Какова должна быть воспитательная роль школы?

Ответы пастырей

Какова должна быть воспитательная роль школы? И есть ли она вообще? Как-никак, именно в семье человек получает основополагающие ценности и представления о добре и зле.

Ребенок смотрит на учителя как на образец

Священник Сергий Бегиян:

Никогда в истории не назначали учителями безнравственных людей

– Воспитывает в первую очередь семья. Но это не значит, что воспитательная роль школы сводится к нулю. Ребенок почти всегда смотрит на учителя как на образец. И этот образец должен быть не только эталоном знания в своей научной области, но и нравственным примером. Никогда в истории не назначали учителями безнравственных людей, но старались для своих детей находить преподавателей безукоризненной жизни (взять хотя бы пример прп. Арсения Великого, бывшего воспитателем детей императора Феодосия). И из личного опыта каждый увидит как положительное, так и негативное влияние на себя учителя.

Поэтому учителя должны стараться являть в себе авторитет не только научный, но и поведенческий, а родители – настраивать детей критически воспринимать как информацию, преподаваемую в школе, так и коннотативный, невербальный посыл педагога. И при этом все исследовать (аналитически), хорошего держаться, а от плохого отвращаться (ср. 1 Фес. 5, 21–22).

Священник Сергий Бегиян Священник Сергий Бегиян

Созидание не столько ума, сколько сердца

Священник Валерий Духанин:

– Школа без воспитания – это наш крах. На протяжении десяти лет дети проводят в школе половину дня, школа охватывает фактически весь подростковый возраст, когда идет становление личности. И если в такой период школа отстранится от воспитания, то в души детей вползет столько всего, что в семье вытравить это будет крайне трудно.

Что означает воспитание? Это созидание не столько ума, сколько сердца, это укрепление воли, чтобы выстоять посреди подступающих соблазнов. Это четкие нравственные ориентиры, формирование в детях достойных чад своего Отечества. Конечно, сами по себе слова эти могут оказаться сухими. Если это только слова. Но мне до сих пор помнятся мои школьные учителя, которые были настолько цельными личностями, всецело преданными своему делу, что пример их живет в душе, в памяти.

Священник Валерий Духанин Священник Валерий Духанин

Впрочем, я учился в советской школе, где была соответствующая идеология. Моим детям повезло больше. Они учатся в православной школе (центр непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского), где я наблюдаю удивительную гармонию во взаимоотношениях учителей и учащихся. Трудно передать на словах, но в каком-то смысле это отношение родных к родным, чего я не наблюдал в других школах.

Воспитывать возможно, только имея терпение и рассудительность

В воспитании вот ведь в чем сложность. Подлинное воспитание совершается, во-первых, на основе личного примера, а во-вторых, за счет умения находить контакт с детьми. Воспитывать возможно, только имея чуткость к душе ребенка, имея терпение и рассудительность. Если детей будут драть за дисциплину, а весь воспитательный процесс сведется к выговорам, то ничего хорошего не получится.

Когда мой старший сын пошел в первый класс, – это было в другой школе (правда, тоже православной), – то каждый день он возвращался нервный, издерганный и измотанный, в нем родилось противление к подготовке уроков, желание учиться пропало. Как только мы перешли в нашу школу, сын просто преобразился. Для меня это очевидно. Так что если ваш ребенок пошел в школу, то это в любом случае скажется на его воспитании, либо школа будет вам помогать, либо мешать.

Воспитание в школе напрямую зависит от личности учителя

Если же вообще устранить воспитание, то школа превратится в учреждение образовательных услуг, а из школьника вырастет потребитель. Не сын Отечества, не патриот своей Родины, не защитник, не созидатель, а пользователь, который берет от жизни всё, будучи сам никому ничего не должен.

Хочется еще сказать, что подлинное воспитание – это всецелая жертвенность. Когда ты не отстраняешься от детей, их внутреннего мира, их переживаний, а ты с ними в их детских скорбях или искушениях, и они не боятся делиться с тобой, открываются и принимают совет.

Воспитание зиждется на уважении. Не может воспитывать тот, кого не уважают, вряд ли у него это получится. Поэтому воспитание в школе напрямую зависит от личности учителя, от того, насколько он сам дает живой пример подлинного человека.

О каком Образе идёт речь?

Священник Димитрий Шишкин Священник Димитрий Шишкин

Священник Димитрий Шишкин:

Образование без разрешения вопроса об «Образе» утрачивает смысл

– Несомненно, человека воспитывает его окружение. Не случайно говорится в Писании «С преподобным преподобен будеши... и со строптивым развратишися» (Пс. 17, 26). Семья – это, в обычном порядке, наше ближайшее окружение. Поэтому и принято говорить о преимущественном влиянии семьи в воспитании человека. И это действительно так. Но и школа, в которой обычный подросток проводит 11 лет своей жизни, конечно, тоже влияет на его становление. Одноклассники, педагоги, сама атмосфера в школе, – всё это несомненно и объективно влияет на развитие ребенка. И тот высокий нравственный, духовный заряд, который должна нести школа, несомненно, призван созидать не только умного, но и доброго человека. Сейчас же слишком много внимания уделяется «чистым знаниям», в то время как без правильного устроения души даже самые сложные и точные знания не принесут добра. Вообще, образование без разрешения вопроса об «Образе» утрачивает смысл. И таковым оно будет оставаться до тех пор, пока мы не начнём разбираться: о каком Образе идёт речь. Церковь говорит, что человек сотворён по Образу Божию – это данность, осознавая которую, человек стремится к Подобию, то есть к совершенству. Совокупность же совершенств есть – любовь, Бог. Вот та Цель, духовная основа, которая помогает человеку в добром созидании собственной жизни. И школа, несомненно, призвана донести до ребенка эти простые истины.

3 сентября 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Стоит ли отдавать ребенка в православную школу? Стоит ли отдавать ребенка в православную школу?
Владимир Крюков
Стоит ли отдавать ребенка в православную школу? Стоит ли отдавать ребенка в православную школу?
Из опыта верующих родителей
Владимир Крюков
Православная школа готовит Людей – и это главное. Она взращивает внутренний стержень – веру, на него можно «нарастить» любые знания, умения и навыки, и они пойдут во благо. А без этого стержня всё развалится.
«Роль справедливой драки в нормальном развитии мальчишки» «Роль справедливой драки в нормальном развитии мальчишки»
Беседа с Евгением Гуреевым
«Роль справедливой драки в нормальном развитии мальчишки» «Роль справедливой драки в нормальном развитии мальчишки»
Беседа с Евгением Гуреевым об опыте воспитания национальной элиты
Основа педагогики «Русской земли» – это совмещение Православия и аутентичной народной традиции.
«Задача нашей школы — воспитывать “православный спецназ”» «Задача нашей школы — воспитывать “православный спецназ”» «Задача нашей школы — воспитывать “православный спецназ”» «Задача нашей школы — воспитывать “православный спецназ”»
Московская школа во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова в 2017 году отмечает свое 25-летие
Ирина Ушакова
Эти дети уже сегодня — защитники культурного, исторического, духовного пространства России.
Комментарии
Анна17 сентября 2018, 17:09
Воспитание в школе будет. Но какое именно? В духе атеизма? Будут учить выбирать себе пол? Нивелировать христианские ценности и учить западным? Когда мы передаем школе функции воспитания, мы подписываемся на все это. Потом будем выть, что школа воспитывает в духе безбожия, блуда и русофобии, будем пытаться компенсировать дома все эти проблемы - но будет поздно. Школа уже будет главным воспитателем нового поколения.
Екатерина13 сентября 2018, 11:47
Да, я согласна с тем утверждением, что учитель - это некий пример для подражания для учащихся. К сожалению, учителя не сваливаются к нам с луны, не вырастают из земли и не выходят из воды. Учителя, так же как и военные, полицейские, врачи и инженеры, – это продукт, порожденный нашим обществом, его часть. Каково общество, такие и учителя. Мы живем в обществе постмодерна с перевернутой системой ценностей. Но это не значит, что нет хороших учителей. У любого урока есть воспитательная цель! Многие родители жалуются, что не могут справиться с детьми. А что тогда может сделать учитель?
Андрей10 сентября 2018, 15:44
"Если же вообще устранить воспитание, то школа превратится в учреждение образовательных услуг, а из школьника вырастет потребитель. Не сын Отечества, не патриот своей Родины, не защитник, не созидатель, а пользователь, который берет от жизни всё, будучи сам никому ничего не должен." Не убавить, ни прибавить. Спаси нас Господи! Может и была атеистическая идеология в советской школе, но куда уж ей до "современной и свободной".
Ольга 9 сентября 2018, 13:27
Всё это конечно хорошо написано. Только вот где взять то нам такие школы православные, если в небольшом городишке школ всего ничего, а то и вообще одна? Выбор сами понимаете невелик. Да и учителей сейчас нравственных все меньше становится. Ведь не все живут в больших городах, где можно школы менять. Вот и приходится нам отдавать своих детей в те школы, которые есть. Что же посоветуете людям, живущим на периферии? Я уж молчу вообще об отдаленных районах.
ТаняСем 7 сентября 2018, 13:12
Я тоже училась в советской школе и никаких "дискриминантов" не ощущала,притом что училась в разных городах (в силу того,что папа военный),и нас учили скорее христианским нормам -добру,взаимопомощи и трудолюбию,да и продленки были бесплатны,где с нами делали уроки,хотябы частично,а сейчас дочка пошла в первый класс и первое,что было заявлено,что Федеральным законом и статьей такой-то школа не обязана брать детей на продленку,а по СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ предоставляет УСЛУГИ ПО ДОСМОТРУ ДЕТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ за 3000 в месяц + питание 700 руб в неделю= вот и считаем...как это здорово!!! Мне лично,как маме одиночке в 50 лет это не очень под силу,хоть и дадут дочке знания,а человеком-то она будет?
Евгений Евстифеев 7 сентября 2018, 11:36
В советской школе была атеистическая идеология.
Макаров 5 сентября 2018, 09:27
"Впрочем, я учился в советской школе, где была соответствующая идеология. Моим детям повезло больше."

А вот я тоже учился в советской школе, и мои учителя привили мне все христианские добродетели. И атмосфера в школе была чище и намного нравственнее, чем теперь.
Так что я считаю, что нашему поколению повезло больше, чем современному.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×