Прежде чем Вы прочтете этот очерк, пожалуйста, посмотрите подготовленный нами видеосюжет:
Вроде бы, как говорится, «и смех, и слезы»… Но, отсмеявшись, те, кому мне довелось показать эти интервью, обычно заметно грустнели. И правда: если повсеместно дело обстоит именно так, смеяться нечему: «Порвалась связь времен», ни больше ни меньше как шекспировская тема.
Каждый год мы принимаем новых студентов в Сретенскую духовную семинарию. Больше половины это вчерашние школьники, остальные — молодые люди с высшим образованием. Уровень их гуманитарной подготовки просто ужасает. Хотя многие закончили школу с прекрасными оценками. То же я слышу от ректоров и преподавателей светских высших учебных заведений.
Чтобы выправить ситуацию, мы на бакалавриате три года читаем курс русской литературы, что называется с нуля, и четыре года — историю. Справедливости ради следует сказать, что на каждом курсе есть один-два неплохо подготовленных студента, но таких — единицы. Советский выпускник-середнячок образца каких-нибудь 1975–1980 годов — корифей по сравнению с отличниками ЕГЭ-2016.
Интервью, которые вы видели, по нашей просьбе провели две известные телекомпании «Красный квадрат» и «Мастерская», чьи корреспонденты опрашивали студентов вузов и молодежь с высшим образованием. Многие молодые люди отказывались, говоря, что не готовы отвечать на вопросы гуманитарного характера. Представленное — отнюдь не выборка худших ответов: таково было наше условие, об исполнении которого нас заверили работники телекомпаний.
Готовя к публикации этот ролик, мы вначале хотели скрыть лица молодых людей. Но потом решили оставить все как есть. Во-первых, молодые люди, отвечающие на наши вопросы, — на удивление живые, симпатичные, находчивые и умные (это не ирония). А во-вторых, по моему убеждению, не они виноваты в том, что практически даже не знакомы с литературой, искусством и культурой России — великим наследием не только нашей страны, но и всего человечества. А ведь это достояние принадлежит в первую очередь именно этим молодым людям — по праву рождения, по праву родного языка. В создавшейся ситуации виноваты действительно не они, а те, кто не передал им их законное духовное наследство. Это не кто иные, как мы — люди среднего и старшего поколений. Мы и виноваты.
Наши родители и деды в непростых, мягко говоря, условиях XX века смогли передать нам бесценное сокровище — великую русскую культуру: литературу и искусство, привить вкус и любовь к ним. Мы, в свою очередь, должны были сделать то же для следующих поколений. Но исполнить свой долг не сумели.
Происшедшему можно найти множество причин — от влияния интернета, непрофессионализма и нерадения чиновников-реформаторов до козней либералов и происков Запада. Можно очень убедительно разъяснить, почему все именно так произошло. Но суть дела от этого не изменится: наше поколение, совершенно очевидно, не исполнило своего долга по отношению к тем, кому мы передадим Россию, вот к этим ребятам с экрана.
Разобравшись с нашим первым традиционным и сакраментальным вопросом «Кто виноват?», перейдем ко второму традиционному вопросу: «Что делать?»
В прошлом году было образовано Общество русской словесности, его возглавил Святейший Патриарх Кирилл. Одним из проектов общества станет объединение «Пушкинский союз», задача которого, если можно так сказать, возвращение русской классики и — шире — отечественной культуры, литературы и искусства в поле духовной и интеллектуальной жизни молодого поколения. Члены Общества русской словесности, министры культуры и образования В. Р. Мединский и О. Ю. Васильева, ректор МГУ В. А. Садовничий, ректоры многих других вузов, руководители творческих союзов, деятели культуры уже дважды собирались для обсуждения и выработки программы действий.
Всем было очевидно: худшее, что можно предпринять в сложившейся ситуации – начать насильно и назойливо всей мощью государства, Церкви и общества заставлять любить классику. На самом деле реальное и главное - донести до молодежи, уже ушедшей из школы, хотя бы основы нашего культурного наследия, с которым их не сумели познакомить ни школа, ни семья. Привить вкус к русской литературе и искусству. Для нынешних и будущих школьников и студентов общими усилиями вместо нынешнего симулякра гуманитарного образования нужно создать эффективную и целостную образовательную систему с живыми методиками преподавания. Этим и занимаются сейчас многие ведомства и общественные объединения при общей координации Общества русской словесности. Кстати подобный и позитивный опыт уже имеется: деятельность Российского исторического общества.
Чем была велика советская система образования, если оставить в стороне ее идеологическую составляющую? Ведь уже к середине 1970-х годов коммунистическая идеология и без всяких перестроек осталась за скобками уроков большинства думающих учителей. Феномен советского образования зиждился на двух незаурядных и блистательных достижениях. Первое — это Учитель. Второе — уникальная система школьного обучения и воспитания.
Хороший и даже выдающийся учитель был не исключением, а прекрасной, но и привычной нормой. Я вспоминаю свою обычную московскую школу. Все наши учителя с человеческой точки зрения были необычайно интересными личностями. С точки зрения специальности — выдающимися профессионалами.
О том, как обстоят дела сейчас, не мне судить. Но глядя на бытующую ныне в педагогических вузах систему так называемого практико-ориентированного образования, как минимум поражаешься смелости ее создателей. Вспоминается советское пятилетнее педагогическое образование тогдашних студентов. Подготовленные к вузу той школой на том уровне, студенты допускались к практике в классе, начиная лишь с предпоследнего курса. Сейчас же студентов бакалавриата (четыре года обучения) снимают с лекций и направляют для практической работы в школы уже с первого курса. Учителя, с которыми мне доводилось общаться на эту тему, в ужасе от этой системы.
А теперь о системе. Советское образование было выстроено и отлажено так, что даже учитель средних способностей заинтересовывал учеников гуманитарным предметом, доносил и делал понятными и близкими ценности, которые несла наша великая литература. К тому же бесконечные сочинения (напомню: школьные сочинения, отмененные нашими реформаторами, возвращены в школы лишь прямым указанием Президента всего три года назад), опросы, контроль РОНО, подчинявшегося Министерству образования, исключали для большинства культурную амнезию и масштабную безграмотность как явление.
Сегодня школы не подчиняются Министерству образования. Их начальство — региональные и муниципальные органы. Это все равно, как если бы в армии гарнизоны на местах подчинялись не Министерству обороны, а губернаторам.
Сравнение образовательной сферы с армией не случайно. На памяти знаменательные слова лейпцигского профессора географии Оскара Пешеля, сказанные им после победы прусской армии над австрийцами в 1866 году: «Народное образование играет решающую роль в войне. Когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем». Слова эти настолько попали в точку, что их авторство до сих пор приписывается непоколебимому авторитету в государственном и национальном строительстве Отто фон Бисмарку.
Нынешняя система образования, ее реформы и программы настолько часто подвергались критике, что нет смысла вновь приниматься за это дело. На первом съезде Общества русской словесности Президент В. В. Путин поставил совершенно определенные задачи, главные из которых — формирование государственной языковой политики и «золотого» списка произведений, обязательных для изучения в школах. Напомню, сегодня от учителя (одноклассника тех ребят, которых мы только что видели на экране) зависит, будет ли его класс изучать такие шедевры, как «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А. С. Пушкина, «Родина», «Выхожу один я на дорогу…» М. Ю. Лермонтова. Или педагог заменит их на значительно более «совершенные» с его точки зрения произведения. Это — право сегодняшнего учителя.
«Альтернативным», то есть по сути не обязательным для изучения является, кроме приведенных уже произведений, также, например, «Война и мир». В школе мы полностью этот роман тоже не читали, пропуская историософские размышления автора, но доступная для подростка большая часть толстовского шедевра формировала мировоззрение поколений. «Преступление и наказание» тоже из списка вариативных, читай, необязательных для изучения произведений. Даже «Муму», на котором мы учились состраданию и милосердию, — из той же группы. «Молодежь не будет это читать!» С энергией, достойной лучшего применения, нас убеждают и принуждают принять эту «продвинутую» точку зрения.
Но, во-первых, молодые люди, если их по-настоящему ввести в мир отечественной и мировой литературы и искусства, обнаруживают к ним поразительный интерес. И только недоумевают, почему до сих они были отлучены от всего этого сокровища. А во-вторых, альтернатива обращения к лучшим образцам культуры, созданным предшествующими поколениями, совершенно очевидна. О том, к чему приводит нарочитое и снобистское пренебрежение классикой, ясно напоминает нам А. С. Пушкин: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости».
Конечно, пусть окончательно обо всем этом судят профессионалы. Но мы, скромные получатели их выучеников и воспитанников в обществе в целом и в высшей школе в частности, не можем не задавать вопросы.
Собственно, Общество русской словесности и создано как площадка для подобных дискуссий. Разумеется, никто не собирается заставлять молодежь углубляться лишь в классику и принуждать напрочь забыть о современной культуре. Так интерпретировать общественную обеспокоенность упадком гуманитарного образования можно только, если смотреть на проблему взглядом недоброжелательного пристрастия. Пишу это потому, что охотников дискредитировать дело возвращения русской классики немало.
Приведу последний, но показательный пример. Недавно министр культуры В. Р. Мединский собрал у себя наиболее популярных видеоблогеров для обсуждения как раз тех вопросов, о которых мы говорим сегодня. Аудитория этих блогеров — миллионы подписчиков, представители как раз того поколения, о котором мы говорим. Общеизвестный факт: многие из молодых почти не читают. Они не смотрят телевизор. Поэтому, даже если будут осуществлены планы новых постановок классики в сериалах, эти молодые люди такие фильмы попросту не увидят. Они, за редким исключением, не ходят на популярные, тем более научные, лекции. Любимые старшими поколениями деятели культуры для них не убедительны и абсолютно не интересны. Новое поколение значительную часть жизни проводит в сети. Представители их культуры, имеющие на них громадное влияние, совершенно неизвестны нам. Либо вызывают у нас примерно такое же отторжение, какое испытывает нынешний студент с серьгой в носу к людям искусства прошлого века, значимым для нас. Порой создается впечатление, что мы все больше становимся друг для друга инопланетянами.
Блогеры оказались весьма интересными собеседниками, думающими людьми. На совещании у министра они сделали несколько важных предложений, среди которых была идея о том, чтобы привлекать внимание молодежи к классике через тех, кого сама молодежь готова услышать. Мы предложили подумать, возможно ли современным исполнителям, собирающим громадные молодежные аудитории, объединиться для проведения особых концертов по лучшим произведениям отечественной поэзии и музыки. Такие исполнители как никто другой в нашей ситуации могли бы помочь общему делу. Эту идею, как мне показалось, дружно поддержали все наши молодые собеседники.
А если, добавляли они, эти певцы еще и прочтут отрывки из своих любимых стихотворных и прозаических произведений классики и призовут слушателей искать и находить красоту лучших творений русских поэтов, то, без сомнения, они будут услышаны. Тем более что некоторые из самых популярных сегодня исполнителей читают видеолекции, например, по вопросам культуры и искусства начала ХХ века. Все это были рабочие моменты дискуссии. Все понимали, что до окончательных решений еще далеко.
Блогеры, несмотря на свою юность, оказались профессиональными и — главное — благородными собеседниками: ничего из предварительной дискуссии ими не было «вброшено» в сеть. Но присутствующая на встрече корреспондент одного из ведущих информационных агентств преподала им урок «профессионализма»: вырвав из контекста дискуссии несколько фраз и не поясняя никаких подробностей, она опубликовала в своем агентстве сенсационную новость о том, что Патриарший совет по культуре выступил с предложением популяризировать классику с помощью матершинника Шнура и рэпера Тимати. Это было, конечно, довольно странно, но для меня в этой истории наиболее важными оказались порядочность и профессионализм наших молодых собеседников. А желающих дискредитировать намеченную работу еще будет предостаточно. Порой из самых неожидаемых сфер. И к этому надо быть готовым.
«А причем здесь Церковь?» — обратят к нам вопрос из церковной среды. (От среды светской нас ждут более жесткие вопрошания, но пока оставим их в стороне.) Итак, какой смысл для Церкви участвовать в решении, конечно же, важной, но чисто светской проблемы? Наилучшим образом интерес Церкви к гуманитарному образованию выразил один из самых известных старцев ХХ века — преподобный Силуан Афонский: «В последние времена путь ко спасению будут находить люди образованные».
У меня нет сомнений, что, несмотря на всю сложность, поднятая нами сегодня проблема будет решена. Залог тому — общая озабоченность родителей и педагогов, светских и церковных людей, государственных лиц и деятелей культуры. Потерь не избежать, но в целом намечены многие реальные шаги и нашими министерствами, и творческими и общественными сообществами.
Но есть и еще один фактор, вселяющий надежду.
«Дядюшка, ни на кого не глядя, сдунул пыль, костлявыми пальцами стукнул по крышке гитары, настроил и поправился на кресле. Он взял (несколько театральным жестом, отставив локоть левой руки) гитару повыше шейки и, подмигнув Анисье Федоровне, начал не Барыню, а взял один звучный, чистый аккорд и мерно, спокойно, но твердо начал весьма тихим темпом отделывать известную песню “По у-ли-и-ице мостовой”. Враз, в такт с тем степенным весельем (тем самым, которым дышало все существо Анисьи Федоровны), запел в душе у Николая и Наташи мотив песни. Анисья Федоровна закраснелась и, закрывшись платочком, смеясь вышла из комнаты…
— Прелесть, прелесть, дядюшка! еще, еще! — закричала Наташа, как только он кончил. Она, вскочивши с места, обняла дядюшку и поцеловала его. — Николенька, Николенька! — говорила она, оглядываясь на брата и как бы спрашивая его: что же это такое?
…Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движенье плечами и стала.
Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, — этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de châle давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею.
Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке». — Л. Н. Толстой «Война и мир».
И мне совсем непонятно, почему мы пытаемся эту проблему решить сами, через блогеров, которые может быть и поддержат этот проект, но вперемешку с другим, менее полезным контентом..
У нас есть Министерство Культуры, Образования.. что делают они? Как они предлагают решить эту проблему?
Недавно вот обращалась по другому вопросу в министерство здравоохранения.. толку вообще не было. Как будто мне отвечали роботы..
Ответ на все один - у нас есть правила, закон, постановление.. и мы это исполняем.
Какой тогда толк в этих министерствах? Деньги воровать?
Это похоже на то, как если бы люди плывущие на корабле сетовали на то, что на бортах облупилась краска, а тем временем в трюме во всю хлещет вода - корабль тонет.
2.Продвигать проект, выставляя на всеобщее обозрение конкретных людей в качестве живых наглядных пособий для демонстрации "культурной амнезии и масштабной безграмотности как явления" оскорбительно и этически недопустимо.
Со святоотеческой традицией и духовным тактом, о котором говорил прп. Амвросий Оптинский,
подобные приемы тем более не имеют ничего общего.
А «лечение» - пустое… Простите корреспондента. В иронии он прав: не помогут тут блогеры, чинуши и «общества словоблудия». Чтобы к 20-ти человек потянулся к хорошим книгам, научился различать добро/зло, нравственное/аморальное, - надо начинать раньше. Надо, чтобы 2-хлетнего малыша обняла мама и прочла ему сказку… про Колобка. Потом стала расспрашивать, побуждая маленького ЧЕЛОВЕКА думать. «Тебе жалко Колобка?.. Почему лиса его съела?.. Он хорошо сделал, когда убежал из дома?.. А ты вчера хорошо сделал, что от дедушки бегал?..» Шаг за шагом, сказка за сказкой…
Православные монахи знали все Священное Писание наизусть- Ветхий и Новый Завет. Особенно Псалтирь. А это история и культура мировой цивилизации.А наши дети не знают кто их прадед не говоря уж о Сувррове
Кутузове
Жукове.
Да и родители сами не знают своих великих поэтов и писателей художников зато в сериалах все знакомы
Ни для кого не секрет, что в последние годы национальный состав контингента центральной России меняется в сторону азиатских и кавказских национальностей.
Это программа правительства.
Я живу на злополучном юге Москвы и КАЖДЫЙ день вижу целые семьи с маленькими детьми, которые ходят в НАШИ детские сады, школы. Сады и школы государственные, хочу заметить.
Программа , которую хочет разрабатывает Общество русской словесности, рассчитана не на годы, на десятки лет?
Кому она будет нужна лет через 10? азиатам и кавказцам , которых будет 50% ???
Спаси всех Господи!
Читал ли он всю классику? Знал ли великих русских композиторов и художников? Мы не знаем. А знаем лишь одно, что этот мальчик не предал свою веру и не снял Креста с себя! Это главное. Спаси всех Господь!
- - - - -
Некоторые монахи кроме Иисусовой молитвы не знали ничего, однако вели абсолютно христианский образ жизни. Некоторые из таких - великие подвижники!
Ситуация не очень хорошая со знаниями нашей молодежи, но пусть хоть он будет стопроцентным отличником, а в сердце злоба..какая в том польза?
2. И перечень дисциплины, порядка тогда в светской (от слова – Свет, просвещение, освящение Божьей Правдой) школе такой: 1.Духовная жизнь, Бог. Посещение воскресной школы и церкви РПЦ. 2. Изучение богословия (и теологии) с философией. 3. Науки, изучающие человека-духовно-душевно-телесное существо (православная психология, православная антропология, анатомия); наше общество граждан государства (обществословие, а не нынешнюю социологию) и гостей нашего государства, наше государство, где и его история, и основание, развитие, другие вехи культуры, русский язык, и устройство государства сейчас. 4. Наука, изучающая другие государства, другие государственные системы мира, общества граждан других государств (и жизнь, труд наших соотечественников, пребывающих в условиях культуры и языка других государств). 5. Науки, изучающие окружающую человека среду – космос, планету Земля, животных, растительность (астрономия, геология, агрономия и ботаника, биология, др., изучение которых невозможно без таких средств, как изучение точных наук: математики, физики, химии). Практические занятия на земле родной с помощью селу российскому, лесу, рекам. 6. Науки, изучающие технику, созданную и создаваемую человеком. *И градацию эту менять из-за моды и революций в государстве не надо.
https://lenta.ru/articles/2017/03/20/home/
Когда родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
Готовясь к школьному периоду жизни нашей семьи, знакомились с программами обучения в школах Москвы. Узнали о программе, которая почти не используется в Московских школах , не аккредитованна Министерством образования- "Русская классическая школа". Вот их сайт https://russianclassicalschool.ru/
Своего опыта изучения этой программы пока нет, но авторы утверждают, что именно эта система воспитания и образования использовалась в школах до 70-х гг, Ее основоположник Ушинский К.Д. ( автор научной педагогики).
----
Евгений Родионов. Читал ли он всю классику? Знал ли великих русских композиторов и художников? Мы не знаем. А знаем лишь одно, что этот мальчик не предал свою веру и не снял Креста с себя! Это главное. Спаси всех Господь!
******************************************************************************
Борис, а ведь это он, Толстой: "на сцену выбежали женщины с голыми ногами и стали
прыгать по ней, потом выбежали мужчины с голыми ногами и тоже стали прыгать". Лучше о балете и не напишешь. Толстой. Вот только какая вещь, забыл :))
Может, "Воскресение", может, "Анна Каренина".
**************************************************************************
Про Родиона, Илья :))
Ведь именно им выпала доля защищать в будущем землю русскую!
Нам ли осуждать их? Своих грехов тьма!
Защита своей Родины и смерть за нее - выше творений масонских классиков!
Спаси Вас всех Господь!
Я член Союза писателей СССР с 1984 года. Тридцать три года прошло. И не было ни одного из них, чтобы я не выступал перед студентами вузов. учащимися школ, читая не только свои стихи. но и рассказывая о своём понимании творчества Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Бунина, Блока, Есенина, Рубцова, Кузнецова (Юрия).
Не хвалюсь. Не во мне совсем дело. Так поступали и продолжают поступать все литераторы из числа тех, кто любит Россию. Беда в том, что нас не любит власть, испохабившая наше образование.
Поэтому, уверена, что главная роль в воспитатии и образовании наших детей принадлежит нам, родителям!
Я спрашивал во многих классах. Изучение романа шло, мягко говоря не на "ура".
Поэтому у меня изначально школьники читали "Бедных людей", потом "Униженные и оскорбленные" и уже в финале про Федора Раскольникова.
Читали именно произведения, а не критику!
Но это произошло только потому что я сам изучал все эти произведения. А нынешние учителя к этому готовы?
А какого размера был Ноев ковчег - это вопрос скорее из разряда ЭГЭ.
Одна из причин сказочного возрождения России - наличие интернета и свободной воли у использующих его людей. Поэтому, правит сейчас - и уже давно, несколько десятилетий - свободная воля людей, стремящихся к самообразованию. Христианство "поселилось" в интернете навсегда. Культура также доступна в части текстов произведений.И эти обстоятельства дают - и дадут еще в будущем - неожиданные плоды.
..
А школярство? Ничего не дает
Очень рада, что Вы и церковь беретесь за эту сложную проблему, думайте над ее решением. Не представляю что и как много надо менять, чтобы нация стала доброй, культурной, духовной и радостной. Это задача на стратегическом уровне только для очень умных, духовных, знающих и ответственных людей, таких как Вы.
Вопрос очень сложный, не представляю какую позицию займу, став родителем.
Ролик с тел.не открылся, но могу сказать о себе. Мне 32, закончила "элитную" гум.гимназию в центре Петербурга, потом гум.выс.обр, 12 пиар-специалистом.
За эти года ни разу не перечитывала, кроме Чехова в пути, классику. Наша "одна из лучших учительниц" города привила такое подсознательное отвращение к ней. Сейчас мне проще почитать духовную литературу чем томик классика, хотя папа супер эрудит по классике, а мама детская учительница.
Мне ближе всего комментарий с вопросом "об'яснить детям для чего нужно им образование, .., жизнь за эти 20 лет сама это демонстрирует" и тезис что нас слишком "пичкали" в школе, прививая неприязнь к перечитыванию классики.
Не стоит забывать про физику и математику, отец Тихон!
путь истинный ...
«
Поднялась же рука Толстого написать такую гнусную клевету на Россию, на её правительство!.. Дерзкий, отъявленный безбожник, подобный Иуде предателю… Толстой извратил свою нравственную личность до уродливости, до омерзения… Невоспитанность Толстого с юности и его рассеянная, праздная с похождениями жизнь в лета юности, как это видно из собственного его описания своей жизни, были главной причиной его радикального безбожия; знакомство с западными безбожниками ещё более помогло ему стать на этот страшный путь, а отлучение его от Церкви Святейшим Синодом озлобило его до крайней степени, оскорбив его графское писательское самолюбие...
И если продвинутые учителя к тому же внушают подросткам, что жизнь заканчивается крышкой гроба, а всякие поповские проповеди - лишь немодные пережитки прошлого, не трудно догадаться, какой может быть "оптимальный набор" действий в борьбе за успех. Стишки настоящим лидерам не в кассу!
Мы все гордились нашим образованием,кивая с улыбкой на западную молодежь.
А, у нас то ужас ,что творится.И смех ,и грех:(
Вот если бы их спрашивали, кто Бог христиан, кто написал Псалтырь, кто изображен на иконах Богородицы - многие даже не знают. Как зовут князя который крестил Русь и когда это было. Как имя и фамилия царя-мученика.
А по сути: чему детей научили, то и получили. Каковы учителя, таковы и ученики. Надеюсь, что не все учителя следовали глупым предписаниям сверху, особенно в Москве. Глубинка - это несколько иное.
Но по моему глубокому убеждению надежда на спасение все таки есть пока стоит в России православная вера.
Проблема болезненная и закономерная. Я окончила школу в конце 60-х,отличницей не была. Наше образование было разносторонним, оно дало мне возможность закончить технический ВУЗ и сейчас работать в гуманитарной професси на равне со специалистами. Современным детям не хватает эрудиции, её заменяет интернет. Это поверхностные знания, они не долговечны. И это,к сожалению, касается и профессиональных навыков. Надо учить детей получать(добывать) знания, а не зазубривать для тестов. Спасибо
Результаты шокировали исследователей, они ожидали, что «многозадачные» люди будут иметь какие-то преимущества. Но хуже всего то, что люди, привыкшее заниматься сразу несколькими задачами за компьютером, в среднем хуже во всём. Даже в той самой многозадачности: их отвлекает всё подряд и в результате они хуже справляются с необходимой работой.
Важно и то, что компьютеры и мобильные телефоны изменяют наш мозг, усиливая одни его участки и гася иные. Таким образом, просто выключая компьютер или телефон, человек уже не может перестроиться на нормальный ритм работы мозга. Долговременные изменения качества интеллектуальной жизни имеет гибельные послед
А создатели этого видеоопроса тоже "хороши".... Предлагая очередное задание,они просят продолжить известную цитату!( Цитата,я напомню, это точная дословная выдержка из какого-либо текста или высказывания.) А они вместо цитаты предлагают какую-то интерпретацию,набор слов...."Все семьи счастливы одинаково..."
Цитата Л.Н.Толстого из романа "Анна Каренина" звучит следующим образом : "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему."
А ещё я не мог не заметить, что у большинства "умных и продвинутых" участников опроса нахальные, если не сказать развратные, глаза. Может в этом искать корень наших бед ? Глаза ведь зеркало души. "И если ваш свет тьма, то какова же тьма" ?
Если человек приходит в школу и не "готов услышать" учителя, надо гнать его из школы. Хочет оставаться дураком -- его дело.
А "блогерам" и так уделяют столько внимания, что они вполне заслуживают на звание "альтернативной власти" в стране при абсолютном отсутствии контроля за содержанием (а не "контентом") их иногда весьма пространных писаний. Если отдать им ещё и образование, тогда детей будут обучать не сами блогеры, а их закулисные хозяева. И это будет окончательная катастрофа нашей цивилизации.
Мои дети растут в англоязычной стране. Здесь только Шекспира в последних классах изучают. А больше никакой классической литературы. Так что это общемировая болезнь, увы.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
Мы стараемся ходить в театры и на концерты классики, но этого очень мало, потому что отсутствует система, которая была в моей обычной провинциальной школе!