Однажды в Иерусалиме разговорились местный житель и приезжий паломник. Беседа была непринужденной и дружелюбной. Араб и паломник из Европы коснулись вопроса, чем отличаются друг от друга люди Востока и Запада. Араб высказал любопытное наблюдение: «Западные люди любят посмеяться, но не умеют радоваться».
Вербное воскресение. Фото: Юрий Костыгов / Expo.Pravoslavie.Ru |
Между смехом и радостью не поставишь знака равенства. Смех является лишь проявлением радости, но не ею самой. Часто бывает, что человек смеется, но радости никакой за его смехом нет. Зубоскальство есть, хорошо вытренированная улыбка «успешного человека» на месте, а радости не видно – глаза-то грустные.
Вообще говоря, смех – не единственное проявление радости. Помимо смеха радость проявляется в скромной улыбке, светлом блеске глаз, веселой песне, ободряющем слове, приветливом жесте, даже в слезах. Есть радость и со слезами на глазах.
Да, в нашем обществе переизбыток смеха и маловато радости. И какой же это смех? Наиболее распространенный – смех самого грубого свойства. Индустрия развлечений предлагает нам ядовитый сарказм, завистливые передразнивания, скабрезное шутовство, безудержные попытки все высмеять, вплоть до самого святого. Утонченный юмор, взвешенная самоирония, остроумный и одновременно глубокомысленный афоризм встречаются редко и существуют на правах «неформата».
Но это все шоу-бизнес, внешние обстоятельства нашей жизни. А что мы делаем сами? Что делаем, можно посмотреть хотя бы в сети. Бесчисленное число интернет-«приколов» построено на злорадстве, то есть на случаях, когда смеяться грешно. К примеру, я посмотрел видео, где паренек пытался на скейте выполнить эффектный трюк, у него что-то не заладилось. Он упал неловко, сломал ногу, завопил от боли. «Френды» вместо того, чтобы вызвать скорую, снимали «прикольное» видео.
Положим, я скачал этот ролик и оставил после себя комментарий с заметной долей издевки над пареньком и его окружением. Можно не сомневаться, я буду отвечать перед Богом за то, что «без ума смеяхся», что позабавился над чужой кровью.
С другой стороны, если я болезненно тщеславный человек, отношусь к себе с повышенной серьезностью, то для меня большой шаг – посмеяться над собой. Увидеть себя как бы сверху, увидеть всю свою раздутую амбициозность, мнимое величие и реальный масштаб «Из жизни насекомых». Если я увижу собственное самолюбование, свой букашечный размер и от души посмеюсь над распирающей меня гордыней, то от этой самоиронии и до покаяния – один шаг. Если же над моим тщеславием посмеется жена или друг, а я не обижусь, и напротив, поддержу шутку, то от этого и до смирения не так далеко.
Бывает покаянное самообличение, которое проявляется в смехе над собой. Хотя чаще встречается покаянное самообличение в плаче над собой. Правда, плач о своих грехах особый – радостотворный. То есть он порождает радость, он переходит от печали по Боге к радости по Боге. Подобный чудесный переход от печали к радости совершает не только отдельный человек, но и вся Церковь, ежегодно. Когда?
Великим постом мы погружаемся в светлую покаянную печаль, скорбь Страстной седмицы, а на Пасху приходит радость о Христе, Победителе греха и смерти. Наш главный праздник, Пасха, поистине всерадостное торжество. И об этом Христос предсказал апостолам: «Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет (греч. и липи имон ис харан генисте)» (Ин. 16:20).
Люди обращают внимание, что Христос в Евангелии ни разу не засмеялся, –наоборот, Он прослезился из любви к умершему Лазарю. И некоторые отсюда делают вывод: будем подражать Господу, вместо смеха у нас должен быть плач. И они погружаются в безоговорочный траур, даже на Пасху одеваются в черное. Да, в Новом Завете Христос ни разу не засмеялся, но Он радовался, и не однажды. Вот, например, стих из Евангелия: «Возрадовался (греч. игаллиасато) духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам» (Лк. 10:21).
И Своим ученикам Христос дает отраду даже во время гонений на веру: «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь (греч. геласете)... Блаженны вы, когда возненавидят вас люди... за Сына Человеческого... Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах... Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк 6: 21, 22-23, 25). Итак, Христос все-таки не осуждает смех как таковой. Заглянув в труды святых наставников христианской веры, мы найдем тому подтверждение. «Если бы всех осуждать за нынешний смех, то не осталось бы, кому дать блаженство за слезы. Итак, «смеющиеся», которых осуждает Евангелие, суть люди, которые преданы удовольствию чувственному... Подобным образом не всякие слезы составляют плач Евангельский; ибо плачут даже и звери», – замечает московский святитель Филарет. Евангелие осуждает такой смех, который является выражением страстной привязанности к удовольствиям.
Как праздник и ликование переживают одухотворенные люди встречу с Христом. Стоя подле Христа, проповедник покаяния и великий аскет Иоанн Предтеча говорит о переполняющей его радости (см. Ин. 3: 29). Богородицу Церковь прямо именует – Радостью нашей, просит покрыть нас от всякого зла честным омофором. Своим людям Христос дает всепроникающую радость, которую не в состоянии отнять никакие скорби. Первоверховный апостол пишет в Коринф о радостях и скорбях: «Я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей» (2 Кор. 7: 4).
Но вернемся к смеху. Апостол Павел и в этом отношении сообщает нам путеводную мысль: «Сквернословие и пустословие и смехотворство (греч. евтрапелиа) не приличны [вам], а, напротив, благодарение (евхаристиа)» (Еф. 5: 4). Обратим внимание, здесь противопоставляются евтрапелиа (балагурство, шутовство) и евхаристиа (радостное благодарение), а не смех и пожизненный траур.
Конечно, возникает вопрос: как радоваться, если на душе безрадостное настроение? Кругом плохие новости, много поводов опустить руки, и рады бы порадоваться, да как-то не выходит. Что ответить? Я не знаю, но вот апостол говорит: смехотворство нам не подходит, нам приличнее благодарение. Может, благодарение и наполнит наше сердце подлинной радостью, ведь радость не засияет от балаганных глупостей профессиональных острословов. Если угодно, к благодарению христианин может относиться как к духовному упражнению.
Мы знаем, что надо упражняться в покаянии – это упражнение в печали по Богу. Если мы «правильно» выполняем это упражнение, мы начинаем отчетливее видеть свои грехи, приносим их Богу на исповеди, и Господь прощает их. После исповеди можно начать благодарение. Господь оставил нам грехи, мы Его благодарим за милость, великодушие, за любовь к нам. Благодарение и радость нимало не противоречат покаянному духу.
Как понудить себя к радости? Духовно опытные люди говорят о заповеди любить Бога и ближнего: если не чувствуешь в себе этой заповеданной от Христа любви, твори дела любви. И от этого аскетического понуждения себя на дела любви понемногу пробудится любовь. Любовь подобна огню, если в огонь не подкладывать дрова, он потухнет. Если любить и не творить дела любви, то любовь понемногу угаснет. Что такое дела любви – понятно: деятельная помощь любимому человеку, бережное отношение и ласковое слово, сопереживание в горе и радости... Можно побуждать себя и к делам радости, и радость придет.
Не стоит притворяться, что радуешься. С притворством нам не по пути. Можно как-то пробиваться к радости через дела радости. А в чем состоят дела радости? После исповеди поблагодарить Бога за возможность принести покаяние. Ведь покаяние не тяжкая заунывная обязанность, а счастливая возможность расстаться с грехами, даже тяжкими грехами. Искреннее покаяние открывает нам Божию всепрощающую милость и человеческую радость, такую желанную. Мы ежедневно благодарим Бога за пищу и питье, за ночной отдых, за начало нового дня, еще одного подаренного нам дня. Благодарим за выздоровление после болезни, за любое добро, присутствующее в нашей жизни. Благодаря Бога и людей, мы научаемся радости.
А еще есть упражнение – найти случай, чтобы порадовать другого человека. Если это хорошо удается, то обрадованный человек сияет так, что в лучах его радости и сердца окружающих сами собой согреваются. А тот, кто порадовал, благодарит Бога за это доброе дело, потому что всякий благой дар – от Творца. Если замечать то хорошее, что есть в нашей жизни, не забывать о благодарности Богу, то больше будет в нашей жизни радости и света.
Возрадуемся о Господе, Христос воскресе!
диакон Павел
Отец Павел, благодарю Вас за эти слова! Как неожиданно в этих словах я нашла ответ на вопрос, который меня давно мучил: о черте между угождением ближнему по заповеди о любви и по "мистическому страху" сохранить свое т.н. лицо.
Я думаю, что не только для меня, но и для многих православных, в особенности новоначальных (как и я), эти слова полезны. Может, если, конечно, захотите и обстоятельства позволят, напишите статью на эту тему? Очень бы порадовалась! :-) И не только я:) Действительно, на первых порах воцерковления угождаешь ближнему так же, как и раньше, но уже по "мистическому страху" не исполнить Заповедь о любви.
Спаси Господи!
Это сейчас очень важно - сформулировать отличие демонстративного веселья от переливающейся через край, даже если человек хочет скрыть ее, радости.
Очень нужно сейчас, чтобы люди говорили такое, как вы, ЖИВОЕ слово, когда все ясно, доходчиво и незапутанно. В наше время избытка информации, кстати, кто короче и точнее скажет, тот и будет услышан. Дай Вам Господь и Ангелы понятных и нужных людям слов, чтобы быстрее все в нашей стране стало на свои места, хорошее назвали хорошим, а плохое плохим. Хорошо бы, кто-то убедительными словами сказал людям о губительном действии матерной речи - на них самих, их детей и всю страну, когда это стало уже обыденностью и страшной традицией.
Помоги Вам Господи, отец Павел! Доброго Вам здоровья! Л.Л.
Очень хорошо, что Вы видите положительные качества коллеги, о которой пишете. Вы можете молиться о ней не только с просьбой погасить "безумие", но, может, и с просьбой к Богу благословить ее за то хорошее, что она делает.
Подчиненным критически видятся многие действия начальствующих. Мы считаем, что на их месте... Но вот я себя ловлю на мысли, что "будь я министр", я бы, скорее всего, еще хуже, чем этот "Навал" справлялся. Если я хороший подчиненный, это еще не значит, что из меня хороший начальник получится. Вот меня такие мысли умиротворяют. Не знаю, правда, насколько универсальное значение они имеют.
Григорий Сковорода: "Кто грусть во утробе носит завсегда, тот лежит во гробе, не жил никогда"
Уильям Блейк: "Кто удержить радость силою, жизнь погубит легокрылую, на лету лови её, утро вечности твоё" (перевод не помню чей)
"острословы по большей части дурные люди"
Спаси, Господи! Христос Воскресе!
Я не священник, могу лишь пожелать: да благословит Господь всех нас!
Про человекоугодие у апостола сказано: "Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым" (Гал. 1:10). Видно, что человекоугодие противопоставляется богоугождению, исполнению заповедей Божииих. А все заповеди Христос свел к любви по отношению к Богу и ближнему.
Я человекоугодничаю из страха перед ближним (вплоть до "мистического ужаса") или корыстных интересов ("нужный человек"). Поймав себя на этом, я могу пересмотреть свое отношение, увидеть в ближнем не источник страха или корысти, а просто человека, образ Божий, с его нуждами, с его радостью, когда ему просто оказывают внимание.
Спасибо за прекрасную статью!
А вот насчет того, что "акционеры" захотят заняться более денежным занятием я не уверен.
А уверен я в том, что за ними стоят ну ооочень богатые спонсоры, и за каждый день отсидки эти дамочки получают такие деньги, какие им самим точно не заработать. Даже вероятность получить реальный срок их не пугает, потому что они знают на что идут, т.е. за какие деньги сидеть будут.
Благодарю за ответ...
Я тоже пытался грубо приближенно прикинуть количество "стоящих и молящихся" - площадь, занимаемая людьми там была едва ли меньше, чем (100-200)Х(200-300)м.; если принять, что на 1м2 помещается примерно от 3 до 10 человек - так вот и примерные количественные границы...
Конечно,грубо, конечно примерно...
Но хоть какие-то реальные цифры...
Еще раз благодарю...
С праздником Вас...
А "вылежанный" синтетический анализ произошедшего, сделанный общим отцом нашим Святейшим Патриархом Кириллом ( http://www.pravoslavie.ru/news/53103.htm Слово Святейшего Патриарха Кирилла перед началом молебна в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени) Вам не интересен?
Или Вам интересна актуализация? К чему такой интерес к "горячим следам", чувствам и прикидочным соображениям?
Тоже не очень обученный компутеру Механик.
Я был на стоянии перед храмом Христа Спасителя. Меня удивляет желание недобросовестных журналистов представить его как собрание в 10 тыс человек под охраной 14 тыс человек полиции. Пришло более чем 50 тыс – это реальная цифра! Нам постоянно внушают, что православных не так много, только 3 % от населения России. Думаю, последующие события покажут всем, что нас много и с нами приходится считаться. За православную веру надо стоять, не жалея живота, нельзя потакать высмеиванию всего святого. Я молюсь, чтобы в нынешних и последующих событиях – тихое житие пожити во благочестии и чистоте.
Всех Вам благ!
В режиме небольшого оффтопика отвечу тезисно.
Джон Леннон как-то сказал: «Христианство уйдет... Сейчас мы более популярны, чем Иисус; я не знаю, что исчезнет раньше – рок-н-ролл или христианство. Иисус был вполне хорош (Jesus was all right), но его последователи тупы и заурядны. Их извращение христианства губит его во мне». После этого американские протестанты стали жестко бойкотировать «Битлз». Тогда Леннон заявил: «Я не имел в виду сказать какую антирелигиозную мерзость. Я прошу извинения, если вам от этого будет легче (I never meant it to be a lousy anti-religious thing. I apologise if that will make you happy)». Такая была история. Сейчас другая история – время и место, действующие лица и степень их музыкальной одаренности другие.
Однако объединяет эти две истории коммерческая сторона дела.
Если группа с неприличным названием на своих акциях будет терять деньги и наживать проблемы, я уверен, – они переключатся с «антицерковного панк-феминизма» на более выгодную работенку. И практически все акционисты, осваивающие церковную территорию под свои площадки для выступлений, уйдут. Останутся единицы – психически больные люди и «адреналинщики».
"[1] от души посмеюсь над распирающей меня гордыней, то [2] от этой самоиронии и до покаяния – один шаг"
[1] Мне грешному кажется, что "от души" - именно так, т.е. от всей души - смеяться над своей гордыней, тем паче распирающей, могут считанные подвижники. Тем паче, в присутствии других людей. Это очень высокая мера, так сказать, самораспинания.
[2] поэтому "один шаг", о котором Вы, отец Павел, пишете, действительно один, но далеко, очень далеко не у всех, чающих его. Гораздо чаще таковой "один шаг" растягивается на всю жизнь. Гораздо чаще шаг подобного рода совсем иной, и лежит он "уровнем", все-таки, пониже, но при этом испытывается его совершителем гораздо чаще, в отпущенную этому совершителю меру. И именно за таковые малюсенькие шажочки к покаянию, опять же даруемому, а не своими только силами стяжаемому, - за таковые шажочки нам многогрешным и надо благодарить Господа и, как Вы правильно пишете, как можно чаще и больше, не забывая в своих благодарениях ни святого нашего Ангела Хранителя, ни Пресвятую Богородицу, ни святых Божиих - в зависимости от того, к Кому именно каждый из нас испытвает особое благоговейное чувство и кому или Кому молится - пусть и своими словами или даже только одним только своим безмолвным и словесно невыраженным чувством - в тот или иной момент своего безрадостного состояния.
Храни Вас Господь.
К сожалению, я плохо владею компутером, поэтому не смог найти иного способа связи с Вами, кроме как через комментарий к Вашей статье…
Старость.., никуда не денешься… Мой уровень – ЕС-1033…
У меня к Вам огромная личная просьба /не связанная с данной Вашей работой/ – не могли бы Вы поделиться со мной наиболее важными, на Ваш взгляд, выводами, итогами… последних событий – как «СТОЯНИЯ ЗА ВЕРУ», ТАК И ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ ЕМУ…
А МОЖЕТ И ПОСЛЕДУЮЩИХ…
Понимаю, что сделать синтетический анализ произошедшего достаточно сложно – месяцы… или недели уйдут.., да и «вылежаться» такая работа должна…
Но я прошу Вас о другом – сейчас, по «горячим следам»… и чувствам поделиться со мною, грешным, хоть какими-то прикидочными соображениями…
Вы ведь иногда отвечаете своим комментаторам…
Хочется сравнить свои мысли-чувства с Вашими…
Форма Вашего ответа – любая…
В редакции должно быть мое «мыло» – если я правильно нажимал не клавиатурные кнопки – или просто публикацией…
Если же моя просьба сложна или для Вас не интересна – ЗАБУДЬТЕ…
Актуализация, знаете ли…
Благодарю…
Извините, если что не так…
24.04.12 Сантехник.
ПС.
Вы «нормально» пишите и общаетесь с людьми – иначе стал бы Вас беспокоить?!
Спасибо за доброе напоминание о духовном упражнении! Это - важно! Очень уж мы ленивы. Часто предпочитаем оправдывать свое бездействие, искать сторонние причины, чем вспомнить о том чудесном понуждении, о котором нам постоянно напоминают сятые отцы!
Господи, дай сил мне, грешному, хотя бы немножко радовать другого человека, дай сил творить дела любви.