О сожжении кондопожской церкви

Успенская церковь до поджога. Кондопога, Карелия Успенская церковь до поджога. Кондопога, Карелия

10 августа, в день Смоленской иконы Божией Матери, в г. Кондопога было совершено ужасное преступление. И не только против Русской Церкви или отечественной культуры, но и против русской души и Российской Державы.

Подросток-сатанист сжег Успенскую Церковь XVIII века, равную по своему значению всемирно известным Кижам. Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы была построена в селе Кондопога в 1774 году. Она пережила и три русских революции, и гражданскую войну, и коллективизацию с пятилеткой безбожия, и Великую Отечественную войну. Не пережила только современную эпоху сатанинского варварства и меркантильного равнодушия.

Успенский храм, увенчанный огромным величественным шатром, был одним из самых высоких в Карелии. В рассветных и закатных лучах он напоминал громадную свечу. Кто думал, что эта свеча сгорит всего за 15 страшных минут?..

Внутри храма сохранялся барочный иконостас – к сожалению, без икон: по некоторым сведениям, их изъяли финны во время Великой Отечественной войны. Но сохранилась замечательная композиция на потолке: Христос-Архиерей и двенадцать апостолов. Резные столбы внутри храма символизировали Древо Жизни. Теперь ничего этого нет.

Помню службы в этой церкви: полный храм, старики и молодежь, живые, радостные лица

Мне довелось в начале-середине 1990-х годов молиться, петь и читать в этом дивном храме. Самые первые службы в нем начались летом 1991 года, что явилось заслугой отца Льва Большакова, в прошлом известного археолога, назначенного в Кондопогу покойным митрополитом (тогда епископом) Петрозаводским Мануилом. Богослужения в нем совершались только летом, в другое время они проходили в новом зимнем храме, в самой Кондопоге. Живо помню эти службы: полный храм, старики и молодежь, живые, радостные лица. В эпоху падения российской государственности православная вера давала смысл жизни, она позволяла преодолевать трудности и проблемы того непростого времени. Удивителен был приход, собранный отцом Львом: с одной стороны – ветераны войны, бывшие ссыльные. Например, матушка Елена, первый чтец в храме. В годы войны она была операционной медсестрой в госпитале. Маленькая, худенькая, она днями и ночами стояла у операционного стола, временами чуть не падая от усталости. Или первый староста храма Михаил Романович, инженер из ссыльных, человек кристальной честности и кристальной веры. А с другой стороны – молодежь, студенты, школьники, для которых храмовая жизнь была глотком свежего воздуха посреди серой, тяжелой, временами свирепой повседневности.

Протоиерей Лев Большаков Протоиерей Лев Большаков
К отцу Льву в Успенский храм часто приезжал владыка Мануил, временами привозил целый автобус подарков для прихода. Приезды владыки всегда были радостью, его доброта и внимание привлекали многих. Митрополит Мануил и отец Лев были духовными чадами известного петербургского священника Василия Лесняка, и во время их совместного богослужения живо чувствовалась атмосфера духовного братства. Временами приезжали именитые гости из-за рубежа, например известный богослов и византинист протоиерей Николай Озолин. В 1993 году отец Лев собрал научную конференцию, посвященную Успенской церкви, и выпустил сборник ее докладов. В том же году со своими прихожанами он отправился в экспедицию в Псков копать церковь Успения с Запсковья. Это была не просто научная или рабочая поездка, это была единая церковная жизнь – с общей молитвой, общей трапезой, общим трудом, паломничеством к псковским святыням (в том числе в Псково-Печерский Успенский монастырь).

В Кондопоге практически сразу появилась церковно-приходская школа и для детей, и для взрослых. Отец Лев собирал прихожан по четвергам для чтения Евангелия и его разъяснения. Его супруга, матушка Юлия, создала иконописную мастерскую. Жизнь вокруг храма, вокруг Евхаристии и слова Божия – вот что можно было сказать о кондопожском приходе.

А вокруг храма бушевали волны житейского моря, временами весьма свирепые. Вспоминается один эпизод: к отцу Льву пришел заключенный, которого выпустили на побывку за хорошее поведение. Батюшка с ним побеседовал, посоветовал, как готовиться к крещению, и порекомендовал креститься при следующей побывке. Но этому не суждено было свершиться: заключенного убили, когда он вернулся на зону. Другой случай: когда отец Лев ехал венчать в Успенском храме своих прихожан, на дороге он увидел разбившегося мотоциклиста, погибшего из-за собственного неразумия и лихачества.

Карелия – не только депрессивный регион с высоким уровнем безработицы и большим количеством тюрем и зон, но и место духовной брани, где встречались и колдуны, и экстрасенсы, и сатанисты. Показательна была некая баба Клара, экстрасенс, которая рекомендовала своим пациентам вначале сходить в церковь (желательно подойти к Причастию!), «подзарядиться энергией», а потом прийти к ней. Были и более откровенные колдуны, с ненавистью относившиеся к Церкви.

Поэтому подросток-сатанист появился не из пустоты. Влияние интернета, разумеется, не стоит сбрасывать со счетов, однако вряд ли он действовал один, исходя из своих личных эмоций. Не исключено, что за ним стояли взрослые дяди, которые объяснили ему, что, поскольку он несовершеннолетний, ему ничего не будет. На то, что уничтожение Успенской церкви было заранее запланированной акцией, показывает и продуманный способ действия подростка, и известие о том, что он получил какое-то сообщение на планшете, и многое другое. Надеемся, что следственные органы не спустят дело на тормозах, не свалят все на неадекватного подростка и найдут вероятных заказчиков этого гнусного преступления.

Гибель Успенской церкви – уникального исторического памятника – стала возможной и в результате небрежения карельских властей. Несмотря на неоднократные сигналы, храм так и не был оснащен системой автономного пожаротушения. Церковь не была окружена оградой, не говоря уже о системе видеонаблюдения. Красноречивый факт: трижды правящие архиереи Карельской епархии (вначале митрополит Мануил, затем митрополит Константин) обращались к властям Петрозаводска с просьбой разрешить строительство храма Всех Карельских святых на территории епархиального управления – и трижды следовал отказ. В последний раз с формулировкой: необходимо рассмотреть, а нужен ли такой храм Петрозаводску?

Сейчас некоторые публицисты говорят о нашей вине в этом событии. Действительно, мы все виноваты, потому что допускаем практически легальное существование сатанистов в нашей стране, свободное функционирование их сайтов, беспрепятственное распространение их музыки и символики, безнаказанное действие их адептов. Вспомним убийство оптинских монахов, которых умертвил сатанист Аверин. Дело спустили на тормозах, объявив его психически неполноценным убийцей-одиночкой. И даже сравнительно недавние убийства в Южно-Сахалинске не отрезвили общество.

Успенская церковь в огне Успенская церковь в огне

Правоохранительные органы почему-то не проявляют желания серьезно расследовать подобные случаи, предпочитая все списывать на ненормальных преступников-одиночек и не придавая должного значения сатанинским организациям. Между тем они изначально являются экстремистскими по своей сути и своей целью ставят не просто «оскорбление религиозных чувств верующих», но, в конечном счете, уничтожение религии и физическое уничтожение самих верующих. Надеемся, что в основе подобного небрежения властей лежит недопонимание социальной опасности сатанизма. К сожалению, на власть имущих давит либеральная парадигма, согласно которой должны расти все цветы, даже если это «цветы зла». К чему подобная идеология может привести, понятно: если огород не пропалывать, он зарастет чертополохом.

В образовании торжествует потребительский подход, а ученик-потребитель «съест» любую идею

Следующая наша вина в том, что мы допустили торжество потребительского подхода в образовании. Бывший министр образования Фурсенко заявил: «Советское образование занималось воспитанием личности. Мы должны работать над созданием компетентного потребителя». И был создан такой ученик-потребитель, который ест все подряд на информационном поле, подобно известному животному с копытцами и пятачком. Чему удивляться, если зачастую подобные потребители наедаются ядовитых «цветов зла» и затем, звонко цокая копытами и повизгивая на весь интернет, мчатся к обрыву, за которым – погибель?

То же произошло с кондопожским поджигателем, питавшимся теми духовными помоями, которые предоставляла ему Всемирная сеть, и наткнувшимся на сатанинские информационные продукты. Если бы он мог внимать советам, можно было бы посоветовать ему признаться в содеянном и покаяться. В противном случае его единомышленники могут сделать из него и мертвого героя – принести в жертву сатане, что часто происходит в подобных сообществах и что так часто списывается на обыкновенные самоубийства. Только вряд ли подросток сейчас способен что-то слушать: он весь раздувается от гордости за совершенный поступок, считая его геройским. Но по сути ничего геройского тут нет – тут трусость и подлость. Попробовал бы этот паренек полезть с канистрой на Сбербанк или на мечеть… Понятно, что бы от него осталось. А пойти на беззащитную, по сути дела не охраняемую старинную церковь – можно… В интервью местные жители назвали этого парня «козлом». Увы, в духовном плане это определение точное: если ты поклоняешься существу с козлиной головой и рогами, то и сам становишься подобен ему.

Сознание, ориентированное только на настоящее, в котором нужно брать от жизни все, не может не порождать преступлений

Еще одна наша вина в том, что мы создали общество, где распространено неуважение и равнодушие к исторической памяти, к памятникам культуры и древним святыням. По сути дела создание постмодерна не подразумевает ни прошлого, ни будущего. Прошлое постоянно меняется, «конструируется» или «деконструируется» по потребе власть имущих; будущего нет. Остается настоящее, в котором нужно брать от жизни все. В том числе то, что плохо лежит. Подобное сознание не может не порождать преступлений, в том числе подобных кондопожским.

И, наконец, самая наша главная вина состоит в создании общества, где не могут не произрастать ядовитые цветы сатанизма, если это общество построено на поклонении маммоне, золотому тельцу. Как точно сказано в опере «Фауст»: «Люди гибнут за металл. / Сатана там правит бал».

В Евангелии определенно сказано: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6: 24). Служение маммоне ведет к погибели. Святитель Николай (Велимирович) пророчески сказал: «Надеявшиеся на золото умерли с голоду. Надеявшиеся на железо погибли от железа». Пожар в кондопожской церкви – знак и призыв к покаянию всего нашего общества, если мы не хотим, чтобы это пламя перекинулось на наши дома и города. Ведь тогда дело не ограничится сожжением одной церкви. Поэтому изменимся и покаемся, то есть преобразим наш ум, отсечем от него страсти гордости, злобы, гнева, лености, сребролюбия и своекорыстия, которые погубили прекрасный Успенский храм Кондопоги.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Началось восстановление сгоревшей церкви XVIII века в Карелии Началось восстановление сгоревшей церкви XVIII века в Карелии Началось восстановление сгоревшей церкви XVIII века в Карелии Началось восстановление сгоревшей церкви XVIII века в Карелии
Реставраторы приступили к восстановлению сгоревшей в 2018 году Успенской церкви в городе Кондопога, сообщает в среду пресс-служба правительства Карелии.
Минкультуры выделит 130 млн рублей на реконструкцию сгоревшего в Карелии храма XVIII века Минкультуры выделит 130 млн рублей на реконструкцию сгоревшего в Карелии храма XVIII века Минкультуры выделит 130 млн рублей на реконструкцию сгоревшего в Карелии храма XVIII века Минкультуры выделит 130 млн рублей на реконструкцию сгоревшего в Карелии храма XVIII века
Здание было уничтожено пожаром летом 2018 года
В Интернет выложена книга о сгоревшей Успенской церкви Кондопоги В Интернет выложена книга о сгоревшей Успенской церкви Кондопоги В Интернет выложена книга о сгоревшей Успенской церкви Кондопоги В Интернет выложена книга о сгоревшей Успенской церкви Кондопоги
Национальная библиотека Карелии опубликовала у себя на сайте уникальную электронную книгу об Успенской церкви XVIII века в Кондопоге, которая сгорела в августе 2018 года.
Поджигатель церкви в Карелии направлен на принудительное лечение Поджигатель церкви в Карелии направлен на принудительное лечение Поджигатель церкви в Карелии направлен на принудительное лечение Поджигатель церкви в Карелии направлен на принудительное лечение
Кондопожский городской суд Карелии в понедельник признал невменяемым подростка по делу о поджоге Успенской церкви в августе 2018 года и отправил его на принудительное лечение
В Карелии начали снимать фильм про сгоревшую в Кондопоге церковь В Карелии начали снимать фильм про сгоревшую в Кондопоге церковь В Карелии начали снимать фильм про сгоревшую в Кондопоге церковь В Карелии начали снимать фильм про сгоревшую в Кондопоге церковь
Документальный фильм, посвященный сгоревшему в августе 2018 года в городе Кондопога деревянному храму XVIII века, начали снимать в Карелии.
Думали, что потеряли навсегда Думали, что потеряли навсегда Думали, что потеряли навсегда Думали, что потеряли навсегда
Оказалось, что Успенский храм в Кондопоге можно спасти
Игорь Лукьянов
Власти Карелии намерены восстановить сгоревшую Успенскую церковь XVIII века — символ Кондопоги. Пока останки церкви законсервируют, а часть бревен захоронят — все это используют при реставрации
При обследовании сгоревшей Успенской церкви обнаружили древний алтарь При обследовании сгоревшей Успенской церкви обнаружили древний алтарь При обследовании сгоревшей Успенской церкви обнаружили древний алтарь При обследовании сгоревшей Успенской церкви обнаружили древний алтарь
Специалисты московского института «Спецпроектреставрация» провели обследование Успенской церкви. В результате работ в нижнем объеме подклета алтаря обнаружена срубная конструкция более древнего пятистенного алтаря на валунном фундаменте.
Пожертвования на восстановление Успенской церкви соберут на площадке Восточного экономического форума Пожертвования на восстановление Успенской церкви соберут на площадке Восточного экономического форума Пожертвования на восстановление Успенской церкви соберут на площадке Восточного экономического форума Пожертвования на восстановление Успенской церкви соберут на площадке Восточного экономического форума
Благотворительный концерт для сбора пожертвований на восстановление сгоревшей в Кондопоге Успенской церкви дадут артисты Приморской сцены Мариинского театра.
Валаамский монастырь передал миллион рублей на восстановление сгоревшего храма в Кондопоге Валаамский монастырь передал миллион рублей на восстановление сгоревшего храма в Кондопоге
Духовный собор обители принял решение перечислить один миллион рублей, и в дальнейшем посильно участвовать в финансировании работ по воссозданию храма.
Комментарии
Раба Божия Мария19 октября 2018, 18:15
Пресвятая Богородица, Пречистая Приснодева Мария, помилуй, спаси, сбереги, сохрани, научи, наставь на Путь верный всех молодых людей, будь милостива и блага!
Валерия28 августа 2018, 09:30
Поддерживаю О.Владимира в том, что сожжение церкви - знак нам всем, чтобы мы опомнились, поняли, в каком обществе мы живем. Во все времена, конечно, есть святые и негодяи, но в наше время слишком много "спящих" (отношу это и к себе) и наш "сладкий сон" привел нас к тому, что негодяи разгулялись, слишком много жертв человеческих приносят, особенно детей, молодых людей. Проходя по улицам в дневное время, вечернее, сколько скверных слов услышишь, взрослые, дети, подростки, девочки "разговаривают" на матерном наречии, а это очень показательно. Сколько молодежи разукрасили себя наколками... а что это -как не насмешка сатаны. От пустоты все это, а свято место, известно, пусто не бывает.
Андрей23 августа 2018, 09:14
Отец Владимир, мы можем узнать, что хотел донести до общественности создатель произведения, только если, сам автор об этом расскажет. А домысливать можно миллион версий. На примере Святого Писания мы можем видеть, к чему приводят домыслы - тысячи расколов и сект образовались за 2000 лет. Также и с романом «Мастер и Маргарита». Чтобы понять этот роман, прийдётся обратиться к автору (только не, путём оккультного сеанса вызова умерших душ :)))), а именно, к личным дневникам Михаила Афанасьевича и его жены, к их письмам, которые они писали своим друзьям и коллегам и к черновым вариантам романа. Только так, можно узнать какой смысл заложил автор в роман и для какой аудитории он предназначался.
Андрей23 августа 2018, 02:47
Отец Владимир, конечно Иешуа это, творение (посредством Мастера) воланда и не может быть Господом нашим Иисусом Христом. Во времена написания романа, советская интеллигенция повально увлекалась учением Льва Николаевича Толстого. И для вразумления интеллигенции, Михаил Афанасьевич Булгаков ввёл в свой роман персонаж Иешуа и наделил его учением и словами Льва Толстого и чётко указал источник этого учения - воланд (сатана). Чтобы люди, очарованные толстовскими ересями, наконец-то поняли, каким существом они прельщены и куда оно может их привести.
В романе «Мастер и Маргарита» вообще нет положительных персонажей. И самый мерзкий персонаж в котором собраны все страсти человеческие это, Маргарита
Мария23 августа 2018, 00:40
А родители его куда смотрели? Его же лечить надо, если не поздно и вообще лечится.
протодиакон Владимир Василик21 августа 2018, 23:41
Андрею. Я бы предостерег от идеалистического взгляда на "Мастера и Маргариту". Задам только один вопрос: соответствует ли Иешуа Га Ноцри романа евангельскому Христу Господу нашему Иисусу Христу православного предания?
Андрей21 августа 2018, 00:07
Анна, Вы, вообще узнайте о чём "Мастер и Маргарита", а потом пишите свой комментарий. Прекрасное, христианское произведение. В нём прекрасно описаны и показаны все страсти советского общества (современное общество заражено такими же страстями). Этим произведением, автор хотел вразумить комсомольцев и коммунистов 30-40 годов. Которые, все прошли церковно-приходские школы, но под напором революции, либерализма и марксистских идей забыли Того Единственного, Кому нужно поклоняться и служить.
За это большая благодарность и светлая память Михаилу Афанасьевичу Булгакову.
Виктор20 августа 2018, 22:08
Негодяев перевоспитывать позно,если мама и папа незнамо,что.
Анна20 августа 2018, 13:52
Закономерные плоды просвещения, ведь в школе проповедуется сатанизм - изучается "Мастер и Маргарита". Я знаю человека, для которого любовь к этому произведению плавно перетекла в чтение "сатанинской библии" Лавея и потом - к вызыванию сатаны. Слава Богу, это ничем ужасным не закончилось
Вадим20 августа 2018, 08:55
Автор статьи во всем абсолютно прав. Враги Бога всегда были и всегда будут.Наше общество после коммунистического мракобесия превратилось в общество вседозволенности, в котором главная ценность - ДЕНЬГИ!!! Как говорили мои покойные родители: "У каждого поколения своя война". И нам, истинно верующим, придется пережить эту войну, или пасть. Эти, власть имущие, ни Церковь, ни нас верующих от врагов не защитят, ведь мы отделены от государства! Спаси Господи!
Евгений20 августа 2018, 00:31
Это только начало! Они сами не остановятся - их надо останавливать!
Елена19 августа 2018, 23:22
Мы живём на Украине, в Харькове, но Карелия и Кондопога очень близки,мама в Кондопоге работала в молодости и родилась в Карелии.Ей сейчас 87 лет , она невоцерковлена,но в тот день когда случился этот ужасный поджег, о котором на тот момент мы не знали, я зажгла свечу. А маменька говорит, погаси её, боюсь огня ведь я из Карелии.Потом через несколько дней зажигала свечи и она была спокойна.Мы ей не рассказывали о гибели храма,бережем.Она почуствовала,голова работает плохо,но ещё убеждаемся лишний раз, что-то есть такое непонятное и необъяснимое.Дай Бог,храм восстановят! Но как больно!
Макаров19 августа 2018, 12:40
Надо ввести такую практику, восстановление намеренно разрушенных святынь или зданий относящихся к культурному достоянию должно быть ЗА СЧЁТ преступника. На этого "Герострата" тоже надо завести специальный счёт в банке с суммой ущерба, и он должен возмещать этот ущерб пока не выплатит всё до последней копейки. В этот период не выпускать плательщика за границу и т.п. А та практика, которая существует сейчас, когда "я уничтожаю потому что свободная личность, а восстанавливает пускай Путин потому что он должен" плодит как раз такие вот анти-социальные особи, как это "дитя".
Если ты "личность" , то изволь доказать этот факт тем, что сам расплатишься за свои пакости.
Макаров19 августа 2018, 12:34
Кирилл 17 августа 2018, 07:21
Слава Богу, что этот подросток не дошел до преступления против личности, а наверняка где-то стоял рядом с этим.

Этот подросток дошел до преступления против Бога. За это надо не славить Бога, а молить его простить этого сопляка. А сопляка отправить на несколько лет в колонию наслаждаться Северным сиянием как творением Божьим. Вместо этого из него лепят жертву какого-то "дяди" , чему подросток наверняка очень рад.
Елена Закарян18 августа 2018, 19:09
Нужно добавить,что церковь относилась к музею.Года четыре назад она горела из-за проводки,но все обошлось и ....славно.Я тоже воспринимаю эту потерю как утрату святыни мирового масштаба.И личная боль,т.к.родилась в Кондопоге.Ощущение нашего недостоинства.Забываем Бога,даже в церкви.Осуетились,офарисеелись,оскотинились.
Наталия18 августа 2018, 08:39
К большому сожалению и ужасу, мир ныне полон душевнобольными людьми. И даже не с классическими психическими заболеваниями, а одержимостью. Именно она приводит к таким событиям. И ужас этого безнадёжного положения для каждого из нас и для общества в том, что такого больного можно изолировать только по его желанию в психбольницу -закон такой, а ещё общество не понимает, что такое одержимый. Поэтому не видит их и не умеет предотвратить подобное. Здесь нужны обращения психиатров и нашей Церкви - к законодателям об изменении закона.
Людмила17 августа 2018, 23:59
ИМХО: реальность такова - враг нападал и будет нападать (вспомним о событиях с Иоанном Кронштадским). Церковь воссоздадут по чертежам из нового дерева, обработанного специальными составами и простоит она красавица еще возможно не одно столетие. Сохранившееся дерево законсервируют грамотно и будет оно и памятником и напоминанием. Рано или поздно на ее месте все равно была бы копия - дерево не вечно.
Другой разговор, что событие это случилось в канун Успенского поста -и это, как мне кажется серьезное напоминаем нам верующим. Один святой человек освящает пространство вокруг, а через нас Господь хоть что-то может освятить? Мы несем свет миру, мы сами храмы Божии? Мы достаточно гоним врага?
Мария 17 августа 2018, 23:08
Есть ли счёт для перечисления средств на восстановление храма? Сейчас же чиновники снова заболтают вопрос, так и останутся руины, а сбоку прилепят вагончик с маковкой - и останется так все на веки вечные :((
Ольга17 августа 2018, 21:42
любимый автор сайта.
Кирилл17 августа 2018, 07:21
Слава Богу, что этот подросток не дошел до преступления против личности, а наверняка где-то стоял рядом с этим. И может и есть промысел Божий, попущение в этом поджоге, что наконец-то обратили внимание на этого парня, когда сжег он национальное достояние, старое, древнее, но пустое...Случай вопиет. Молодежь полна энергии, но куда она направляется и кем?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×