я убежден, что, поступая так, эти люди свидетельствуют самым худшим образом о Церкви и о нормальной, здоровой части общества... Все эти кровопролития, разбитые носы и расквашенные челюсти ...".
Можно ли бить человека по любви к нему (не грех, а конкретного человека, носителя греха) и к близким? Кровопролитие человеческой крови на поле боя точно ли ненависть и грех?
"Однако многие святые брали на себя эту "лишнюю тяжесть"...
Для святых это была не лишняя тяжесть - а священный долг!
Мы-то с Вами не святые... Мне одним замечательным пастырем было сказано: спроси себя: для чего я это делаю? и честно ответь себе на этот вопрос - и поймёшь, надо говорить или не надо.
"а ведь говоришь не для того, чтобы осудить, а для того, чтобы получить совет от батюшки: как еще и какими словами можно достучаться до того, кого обличаешь. Так вот оно...."
Елена, мне кажется, прежде чем обличать человека, надо "прикинуить" - а способен ли этот человек понять, что Вы ему говорите? Что толку стучать, если человек не слышит?
Надо уметь ждать, пока дитя подростёт и научится слушать.
Мы тоже довольно часто не в состоянии понять, что на самом деле говорит батюшка, а понимаем по-своему. Увы.
А насчет разницы между осуждением и обличением... Так ведь, когда обличаешь в глаза и результат нулевой, как с гуся вода, а батюшке об этом начинаешь рассказывать, так сразу твое обличение в осуждение переходит, а ведь говоришь не для того, чтобы осудить, а для того, чтобы получить совет от батюшки: как еще и какими словами можно достучаться до того, кого обличаешь. Так вот оно....
172Провещает язык мой словеса Твоя, яко вся заповеди Твоя правда.(псалом118)
Значит: что не заповеди - то не правда и не истина.
Елена, понятие обличения и объяснение того, как следует обличать, содержатся в посланиях Апостола Павла. Тут всё ясно, просто прочитайте Апостол. А вот насчёт осуждения вопрос непростой, поэтому, как я понимаю, Отец Нектарий и решил на эту тему написать. Теперь же и с этим всё ясно. Очень трудно исполнять, но мы не можем говорить, что не понимаем.
Слава Господу и благодарение отцу Нектарию за доброе наставление!
Меня давно мучал этот вопрос, и вот наконец Вы дали на него такой обстоятельный ответ. Храни Вас Господь!
Я этим вопросом страдал последнее время, искал, у кого бы испросить совета. Ваша короткая статья мне очень помогла.
Спасибо огромное! Теперь всё более или менее понятно. В миру исполнять очень трудно (тебя подсекли на дороге - и ты матюгнул виновника), но общие принципы понятны.