Душа Сербии

"Душа
Душа Сербии: Сб. / Пер. с сербского Н. Феофановой; под редакцией С. Луганской. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. – 672 с.
Знаменитый сербский архиерей XX века, недавно прославленный в лике святых, святитель Николай (Велимирович) в последние годы стал хорошо известен русском читателю. Его произведения все больше переводятся на русский язык и пользуются заслуженной любовью. В настоящий сборник вошли книги святителя Николая: "Сто слов о вере", "Жатвы Господни", "Беседы под горой", "Мысли о добре и зле", а также впервые публикуемая работа "Душа Сербии".

Приводим отрывок из книги:

ЖАТВЫ ГОСПОДНИ. ЖАТВА ПЕРВАЯ

Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). Первым современником Иисуса, восхищенным в рай, был покаявшийся разбойник с голгофского креста, в 20-й год правления кесаря Тиберия и в 34-й год от воплощения Бога Слова. Таким образом, Небесное Царство Христа началось с одного-единственного человека. И с какого человека? Не с великого апостола, не с Пресвятой Девы Марии, Матери Иисусовой, а началось с преступника, но с преступника покаявшегося, чтобы он стал символом всего рода человеческого, из любви к которому Христос претерпел страдания и пролил Свою безгрешную кровь, и чтобы подчеркнуть спасительность Таинства покаяния, одного из семи великих православных Таинств. Мы говорим о людях, а не об Ангелах, ибо задолго до разумного разбойника бесчисленное воинство Ангелов обитало там рядом с Господом, предводителем их. Спускались они из Небесного Царства на землю и возносились на небо, служа явленному Мессии в Его деле спасения людей (Мф. 4, 11). Но недолго спасенный разбойник оставался единственным человеком на небесах. В тот же день, в великую пятницу, Иисус душой сошел во ад, в шеол-преисподнюю, чтобы явить Себя и объявить Свою Благую Весть усопшим со времен Адама, которые  веками ожидали окончательного решения своей судьбы. И Он, Господь Иисус Христос, находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал Евангелие, ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом (1 Пет. 3, 19; 4, 6).

Кем были эти обитатели ада? Это были дохристианские праведники, все, что в вере скончались, не дождавшись исполнения Божиего обетования о Спасителе, но только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят (то есть гости и странники на земле), показывают, что они ищут отечества (Евр. 11, 13–14), ибо на земле они не смогли его найти. Но тот собор и Церковь первенцев (см.: Евр. 12, 23) состоял не только из ветхозаветных праведников из иудеев, но и из всех народов и племен под небесами. Ведь ни Авель, ни Сим, ни Енох, ни Ной, ни Руфь, ни Иов не были евреями. По слову апостола Павла: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде Его приятен Ему (Деян. 10, 34–35). Все они были спасены из ада благодатью Божией и заслугой Господа Иисуса Христа. И не только известные и прославленные праведники, но и все грешники, которые грешили на земле, но, увидев Иисуса в аду лицом к лицу и услышав Его Благую Весть, покаялись и уверовали в Него как в Единого Истинного Человеколюбца и Спасителя.

Тела их давным-давно превратились в прах, смешались с землей, а души горевали и воздыхали во тьме ада преисподнего. Это были души людей от Адама и вифлеемских младенцев, которых  Ирод первых заклал из-за Иисуса, нового Царя, и до Крестителя, Предтечи Иисуса Христа – Мессии, святого Иоанна, убитого Иродом вторым.

Одному Господу Всеведущему известно их число. Но о том, как огромен был народ тот, превосходивший числом все народы Римской империи, свидетельствует и продолжительность времени от Адама до Христа, и святые отцы – очевидцы. Святой Иоанн Златоуст в своей пасхальной проповеди о сошествии Христа во ад вдохновенно сказал: «Ад озлобился, ибо опустел… Воскрес Христос, и нет ни одного мертвого во гробе».

Весь этот многомиллионный народ Христос Человеколюбец вознес в рай, отворив его врата Своей кровью. А раскрыв людям врата райские, удалил Он хранителя тех врат – Херувима с огненным мечом. Так Всемогущий Христос за одну ночь сделал Свое Царство большим, чем царство кесаря Тиберия.

В этом исключительность и неповторимость истинного Мессии как всеобщего Спасителя мира. Он принес спасение всем человеческим поколениям от начала до конца времен, и живым, и мертвым. Лжемессии и самозваные спасители, особенно умножившиеся в наше время, думают лишь о «спасении» живых, а не мертвых, им не приходит в голову мысль о спасении от смерти себя и других. Все их программы заключаются в кратковременном устранении различных житейских невзгод, пока жаждущее жить человеческое сердце не перестанет биться. Смерть непобедима для них, она – сильнее жизни. Зловещая царица смерть владела миром еще до «случайного» зарождения жизни и будет владеть им вечно и после исчезновения с земли всего живого – вот их философия, полностью противоречащая откровению Христа.

Кто-то из пропагандистов материализма, произнося речь на народном собрании, обращаясь к сербс-кому народу, утверждал, что Иисус Христос за две тысячи лет не сумел осуществить обещанное, а вот его безбожная партия создаст на земле рай. Спросила его  вдова, только что похоронившая сына единственного: «А может ли ваша партия вернуть жизнь моему сыну?» Ответил ей на это новый спаситель мира: «Конечно, этого не может никто, и мы не сможем. Мы создадим рай для живых, а на мертвых мы не рассчитываем, ибо их нет». Сказала ему скорбящая мать: «Рай, который вы создадите на земле, без моего сына будет для меня адом». В истории мира Христос – единственный Спаситель и живых, и мертвых. Да, единственный полноводный и неудержимый Источник жизни и всемогущий Победитель смерти и ада.

Его Царство не от мира сего, но Он непрерывно совершает жатву Свою на земной ниве с помощью Ангелов и собирает пшеницу в Свою небесную житницу, в которой скорбящая мать встретит умершего своего сына и уже никогда не расстанется с ним, ибо в той жизни нет разлук.

Разговор первый

– О чем беседуете, честные братья мои, могу ли я послушать, о чем говорите?

– Если и вправду Валаамова ослица заговорила по-человечески (см.: Чис. 22, 28), значит, оправдана вера буддистов в реинкарнацию, оправдана и подтверждена Библией.

– Вы слышали об этом на сборище оккультистов и спрашиваете, как это согласуется  с учением Христа? Эх, братья честные, лучше бы вы не ходили на то собрание, а пошли бы в церковь и послушали Евангелие о богаче и Лазаре, о том, как умер несчастный и больной бедняк, которого уста Господни именуют Лазарем, а потом умер знатный богач, чье имя уста Господни даже не произносят. Душа Лазаря сподобилась небесной радости, а душа безымянного богача – адских мук. Неужели небесный знаток, наш Спаситель Господь, этой притчей раз и навсегда не пресек легенды о переселении душ? Неужели Он, Свидетель всех тайн неба и земли, не засвидетельствовал со всей очевидностью, что души переселяются не из тела в тело, но прямо и навсегда переходят в ту обитель, какую заслужили земными делами! А то, что Валаамова ослица заговорила, так это не потому, что в нее реинкарнировалась душа человека, но по воле Божьей. Господь пожелал пристыдить дурного человека, наездника ее, через бессловесную тварь.

И ослица, когда говорила человечьим голосом, конечно, не понимала, что говорит. Так же и ворон, который носил пищу пророку Илии в пустыню, не знал, кому и от Кого носит еду, хотя оккультисты всячески хотели бы, чтобы в том вороне была сознательная душа умершего человека.

– Но как же могли ученые, даже некоторые русские философы, признать такую ошибочную теорию?

– Могли, честные мои братья, что только не могут люди? И ученые,  и простецы впадают в большие заблуждения, ибо они не знают ни Священного Писания, ни силы Божией. Ведь известно, что фальшивое золото блестит ярче настоящего. И хоть овальный камешек напоминает яйцо, но нет в нем жизни. Люди часто обманываются.

Так пусть заблуждения заблудших станут вам уроком и грозным предостережением. Уроком, чтобы не были легковерны и не верили людям, которые не знают и не любят вас, но чтобы верили Спасителю, Который знает вас от сотворения мира и любит так сильно, что пошел ради вас на смерть. Грозным предостережением же в том, чтобы вы не тешили себя мыслями: когда умру, явлюсь на землю в другом теле, потом еще и еще раз и еще тысячу раз, и будет у меня время исправиться. Страшная, но и утешительная истина в том, что человеку дан один срок жизни на земле, а потом – суд. И только за этот краткий срок каждый может безвозвратно заслужить либо вечную жизнь, либо вечную муку.

Говорите, и пантеизмом увлекались многие ученые христиане, среди них, к сожалению, уже на склоне лет был и граф Толстой. Наряду с оккультизмом, пантеизм – второе великое зло, которое было, есть и будет существовать и между теми, кто крещен, но креста не признает. Они, подобно античным эллинским философам-стоикам, верят в некое эфирное божество и считают, что души людей – капли божественного эфира в физических телах. После распада тела эти капли – души людей – вливаются в бескрайний океан эфира, океан божества, обезличиваясь и утрачивая индивидуальное сознание.

Приверженцы Спинозы исповедуют его заблуждения, согласно которым дух и материя нетварны и вечны. Бог как Дух вечно связан с материей и материя – с Богом, следовательно, Бог является и материей, и духом одновременно. Подобно черепахе, сказал бы я. Ведь, согласно древней легенде, наш мир покоится на черепахе. После смерти душа человека переходит в вечный дух, а тело – в вечную материю. А чтобы придать привлекательность этой убийственной философии, он назвал ее «этикой»!

Словно провидя опасность философии своего земляка Спинозы, святой апостол Павел оставил христианам вечное предостережение, сказав: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (Кол. 2, 8). Это предостережение апостола тем или иным образом относится и ко всем философским учениям, которые утверждают, что видимый мир не сотворен Личностью Бога, но что он вечен и безграничен. Этими предпосылками они полностью отрекаются от Христа, но отрекается от них и Христос.

Спаситель открыл и показал совершенством Своей Личности, что Бог есть Личность, высшая Личность, а не полусонный и полусознательный дух, некий принцип и природа или закон природы. Господь Иисус Христос, братья мои, доказывал существование Бога не с помощью твари, Он объяснял тварь с помощью Бога. Какого Бога? Триединой Личности. Он подтвердил истинность всеобщей веры всех народов, следует признать, веры, к тому времени искаженной и помутившейся, но еще существующей. Веры в Бога как в сознательную Личность, веры в сознательную и личностную жизнь человека после смерти. Народы мира никогда не могли примириться с философскими учениями о безличном боге и о безличном бессмертии человека. Поэтому явился Бог в образе Сына Своего Иисуса Христа, Который не был «да» и «нет»; но в Нем было «да» (2 Кор. 1, 19), все было положительным, все утвердительным, все, что могло пожелать человеческое сердце, и даже более того. Тьма и бремя упали с душ человеческих, и возроптали фарисеи: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним (Ин. 12, 19). И поэтому: с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него (Лк. 16, 16), туда, где царит Бог как Триединая Личность, где от сотворения мира уготовано место всякой личности, которая откликнется на Божий зов.

Для вас и для меня, честные братья, самый важный вопрос и проблема в том, откликнемся ли мы вовремя на призыв Христа, ибо Ангелы Его день и ночь собирают жатву Господню, без устали и отдыха, относят урожай в небесную житницу. А что, если серп ангельский отбросит нас, словно пустые колосья, и оставит топтать свиным копытам?

 

Святитель Николай Сербский

26 января 2007 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту