Слово Патриарха

Неделя 33-я по Пятидесятнице

Смерти нет

Замечательные сыны Отечества нашего погибли, и их смерть действительно заставила задуматься о том, что происходит с нами как с людьми, насколько хрупко наше существование. Нам иногда кажется, что мы всесильные, могущественные, что у нас мощная техника, что человек способен управлять практически всеми процессами, в которые вовлечен. На самом деле это совсем не так. Человек создан Богом и действительно исполнен сил, но над всем – Бог. И только когда мы стоим у гроба своих близких, нас часто посещают мысли о смысле жизни, о конечности нашего бытия, обо всем том, что нас окружает и чему мы отдаем все силы своей души.

    

Господь забрал к Себе этих замечательных людей. Для нас это трагедия, но не для Бога, потому что, в отличие от нас, Бог видит всё. Он видит вечность, и то, где они сейчас, это лучше, чем то, где остаемся мы. Нам это трудно понять, потому что нам не дано опыта соприкосновения с иной жизнью. Но иная жизнь существует, а значит, смерти нет. И чем яснее мы будем это понимать, переживая умом и сердцем, тем мы будем сильнее. Тогда у нас будет иной взгляд и на нашу временную жизнь, ведь то, что нам кажется иногда очень важным, чему мы посвящаем все силы своей души, своего сердца, своего разума, с точки зрения Божественной перспективы и вечности очень часто таковым не является.

Из слова перед панихидой
по жертвам крушения самолета Ту-154 под Сочи,
совершенной в сороковой день после трагедии
в Покровском соборе Новоспасского монастыря,
г. Москва, 2 февраля 2017 года

Гонения на Церковь совершались на протяжении всей истории

Гонения на Церковь совершались на протяжении всей истории – с самых первых дней существования христианской общины в Иерусалиме. Тех, кто исповедовал Христа Господом и Спасителем, побивали камнями, отлучали из общения, преследовали даже до конца земли. Только вдумайтесь в тот факт, что все апостолы, кроме евангелиста Иоанна Богослова, были умерщвлены, став жертвами гонений за Господа и Спасителя! Почему же последователей Христа уничтожали? А потому, что многим казалось, что появление христианства угрожает их собственным религиозным целям и задачам. Так думали иудеи, так думали язычники, а вскоре и Римское государство поставило вопрос: а не угрожает ли христианство целостности, благополучию и сплоченности великой империи? И покуда некоторые из императоров полагали, что непременно угрожает, продолжались – вплоть до начала IV века – страшные гонения. Почти каждый день мы вспоминаем имена мучеников и исповедников эпохи тех самых страшных римских гонений, что обрушились на Церковь и на христиан якобы ради защиты государственных интересов.

Проповедь Христа возвышала человека над сиюминутной борьбой

Но, наверное, только в новое время возникла новая мотивация для гонений. Движимые своими философскими убеждениями, а лучше сказать – фантазиями, те, кто пришел ко власти, почувствовали в христианстве идеологическую опасность, потому что проповедь Христа возвышала человека над сиюминутной борьбой, выводила из контекста человеческих страстей, а значит, мешала управлять человеческим сознанием во имя достижения совершенно конкретных идеологических целей. Но ведь никто никогда не формулировал подлинные причины этих гонений так, как мы с вами сейчас можем сформулировать. А объяснялось это просто: христианская вера мешает прогрессу, мешает развитию образования и науки, а значит, мешает человеческому счастью. Так вот, для того чтобы люди были счастливы, христиан нужно убивать, их храмы закрывать, а государство строить на основах, не имеющих никакого отношения к христианской нравственности. Эти пагубные диавольские намерения были импортированы в сознание нашей элиты и даже части нашего народа, и гонение против Церкви Русской было развязано именно для того, чтобы приблизить – вдумаемся! – «светлое будущее». Ведь христиане мешали этому «светлому будущему», хотя никто из них не выступал против установившегося политического строя – они только исповедовали честно веру. Когда от них требовали: «Отрекись», они говорили: «Нет, не могу. Моя верность Христу превыше верности чему бы то ни было, и я готов за Христа умереть». Сотни тысяч людей – наверное, больше, чем в Римской империи, – были погублены. Это наш народ, самые лучшие его представители, которые якобы мешали построить светлое будущее. И, пройдя через испытания и страдания XX века, скорби великой войны и огромные жертвы как страшное наказание за всё это беснование, народ наш стал постепенно выходить из плена.

Опыт христианской истории учит нас: нельзя идти таким путем

Сегодня мы имеем возможность говорить обо всем этом открыто, никого не боясь, ставить очень важные вопросы. И может быть, самый важный вопрос: а есть что-то в этом мире, особенно связанное с благополучием и процветанием человека, ради чего стоило бы убивать другого? Ведь и сегодня мы наблюдаем безумные действия тех, кто уничтожает своих конкурентов, – это тот же способ расчистить себе дорогу в «светлое будущее», стать более знатным, богатым, иметь больше власти. Опыт христианской истории учит нас: нельзя идти таким путем. Более того, это путь в никуда. Но разве могли римские императоры – Нерон, великий Траян, Диоклетиан – поверить, что вся организация этой могущественной империи – юриспруденция, армия, дисциплина, денежная система, транспортная инфраструктура, обеспечивавшие господство над всем Средиземноморьем, – будет неспособна уничтожить христианскую веру? Все они страшно ошиблись. Они ушли из истории как гонители, как люди жестокие, а вера христианская существует. Наверное, точно так же гонители в Западной Европе в новое время уничтожали храмы и монастыри, полагая, что политическая культура и политическая философия, исключающие Бога и призывающие к борьбе с религией, позволят построить благополучное общество и исторгнуть веру христианскую. Не получилось!

Самый поразительный пример полного краха гонений – это наша Церковь и наша страна

Но, наверное, самый поразительный пример полного краха гонений – это наша Церковь и наша страна. Почему же так? Сегодня за Литургией читался отрывок из Послания апостола Павла к Римлянам, в которой он говорит, что уверен – уверен в том, что «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не могут отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8: 38–39). Вот этого не знали гонители. Они не знали, что в этих людях – слабых, поверженных силой государственного принуждения, – пребывает сила Божия. Не отказываясь от Христа, не предавая своих интересов, эти люди защищали Христа, а Он защитил их, и они все – в Его Царстве. Но Он защитил их не только в плане их личного спасения, но по отношению к делу, которому они служили. И сегодня в центре Москвы, в этом восстановленном из праха кафедральном соборе Христа Спасителя, который сам по себе является символом возрождения веры Святой Руси, с великим благодарением Богу мы возносим молитвы о новомучениках и исповедниках Церкви Русской, подвиг которых укрепил в вере наш народ. Мы знаем, что эти новомученики и исповедники сегодня молятся о стране нашей, о Церкви нашей. И не является ли тот подъем, духовный и материальный, который, несмотря на трудности, мы все сегодня видим, ответом Божиим на тот подвиг жертвенный и на ту молитву, которую возносят к Его престолу наши святые новомученики и исповедники, предшественники наши по пребыванию в ограде Святой Русской Православной Церкви?

Из слова после Литургии
в храме Христа Спасителя в Москве
5 февраля 2017 года, в Неделю о мытаре и фарисее,
праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 2-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 2-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Удивительный пример мученичества – это то, что сегодня наша молодежь должна знать, и на этом фоне мы должны говорить о наших сегодняшних надеждах, о наших мечтаниях, о нашем пастырском уповании, о целях нашего церковного служения.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 1-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 1-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Удивительное русское слово – «подвиг». Корень у него тот же, что и у слова «движение». Подвижник – это тот, кто двигается навстречу Богу. И если современные люди, динамичные и целеустремленные, ставят иные цели, то они напрасно суетятся.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 7-я по Пасхе
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 7-я по Пасхе
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Если мы хотим быть свободными людьми, если мы хотим строить реально свободное общество, мы никогда не должны разрывать свободу и нравственную ответственность. Это касается и личной жизни человека, и семейной, общественной, государственной жизни.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 6-я по Пасхе
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 6-я по Пасхе
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
амый главный и правильный путь к богопознанию – это любовь к Богу в сердце, которая предпочтительнее, чем путь ума. Путь ума тоже нужен, но он никогда не соединит человека с Богом, если человек не чувствует Бога сердцем, если он не чувствует к Нему любви.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 5-я по Пасхе
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 5-я по Пасхе
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Святитель Николай воспринимается нами как русский святой потому, что прошел вместе с нами тяжелейшую кровавую историю нашего народа. И с ответом святителя на нашу молитву мы связываем избавление Отечества от многих и многих исторических катастроф.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 4-я по Пасхе
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 4-я по Пасхе
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Мы живем в условиях, когда происходит порабощение внутреннего человека, разрушение его внутренней свободы. Сознавая себя внешне свободными, люди массово становятся рабами – рабами идей, политических концепций, принятых точек зрения.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 3-я по Пасхе
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 3-я по Пасхе
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Со святыми сохраняется реальная связь, святые присутствуют в нашей жизни, потому что они члены той же Церкви, только уже на небесах. Они навсегда остаются живыми для тех, кто встречается с ними в Церкви, кто через молитву входит в реальное с ними соприкосновение.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Светлая седмица
Слово Патриарха Слово Патриарха
Светлая седмица
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Церковь становится Церковью, когда она совершает Евхаристию. Церковь – по всей вселенной, она в миллионах и миллионах человеческих жизней и судеб. Но увидеть и понять, что такое Церковь, можно, когда совершается Таинство Тела и Крови Христовой.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 6-я Великого поста
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 6-я Великого поста
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Смирение поднимает нас над обыденностью жизни, помогая увидеть всю ничтожность, всю суетливость, всю слабость того, что люди называют силой.
Комментарии
Алексей Каржавин11 февраля 2017, 18:41
Дай Бог здоровья. Удачи. С уважением, Алексей.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×