Когда мы учились в МАРХИ, на обложке одного их наших пособий по начертательной геометрии был чертёж церкви, до боли напоминавшей ту, которой теперь нет. Кондопожская церковь Успения Пресвятой Богородицы — это знаковый объект не только для нас — архитекторов — но и для всей русской культуры.
10 августа 2018 года она сгорела. И это единственное, что сегодня заставило наши сми хоть слово сказать о том, в каком состоянии пребывают памятники культуры нашего народа. Мы попросили прокомментировать случившееся ведущих специалистов по русскому деревянному зодчеству.
Первое упоминание об Успенской церкви на этом месте относится к 1563 году. Последний деревянный храм — четвёртый, был построен в 1774 году. Это храм прионежской школы шатрового зодчества, которой присущи характерные особенности: фронтонный пояс на восьмерике и расширение центрального столпа к верху. Она была самым высоким деревянным сооружением в Карелии (42 метра высотой). Церковь была построена на закате северного деревянного зодчества в память о погибших крестьянах во время Кижского восстания 1769-1771 годов.
По Декрету 1918 года «Об отделении церкви от государства» и инструкции 1920 года Наркомюста и отдела по делам музеев «по его применению», всё церковное имущество передавалось в ведение отдела по делам музеев, охраны памятников искусства и старины Наркомпроса.
В августе 1926 года церковь была осмотрена Онежской экспедицией под руководством известнейшего русского реставратора И. Э. Грабаря, в которой участвовали такие глыбы нашей реставрации, как архитектор П. Д. Барановский, реставратор Г. О. Чириков, Н. Н. Померанцев и фотограф А. В. Лядов. Церковь реставрировалась в 1927 году, в 1950-х годах и в 1999 году.
В 1960 году решением Совета Министров РСФСР церковь была поставлена на государственную охрану. Была филиалом Кондопожского городского краеведческого музея. В 2000-е годы во время православных праздников в церкви проводились службы, в основном в летнее время.
«Нет ей равных среди деревянных шатровых церквей, хотя и нет коренных отличий от них. Удивительная и единственная в своем роде, эта церковь — лебединая песня народного зодчества, пропетая с такой глубокой силой, что после неё любой звук кажется и слабее, и немощнее.» — академик, доктор архитектуры А. В. Ополовников.
В церкви был иконостас в стиле барокко и иконописный потолок-небо. Небо кондопожской церкви Успения — единственный образец композиции «Божественная литургия» в действующей церкви. В центральном медальоне неба — образ «Христос Великий Архиерей». Непосредственно вокруг Христа, на рамке центрального кольца, и на 16 гранях, херувимы с серафимами и ангелы в дьяконском облачении с литургическими атрибутами в руках, движущиеся по кругу с запада на восток.
«Успенская Церковь в г. Кондопога является памятником федерального значения 1774 года постройки, а так же является памятником заонежской деревянной архитектуры и филиалом Кондопожского городского краеведческого музея. В настоящее время здание церкви не является собственностью Русской православной церкви, богослужения в ней не совершаются, последний священник — о. Иоанн Лядинский был расстрелян в 1937 году. Одна из версий пожара – неосторожные действия туристов», – говорится в заявлении Петрозаводской и Карельской епархии.
В 2014 году она уже была в плохом состоянии, из-за прогнивших нижних венцов храм накренился на целый метр.
10 августа 2018 года церковь, вместе со всеми иконами, среди которых были особенно ценные, полностью сгорела. По предварительным данным, пожар возник из-за неосторожного обращения с огнём туристов. Власти Карелии не исключают восстановление памятника, поскольку на ближайшие годы его реставрация стояла в планах, были подготовлены все необходимые архивные данные и чертежи, однако средства так и не были выделены. Следственным комитетом РФ по Республике Карелия 10 августа 2018 года принято к производству уголовное дело по факту уничтожения церкви Успения Пресвятой Богородицы, возбужденное по ч. 1 ст. 243 УК РФ (уничтожение объекта культурного наследия), включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, взятого под охрану государства.
Мы задали вопрос о произошедшем ведущим специалистам по русскому деревянному зодчеству в нашей стране.
Сергей Куликов, главный архитектор ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские», председатель Технического комитета «Культурное наследие» при Федеральном агентстве по нормативному регулированию и стандартизации:
Нужна система сохранения, именно сохранения, а не система финансирования как сейчас. Ведь деньги увы качество не определяют. Пока не будет внятной государственной политики в этой сфере, пока не будет целевого отраслевого департамента или иной государственной институции в данной сфере, так оно и будет. Должен быть национальный план сохранения, а не ежегодная программа на тему: «а давайте чего-нибудь сохраним». Должен быть мониторинг, критерии вмешательства на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу, нужна ответственность регионов и сохранение реставрационного сообщества и т.п. и т.д. Говорено много, но реальность она в факеле Кондопоги.
Необходимость рассматривать культурное наследие как один из факторов устойчивого развития территорий, социально-общественной стабильности. Тогда и деревянным, и не только, памятникам место в этом развитии найдётся.
Ольга Севан, кандидат архитектуры, президент Российского Комитета по сёлам и малым городам:
Невероятная потеря, церковь Успения Божией Матери, расположенная на территории города Кондопога. Нет такого храма, не было в России в сравнении с этим. Храм был построен в 1774 году на небольшом мысе, вдающемся в Онежское озеро, и является одним из самых высоких деревянных церквей на территории республики. Это мирового уровня сооружение, пропорции, красота, которую нельзя было трогать, только осторожно реставрировать и поддерживать. Эта Церковь стояла первая в списке деревянных памятников на включение в ЮНЕСКО. Это трагический день для русского деревянного зодчества, которое и так уже столько потеряло за последние десятилетия…
Михаил Мильчик, член Советов по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга и министерстве культуры РФ:
Гибель Успенской церкви в Кондопоге — невосполнимая утрата не только для нашего архитектурного наследия. Россия лишилась одной из самых гармоничных церквей, которую часто — и справедливо называли лебединой песней русского деревянного зодчества. Удивительное дело: она пережила войны ХХ века, за время гонений на религию потеряла лишь рядом стоявшую колокольню, не была перестроена и сохранила в целости интерьер — замечательный иконостас, расписной потолок —«небо», огромные резные столбы в трапезной… Погиб последний подлинный интерьер деревянных храмов России! С горечью должен сказать, что это не случайность, не рок: сгорели в 1985 г. ансамбль погоста в Усть-Коже, в 1997-м в Верхней Мудьюге, в 2002-м уникальная церковь Спас-Вёжи в Костромском музее-заповеднике, в 2013-м Покрово-Власиевская церковь с не менее ценным интерьером в Лядинах, недалеко от Каргополя. И это далеко не полный список наших скорбных потерь только за последние десятилетия.
Вне зависимости от того, что послужило конкретной причиной пожара в Кондопоге, этого следовало ожидать: десятилетия мы говорим и пишем о необходимости оснащения всех памятников деревянной архитектуры, стоящих на государственной охране, средствами автоматического пожаротушения. И что? И ничего! Два года назад разработана Концепция сохранения деревянного зодчества России. И что? И ничего! Власть не беспокоит исчезновение культурного наследия России. Она не понимает, что так подрубаются корни национальной идентичности.
И вот мы уже слышим от Министерства культуры Карелии: сохранились обмеры, а потому церковь можно восстановить. Были бы деньги! Там искренне не понимают, что подлинный памятник не восстановим в принципе. Он погиб навсегда. Можно лишь построить макет, как это десять лет назад под моим руководством было сделано с многоглавой Анхимовской церковью. Там были не только обмеры, но и неосуществленный проект реставрации. Тем не менее, мы получили лишь напоминание о погибшем шедевре.
Нужен единый фонд на восстановление и реставрацию деревянных церквей, который и будет тем органом, который будет работать с государством, чтобы появились программы и тд. Плюс в этот фонд должны входить представители РПЦ, реставраторы, историки, архитекторы и тд, которые помимо того, что являются экспертами по необходимым областям, могли бы создать необходимую систему по восстановлению и реконструкции храмов. Каждый храм должен быть учтён, оценёно состояние и необходимые работы. Чтобы документы, необходимые для работ были шаблонированы и под каждый храм фонд бы их умеючи собирал. Под такой порядок и деньги найдутся и люди подтянутся и мастера.
Сама по себе, Церковь не могла сгореть!!!