Александр Привалов: «То, что происходит, – ужасно. Но это легко прекратить»

Выступление на Съезде Общества русской словесности

25-26 мая 2016 года в Москве состоялся Съезд Общества русской словесности. Портал Православие.Ru представляет самое смелое и запоминающееся выступление второго дня. Речь докладчика — Александра Николаевича Привалова, публициста, научного редактора журнала «Эксперт» — не оставила равнодушным никого из собравшихся и то и дело прерывалась аплодисментами зала.

Александр Николаевич Привалов, публицист, научный редактор журнала «Эксперт». Фото: А. Поспелов / Православие.Ru Александр Николаевич Привалов, публицист, научный редактор журнала «Эксперт». Фото: А. Поспелов / Православие.Ru

Ваше Святейшество, уважаемая Людмила Алексеевна, уважаемые коллеги, я потрачу несколько секунд не по делу.

Наш съезд начался вчера, когда отмечался день филолога. Быть филологом — достойная участь. Филолог — завидное звание. Поздравляю, коллеги!

А дальше я буду краток и прозаичен.

Министерство образования интересуется не столько образованием, сколько контролем за образованием

Здесь было сказано о многих важных вещах, а кое о чем уже и не говорят: надоело говорить. Но косвенно мы узнали, что все-таки на одной из секций обсуждалась стандартная тема насчет того, каким образом бюрократическое давление мешает жить и работать добрым учителям в школе, в том числе словесникам. В секции даже ухитрились над этим смеяться — я не очень понимаю, как тут можно смеяться. Я — сын словесницы, я помню, что какие-то не идущие к делу бумажки вынуждена была писать и моя мать. Но то, что ее изводило тогда, 30-40 лет назад, и то, что сейчас несчастные ее коллеги делают, — земля и небо. То, что происходит, — ужасно. Самое же занятное, что это очень легко прекратить. Полномочий одного из выступавших на сегодняшнем съезде, министра Ливанова, абсолютно достаточно, чтобы это прекратилось завтра. Но он этого не делает и не сделает, потому что Министерство образования по естественным причинам интересуется не столько образованием, сколько контролем за образованием. И ни одним граном, ни одной молекулой этого постоянно наращиваемого бессмысленного контроля они жертвовать не будут.

Я позволил себе заговорить на эту избитую тему, потому что в нашем случае она существенна. Она прямо связана с корнем тех проблем, которые встречает преподавание русской словесности в школе. Потому что русскую словесность в школе — и русский язык, и литературу — надо срочно поворачивать в сторону, прямо обратную той, куда ведет образовательное начальство своим контролем. Надо переставлять акценты. От того, что так легко и приятно контролировать привычными способами (через тот же ЕГЭ или по-всякому еще), — к тому, что гораздо хуже контролируется внешне, но гораздо нужнее всякому живому человеку. Хватит морфологических разборов, хватит рассказов о том, сколько разрядов прилагательного, сколько разрядов числительного (особенно в старших классах! Безумие просто)... Людей надо учить говорить и писать. Учить излагать и доказывать свои мысли. Этого сейчас практически не делают.

Александр Николаевич Привалов. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru Александр Николаевич Привалов. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru

Вот в школу вернулось сочинение. Мы с вами знаем, что сочинения вернули в школу по прямому приказу Президента Российской Федерации. Вернули, как умели. Это было трудно сделать, потому что возвращение сочинения в сегодняшнюю школу идет прямо поперек всего, что в ней делалось последние 15 лет. Ну, его как-то углом, боком, как-то кисло воткнули, на каких-то идиотских птичьих правах: не экзамен, а зачет, какой-то допуск к ЕГЭ. Как будто можно не допустить к ЕГЭ... Как?!

Не стоит долго говорить о сегодняшнем сочинении. На мой взгляд, это небольшая, но внятная порция национального позора. Если кому-нибудь интересно, он легко в интернете найдет какие-нибудь темы выпускных сочинений в царской гимназии, темы выпускных сочинений в брежневскую, например, эпоху — и то, что было в прошлом году. Когда за великое достижение выдается, что человек написал 250 слов (это меньше полустранички) на тему «Дом» или «Любовь»... Такое сочинение по-русски называется «он уже головку держит». Но, господа, мы говорим о выпускниках школы — о взрослых людях!

Святейший Патриарх справедливо заметил, что очень часто слышим, постоянно слышим: нынешние дети не читают, не любят читать, — ну да, правильно. Очень многие не любят. Так мудрено любить то, чего не умеешь. Читать надо учить — как людей учат плавать, как учат слушать классическую музыку. Лучшие учителя России (их много, слава Богу!) умеют это делать, умеют приохотить, приучить ребят к чтению. Надо, чтобы это умело большинство учителей. Дальше любят говорить (и правильно говорят), что современные детишки, сталкиваясь с классической литературой русской, слов не понимают, испытывают всякие трудности. На самом деле трудности эти в основном не лексические, а культурные, но не в том дело. Эти трудности надо уметь предугадывать и помогать детям их преодолевать. Хорошие учителя это делают — и блестяще. Это должно уметь большинство учителей. И вот тут мы подходим к принципиальному вопросу. Для всего, о чем я сейчас кратко сказал, нужно время — в двух очень важных, равно важных аспектах.

Во-первых, нужно время урочное. Уроков на русскую словесность — мало. В только что утвержденной Правительством Концепции преподавания русского языка и литературы гордо сказано (я, к сожалению, наизусть не запомнил, но, по-моему, «идеально» — слово не чиновничье): оптимальное количество часов. Оптимальное! Вот перед нами выступал господин Ливанов. Ему тоже страшно нравится: «Великолепное количество часов — никогда такого не было!» Было, было гораздо больше — и тоже было мало. То, что сейчас, — это мало совсем.

Ну, когда выступает министр, мы же слышали: все хорошо. Просто всё хорошо. Все уже хорошо, но сегодня лучше, чем было вчера, а завтра будет еще лучше. Если бы мы с вами здесь твердо не знали, что всё настолько хорошо, что Президент Российской Федерации счел необходимым обратиться к Патриарху Московскому и всея Руси с просьбой организовать и возглавить Общество русской словесности, чтобы попробовать хоть что-нибудь сделать; если бы мы этого твердо не знали, мы бы поверили министру, что все просто замечательно.

Реакция собравшихся на высупление А.Н. Привалова. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru Реакция собравшихся на высупление А.Н. Привалова. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru

Не умеющим читать ученикам не освоить никакой предмет

Ну ладно: значит, часов им хватает. На самом же деле их не хватает. Часов нужно больше: для того, чтобы научить читать, научить понимать, научить говорить, заполнить культурные пробелы, нужно время. Речь ведь не об «одном из» школьных предметов — речь о главном: не умеющим читать ученикам не освоить никакой предмет. А люди читать сейчас не умеют буквально. Спросите любого действующего педагога, любого редактора: они не то что не ловят интонацию — скажем, иронию в тексте не ловят — это ладно: «Какие нежности при нашей бедности». Но почти никто не умеет поймать, скажем, логический сбой в тексте. Люди не видят логических сбоев. Всему этому надо учить. Когда? Дайте время.

Это в первом смысле.

За четыре года качественного учителя подготовить нельзя

Во втором: для того, чтобы большинство учителей получило шанс присоединиться к тем, кто уже сейчас всё это умеют, их тоже надо учить. Это тоже требует времени. И времени большого. Педагогическое образование должно выпускать словесников, подготовленных лучше, чем прежние, просто потому, что перед сегодняшними стоят задачи сложнее, чем перед вчерашними. Задачи будут только усложняться. Между тем пока реформирование педагогического образования идет в прямо противоположном направлении. Нам говорят про «прикладной», прости Господи, бакалавриат, то есть подавляющее большинство студентов будет обучаться не пять и не шесть, а четыре года. Мне не пришлось (ну, видимо, мне не повезло), говорить ни с одним серьезным педагогом, который был бы не согласен с очевидным фактом: за четыре года качественного учителя подготовить нельзя. Не успеть. Просто не успеть. Педагогика — это помимо, а может, и прежде всего прочего — гигантский объем методов, приемов — целый арсенал инструментов. Его нельзя передать на бегу. Это требует времени. Четыре года — это смешно. А ведь не только в четырех годах сила.

Концепция реформирования педагогического образования состоит в том, что надо как можно сильнее уменьшить объём преподавания теоретических дисциплин, заменив их практикой, да и число теоретических дисциплин сократить, чтобы и числом-то было меньше. Вот что, например, делается совсем рядом, тут, в Московском государственном педагогическом университете. Причем заметьте себе: все это бьет по словесникам существенно сильнее, чем по всем остальным. Ну, может быть, по историкам так же сильно. Всем остальным — чуть легче. А вот со словесниками. Цитирую: «Исключены или сокращены такие курсы, как старославянский язык, историческая грамматика русского языка, стилистика, курс современного русского языка сокращен на несколько семестров». Ученики так обучаемых учителей — я не знаю, кем они будут. Как может чему-то научить человек, который знает не так уж намного больше своего будущего выпускника? А если присмотреться к тому, как их теперь готовят, так иногда кажется, что он даже больше похож на массовика-затейника, чем на филолога. Может, в этом есть свой смысл, не знаю; но продавить ту стену, перед которой мы сейчас встали, стену плохого владения языком и плохого обучения языку, таким образом заведомо нельзя.

От того, что ее называют реформой, она не перестает быть деградацией

И ведь тут еще одна замечательная вещь. Помимо того, что сокращают часы, сокращают дисциплины, преподавателей педвузов очень старательно уверяют, что их основное занятие — совершенно не обучение педагогов. Это пустяки. Это неправильно. А вот что правильно. Профессор педагогического вуза пишет в блоге. Цитирую буквально: «Прислали нормы времени для внеаудиторной работы ППС (профессорско-преподавательского состава). Цифры многое могут сказать о людях, которые их определяли. Например, проверка, консультации, прием контрольных работ и заданий, рефератов и других домашних работ — ноль целых пять десятых часа на одного студента в семестр. Подготовка и публикация статей в ведущих лицензируемых изданиях по РИНЦ — сорок часов на статью, оформление заявок на патент — 400 часов за патент». Господа, профессор права. Это многое говорит о людях, которые писали такие нормы. Приравнять написание одной научной статьи обучению 80 студентов — это очень сильный ход. Может быть, более сильный ход — только назначить полчаса времени на студента в семестр. Это — факт. Я ничего не сочинил. Вот такая реформа педагогического образования проходит сейчас. И от того, что ее называют реформой, она не перестает быть деградацией.

Александр Николаевич Привалов. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru Александр Николаевич Привалов. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru

Я скажу совсем немного в заключение, потому что много хороших и полезных рекомендаций уже прозвучало. Но я бы хотел обратить ваше внимание вот на что. Огромная часть этих рекомендаций, как мы слышали сейчас, сводится к тому, чтобы обеспечить педагогам, филологам, родителям участие в обсуждении того, в разработке сего, в экспертизе третьего. Господа, можно подумать, вы тут не знаете, как чиновники устраивают обсуждения. То есть не только минобровские, но минобровские — особенно. Если говорить об обсуждении чего бы то ни было всерьез, то обсуждать надо идею. То есть мы собираемся делать вот такой материал — такую вот концепцию, программу, ещё что-то, мы хотим заложить в нее такие-то основные идеи. Давайте обсуждать основные идеи! И тогда в обсуждении и вправду есть какой-то смысл. А на деле они пишут там у себя проект, выкладывают его на сайт и говорят: «Давайте обсуждать, ребята: вот тут запятую поправить или вот тут?» Им говорят: «Вы всё написали неправильно в принципе». Они отвечают: «Не о том речь. Вот тут запятую поправить или вот тут?» Мы что, редко такое видели? Мы хотим еще смотреть? Давайте смотреть еще. Нет, я ничтоже вопреки глаголю: участвовать в экспертизах, в обсуждениях — надо, все правильно. Но я бы все-таки сказал вот что:

— Коллеги, у нас с вами вроде бы есть какой-то капитал: нас поддержал лично Президент России, наше Общество возглавляет лично Патриарх Московский и всея Руси. Может, давайте попросим чего-нибудь такого, на чем мы проверим, есть ли у нас капитал или нет? Может, давайте попросим не участия в очередной дискуссии, после которого проводивший дискуссию зам Ливанова скажет: «Спасибо, все свободны, а мы сделаем так, как собирались»? Может, кроме участия в дискуссиях, мы потребуем чего-то ощутимого? Вот я бы предложил две простые вещи. Совсем простые вещи. Я бы предложил потребовать. Не порекомендовать, прости Господи, а потребовать немедленного уничтожения 99 процентов бюрократических требований и проверок, которые обрушиваются на голову каждого учителя в стране, — немедленного. Это можно сделать за неделю. И я не знаю ни одного аргумента против, который можно было бы сказать вслух.

Второе: надо потребовать больше часов на словесность. Я слышал уже, что есть наши с вами коллеги, есть филологи, есть словесники, которые говорят: «Не надо больше часов — мы и так плохо преподаем. Зачем нам больше часов?» Точно с тем же успехом можно сказать: «Этот больной совсем плох. Давайте его не кормить — пусть он лучше сдохнет». Филолог, словесник, который против увеличения часов на словесность, — это рыба, которая против воды.

Спасибо.

Александр Николаевич Привалов,
публицист, научный редактор журнала «Эксперт»

27 мая 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Сегодняшнее свое выступление хотел бы посвятить теме современного состояния русского языка.
Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
11 ноября 2021 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, председатель Общества русской словесности, по видеосвязи принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл провел пленарное заседание II съезда Общества русской словесности Святейший Патриарх Кирилл провел пленарное заседание II съезда Общества русской словесности Святейший Патриарх Кирилл провел пленарное заседание II съезда Общества русской словесности Святейший Патриарх Кирилл провел пленарное заседание II съезда Общества русской словесности
6 ноября в здании Фундаментальной библиотеки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Святейший Патриарх Кирилл возглавил работу пленарного заседания II съезда Общества русской словесности.
Выступление на пленарном заседании II съезда Общества русской словесности Выступление на пленарном заседании II съезда Общества русской словесности Выступление на пленарном заседании II съезда Общества русской словесности Выступление на пленарном заседании II съезда Общества русской словесности
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
6 ноября 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на пленарном заседаним II съезда Общества русской словесности.
Приветствие Президента России Владимира Путина участникам II съезда Общества русской словесности Приветствие Президента России Владимира Путина участникам II съезда Общества русской словесности Приветствие Президента России Владимира Путина участникам II съезда Общества русской словесности Приветствие Президента России Владимира Путина участникам II съезда Общества русской словесности
Президент Российской Федерации В.В. Путин направил приветствие участникам, организаторам и гостям II съезда Общества русской словесности.
«Русская литература обладает огромным потенциалом воздействия» «Русская литература обладает огромным потенциалом воздействия»
Алексей Варламов
«Русская литература обладает огромным потенциалом воздействия» «Русская литература обладает огромным потенциалом воздействия»
Беседа с писателем Алексеем Варламовым
Может ли современное общество дать миру литературных гениев? Как выстроить правильные отношения между культурой и Церковью? Надо ли изучать в школе Библию? Что делать, чтобы сохранилось богатство русского языка?
Людмила Вербицкая: Правильно говорить по-русски – это престижно Людмила Вербицкая: Правильно говорить по-русски – это престижно
Мы прекрасно понимаем, что нельзя считаться образованным человеком, не зная того, что написали Александр Сергеевич Пушкин, Достоевский или Толстой...Без этих произведений жить невозможно. И совершенно ясно, что лучшие произведения советской литературы, конечно, тоже нельзя убирать. А наша современная литература, к сожалению, такая, что не знаешь, что и посоветовать для чтения в школе.
Митрополит Иларион: Русская литература обладает глубоким воспитательным и христианским потенциалом Митрополит Иларион: Русская литература обладает глубоким воспитательным и христианским потенциалом Митрополит Иларион: Русская литература обладает глубоким воспитательным и христианским потенциалом Митрополит Иларион: Русская литература обладает глубоким воспитательным и христианским потенциалом
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)
2 июля 2016 года гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет митрополит Волоколамский Иларион, стала российская писательница и литературный критик Майя Кучерская.
Заседание Президиума Общества русской словесности Заседание Президиума Общества русской словесности
13 июля в 12:00 в Храме Христа Спасителя под руководством Председателя Общества русской словесности Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится заседание Президиума Общества.
Комментарии
tatiana 8 апреля 2017, 10:31
мир вам.Все чаще думается,что имеено подлинными христианами были те,кто не за деньги.а на энтузиазме.строил систему справедливости в нашей стране.Они трудились ради блага будущего поколения.Все лучшее детям,нищих не видели,система пионерских лагерей,домов отдыха и т.д.Образование лушее в мире..Но именно многие церковники нам внушали,что Ленин и большевики это исчадие ада...Зря.Можно прекрасно было вести светскую и духовную жизнь ,но у нас часто перекосы случаются.Нет таких людей ,которые ради страныи блага других.шли на подвиги.Господь дает возможность выбирать и сравнивать.Свобода есть выбор добро или зло.Большенство гигантов просвещения в мире ином.Царство им небесное.Дом,расколовшийся сам в себе не устоит
Вячеслав 9 декабря 2016, 09:51
Согласен с Приваловым. Немаловажный вопрос - кто (а зачем уже не составит труда догадаться) хочет развалить до основания систему образования и сделать из будущего поколения необразованное стадо не умеещее правильно выражать свои мысли, делать логические выводы и соответственно приводить свои доводы оппоненту?
Елена28 июля 2016, 07:51
Да, многие мысли верны, но почему после столь содержательных выступлений ничего не меняется в самой школе (конечно я имею в виду общеобразовательные школы и в провинции). Проверками просто задушили, работать не дают, к урокам готовимся ночью..пишем рабочие программы...у нас расплодилось столько методистов и чиновников в стране, а программы писать некому. Дайте готовиться к урокам, не отвлекайте учителя от дела (учиться, чтобы учить других) ... А вообще идёт намеренный геноцид нашего образования и соответственно нашего народа. По-другому объяснить происходящее в образовании нельзя. Единственное, что сейчас поддерживает учителей, так это Господь! Образование в стане врагов...Все министры в образовании от лукавого.
Татьяна15 июня 2016, 10:29
Полностью поддерживаю доклад Привалова. Работаю в вузе с 1986 года. Такого ещё не было... Сейчас преподаватели просто задыхаются от бюрократии, от унижения со стороны администрации, от низких зарплат, от вражеских реформ. Ливанова я называю вражиной образования. А наша администрация всё "хавает", лишь бы угодить министерству. Заставляют работать по новому принципу: практикоориентированность курсов. Но ведь на все случаи жизни всё равно не натаскать студентов. Нужны и фундаментальные знания. А на них-то времени и не отводится. Русский язык давно перестал быть приоритетным курсом. Доминирует общий принцип: учить всему понемножку, чему-нибудь и как-нибудь. Качество образования никого не волнует. Поэтому сейчас появилась тенденция уничтожения профессоров. Их уже не поддерживают ни часами, ни рублём. Нагрузку увеличили и продолжают увеличивать, называют трансляторами. Они стали материально невыгодными университету. Им предлагают вывесить на платформу лекции и уходить. Мол, занятия могут и ассистенты провести. Создаётся уже не впечатление, а уверенность в специальной задаче развала образования.
Андрей Раздобудов 7 июня 2016, 03:17
ДОСТОЙНО...
Ксения 2 июня 2016, 17:30
Г-н Привалов многое сказал верно. Но есть моменты, с которыми согласиться невозможно. Вот он предлагает сравнить нынешние темы сочинений с дореволюционными и брежневских времен. Да разве сравнимы, прежде всего, дореволюционные с "брежневскими"? По "брежневским" меркам обычные (даже не выпускные!) дореволюционные темы гимназических сочинений - это вузовские курсовые. И совершенно безосновательна идеализация якобы замечательной советской школы, звучащая в некоторых комментариях: не было никакой прекрасной советской системы образования, была прекрасная, превосходная национальная РОССИЙСКАЯ система образования. (М.Цветаева, уже в эмиграции отдав сына во французскую школу, была в ужасе от нее и с тоской вспоминала русские гимназии). И большевики эту нашу национальную систему поначалу целенаправленно разрушали - кто забыл, перечитайте "Двух капитанов" В.Каверина, освежите в памяти, что такое "комплексный метод обучения". А потом, в 30-е годы, был еще "бригадный метод". Это когда пятеро сдают алгебру или физику, один отвечает за всех, а остальные головами кивают. А когда от такого "обучения" инженеров мосты стали падать и поезда с рельсов сходить, вернулись к традиционной, прекрасно работавшей до революции системе образования, только примитивизировали и ухудшили ее в разы. Типично большевистская тактика: собезъянничать, взяв чужое, испакостить и выдать за свое. Кстати, историю, если кто забыл, примерно до середины 1930-х (точнее сейчас не скажу, надо уточнять) в СССР вообще не преподавали ни в школах, ни в вузах. Да и в хрущевско-брежневские времена предметам гуманитарного цикла жилось несладко: литература за 10 класс (ХХ век)- тоска зеленая, история советского периода - сказки тетушки КПСС. Да, сама структура преподавания была лучше, чем сейчас, - по названной выше причине. Только не надо за это славить советскую власть, это без нее и вопреки ей. А в остальном согласна с г-ном Приваловым. Происходящее сейчас в образовании - полное безобразие. Введение болонской системы добьет нашу школу, и высшую, и среднюю, поскольку они неразрывно связаны.
Darina 1 июня 2016, 23:10
В Статье "Куда приводят школьные реформы ?", опубликованной на Православие.ru 23.03.2016, А.Н.Привалов говорит: "Образование ваших детей, будем честны, — это только ваша ответственность. Это не школа делает что-то такое важное, чему вы можете посодействовать. Это вы воспитываете вашего ребенка, а школа чем сегодня может, тем и помогает. Я бы переставил акценты именно так. В первую очередь нужно выбирать школу... либо организовывать групповые занятия". Автор, я думаю, имел в виду занятия платные. На другую статью по этой же теме (от 05.04.2016, автор А.Н.Архангельский) был потрясающий комментарий от 07.04.2016, 21:00: "А как же быть воспитанникам детских домов? Их кто научит? Они вне "интереса" наших интеллектуалов?" Может, на Съезде Общества русской словесности и обсуждалась эта проблема, но вообще-то она как-то не на слуху.
Иоанна_ 1 июня 2016, 10:32
А я уже перестала переживать по этому поводу, потому что никаких нервов не хватит, если близко к сердцу принимать всё то, что творится в нашей школе. Причём, это касается ВСЕХ предметов. Мои нервы ещё пригодятся мне и моим детям. Вот чему я сама с Божией помощью смогу научить своих детей, как мать, как филолог, как православная христианка, то и будет. У дочери ОДНА хорошая учительница, а у младших - ни по одному предмету нет ни одного хорошего учителя. Наша школа в хорошем районе, и она считается одной из лучших. Наше образование не просто разваливается само по себе, нет! Его целенаправленно разваливают, причём, по принципу "пятилетку за три года".
Лариса Воронина 1 июня 2016, 10:04
У Советской России стояла задача - создать прогрессивное общество; правители видели цель - построить коммунизм в противовес капитализму... А сейчас какой противовес? Какая цель? Мы внутри кап.системы, мы её «полноправная» часть! Со всеми вытекающими последствиями, главное из которых: сворачивание социалистических завоеваний. И это касается не только России, на Западе тот же процесс. Если раньше Запад ставил себя в противовес Восточному блоку как якобы христианская цивилизация; если раньше они вынуждены были вводить социальные блага в ответ коммунистам, то сейчас что сдерживает? Наступила всемирная олигархия (др.-греч. власть немногих) с уклоном на представителей крупного монополизированного капитала. Все сферы обслуживают их личные интересы, а не интересы граждан, общества, народов… Сейчас скажу не научно: дорогие, я уважаю Ваш наивняк, но ни «Русь», ни «Православная Россия» не возрождаются (о возрождении часто пишут в комментариях). Не верный диагноз, не верное лечение. P.S.: Сейчас мы наблюдаем лишь временное пересечение интересов власти и Церкви. Это короткая точка во времени и нужно спешить ей пользоваться.
Николай31 мая 2016, 00:37
Христос воскресе! я по схожей теме уничтожения и сокращения русской культуры. сегодня на родительском собрании в музыкальной школе Волгограда объявили, что министерство прислало очередную рекомендацию о удалении части предметов на фольклорном отделении,другие сокращаются в 3 раза! и это за последние годы не первая попытка чиновников закрыть фольклорное отделение! мои дети второй год с удовольствием на нем отучились. вспомним, кстати, что во всех музыкальных училищах СССР эти отделения были открыты во время Великой Отечественной войны.
Elena30 мая 2016, 23:26
Школа разрушается и уже разрушена целенаправленно. Если трудно бороться с советским поколением, которое способно трезво мыслить, то решили нас уничтожить под корень - уничтожив молодое поколение. Думаю Мы давно уже пропустили время для выправления ситуации. Говорю это из собственного горького опыта. Живу в Северной Осетии. Мы единственная православная республика на Северном Кавказе и, возможно поэтому, в моей республике катастрофичная, умышленно не просто разрушенная система начального образования, а создана беспощадная машина по разрушению психики детей. Учителя отличаются выраженными садисткими наклонностями, преследуется любое стремление ребенка к самостоятельному мышлению. Огромное подспорье в этом система психологов. Умственный, интелектуальный и моральный уровень преподавателей не поддается описанию. Недавно преподаватель ударила по руке моего сына за то что он перекрестился. Она сама принадлежит к какой то христианской секте. Кому рассказываю не могут в это поверить. И ВСЕ ЭТО НЕВОЗМОЖНО ИЗМЕНИТЬ. ОПОЗДАЛИ. ВСЕ ЭТО СДЕЛАНО ПЛАНОМЕРНО И ПРОДОЛЖАЕТ ДЕЛАТЬСЯ. НЕСКОЛЬКО ЛЕТ И МЫ БУДЕМ СТРАНОЙ ЗОМБИ БЛАГОДАРЯ НАШЕЙ СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Марина Анатольевна30 мая 2016, 23:13
"Аще бы не Господь бо был в нас, в мале пожерли бы нас враги наша..."
Константин30 мая 2016, 22:36
Решение в том числе вопросов образования - профессиональная обязанность президента. Как-то странно читать, что в решении абсолютно мирского вопроса следует обращение от мирской же власти к Патриарху. Последствия системной работы по разрушению чего бы то ни было могут быть преодолены лишь не менее системным созидательным трудом. Отправной точкой процесса, безусловно, является кадровый вопрос во власти. Состав правительства должен быть оптимизирован так же принципиально, как 25 лет оптимизируется всё и вся, только, как говорят математики, с обратным знаком. А к Патриарху необходимо обратить лишь одно помышление - мольбу о благословении. И, я уверен, дело пойдёт.
1530 мая 2016, 21:15
учусь в группе мед университета. из 12 человек "Гроза" Островского читали только трое. При этом группа сильная считается.
Инна30 мая 2016, 20:21
Браво, Александр Николаевич! Речь просто "в глаз"! Слава Богу, что есть еще такие люди, которым больно за наших безграмотных детей. Значит не все потеряно. Спасибо.
НН30 мая 2016, 16:03
МАРИЯ:.../ Не лучше ли вернуться к своим прямым обязанностям - воспитывать и учить детей?/... Конечно лучше. Только кому вернуться-то? Родителям, которые сами не понимают, КАК можно учиться по таким учебникам и как объяснить ребёнку то, чего сам не понимаешь? Или всё-таки государству, которое в лице Минобразования как-то регулирует и предписывает это самое образование? Что Вы имеете в виду? Недовольным замолчать, смириться с безграмотностью и тихонько хлебать из корыта то, что дают? Нашли виновников формирования недовольства... Замолчим тут - и всё само собой образуется...
Ирина30 мая 2016, 15:45
Образование наших детей под большой угрозой! И об этом говорят уже давно, но чиновничий аппарат не заинтересован в думающей и образованной молодежи. Пока никому не удалось повернуть реформу образования в сторону получения именно знаний, а не баллов по ЕГЭ. Дети не читают книг, они прочитывают краткое содержание произведения, которое есть в Интернете и исходя из него составляют своё мнение (или не своё). Возможно Обществу Русской словесности удастся сломать эту махину Минобр. Голоса простых людей чиновники никогда не слышат и не слушают. Надо менять таких чиновников,которые работают за наши деньги против нас!
Лариса Воронина30 мая 2016, 12:16
Наталья 30 мая 2016, 08:00... Куда же мы придём? // Проблема в том, что мы уже давно пришли, просто не находим мужества себе признаться. Не нужно никаких теорий заговора, достаточно открыть Конституцию РФ и увидеть, что в вЕдении Президента находятся только силовики. Всё остальное – финансы, налоги, образование, управление, пропаганда… отдано под попечительство «партнёров». Проблема комплексная.
Мария30 мая 2016, 09:52
Люди сделали монстра из министерства образования и теперь списывают на него своё собственное бездействие и плюс к этому формируют протестные настроения в обществе. Не лучше ли вернуться к своим прямым обязанностям - воспитывать и учить детей? Идеального министерства никогда не было и не будет, всегда можно найти то, что не нравится.
Наталья30 мая 2016, 08:21
Уважаемые коллеги! Я преподаю общепрофессиональные дисциплины в колледже. Львиную долю времени преподаватели занимаются разработкой методического обеспечения дисциплин в соответствии с в очередной раз поменявшимися стандартами. Или заполнением бесконечных бланков, отчётов, АСУ РСО, и проч. Причём в авральном порядке. На обучение студентов времени совсем не остаётся. Объём часов, к примеру, на метрологию, сократился в 2,5 раза. А ведь мы готовим квалифицированных рабочих, которые призваны поднимать экономику страны. Куда же мы придём?
Elena Efremova29 мая 2016, 22:58
"Доверяйте учителям, они лучше знают!" Два эпизода из реальной жизни: Первый рассказала моя подруга, у которой внук учится в начальной школе. Учительница похвалилась, что ее класс занял первое место в сборе макулатуры благодаря тому, что она принесла собрание сочинений Достоевского... Второй - знакомую девочку (14 лет) похвалила учительница литературы за то, что она читает не по программе (как выяснилось фантастику и ужасы) и посоветовала почитать Говарда Лавкрафта "Другие боги"
андрей29 мая 2016, 19:21
Ну вот я одного только не понимаю.Ведь наш же президент всех их и назначает . Министра образования Ливанова, который разваливает это самое образование, министра Скворцова, которая разваливает медицину.А потом тот же президент создает общество словесности, которое должно бороться с Ливановым, которого сам же и назначил. Когнитивной диссонанс.
K29 мая 2016, 10:16
Как учить русскому языку должны решать учителя русского языка. Они и должны писать петиции вместе с директорами школ, а главное- преподавать так, как ОНИ считают нужным, не взирая на дурацкие правила.
Что в этом понимают родители (в массе своей) и какую они могут дать "оценку"? Доверяйте учителям, они лучше знают!
Вы же не будете "всем миром" писать инструкции хирургу, как ему резать ваш аппендицит? (Или будете?)
Причем здесь Патриарх? Причём здесь президент? (кроме, конечно, обязанности извиниться за назначение Ливанова).
Александр Б29 мая 2016, 08:21
Блистательно Александр Николаевич.
Вера28 мая 2016, 22:53
С автором согласна!
Поддерживаю:
Ольга27 мая 2016, 19:00


Друзья! Можно создать соответствующую петицию и подписать ее всем миром. https://www.change.org/
Считаю, что нужно переходить к действиям:
1. Обществу русской словесности необходимо произвести экспертизу и сделать выводы о качестве (осмысленности) преподавания русского языка и литературы в программе общего образования, и о тех результатах, которое оно приносит.
2. Предложить четкую, ясную программу улучшения преподавания предмета и подготовки учителей.
3. Потребовать, каждым гражданином (в идеале каждым)нашей страны, замены действующей программы на рекомендованную Обществом русской словесности.
4. Лоббировать данное решение в Госдуме.
Провернуть все надо в кратчайшие сроки! Пока за обществом стоит Президент, а возглавляет Патриарх.
Лев Гавриленко28 мая 2016, 22:34
Насколько все узнаваемо, как под копирку, чувствуется одна рука - так же уничтожили и систему здравоохранения - первичного звена уже нет - пепелище. Кругом измена, трусость и обман.
Ольга28 мая 2016, 21:42
Владимир Степанов,и много чего ещё отменили,например черчение и астрономию,сократили часы на преподавание истории.Так и изучаем "галопом по европам" ничего не успевают ни запоминать ни понимать бедные дети
людмила28 мая 2016, 13:53
Живу заграницей уже 20 лет. Вижу плоды этих же бесконечных и бесплодных реформ в школе и в университете. Студенты даже уже открыто, не скрывая, говорят, что ничему не учат /например, дидактическая математика/. Профилирующие предметы окончательно похерили в школе. Математик учитель без понимания предмета-это нормальное явление.Такие предметы как ботаника, зоология, химия, физика не существуют в школе. Все свалено в один предмет как природоведение. Плюс ювенальное воспитание детей, когда нельзя ни заставлять,ни наказывать как бы то ни было. Результат: мы получаем "человека" последних времен. Читайте Библию. Живем в последние времена.
Андрей Владимирович28 мая 2016, 12:22
Все правильно сказано, только вот г - н Ливанов всего этого не услышал, для него образование, впрочем как и для многих чиновников, лишь услуга, которую оказывает учитель. Поэтому его, учителя, надо проверять: как бы, где бы, чего не украл.Считаю что тот развал образования, который царит в нашей стране - это прямая угроза национальной безопасности и с этой угрозой надо бороться. Спасибо Александру Николаевичу!
Владимир Степанов28 мая 2016, 12:02
Вчера читал эту статью, и до сих пор в голове огорчение и мысли об ущербном образовании. Вот не знал, что сочинения в школе отменяли. А ведь насколько это полезное делание, которое многократно важнее фонетичесеого разбора!!! Не скажу хорошего о коммунистах, но за такой саботаж в системе образования, ОГПУ выписало бы не один десяток лет лагерей
Елена28 мая 2016, 11:51
Поддерживаю Александра Николаевича за увеличение учебных часов на русский язык и литературу. Верю, что организаторские способности и молитвы Святейшего Патриарха Кирилла сдвинут ситуацию с места. Президент ведь специально доверил это дело Патриарху - больше некому сплотить народ в защиту нашей словесности. Нужна большая народная поддержка.Прости, Господи, Президент и сам может применить административные меры в отношении министерства (или поручить Правительству), и изменить все глупости одним разом, но, вероятно, нужен глас народа. Хотя хвалить советскую школу не собираюсь: нет положительных примеров ни своего обучения, ни моих детей. Правда, раньше в пединституте давали методику обучения, а в 90-е Пединститут стал университетом, соответственно, другая направленность, добавились юристы, госслужба, медики... Какие учителя придут в школу? В институте культуры у библиотекарей нет предмета литературы, что может предложить такой "специалист" читателю, если он вообще придет в библиотеку? Как комплектуются библиотеки (я не о столицах)? Ведь даже в республиканском центре сложно найти интересующее тебя издание. Кстати, в новое время выходит много хороших и красивых книг детской литературы (для дошколят и мл.шк.возраст), чего раньше не было. Да, исчезли книжные магазины, а цена интернет-магазина не для всех. Да, родителей надо просвещать, и вереница прочего... Дел много, но, если возьмемся всем миром, и с Божией помощью.. Христос воскресе!
Tatjana28 мая 2016, 11:14
Поднята очень болезненная для меня тема, т.к. я всю жизнь отдала преподавательской работе. Постоянно про себя сравниваю нынешнюю ситуацию в высшей школе с тем, что было прежде, и это сравнение, конечно. не в пользу сегодняшнего дня. Очень правильно сказано, что Министерство образования занято не самим образованием, не его содержанием и качеством, а его контролем, причем контролем посредством бесконечных бумаг. Стало нормой отчитываться за работу разного рода бумажками, а бумага, как известно, всё стерпит, Далеко не всё, что там пишут, соответствует действительности. С восхищением и благодарностью вспоминаю своих школьных учителей и университетских преподавателей. Нынешние педагогические кадры, к сожалению, часто уступают своим предшественникам. Но, слава Богу, много и талантливых, замечательных педагогов.
Александр Николаевич Привалов не первый раз выступает по теме образования, нынешних "реформ". В частности, я читала его публикацию по этой теме на портале "Православие и мир". Разделяю его боль за нашу среднюю и высшую школу. Но меня удивляет, почему абсолютно никакой ответной реакции сверху нет . И ведь это молчание тянется годами!!!
Светлана28 мая 2016, 10:19
Вот какие люди должны быть министрами
N28 мая 2016, 09:59
Хорошее выступление, но я не согласна в том, что касается четырехлетнего обучения учителей. Уважаемый докладчик забыл, что педагогические вузы в советское время готовили учителей именно в течение 4-х лет(в отличие от ун-тов, где было пятилетнее обучение). Я закончила провинциальный педагогический институт в 1978 г. Там было прекрасное обучение! В 1980 г. я поступила в аспирантуру одного академического института, где и работаю до сих пор. На вступ.экзаменах в аспирантуру все поступающие были из столичного ун-та. Я страшно боялась: как я, из пединститута, буду конкурировать с лучшими выпускниками ун-та? Но я получила по всем вопросам высшие баллы и восхитила своими ответами комиссию. Все поступающие говорили так: есть такая-то проблема и такие-то мнения. А у меня были по всем вопросам концептуальные ответы, потому что меня так научили в пединституте: строить выступление, имея в виду систематичность всей концепции истории русской литературы. Я и сейчас чувствую, по сравнению со своими коллегами с университетским образованием, какую-то особость полученной мною школы. Например, я лучше знаю историю русского языка, лексикографию и проч., потому что моя специальность - русский язык и литература, а у них (в большинстве) только "русская литература".
Нынешнее обучение нынешних педагогов - всё вперемешку. У них спецкурс по серебряному веку может быть раньше рус. лит. 19 века. У нас такое представить было невозможно! У нас всё шло точно одно за другим - и по рус. лит., и по зарубежной, и по рус. яз. Всё было уложено в наши головы продуманно. Но это не был мертвый догматизм - мы выходили живыми личностями, способными к творческому развитию.
Ирина28 мая 2016, 09:54
Слава Тебе, Господи!
Президент России в союзе с Патриархом - какая сила!
Можно надеяться на наше возрождение.
Господи, храни Россию и Православие!
Елена28 мая 2016, 08:43
ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!!!
Галина28 мая 2016, 02:16
Христос Воскресе!
Все правильно. "Не в бровь, а в глаз".
Думаю, надо вернуть в школу "старые" кадры словесников, которые работали и знали другую школу. Они помогут обучить молодых учителей, которых называют, к сожалению, "болонками".
Автор прав: надо требовать прекращения отчетности. Не остается у учителя времени на живую работу с детьми, с родителями, которые сейчас требуют повышенного внимания.
Формальная отчетность, вал мероприятий, повальное репетиторство, неудовлетворенность работой, недовольство родителей,которые готовят уроки со своими детьми, затурканные дети. Когда такое было?!
Стыдно и горько за наше современное образование.

Помоги нам Господи восстановить радостную, добрую, творческую школу.
Георгий27 мая 2016, 22:59
Учился в Советском Союзе. Как всё было иначе... Сейчас читаю загаженные американизмами статьи (в том числе и на этом сайте!). С души воротит!
Ольга27 мая 2016, 20:28
Грустно все это и до боли знакомо. «Например, проверка, консультации, прием контрольных работ и заданий, рефератов и других домашних работ — ноль целых пять десятых часа на одного студента в семестр». Причем – академического часа. А на очереди дня – повышение нормы нагрузки на одного преподавателя и увеличение студенческих потоков до девяти групп – нас уже «обрадовали». Другого способа оптимизации расходов в высшей школе, видимо, нет. Такое чувство, что все уже зашло слишком далеко, и маховик развала российской системы образования всех уровней уже не остановить.
ТАТИАНА1727 мая 2016, 20:26
Прав Привалов,ох как прав!Именно надо ПОТРЕБОВАТЬ,а не рекомендовать!Иначе все правильные слова и речи "утонут" в бесконечных обсуждениях за "круглыми столами".А уж "забалтывать" проблемы наши чиновники - непревзойденные мастера.Господи,помоги!
ВЕКШИНА Людмила27 мая 2016, 20:00
Ни убавить, ни прибавить. Всё так!!!
На радио Маяк,например, "изменившему курс в области трансляции музыки", отказавшись от "сплошь иностранной", приглашаются люди, "рекомендующие книги для прочтения детям". И почему-то оказывается, что авторы рекомендованных книг - почти все не российские... Издатели тоже норовят переиздать иностранных авторов, или вообще "издать хоть кого...", не заботясь о том, полезна ли такая литература.

Большое спасибо и удачи Обществу русской словесности.
Ольга27 мая 2016, 19:49
Предлагаю назначить Александра Привалова министром образования. А то наши "слуги народа" из Минобра служат не народу, а своим западным спонсорам ("соросам" разного сорта и прочим вражьим мордам). Иначе как еще объяснить эту вредительскую политику???
Все всё понимают, а они в упор не видят и не слышат!!!
Сколько можно это терпеть? Нет ни стыда, ни совести! Гнать их взашей с министерских кресел! Вон сколько неравнодушных людей на Съезде! Найдется, кому вытаскивать наше образование из болота.
ридер27 мая 2016, 19:42
Заголовок: «ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ, – УЖАСНО. НО ЭТО ЛЕГКО ПРЕКРАТИТЬ»
Ну, да... Ну, да... Шапками забросаем?
ридер27 мая 2016, 19:31
Елена27 мая 2016, 18:00
"Тридцать лет в педагогике.Уверена: всё, что ни делается нашим Минобром - к худшему! Сознательно?..." ///////////////// А Вы сами как думаете, Елена?
Ольга27 мая 2016, 19:22
Друзья! Можно создать соответствующую петицию и подписать ее всем миром. https://www.change.org/
Елена27 мая 2016, 18:47
Тридцать лет в педагогике.Уверена: всё, что ни делается нашим Минобром - к худшему! Сознательно?...
андрей27 мая 2016, 17:35
Сильно. Но услышат ли власть предержащие? Очень сомневаюсь.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×