Мертвых душ не продадите?

Помните, как в бессмертной поэме Гоголя некто Чичиков скупает мертвые души? Гоголь – великий мистификатор, и в этой купле-продаже зашит глубокий религиозный смысл. Многие комментаторы раскрывают образ Павла Ивановича как агента диавола, собирающего прибыль для своего хозяина. Выходит, по-настоящему мертвыми душами являются не покойные крестьяне, а «клиенты» Чичикова, носители той или иной страсти: Собакевич, Коробочка и иже с ними.

Коммивояжер лукавого, скупающий погибшие для Бога души, – вообще-то, библейская идея. В 18-й главе книги Апокалипсиса упоминаются некие купцы земные, в списке товаров которых числятся тела и души человеческие (см. Откр. 18, 13). Купцы совершали свой торг в Вавилоне. Апокалиптический Вавилон – это город-блудница, библейский символ антихристианской цивилизации. Бог разрушает Вавилон, и купцы оплакивают падение своего бизнеса, в том числе куплю-продажу тел и душ человеческих.

А к кому можно было бы отнести текст Откровения сегодня? Кто годится на роль купцов земных? Например, специалисты по пиар-технологиям не подходят ли? Особенно те, которые в своей работе не считаются с нравственными и религиозными принципами? Кажется, массовая манипуляция сознанием – это и есть купля-продажа человеческих душ в наши дни.

Предлагаю проверить данную мысль, взглянув на портрет одного из таких современных купцов. Этого человека по праву можно именовать великим приобретателем душ, ничуть не хуже Чичикова.

***

Эдвард Бернейс Эдвард Бернейс

Сегодня его называют «отцом пиара». По рождению еврей, по месту жительства американец, по родственным связям племянник Зигмунда Фрейда и правнук главного раввина Гамбурга Исаака Бернайса, он прожил длинную жизнь (104 года, с 1891 по 1995). Был пионером использования в пиар-технологиях психологии и прочих социальных наук. Его имя – Эдвард Бернейс.

О проектах Бернейса можно рассказывать очень много. В своем деле он проявлял прямо-таки диавольскую смекалку и находчивость.

Например, с помощью Бернейса курение стало общепринятой нормой для женщин. Племянник Фрейда убедил мир, что женщина с сигаретой – это круто, стильно, красиво. Впервые в истории рекламы был использован эффект «звездного» авторитета. Образ курящей дамы гениальный пиарщик продвигал через личности такого уровня, как Марлен Дитрих. По просьбе Бернейса многочисленные врачи наперебой писали о пользе никотина, известные оперные певицы — о благотворном действии курения на голос. С помощью проплаченной команды Бернейс преодолел одно из самых больших социальных табу: женщина, курящая в общественном месте.

До Бернейса дамам разрешалось курить только в специальных местах или же вообще не разрешалось, вплоть до ареста. Гению пиара удалось сломать этот психологический барьер, нажав всего лишь на две кнопки: авторитет звезды и неимоверно популярное в то время движение женской эмансипации. Моделей с сигаретами назвали «факелами свободы», женское курение стало социально приемлемым. Компания Lucky Strike отвалила Бернейсу огромную сумму.

Бернейс работал с массами скорее через новость, чем через рекламу

Интересно, что Бернейс работал с массами скорее через новость, чем через рекламу. Он был справедливо уверен, что новость – лучшее средство для донесения рекламного образа. Человек, читающий или смотрящий новости, не подозревает, что в данный момент он подвергается психологической атаке, потому в эти минуты он особенно уязвим.

Кстати, мало кто задумывается сегодня, по каким критериям для нас отбирают новости. Новостей в мире за день тысячи. Мы узнаем лишь несколько, и именно на них нам предлагают остановить внимание. Понятно, что и подают их под особым соусом. Формулировка и заголовок имеют определяющее значение для восприятия. Частота же появления новостей сегодня подобна мощному артогню.

Также, например, Бернейс способствовал тому, что американская нация стала больше есть и растолстела. Получив от производителей бекона задачу поднять уровень продажи мяса, Эдвард провел небольшое социальное исследование: что едят американцы на завтрак? Оказалось, кофе, булочку, апельсиновый сок. От своего врача пиарщик услышал, что ночью тело теряет много энергии, поэтому плотный завтрак может быть предпочтительнее легкого. Бернейс попросил у врача разрешения послать от его имени письмо пяти тысячам врачей: согласны ли они с таким утверждением? Приблизительно 4500 докторов ответили «да». Тогда предприимчивый пиарщик опубликовал во всех газетах страны статьи с заголовками наподобие «4500 врачей советуют есть на завтрак мясо». Предлагался и выбор блюда: яичница с беконом. После публикации продажи бекона взлетели.

Вообще, использование авторитетов – любимейший у Бернейса метод работы с общественным сознанием. «Если вы можете влиять на лидеров, независимо от того, осознают они это или нет, вы автоматически влияете на группы людей, находящихся под их влиянием», – говорил он.

Еще в молодости пиарщику предложили задачу — раскрутить новую пьесу о проститутках. Напомню, это не сегодняшний день, а пуританская Америка начала XX века. Бернейс пошел конем — создал фонд борьбы с венерическими заболеваниями. После того, как благотворительный фонд объявил пьесу поучительной и высоконравственной, народ повалил на спектакль.

Примечателен вклад Бернейса в развитие политического пиара. Работая во время Первой мировой войны в администрации Вудро Вильсона, он уверил миллионы людей в том, что американские военные устанавливают «демократию во всей Европе».

***

Каков купец? Настоящий Чичиков, не правда ли?

Бернейс гениален и неповторим, но все же он не один. С общественным сознанием сегодня работает огромная армия пиар-технологов. Реклама и новости давно перестали быть просто рекламой и новостями, но направились в социальное русло. По сути, они искусственно формируют круг интересов и образ мысли человека, а также образ одежды, питания, общения, этикета.

«Не хотите пить то, что на самом деле не утоляет жажду, всякие там пепси и спрайты? Заставим! Вы еще и спасибо скажете. Не хотите носить какие-то странные хламиды, называемые одеждой? Будете носить, голубчики; еще и в очередь встанете и купите за сумасшедшие деньги. Не хотите менять смартфон на новую модель? Ничего, поменяете, и будете счастливы от обновки. Мы заставим вас делать все, что нам нужно!»

Сегодня пиар-технологи залезают в самую душу человека и меняют ее изнутри

Сегодня пиар-технологи залезают в самую душу человека и меняют ее изнутри. Нынешние «окна Овертона», на которые работают реклама и новости, касаются вопросов посерьезнее женского курения. На повестке дня стоят гендерные темы, права секс-меньшинств, разложение традиционных обществ и прочее. О политтехнологиях вообще отдельный разговор.

От пиар-атак не спрятаться сегодня никому. У подавляющего большинства населения европейских стран вся сознательная жизнь проходит в интернете. О наших аккаунтах известно все: история наших передвижений, список запросов, частота посещения тех или иных сайтов. Гугл-реклама предлагает все, чем ты хотя бы вскользь интересовался недавно в любой из соцсетей. У специалистов становится все больше возможностей и ресурсов для продвижения идей. Соцсети и вообще интернет можно рассматривать как оформившуюся альтернативную реальность. Удивительно, как единичные идеи Бернейса сейчас доведены чуть ли не до автоматизма. Система работает по принципу «как продать».

«Существует и прямая перепродажа душ – через обман. Действует целая система торговли, осуществляемая с помощью PR – деятельности, направленной на формирование общественного мнения о чем-либо. Это настоящая, классическая торговля душами. Пиар – это не просто реклама, это реклама идеологии, навязывание ценностей. Большая часть рекламы уже сейчас не просто реклама товара, а реклама греха, реклама идеологии греха. Это сознательная, классическая продажа определенного образа мыслей. Все без исключения смертные грехи рекламируются сейчас по нашему телевидению и пропагандируются рекламными щитами на улицах»,[1] – писал отец Даниил Сысоев.

Да, нельзя не упомянуть, что в интернете возможна и нужна проповедь Евангелия. Но с другой стороны, глянешь на все это, и понимаешь: силки затягиваются...

Почему мы говорим на такие темы? Потому что сегодняшняя война за души ведется в информационном поле. Ловители душ делают ставку на человеческие страсти и старую, как мир, тягу к нарушению запретов. Чем живет человек, кому он доверяет и кого слушает, что он любит и чего желает? Ответы на эти вопросы определяют, кому принадлежит его душа и кто он таков.

Приведенное выше место из Апокалипсиса показывает: перед концом света масштабы духовного пленения людей достигнут такого уровня, что продолжать историю мира уже не будет смысла. Человечество поделится на две категории: купцов земных и потребителей их товаров. Разумеется, останется и Церковь, но она будет гонима, и по-настоящему верующих вряд ли будет много. Все остальные станут товаром купцов земных.

Почерк этих торговцев мы сегодня рассмотрели. Будем внимательны, чтобы и нам не попасть в списки мертвых душ…

Сергей Комаров

14 августа 2018 г.

[1] Даниил Сысоев, протоиерей. Толкование на Апокалипсис, гл. 18.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Смысл эпохи Смысл эпохи
Протоиерей Андрей Ткачев
Смысл эпохи Смысл эпохи
Протоиерей Андрей Ткачев
Вынужденно, по слабости остающийся внутри враждебной цивилизации, человек – заложник. Заложник образования, которое развращает, а не учит; телевидения, которое тупит, а не информирует. Тогда нужна именно империя, защищающая ценности библейского человека.
Как не присоединиться к массовому помешательству Как не присоединиться к массовому помешательству Как не присоединиться к массовому помешательству Вещи: как не присоединиться к массовому помешательству
Советы пастырей
Христианин призван трезво оценивать происходящее, адекватно воспринимать вторгающиеся искушения и отвергать их, как ненужный сор.
Уроки рекламы Уроки рекламы
Диакон Павел Сержантов
Уроки рекламы Уроки рекламы
Диакон Павел Сержантов
«Путеводителем по страстям» нам послужила надоедливая коммерческая реклама. О чем это говорит? Мощная энергия страстей используется в процветающем рекламном бизнесе. Значит, за понятием о грехе и страсти стоит серьезная реальность, а не старая выдумка. Кто-то умело играет на чужих страстях, кто-то легкомысленно потворствует страстям, а кто-то и борется с ними. Каждый выбирает свое.
Комментарии
Александр Петрович Sokolov28 августа 2018, 07:05
Всё так, еще добавлю платные лайки, платные подписи ЗА, даже "друзей" в соц сетях сегодня можно просто купить, не буду рекламировать здесь ресурсы...И тех кто лайкает, или голосует - не мне судить, да они добровольцы -мертвые души, но "заработки" там ничтожны, и делают они это от нужды. Также и пиарщики, в большинстве работяги,деньги у начальников, а работа и даже мысли-от трудяг.Пока это выгодно это будет продолжаться. Но та реклама которая меняет мировоззрение, мне кажется может быть изменена. Ведь это просто мода,а она капризна.Кризис-время отбросить понты. А если заставить задуматься о тех кто рядом, -то вот она уже и изменяется. Вопрос в нас.Что мы хотим = то и рекламируем своей жизнью
Владимир Орлов19 августа 2018, 23:07
Господи Помилуй от этого всего.....
Николай17 августа 2018, 05:18
Всё правильно!
Вадим16 августа 2018, 07:53
Все правильно. Нужно быть очень внимательным, прежде всего, к самому себе, учиться самим и учить своих ближних распознавать губительные PR новости, и PR зло. Спаси Господи!
Алла15 августа 2018, 14:40
Плотный завтрак - отличная идея, потому что тогда в течение дня человек съест меньше. А ведь чем ближе к ночи, тем больше шансов, что еда уйдет в жир. Бекон с яйцами это традиционный завтрак англичан, а они вовсе не отличаются толщиной. Проблема у американцев с фастфудами, а не с завтраком. Вот часто ли обычный русский ходит в Макдаки? Я не чаще, чем раз в месяц, а то и реже. А у них это в порядке вещей, зайти и навернуть гамбургеры.
15 августа 2018, 09:53
"Бернейс гениален и неповторим" - глубоко ошибочное утверждение: он тривиален и банален, как рядовой рекламный агент.
Петр14 августа 2018, 23:47
Несомненно, мы зачастую сами не знаем насколько наше "собственное" мнение на самом деле "желательное" и благополучно усвоенное. Но сейчас принято в этом контексте говорить только про современные западные "технологии" и этому даются типично западные термины. А те колоссальные "наработки" наши собственные, отчественные, Советского Союза, почемуто не кажутся уместными вспоминать. Кто еще помнит это время, не будет сомневаться что наш "скромный багаж" может весьма поспорить в арсенале благополучной манипуляции сознания. Как мы "свято" верили в светлое будующее по "заветам Ильича", тут все пиар технологи обзавидуются. И конечно же, кто же будет выбрасывать на свалку полезный материал? Он при нас!
Грешник14 августа 2018, 21:56
Екатерина 14 августа 2018, 15:19:
Пресс-службы в епархиях и рядом не стоят с индустрией промывки мозгов. Они в своих заявлениях апеллируют к разуму человека.
А пиар - это дрессировка, зверотехника, попытка заставить человека делать заданное дело через страсти, которым он не может сопротивляться. Пусть идёт и выполняет команды из похоти, из жадности, из страха выпасть из тренда и быть осмеянным и т.д.
Автор статьи заостряет внимание именно на этой технологии. Эта мерзость и есть часть "начертания зверя", глубоко въедающаяся в человеческую душу. Православным нельзя её использовать, какую бы пользу на первый взгляд она не сулила.
Наталия14 августа 2018, 21:18
Ну, Чичиков в сравнении с этим господином - сын коммуниста. Безобидный мошенник. Надо признаться, что этот гений злодейства абсолютно верно определил, как человечество покупается на новости. Собственно из новостей и складывается мировоззрение нынешнего, простите за выражение, интеллигентного человека. Именно интеллигенты, образованная и молодая часть общества ( а это большинство ныне)начинает гнать дерьмовую волну, которая становится революциями, войнами и т.п. Но гораздо страшнее, когда люди незаметно для себя продают душу.И помогают нам в этом деле все СМИ.
Андрей Юрьевич14 августа 2018, 19:30
Не так страшен PR, как его малюют. Невозможно с помощью пиара "заставить" купить какой-то товар или проголосовать на референдуме о запрете повышения пенсионного возраста. Человеку дана воля и разум, мы сами строим свою жизнь с Божией помощью.
Сергей14 августа 2018, 17:26
Да, страшная картинка! "Ловители душ делают ставку на человеческие страсти и старую, как мир, тягу к нарушению запретов." Давайте защитимся от "купцов" запретами!Только у запретов,есть одна особенность.Они создают в человеке большое внутреннее напряжение и иногда так взрывают личность,что..."многочисленные ножевые ранения на трупе "любимой" супруги. Надо изучать своё "устройство", свои"страсти-мордасти".Купцы делают своё дело,а Господь может перевернуть все их дела и обратить в добро. Как? Да через нас. Живущих не системой табу и запретов, а глубокой осознанной жизнью души. Познав свои страсти, мы поймём, как ими управляют другие "купцы".
Макаров14 августа 2018, 17:08
Яйца с ветчиной на завтрак -- это полбеды. Есть "бернейсы" и покруче. Помните "слоган" из голливудского фильма : "GREED IS GOOD!" ("Жадность - это хорошо"), или такой: "GET RICH OR DIE TRYING" ("Разбогатей или умри копя деньги"). Или вот универсальное мерило: "BETTER THAN SEX" ("лучше секса") . Никого не смущают эпитеты, от которых ещё в 50-е годы ХХ века волосы встали бы дыбом: "SEXY CAR", "SEXY SHOES" и т.п. Ни у кого уже не возникает вопроса как автомобиль или туфли могут быть "сексуальными". Всё стало "секси".
Из человека планомерно делают жрущее и совокупляющееся животное. В парке Зарядье у самого Кремля уже открытый трах -- и по словам московских властей, мы должны радоваться комфорту.
Екатерина14 августа 2018, 15:19
Мысли очень верные, спасибо автору. Однако в статье прямо вынесен приговор: "пиар = зло"! А ведь он - как топор: убить или дров нарубить. Пиар-технологии нужны в том числе чтобы, например, не создавать панику после каких-то событий, делать благотворительность современным трендом, противостоять абортам. В конце концов, даже в епархиях есть пресс-службы. В мире информации нельзя жить без умения грамотно управлять этой информацией.
Антон14 августа 2018, 14:25
Сильно
Елена14 августа 2018, 14:00
Господи, помилуй!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×