Размышляя о смехе и радости

Глупый в смехе возвышает голос свой (Сир. 21, 23).

«Не смех – зло, но зло то, когда он бывает без меры, когда он неуместен. Способность смеха внедрена в нашу душу для того, чтобы душа иногда получала облегчение, а не для того, чтобы расслаблялась»
Святитель Иоанн Златоуст, Том 12, часть 1, беседа 15.

Радоваться, по мнению общества, – это зачастую «ржать»

Посидеть, пошутить, посмеяться – это ли не один самых излюбленных, простых и «бюджетных» видов досуга и снятия стресса для среднего гражданина России? Остроты и смех разряжают обстановку, располагают к себе, делают весельчака «своим» в коллективе. Без шуток и раскатов громкого хохота некоторые люди не представляют своей жизни. Кого-то излишне спокойная реакция на очередную шутку, особенно известную, показанную с экрана смартфона, даже оскорбляет. Радоваться, по мнению общества, – это зачастую «ржать».

Архиепископ Иоанн (Шаховской) говорит, что смех бывает «светлый и темный». Определить, какой из этих типов смеха захлестывает вас, владыка предлагает, прислушавшись к внутренним ощущениям. Если нет легкой радости – значит, неизбежно будет чувствоваться какая-то тяжесть. Хороший, добрый смех, тонкое чувство юмора и добрую улыбку сегодня встретишь нечасто. Как правило, объектом шутки становится человек или его недостатки, неудача, даже грустное событие. Кого-то удивляет, что в комментариях под трагической новостью не всегда можно встретить слова соболезнования? Осуждения, обвинения и даже шутки по поводу чужого горя!

Отказ от беспричинного веселья может заклеймить вас как человека асоциального

В бездне Интернета дурной юмор давно занял свою нишу. Здесь можно встретить целые сообщества смеющихся циников. Надо сказать, что отказ от смеха и беспричинного веселья, принятых в «веселящемся обществе», может заклеймить вас как человека асоциального. Знакомы ли нам, христианам, ситуации, когда мы оказывались в обществе людей, взахлеб смеющихся, а нам в это время в душе было очень грустно? Архиепископ Иоанн был точен в категоричном определении «света и тьмы» в отношении смеха. Часто нам просто навязывают модель постоянного смеха, необходимости смеяться над ближним, его недостатками и неудачами. За смехом может скрываться легион человеческих пороков: ненависть, гнев, уныние, зависть, праздность, блуд…

Ходить с мрачным лицом и отказаться от смеха совсем, превратиться в зануду?

Диагнозы миру выставлены очень давно, и, несмотря на прогресс, нового перечня грехов не возникает – изощренностью пестрят только формы. Признаем: «темный» смех и сегодня наполняет общество. Как быть христианину, не обольститься и сделать в отношении этого правильные выводы? Ходить с мрачным лицом и отказаться от смеха совсем, превратиться в сноба и зануду?

Со страниц Священного Писания Господь напоминает нам: Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете (Лк. 6, 25). Евангельская проповедь начинается призывом к покаянию, а одна из заповедей блаженства сообщает: Блажени плачущии, яко тии утешатся (Мф. 5, 4). На этом контрасте довольно хорошо показано отношение христианства к перманентной «смехопанораме» общества. Центром нашей радости, нашего веселья должен быть Бог. В противном случае наше стремление к смехотворству – лишь пустая праздность. В лучшем случае.

Центром нашей радости, нашего веселья должен быть Бог

Конечно же, шуткой всегда можно ободрить человека. Мы можем улыбнуться после богослужения, искренне обрадоваться встрече, торжеству. Да, духовная радость видна на лице, ее сопровождает полуулыбка. Но в таком состоянии человек не стремится к смеху и штукам. Он чувствует Бога, радуется о Господе – чего еще нужно?

Наш приход служит «старым» чином и входит в число единоверческих приходов Русской Православной Церкви. Священник приезжает не так часто. Насладиться красотой ангелоподобного пения в исполнении мастеров также удается редко. На последней Божественной литургии с уст прихожан не сходила улыбка! Еще бы: мы могли сподобиться Святых Таин, в храме много детей, солнечный свет перемежался с духовным в нашем маленьком и уютном храме… Мы не смеялись. Но наши улыбки были искренними и глубокими. В такие моменты мне кажется, что у человека улыбается душа.

Улыбается ли она во время безумного хохота от пошлой шутки? Душа в эти моменты скорее скорбит. Мы забываем, что смех стал оружием против всего здорового в мире и воротами для всего нездорового. Хочешь обесценить святыню в глазах отдельно взятого человека? Сделай это предметом насмешек. Кажется, советская власть именно так и поступала в отношении верующих: «А, дурачки какие-то! Давайте над ними смеяться, глумиться, делать смешные плакаты и сочинять анекдоты». Эта закваска никуда не ушла из нашего общества и по сей день. Хочешь, чтобы нарушение табу вошло в жизнь как обычное явление? Начни над ним подшучивать. В один миг то, что вчера считалось совершенно неприличным даже для обсуждения, сегодня становится предметом насмешек, завтра – обычным явлением, а послезавтра – объектом защиты чьих-либо «прав». Примеры из деятельности известных меньшинств будут излишними.

Главным образцом для подражания на нашем пути к обожению является Христос. Давайте зададимся вопросом: смеялся ли Он? Как говорит нам Иоанн Златоуст и ссылавшиеся на него книжники Древней Руси, нет: «Часто бывало, что Его видели плачущим, а чтобы Он смеялся или хотя мало улыбался, этого никогда никто не видел». Сегодня с этим пытаются спорить, но против авторитета одного из вселенских учителей тяжело что-то возразить. Неужели мерность духа, тихую радость, к которой мы стремимся, возможно поддержать или сохранить с помощью эмоционального взрыва, которым является смех? Вряд ли. А вот искренняя улыбка, широкая, играющая светом на лице, являет собой подлинную радость, заряжает, дает надежду.

Смехотворство для человека постмодерна стало наркотиком. Он упивается им, чтобы избавить себя от непрекращающихся тяжелых мук нераскаянной души. Этот алкоголь смеха играет абсолютно разными оттенками. Человек ищет его, ведь прекрати смеяться – вернутся тяжелые мысли, наступит уныние… Но у христиан-то есть способ не унывать: радоваться, непрестанно молиться и за все благодарить. Попросить Бога в моменты скорби поддержать – неужели Он откажет? Открыть грехи на Исповеди, причаститься Святых Таин. Вот она, наша христианская радость! Она напрямую зависит от Бога. Скажу банальность, но кто не замечал, что подлинное воодушевление и восторг приходят от общения с братьями и сестрами во Христе, от молитвы и чтения душеполезных книг, от совершения дел милосердия?

Мы видим, что в устах Бога смех носит характер презрения: За то и Я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас (Притч. 1, 26). «Ад всесмехливый» из канона на Пятидесятницу символизирует поражение и осмеяние зла. Христос победил смерть, сошел во ад и спас людей. И посмеялся над отцом лжи. Прежде дьявол смеялся над людьми, над их падением. А первым известным ветхозаветным «шутником» можно считать насмехавшегося над престарелым отцом Хама.

Смехом радости в подлинном смысле можно назвать детский смех. Дети умеют радоваться самым простым вещам, на которые мы, взрослые, смотрим порой с полным равнодушием. Вот уж у кого стоит поучиться истинной радости! Их смех не осуждает, не гневается… Он полон любви ко всему окружающему миру. Да и Спаситель ясно сказал всем нам: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное (Мф. 18, 3).

Закончить статью хотелось бы словами святителя Иоанна Златоуста: «Настоящая радость всегда смешана с печалью и никогда не бывает чистой... Будем же радоваться той радостью, будем стараться ее получить; а получить ее возможно, избирая не приятное, но полезное, и даже испытывая некую скорбь добровольно. Таким образом мы сможем сподобиться Царствия Небесного».

Владимир Басенков

26 апреля 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Христос говорит: «Радуйтесь!», а мы ржем Христос говорит: «Радуйтесь!», а мы ржем
Размышления бывшего КВН-щика о настоящем смехе и радости
Христос говорит: «Радуйтесь!», а мы ржем Христос говорит: «Радуйтесь!», а мы ржем
Размышления бывшего КВН-щика о настоящем смехе и радости
Евгений Краснов
С одной стороны, в покаянной молитве человек просит прощения у Бога за то, «аще без ума смеяхся». С другой, мы слышим настойчивый призыв Христа: «Радуйтесь».
Запой гласом радости Запой гласом радости
Архимандрит Андрей (Конанос)
Запой гласом радости Запой гласом радости
Архимандрит Андрей (Конанос)
Твои ошибки, страсти, провалы, даже грехи Бог использует, чтобы привести тебя к тому, что ты обретешь себя.
Радость важнее смеха Радость важнее смеха
Диак. Павел Сержантов
Радость важнее смеха Радость важнее смеха
Диакон Павел Сержантов
Однажды в Иерусалиме разговорились местный житель и приезжий паломник. Беседа была непринужденной и дружелюбной. Араб и паломник из Европы коснулись вопроса, чем отличаются друг от друга люди Востока и Запада. Араб высказал любопытное наблюдение: «Западные люди любят посмеяться, но не умеют радоваться».
Комментарии
Вадим 1 мая 2018, 11:58
Галина, в богослужении Церкви отражена иная версия о Моисее. Когда Христос преобразился на Фаворе, Моисей явился не только как свидетель Ветхого Завета и его величайший пророк и даже законодатель, но и как один из царства умерших, как один из шеола, чтобы свидетельствовать там о Божестве пришедшего Мессии. Таким образом, если он и воскресал, то уже после воскресения Христа, когда многие из святых, по Матфею, воскресли телесно и явились в Иерусалиме. Конечно, Писание не говорит обо всем, что было. Но у всех отцов о смехе говорится очень сдержанно, как и обо всем душевном в человеке. И это код Православия, который не поменять, это его ДНК.
Вадим К.30 апреля 2018, 11:44
Еще раз прочитал статью, и недоумение по поводу критики в ее адрес только усилились. Где тут прочли, что автор считает смех как таковой грехом, недопустимым для православного человека? Осуждается только пустое смехотворство и глумливость. В критике больше видна предвзятость, когда задели за больное. В основе мира лежит Хохм`а (евр. Премудрость), а не х`охма, и юмор не добродетель. Иначе бы ап. Павел сказал: всегда смейтесь, а не: всегда радуйтесь. Кажется, должна быть понятна разница между тем и другим. Смех не грех, когда благоразумен, но и этого земная юдоль. На небе не смеются, а ликуют. Любви учи тот, кто сам ее уже исполнил: раздал нищим богатство и правой щеки от удара не отвратил.
Галина И.29 апреля 2018, 06:31
Вадиму К.Вы пишете, что "Об Адаме нигде не сказано, что в раю он смеялся". О Моисее тоже нигде не сказано в Писании, что он воскрес.Тем не менее воскресший Моисей был со Христом в час Его Преображения. Свящ.Писание умалчивает во многом и о Пресв. Деве Марии. Для этого есть Священное Предание, есть признанные Церковью толкования.Насчет понятий смеха и радости можно посмотреть в Инт. в разделе "Физиология и психология человека", а о душе и духе- в святоотеческих высказываниях. Они собраны в в "Приложении к слову о смерти" ("О духах") свт. Игнатия Брянчанинова. Интересна также книга свт. Луки (Войно- Ясенецкого) "Дух,душа и тело". Нам самим трудно во всем разобраться и судить.Простите. Спасибо.
Иоанна_29 апреля 2018, 00:18
Акривия и икономия здесь ни при чём, просто есть люди, - а они есть и среди монахов, и среди мирян, - у которых нет чувства юмора, которым не доступна красота и тонкость мира в каком-то из его измерений. Это нужно со смирением принимать, а не кичиться этим как великой добродетелью. Всё мы по воле Божией разные. Не надо православному читателю доказывать неуместность и греховность пошлых анекдотов или громогласного "ржания", но то, что шутка в принципе должна быть изгнана из жизни верующего человека - это просто глупо, да и невозможно это. Конечно, надо следить за собой и знать меру.
Александр28 апреля 2018, 21:20
"Добрый смех не грех." Арх. Павел Груздев. Не хочу переходить на личности, но автор писал статьи на тему единоверия, у единоверцев свои взгляды на многие церковные вопросы.
Андрей Юрьевич28 апреля 2018, 18:48
В ответ на
Вадим К.28 апреля 2018, 13:53:"Икономия это не разрешение на вся, а временная и разумная уступка обстоятельствам во второстепенном, чтобы исполнить главное".

Конечно временная! До конца земной жизни. А после смерти и сторонники икономии, и сторонники акривии окажутся в равных условиях))
Вадим К.28 апреля 2018, 13:53
Христианин не должен думать о монашестве плохо. Кто не любит монашество, говорят святые, тот не любит само христианство, потому что оно его цвет, когда исполняется разумно. Мирянин от монаха отличается только двумя вещами: имеет семью и стяжания, необходимые для ее содержания, а заповеди он исполнять должен те же самые, конечно, по-своему. Но это "по-своему" не повод ему расслабиться и жить по образу язычников, все разрешая себе. Икономия это не разрешение на вся, а временная и разумная уступка обстоятельствам во второстепенном, чтобы исполнить главное. Она не отмена узкого пути, а обход препятствий на нем, чтобы вернувшись продолжить дальше свое путешествие по нему. Простых путей не бывает.
Вадим К.28 апреля 2018, 13:43
В Писании говорится о радости и веселии, даже заповедуется о них, а одним из даров Духа значится радость. Но это именно дар Духа, а не принадлежность нашего естества. Смех, думается, стал принадлежностью человека, и именно его из всего животного на земле, после изгнания из рая. Об Адаме нигде не сказано, что в раю он смеялся. О Христе, втором Адаме тоже нигде не сказано, что Он смеялся. Радоваться радовался, но смеяться нет, и это разные вещи. Смех дан для эмоциональной разгрузки, он принадлежность души, но не духа. Дух радуется, не смеется. Смех не должен выходить из рамок целомудрия, а эта добродетель одна у монахов и мирян, которую они исполняют каждый по своему дарованию, но выполняют.
Галина И.28 апреля 2018, 05:47
Бодрый дух и оптимизм -качества христианина. Святой Дух- Дух радости и мира, Дух любви. Всему свое время-время плакать и время смеяться, время радоваться и время скорбеть."Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу(Рим. 8,28)."Свет сияет на праведника, и на правых сердцем- веселие" (Пс.96,11)."Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием!"(Пс.99,2)."Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости"(Пр.17,22).Христос благословляет нас, "подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши"(Деян. 14,17).Не будем же тужиться,пытаясь в плаче дотянуться до святости отцов- пустынников.Слава Богу за все
Андрей Юрьевич28 апреля 2018, 01:43
Удивительный образец бытовой интерпретации богословской акривии. Строгость во всем! Даже смеяться - грех. К счастью, в Православии существует и другой путь - икономия, где главное - любовь, а не мрачное морализаторство. Смех - естественная человеческая способность реагировать на смешное. Чем смешнее, тем громче. Случается, конечно, и неуместный смех, но где вы видели "ржущих монстров", как в этой статье?! Таких "страшных грешников", видимо, нужно специально искать в свободное от литургии время. Автор пишет: "Наш приход служит «старым» чином... Священник приезжает не так часто" Может, в этом и проблема осуждения громко смеющихся людей? А если попробовать чаще причащаться? Любовь придет!
Светлана27 апреля 2018, 20:44
Я не ребёнок, однако мне знаком сильный смех до упаду, после которого никакой тьмы не остаётся. Но это возможно только в общении с близким человеком, и конечно это смех беззлобный. Просто порыв радости. Очень часто, когда радуешься тому, что светит солнце, рядом любимый человек и всё хорошо, хочется смеяться без причины. Повторю, никакой тьмы и тяжести в таком случае не чувствуешь...
Теперь мне это уже недоступно, очень редко я смеюсь, так как потеряла близкого человека. Но могу сказать, что для людей семейных совместный беззлобный смех важен и нужен, можно и друг над другом пошутить, если супругу от этого не больно...
Не нужно монашеское правило святых приводить как норму для всех мирян.
Галина И.27 апреля 2018, 16:21
Яркий юмор,шутки из уст святых и благочестивых людей звучат во всем Свящ. Писании: "Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная"(Пр. 11,22).Ироничен ап. Павел, называя еретиков "высшими апостолами", а себя- "невеждой в слове" (2Кор. 11,6-7).Любили пошутить и ценили юмор оптинские старцы.Известны шутки- притчи прп. Амвросия, прп. Нектария Оптинского и др.Шутил св.Серафим Саровский: "Добродетель не груша: ее сразу не скушаешь". Яркий пример сочетания смехотворства со святостью- юродство во Христе(бл. Николай, Новгородский чудотворец).Святые шутили и смеялись с целью назидания ближних. Вектор благочестивого смеха направлен к Богу, ко спасению,это как поучит.-я притча.
Анатолий27 апреля 2018, 16:18
Многи ошибочно считают, что преподобный Антоний шутил со своими послушниками.

Есть статья http://pravoslavie.ru/51230.html.

Поищите раздел 196, там святитель Игнатий Брянчанинов толкует этот рассказ так ,что преподобный Антоний делал послабление братии в еде, но никак не в виде шуток и смеха
Вадим К. (продолжение)27 апреля 2018, 12:16
Вот отсюда и выходит эта дилемма из двух зол, которую преп. Антоний решал временной уступкой наименьшему из них. Но она не должна стать постоянной, тем более признана безукоризненной нормой. Св. отцы нам заповедали все-таки не шутки шутить, а заповедали другое - радостотворный плач, который не дает забыть, что мы здесь пришельцы, должны будем держать ответ перед Самим Богом и смертельно нуждаемся в спасении. Статья из этого русла не выходит и в ней не видно крайностей.
Вадим К.27 апреля 2018, 12:04
Владислав, в храмах теперь принято все больше петь концерты на богослужении, но это не означает, что это хорошо. Тут другие критерии, например, Свящ. Писание. А в нем ясно говорится Христом: горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете. Вот на что мы должны смотреть и быть осторожными в смехе, чтобы эти слова не исполнились на нас. Свт. Игнатий говорил ученику: ты не смотри, как поступает большинство, а помни, что об этом говорит Христос. Ходить с каменным лицом другая крайность, т.к. есть заповедь: радуйтесь и веселитесь о том великом, что у вас на небесах. Но беда: это нам неведомо, в сердце у нас играет земля.
Наталья27 апреля 2018, 09:07
Спасибо за статью! Мне вовремя
Владислав27 апреля 2018, 01:37
Очень не согласен с тем, как автор эту тему подал. Вы знаете, даже священники и монахи шутят и сами говорят, что без шуток никак. А прочитав Вашу статью, создаётся ощущение, что миряне должны ходить с каменными лицами и душить смех. Безусловно, ни о какой пошлятине речь не идёт. Но шутки, хорошие, добрые и остроумные, незлые шутки это хорошо и очень даже поощряется в церковной среде. Слишком статья Ваша уж радикальная, не сто́ит так.
Наталия26 апреля 2018, 08:28
Даже не знаю. По смыслу статьи улыбаться надо только применительно к вопросам, связанным с Богом и церковными службами. Лучше вообще не смеяться, т.к. Христос не смеялся. И многие ли выдержат такой напряжённый образ жизни - ведь и так скорбей у многих хватает? Неужели умеренный смех, улыбка при виде забавной ситуации или доброй шутки недопустимы для православных? Как-то не принимается такая точка зрения.
Можно вспомнить историю из Патерика об Антонии Великом, который шутил с братией ради послабления, приведя в пример смутившемуся зверолову сломанный лук при чересчур натянутой тетиве.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×