Пророческие школы встречаются в исторических книгах Ветхого Завета главным образом под двумя названиями: «сонмы пророческие» и «сыны пророческие». Едва ли мы ошибемся, сказав, что у читающего Библию при этих названиях тогда не возникает никаких определенных представлений; если же когда и возникают какие-либо представления, то они бывают совершенно произвольны, и при научной их проверке иногда совершенно изменяются чуть ли не в противоположные. Но в то же время как бы инстинктивно чувствуется, что под «сонмами пророческими» и «сынами пророческими» разумеются не ничтожные и не случайные библейско-исторические факты, а факты весьма характерные для всей истории библейского еврейства, налагавшие свой отпечаток на его религиозно-нравственную физиономию, особенно в некоторые моменты ветхозаветной истории, факты, особенно характерные для самого величайшего и высочайшего явления Ветхого Завета — для ветхозаветного пророчества. Для истории и характеристики ветхозаветного пророчества школы пророческие кажутся особенно важными потому, что они выступают в периоды самой напряженной деятельности величайших пророков, «в героические эпохи ветхозаветного профетизма», по выражению одного немецкого исследователя. Но все это историческое значение, равно как и внешняя форма института, преподносятся пред читателем Библии в самых туманных и неотчетливых очертаниях. Такое, во всяком случае, мало желательное явление обусловлено тем, что единственный источник, откуда можно почерпнуть какие-либо сведения о пророческих школах, Библия — дает слишком ничтожное количество материала для суждения о названном институте и для его научного исследования. Исторические книги, излагая иногда довольно подробно внешнюю историю Израиля и дела его царей, слишком мимолетно касаются религиозно-нравственного состояния народа в тот или другой период его истории, ограничиваясь иногда замечанием, что такой-то царь делал неугодное в очах Господних. О пророческих школах исторические книги говорят только тогда, когда они выступают на арену внешней политической жизни народа, и говорят о них постольку, поскольку их жизнь и деятельность касаются общей политической жизни. Специальной речи о пророческих школах самих по себе в Библии нет. О внутреннем характере пророческих школ, их внешней организации, занятиях «сынов пророческих», о поставленных ими себе целях и задачах, о принятых для осуществления этих целей и задач путях и средствах — обо всем этом Библия, как бы невольно проговариваясь, роняет — и то весьма редко — совершенно незначительные замечания в двух-трех словах. При таком положении первоисточника, понятно, открывается необозримый простор для бесконечных предположений и гаданий, большинство которых не может быть ни принято по недостатку положительных инстанций, ни отвергнуто по такому же недостатку инстанций отрицательных.
Если научное исследование не должно состоять из одних только предположений и гаданий, то, очевидно, вопрос о пророческих школах не может иметь строго научной постановки и не может получить бесспорно научного разрешения. Не потому ли этот вопрос и не привлекает к себе внимания ученых исследователей Библии и библейской истории? О пророческих школах даже в немецкой ученой литературе нет ни одной капитальной монографии — явление для немецкой науки необычное.[1] Отсутствие монографий, разумеется, не может быть восполнено тем, что есть в других исследованиях по соприкосновенным вопросам. Различные замечания о пророческих школах рассеяны по бесчисленным «историям израильского народа», «библейским комментариям» и «богословским энциклопедиям».[2] Больше внимания уделяется пророческим школам в монографиях, посвященных библейскому профетизму вообще.[3] Но замечания ученых исследователей нередко произвольны и весьма разноречивы. Первое особенно следует сказать о произведениях тех западных ученых, которые принимают за точку отправления все результаты рационалистической библейской гиперкритики и читают Библию, напечатанную не на простой белой бумаге, а Библию разноцветную, радужную (Regenbogen-Bibel).[4] Стройные и последовательные построения подобных ученых оказываются висящими на воздухе для того, кто сомневается в полезности гиперкритики и недоверчиво относится к ее результатам.
В настоящей статье мы совершенно не претендуем на сколько-нибудь научное разрешение вопроса. Нет, наша задача гораздо скромнее. Нам хотелось бы, не забывая ученых трудов, представить в сжатом очерке то, что можно знать об истории и организации пророческих школ из Библии и как можно в согласии с библейскими данными представлять себе эти замечательнейшие институты ветхозаветного еврейства. По нашему мнению, хоть и краткое напоминание о пророческих школах в настоящее время может иметь значение не одно только научное, но и жизненно-практическое, о чем мы скажем несколько слов в заключении статьи.
Первые известия о пророческих школах мы встречаем в повествовании 1-й книги Царств о Самуиле и Сауле. Самуил, помазав Саула на царство, дает ему знамения, что помазал его Господь в царя над наследием Своим. Между прочим, одно знамение было следующим. После того, говорил Самуил, как ты придешь на холм Божий (hibat elohim), где охранный отряд Филистимский... и когда войдешь там в город, встретишь сонм пророков (hebel nebiim), сходящих с высоты, и пред ними псалтирь и тимпан, и свирель и гусли, и они пророчествуют (mitnabin); и найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать (hitnabita) с ними и сделаешься иным человеком (1 Цар. 10, 1, 5–6). Предсказание Самуила исполнилось. Когда пришел Саул к холму, встретился ему сонм пророков, и сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них. Все знавшие его вчера и третьего дня, увидев, что он с пророками пророчествует, говорили в народе друг другу: что это сталось с сыном Кисовым? неужели и Саул во пророках? И отвечал один из бывших там и сказал: а у тех кто отец? Посему вошло в пословицу: «неужели и Саул во пророках» (1 Цар. 10, 10–12). В другой раз мы встречаемся с сонмом пророческим в истории гонений Саула и Давида. Донесли Саулу, говоря: вот Давид в Навафе в Раме. И послал Саул слуг взять Давида, и когда увидели они сонм пророков пророчествующих и Самуила, начальствующего над ними, то Дух Божий сошел на слуг Саула, и они стали пророчествовать. Донесли об этом Саулу, и он послал других слуг, но и эти стали пророчествовать. Потом послал Саул третьих слуг, и эти стали пророчествовать. ...Саул сам пошел в Раму, и дошел до большого источника, что в Сефе, и спросил, говоря: где Самуил и Давид? И сказали: вот в Навафе, в Раме. И пошел он туда в Наваф в Раме, и на него сошел Дух Божий, и он шел и пророчествовал, доколе не пришел в Наваф в Раме. И снял и он одежды свои, и пророчествовал пред Самуилом, и весь день тот и всю ту ночь лежал неодетый; поэтому говорят: «неужели и Саул во пророках» (Ьаnebiim) (1 Цар. 19, 19–24)? В приведенных словах мы имеем первое по времени библейское свидетельство о двух сонмах пророков: один встретился Саулу около «холма Божия». Под этим холмом разумеют холм, на котором был расположен город Гива, упоминаемый немного ниже (см.: 1 Цар. 10, 26).[5] В русском переводе Библии собственное имя Гива переведено через «холм Божий». Другой случай относится уже к последним дням жизни Самуила, и в этом случае мы видим более организованный сонм пророков, во главе которого стоит Самуил и который имел постоянное местопребывание в Раме, к северу от Иерусалима, в колене Вениаминовом.[6]
Но совпадает ли первое упоминание о пророческих школах в Библии с их действительным историческим началом? Появились ли пророческие школы только при Самуиле, или они существовали и раньше него? Большинство ученых исследователей принимают, что учреждение и основание этих школ обязано инициативе Самуила. Ранее времен Самуила никаких пророческих школ не было, о них поэтому нигде и не упоминается; кроме того, в 1-й книге Царств (3, 1) замечено: Cлово Господне было редко в те дни, и видения... не часты. Это замечание свидетельствует будто бы о том, что в период судей никаких школ пророческих не было. Но, во всяком случае, для того чтобы решительно отвергать существование пророческих школ в том или другом виде до времени жизни и деятельности пророка Самуила, нет достаточных оснований. Если в Библии нигде не говорится о существовании пророческих сонмов в досамуиловское время, то нужно заметить, что в Библии ни слова не сказано и о том, что будто Самуил основал эти институты пророческие. В Библии сонмы пророческие являются без всяких предисловий, об их возникновении ничего не говорится, но говорится о деятельности их как уже существующих институтов. Правда, в Библии сказано, что слово Божие было в период судей редко и видения не часты (см.: 1 Цар. 3, 1), но все же слово Господне и видения были, хотя и не часто. Промысл Божий всегда бодрствовал над судьбами народа избранного; не прекращалась деятельность Промысла Божия и во времена судей, которые принято считать временами особенно мрачными. Господь воздвигал судей, которые спасали евреев от рук грабителей их (см.: Суд. 2, 16, 18), на которых, по Библии, был Дух Господень (см.: Суд. 3, 9–10), которые иногда обладали даром пророчества (см.: Суд. 4, 4). Иногда посылал Господь и пророков Своих, которые проповедовали слово Божие (см.: Суд. 6, 8–10). Этих пророков Библия называет в тот период иногда «людьми Божиими» (см.: 1 Цар. 2, 27–36; ср.: 2 Пар. 25, 7, 9) и Ангелами Господними (см.: Суд 2, 1–4). Иегова говорил через Моисея: Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему (Втор. 18, 18). Если здесь можно в пророке видеть и коллективное понятие пророчества, а на это дают полное право предыдущие стихи (см.: Втор. 18, 10, 14–15), то следует полагать, что слово Иеговы исполнялось и во времена судей. Кроме того, слова 1 Цар. 3, 1 говорят о редкости пророков, а пророки и сонмы пророческие — это, как увидим ниже, не одно и то же. Некоторые, ставя возникновение пророческих школ в тесную связь с потребностями времени, против раннейшего их существования возражают, будто в существовании их до времени Самуила не было особенной нужды. Только при Самуиле, по требованию особенных и исключительных обстоятельств времени, воздвигаются Богом целые сонмы пророков.[7] Но напрасно смотреть на сонмы или школы пророческие как на особых посланников Божиих, какими были пророки, и видеть всю их сущность во внешней деятельности, не задумываясь над их внутренней жизнью. Как «сонмы» благочестивых людей, ревнителей не только общественного благочестия, но и личного прежде всего, пророческие сонмы естественны и необходимы во всякие времена и при всевозможных исторических обстоятельствах. Изменившиеся к худшему исторические обстоятельства могли только побудить самозаключенные пророческие «сонмы» выступить на арену общественной деятельности; это выступление и отложено в Библии без всяких примечаний об их раннейшем существовании.
Обстоятельства же действительно переменились. Народ еврейский вступил в новую фазу государственной жизни. Собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: ...поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов (1 Цар. 8, 4–5). Закон Моисея не исключал такой формы государственной жизни (см.: Втор. 17, 15–20). Но народ не постигал теократических идей закона, которые также ясно выражены в законе (см.: Втор. 32, 9; ср.: 1 Цар. 12, 12). Старейшины к своей просьбе добавили многозначительные слова: как у прочих народов. Потому-то и не понравилось слово сие Самуилу и Сам Бог сказал Самуилу: не тебя они отвергли, но отвергли Меня (1 Цар. 8, 6–7).[8] Но нельзя принять, будто пророческие сонмы организованы были Самуилом специально с целью «охранять дело Иеговы и возвратить к закону уклонившийся от него народ».[9] Мы видим сонм пророческий существующим при самом учреждении царской формы правления (см.: 1 Цар. 10, 5, 10). Такие учреждения, как пророческие сонмы, не могут быть созданы в несколько лет или месяцев. Необходимо допустить раннейшее существование пророческих сонмов независимо от выдвинутой для них позднейшими обстоятельствами цели бытия. Можно также обратить внимание на то, что при втором упоминании о сонме пророков, пророчествовавших под начальством Самуила в Раме (см.: 1 Цар. 19, 19–20), сонм представляется имеющим определенно сложившуюся организацию, а это заставляет искать его начала во времена раннейшие. Да и при первом упоминании о сонме пророков его существование представляется вошедшим в народное сознание как обыденный факт, не вызывающий никакого изумления. Неужели и Саул во пророках? — спрашивали по поводу пророчества Саула знавшие его вчера и третьего дня (1 Цар. 10, 11). И отвечал один из бывших там... а у тех кто отец (1 Цар. 10, 12)? В этом разговоре так и бросается в глаза, что для говорящих сонм пророков, его характер, происхождение его членов — все это для говорящих нечто весьма определенное и обычное. Все дает право допустить, что пророческие школы или сонмы были и раньше Самуила.
Можно сослаться на Майбаума,[10] который решительнее всех утверждает существование пророческих школ до Самуила и посвящает целую главу своего исследования описанию пророческих школ в досамуиловское время.[11] Но Майбаум, допуская существование пророческих школ до времени Самуила, отождествляет их совершенно со школами языческих гадателей. Изучениe языческой мантики, по мнению Майбаума, в этих школах занимало первое место. Самуил в корне реформировал эти языческие школы, совершенно уничтожил грубый характер прежнего пророчества — мантики, гадания.[12] При Самуиле мантика уступила место пророчеству на основании внутреннего откровения. В реформированных школах перестали изучать мантику; вместо нее выступают более высокие занятия: музыка, поэзия, изучение истории и подобное.[13] Майбаум не сообщает, откуда он сам узнал об общем корне происхождения пророчества и языческой мантики[14] и на каких основаниях он возвещает свое мнение ученому миру. Для отрицающего раннее происхождение Второзакония, конечно, не имеет смысла то строгое разграничение, которое проводится там между еврейским пророчеством и языческой мантикой, но для нас это разграничение имеет значение. А во Второзаконии Моисей говорит народу: Народы... которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей (kosemim),[15] а тебе не то дал Господь Бог твой. Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой (Втор. 18, 14–15). В Библии нет оснований утверждать, будто ранее Самуила пророчество носило характер суеверно-языческих гаданий. Если были до Самуила какие-либо школы пророческие или сонмы пророков, то их лучше всего представлять союзами или обществами особенно религиозно настроенных людей, которые сокращали даже свои житейские потребности, чтобы больше времени проводить в религиозных упражнениях в сообществе с такими же религиозными людьми. Постоянная сосредоточенность их религиозного чувства сделала их более восприимчивыми к воздействиям Божества, и бывали моменты, когда они «пророчествовали». О таких массовых пророчествах есть сведения и в раннейших библейских данных. Так, еще во время странствования по пустыни на выбранных в помощь Моисею 70 старейшин сошел Дух, и они стали пророчествовать. Два из них, Елдад и Модад, пророчествовали в стане. Когда Иисус Навин сказал Моисею: запрети им, — Моисей ответил: Не ревнуешь ли ты за меня? о, если бы все в народе Господнем были пророками (Чис. 11, 25–29). Если и не все в народе Господнем были высоко религиозны, то все же всегда были ревнители веры, которые удостаивались иногда воздействия Духа Божия.[16]
Историей жизни Самуила библейские сведения о пророческих школах древнейшего времени оканчиваются. Во 2-й книге Царств совершенно нет никаких упоминаний о пророческих школах, нет и в 3-й книге, кроме мимолетного единственного замечания в 20, 35. Только в 4-й книге Царств, при повествовании о времени пророческой деятельности Илии и Елисея,[17] встречаются снова сведения о пророческих школах. Здесь пророческие школы выступают под названием «сынов пророческих» (bene nebiim). Возникает вопрос: были ли пророческие школы в период времени от Самуила до Илии, или же «сыны пророческие» времен Илии представляют явление совершенно новое, может быть, только аналогичное «сонмам пророческим» времен Самуила? Заметим, что в Библии нет никаких сведений о разложении пророческих сонмов времен Самуила, а равно нет сведений о возникновении обществ «сынов пророческих» во время пророка Илии. Во времена Илии «сыны пророческие» выступают сразу и в большом количестве. Потому можно уже предположить, что общества пророков были после Самуила и раньше Илии. Едва ли то обстоятельство, что в 4-й книге Царств употребляется исключительно термин «сыны пророческие» (bene nebiim), в 1-й книге Царств не встречающийся, — может быть достаточным основанием для утверждения, будто в 4-й книге говорится о совершенно новом институте.[18] Название могло измениться в зависимости от времени, а также и от различных писателей 1-й и 4-й книг Царств. Внешняя деятельность также могла отлиться в новые формы, но в сущности едва ли можно отметить какие-либо противоречащие черты «сонмов пророческих» и «сынов пророческих». Нет достаточных оснований отрицать существование пророческих школ в период времени от Самуила до Илии, то есть их непрерывное существование.[19] Правда, о школах пророческих в истории Давида и Соломона совершенно не упоминается, но некоторые, весьма смутные, намеки найти можно. Так, нельзя не обратить внимания на то, что пророк Нафан имел большое значение при Давиде и Соломоне (см.: 3 Цар. 1, особ. ст. 32, 34, 45). Он даже нарекает Соломону имя Иедидиа (см.: 2 Цар. 12, 25). Предполагают, что Нафан был воспитателем Соломона, подобно тому, как Елисей воспитывал Иoaca.[20] Следовательно, пророкам и этого времени не была чужда религиозно-педагогическая миссия. Нафан мог воспитывать не одного Соломона, а целый пророческий сонм. Библия много раз говорит, что пророки писали хроники и в это время. Дела... Давида... описаны в записях Самуила провидца... и в записях Гада прозорливца (1 Пар. 29, 29). Деяния Ровоамовы... описаны в записях Самея пророка и Адды прозорливца (2 Пар. 12, 15); деяния Асы — в сказании пророка Адды (2 Пар. 13, 22). Этот факт свидетельствует, что пророкам не чужды были школьные занятия, как писание отечественной истории. Vitringa видит некоторое отражение факта существования пророческих школ в Притчах, где говорится, что Премудрость построила себе дом... и послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских (Притч. 9, 1, 3).[21] Исторические книги заняты изображением напряженной политической жизни при Давиде и Соломоне, а затем разделением царств и учреждением нового культа. Но при всех этих громких внешних делах совершалась, нужно думать, и внутренняя работа религиозного сознания в лице особо расположенных к тому людей, которые и составляли между собою тесные союзы под управлением и руководством пророков. 4-я книга Царств дает нам знать об обществах «сынов пророческих» как об обществах весьма больших по количеству входящих в них членов и имеющих определенную организацию. Это весьма убедительно говорит за существование школ пророческих раннее пророка Илии.
Последнее упоминание о пророческих школах можно найти у пророка Амоса. Сказал Амос Амасии: Я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы (Ам. 7, 14). Правда, нигде член пророческих обществ не называется «сын пророка», как здесь называет себя Амос. В 3-й книге Царств (20, 35) мы находим выражение: один человек из сынов пророческих, потому «сын пророка» можно понимать и буквально, в смысле сына по рождению, но допустимо в связи с предшествующими словами Амасии Амосу (Ам. 7, 12) и другое понимание. Амос доказывает свое право на пророчество ссылкою на повеление Божие и отрицает свою связь с пророками, которые пророчествовали и за то ели хлеб, по выражению Амасии. Ему не было нужды упоминать, что он не сын пророка, так как происхождение от пророка не делало пророком, а потому и можно в словах «не сын пророка» видеть намек на пророческие школы.[22] Таким образом, можно определить период процветания пророческих школ временем от Илии до Амоса.[23]
Конечно, пророческие школы не могли исчезнуть в какой-нибудь определенный момент времени, но необходимо допустить, что в последние годы до разрушения царства Израильского в связи с общим религиозно-нравственным разложением народной жизни, увядали и пророческие школы, которые мы позволим себе назвать цветами религиозно-нравственной жизни.
Нельзя обойти молчанием то обстоятельство, что книги Царств совершенно не говорят ничего о существовании пророческих школ в царстве Иудейском. Все «сыны пророческие», упоминаемые в 4-й книге Царств, живут и действуют только в Израильском царстве. Но нам кажется поспешным заключать из этого, что пророческих школ в Иудейском царстве не было. Неужели семена, посеянные Самуилом и уже им возращенные, остались совершенно бесплодными? И неужели в царстве Иудейском при более высоком сравнительно с царством Израильским уровне религиозной жизни не находилось особенных ревнителей Иеговы, которые объединялись бы между собою с религиозно-педагогическими целями? Пророческое служение не ограничивалось рамками Израильского царства; пророчество было, можно даже сказать, сверхнациональным откровением Бога на земле.[24] Если пророки имели у себя учеников в Израильском царстве, то почему не могло быть таких же учеников и в Иудейском царстве? Но понятно, что совершенно нечего сказать для фактического подтверждения существования пророческих школ и в Иудейском царстве.
Мы наметили главнейшие пункты в историческом существовании ветхозаветных пророческих школ. Библия своими сведениями как бы бросает два луча света на совершенно покрытую мраком неизвестности историю пророческих школ. В свете первого луча мы видим пророческие сонмы времен Самуила, а в свете второго — сынов пророческих времен Илии и Елисея. Сонмы пророческие и общества сынов пророческих описаны несовпадающими и неодинаковыми чертами, но и непротиворечащими. Можно допустить непрерывное существование пророческих школ,[25] только ко времени пророков Илии и Елисея эти школы имели другую внешнюю форму. Какие стадии в своем историческом развитии проходили пророческие школы — об этом можно только гадать, так как нет никаких исторических свидетельств. Писать подробно историю пророческих школ — неблагодарная задача и малополезное занятие.
[1] Монографии, посвященные специально пророческим школам, были, но именно только были; они принадлежат к прошлым и позапрошлым столетиям.
Таковы: J. Alting. Historia Academiarum Hebraeorum. 1687; Werenfel. Dissertatio de scholis prophetarum.
[2] Нужно, однако, сказать, что все эти замечания большею частью отрывочны и не дают определенного представления об институте пророческих школ в его целом. Библейские комментарии только в лучшем случае уделяют пророческим школам несколько страниц сряду, как это видим, например: Carl Friedrich Keil. Die Bьсher Samuels. Biblischer Commentar ьber das Alte Testament / Herausgeg. von C. Fr. Keil und Franz Delitzsch, Th. 2. Bd. 2. Leipzig, 1864. S. 146–151. Другие комментарии ограничиваются только экзегезисом относящихся стихов. Энциклопедии же иногда не уделяют пророческим школам особых статей, а говорят о них в статьях, посвященных ветхозаветному пророчеству вообще. Cм., например, Real-Encycklopдdie fьr protestantische Theologie und Kirche / Herausgeg. von Herzog. 2-te Aufl. Bd. 12 (далее — Herzog. RE2).
[3] Таковы: J. Alting. Historia Academiarum Hebraeorum. 1687; Werenfel. Dissertatio de scholis prophetarum.
[4] Особенно типичным исследованием этого рода можно назвать: Dr. Siegmund Maybaum. Die Entwickelung des israelitischen Prophetenthums. Berlin, 1883.
Regenbogen-Bibel (нем.) — т. н. «радужная Библия», критическое издание Библии, вышедшее в кон. XIX в., в котором, согласно теории «четырех источников» Пятикнижия, текст был напечатан соответственно четырьмя разными цветами. — Прим. ред.
[5] См.: Keil. Op. cit. S. 74; М. Вержболович. Цит. соч. С. 230–231.
[6] Пророческий же сонм, упоминаемый в 1 Цар. 10, 5, 10, мог и не иметь постоянного местожительства в Гиве. Может быть, сонм пророческий совершал только религиозную процессию, на что, по-видимому, намекает то обстоятельство, что сонм пророков сходил с холма и имел при себе музыкальные инструменты, небелы, кипноры и др. Это предположение допускает и Keil (Op. cit. S. 74), вопреки утверждению Вержболовича, будто Keil склоняется к противоположному мнению (Цит. соч. С. 230. Прим. 1). Vitringa в «De synagoga vetere», где есть содержательная «Dissertatio de publicis scholis Prophetarum» (C. VII. P. 349–361), однако же, замечает, что, без сомнения, на холме, с которого сходил первый упоминаемый сонм пророков, была школа пророческая («haud dubie, quod Prophetarum ibi schola fuerit». P. 356).
[7] М. Вержболович. Цит. соч. С. 232–233.
[8] «Also nicht die Forderung des Kцnigs, sondern die Art und Begrьndung dieser Forderung war es, die Samuels und lehovas Missfallen erregte, und womit das Volk sich versьndigte» — замечает F. M. Zahn в миниатюрной брошюрке «Samuel der Prophet und Reformator. Ein Beitrag zum Schriftverstдndniss» (Brдmen, 1873. S. 33).
[9] М. Вержболович. Цит. соч. С. 235.
[10] S. Maybaum. Op. cit. S. 38–39.
[11] Ibid. S. 7–29 («Die vorsamuelische Zeit»).
[12] По крайней мере, на то время, пока пророческие школы были под личным руководством Самуила. Ibid. S. 49.
[13] Ibid. C. 1. S. 41–12.
[14] М. Вержболович. Цит. соч. С. 11.
[15] Kosem от глагола kasam, который означает «заклинать». В Ветхом Завете kosem означает того, кто испытывает волю богов через заклинательные формулы, вообще означает суеверного гадателя. В этом смысле kosem употребляется о ложных пророках во Втор. 18, 10, 14; 4 Цар. 17, 17; Мих. 3, 6, 7, 11; Ис. 3, 2; о Валааме — в Нав. 24, 9–10 (славянское «волхв»), о филистимских пророках в 1 Цар. 6, 2; также об Аэндорской волшебнице в 1 Цар. 28, 7. О еврейских истинных пророках kosem не употребляется.
[16] Такие люди были и при начале деятельности пророка Самуила. Самуил не создал пророческих сонмов из ничего, но он ранее бывшие общества призвал себе на помощь в деле религиозно-нравственного возрождения народа, и сам оперся на сонмы пророков. Конечно, формирование пророческих сонмов, призванных к деятельности Самуилом, подвинулось далеко вперед. Ср.: F. M. Zahn. Op. cit. S. 26–27.
[17] Это время «die Heldenzeit des Prophetenthums», по выражению Maybaum’a. Op. cit. S. 60.
[18] Это обстоятельство особенно выставляет Keil. Op. cit. S. 147–148. To же самое см.: М. Вержболович. Цит. соч. С. 248.
[19] Такое непрерывное существование пророческих школ решительно доказывает Майбаум. Op. cit. S. 46–47.
[20] Так можно думать на основании 4 Цар. 6, 21 и 4 Цар. 13, 14. Ср.: 4 Цар. 2, 12.
[21] «Similitude, inquam, mihi in hac locutione videtur desumpta abeo, quod ilia aetate cultores literarum edita urbium aut agrorum loca elegerint, iu quibus scholos suas aperuerunt». Vitringa. Op. cit. P. 352.
[22] Подробно об этом см.: М. Вержболович. Цит. соч. С. 284–286. Oehler пишет: «In dem spдter nicht vorkommenden ‘ben nabi’ dieser Stelle liegt die letzte Spur der Prophetenschulen». Herzog. RE2. Bd. 12. S. 278.
[23] По хронологической таблице Евальда этот период обнимает 111 лет.
[24] См.: Проф. С. С. Глаголев. Сверхъестественное откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви. Харьков, 1900. С. 105.
[25] См.: Проф. С. С. Глаголев. Сверхъестественное откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви. Харьков, 1900. С. 105.