Свобода и послушание

Протоиерей Димитрий Моисеев. Фото: Русская неделя
Протоиерей Димитрий Моисеев. Фото: Русская неделя
Новый Завет постоянно говорит нам о свободе, которую принес на землю наш Спаситель – Господь Иисус Христос. «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5, 1), «Не делайтесь рабами человеков» (1 Кор. 7, 23). В то же время Церковь говорит и о необходимости послушания, которое представляется как отказ от собственной воли в пользу воли другого, являющегося руководителем, наставником. В святоотеческих творениях мы найдем восхваление как свободы, так и послушания. Как же решить это кажущееся противоречие, тем более что в наше время мы часто сталкиваемся со злоупотреблением понятия «послушание», когда за замечательными словами кроется подчас отнюдь не замечательная реальность?

Для этого нам необходимо совершить небольшую экскурсию на 14 столетий назад, в VII век, во времена монофелитских споров. Именно тогда Церковь дала определения ключевым понятиям, связанным с волеизъявлением человека. Монофелитство было искусственно созданной доктриной, целью которой являлось достижение компромисса между православными и монофизитами. Признавая единство личности Спасителя и двойство Его природ, монофелитство настаивало на том, что Христос обладал одной волей (отсюда название: монос – один, фелима – воля). Тем самым монофелитство делало волю атрибутом личности.

Противники монофелитства, в частности преподобный Максим Исповедник, настаивали на том, что воля есть принадлежность природы, а, следовательно, во Христе их две.

Это разногласие не очень понятно для современного русского человека, поскольку русское слово «воля» у нас связывается именно с решением личности, но для греков того времени разница была очевидной. По преподобному Максиму, слово «фелима», то есть собственно воля, означает энергию природы, личности же принадлежит право выбора (греч. гноми). Например, энергией природы является чувство голода, а личность уже выбирает, чем, когда и в каком количестве этот голод утолить.

Здесь нужно отметить, что сама возможность выбора свидетельствует о неведении необходимого, то есть о несовершенстве человеческой личности. Бог же, будучи премудрым, в выборе не нуждается. Христос, будучи Богом, знал волю Божию и по-человечески всегда поступал в соответствии с ней. Падший человек не знает воли Божией, поэтому при выборе нередко ошибается, то есть совершает грех.

Каждый человек обладает волей природы и возможностью выбора (иначе – гномической волей). Христос же имеет две природных воли – Божественную и человеческую, а гномической воли при этом не имеет, так как личность Его – Божественная. И Отцы VI Вселенского Собора определили, что во Христе Его человеческая воля во всем следовала и подчинялась Его Божественной и всемогущей воле, чем и совершилось наше спасение. То есть свободу Христос нам даровал именно благодаря послушанию воле Божией.

В свете этого становится понятно, что же такое истинное послушание. Когда послушник избирает себе руководителем человека святого, человека, способного видеть волю Божию, тем самым он отказывается от своей гномической воли, то есть от необходимости выбора, и во всем, даже в мелочах, подчиняет свою природную волю воле Божией, открываемой через старца. Достаточно скоро такой человек получает навык к правильной жизни и сам становится способным видеть волю Божию и даже руководить другими. Мы видим, что спасение здесь совершается по тому же принципу, который сформулирован VI Вселенским Собором.

Совсем другое дело – послушание ложное, когда человек в качестве руководителя избирает не святого, способного видеть волю Божию, а обыкновенного страстного человека, пусть даже и более опытного. В этом случае послушник подчиняет себя не воле Божией, что требует орос VI Вселенского Собора, а воле другого человека, которая принципиально ничем не отличается от его собственной. Это и есть то самое «рабство человекам», от которого предостерегает наша Церковь устами святых, начиная от апостола Павла и заканчивая святителем Игнатием (Брянчаниновым) и его последователями.

Но, не имея возможности узнавать волю Божию через конкретного человека – руководителя, можно и нужно искать ее в Предании Церкви. Господь открывает ее через чтение Священного Писания, святоотеческих творений, через те или иные жизненные ситуации, когда человек ставится перед явным выбором между евангельскими заповедями и грехом, через слова и наставления других людей, пусть даже и не святых, но напоминающих нам о наших обязанностях, о долге, о заповедях… И в данном случае послушание воле Божией, открываемой таким образом, для каждого из нас обязательно.

Следуя путем святых отцов, «пленяя свой разум в послушание истине», христианин может сохранить свою свободу от греха, свободу, полученную в крещении. Если же такого следования отцам нет, то несовершенный человеческий разум способен увести подвижника очень далеко от искомой им цели. И печальный опыт некоторых известных святых Католической Церкви – тому подтверждение.

К сожалению, и пребывание в лоне Православной Церкви само по себе не может служить гарантией того, что человек не придет к заблуждению, или, говоря языком аскетики, не впадет в прелесть, то есть в превосходную степень льсти (лжи). Увы, и в Православии мы находим подобные примеры.

Непонимание этих моментов и приводит к тем проблемам в духовной жизни, о которых постоянно напоминают нам Святейший Патриарх и Священный Синод – младостарчество, возникновение околоцерковных суеверий и тому подобное.

В наше время, произнося правильные слова «послушание», «отсечение своей воли», необходимо дополнять их тем, что всегда подразумевалось, но ныне забывается: подчинение воле Божией, но не воле другого человека.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Анна 6 декабря 2015, 12:02
Спасибо вам большое за статью.
Владимир27 февраля 2014, 13:16
Глупость автор пишет, этот мир построен на принуждении, начальники принуждают подчиненных и т.д. способы принуждения известны, люди в следствии своей греховной натуры могут только подчинятся по принуждению (все рабы), а человек верующий будучи освобожден от рабства живет по послушанию, но это не совсем то послушание о котором пишет автор, Закон (Ветхий Завет) много говорит о рабстве и о свободе, также Он говорит, что рабство можно избежать (ограничить) посредством соблюдения Закона (основа Запада), но поскольку учение Православной церкви о свободной жизни во многом утрачено, то имеем, что имеем.
Андрей10 апреля 2012, 21:32
Вам преподносят сосуд с ядом.При этом остерегают что зто опасно.Предупреждают что вы" Смертью Умрете" При зтом вы самое первое творение"И сотворим мы человека,мужчину и женьщину сотворим их" Как бы понимаешь , что из этого сосуда пить нельзя.Прости ГОСПОДИ.Не понятно,почему Адам ослушался?Конечно можно не задавать себе таких вопросов.Тогда откуда они беруться?Из видео лекций профессора Московской духовной академии,Осипова Алексея Ильича"Православное образование" "Говорит мама,выпуская сыночка погулять зимой-"Ты смотри,сыночек не прикасайся язычком к железячке.Больно будет!Не успела мама отвернуться,сыночек уже прилип язычком"Так откуда это не послушание??? "Не всякий говорящий мне ГОСПОДИ,а исполняющий волю ОТЦА МОЕГО НЕБЕСНОГО" С Уважением.Спаси Господи.
Николай18 января 2011, 02:32
В век индивидуализма думать о другой воле, а тем более ей подчиняться дело трудное и понять надобность исполнения того, без Христа и Его примера, бремя не посильное для нас немощных и грехами обложенных "человеков" и дело не нужное, как нам порой кажется
Библия говорит о Христе:" сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного,"(евр.5:7-9) и ещё " смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной."(филип.2:8) Святой и Не порочный повиновался Отцу,взяв грех всего рода человеческого греч. слово пейтомаи - "дать себя внутренне убедить или
уговорить".послушание не есть слабоволие но есть некий акт внутреннего противостояния человеческой сути греховной, Божьей воли которая благая. И мы по малодушию своему отпуская вожжи страстей своих увлекаясь ими оправдываем себя тем, что мы свободны в своей воле выбирать кому повиноваться, будучи рабами свои греховных желаний проигрываем ту внутреннюю брань души нашей. Осуждая прародителей наших Адама и Еву за не послушание их, становимся подобные им. И в этой брани мы слышим тот же тихий голос говорящий-у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.(бытие4:7),но предпочитаем другому голосу который льстит слуху нашему и сулит счастье и радость которое растворяется, как мираж оставляя нас у разбитого корыта.
Благодарю за ответ о ложном послушании есть над чем поразмыслить. Да исполнит Вас Господь мудростью свыше чтобы приближать народ наш к Небесам.
Денис14 ноября 2010, 00:27
"Бог-Творец, создавший вселенную, создал всё сущее в ней свободным, то есть имеющим право определять свою волю. Таким был создан и мир и в том числе человек (акт творения описан в первой книге Библии — «Бытие»). Свобода — это благодать, дар Бога-Творца каждому своему творению, имеющему право быть (существовать) независимо от Творца, и в то же время соединяясь с Ним. Эта форма соединения (со-творения) и называется Божественной любовью. Божественная любовь — это стремление к тому, чтобы быть (существовать) не для личного блага, но для блага другого, и поэтому Божественная любовь неотделима от свободы, так как в свободном выборе и проявляется акт Божественной любви."-статья из викепедии
Скажите как это соответствует вашей статье.
Марина.Рюйе20 февраля 2009, 17:22
Я с большим интересом прочитала вашу статью.Духовное послушание Исуса Хреста для меня всегда есть и будет преоритетом силы духа,силы воли,чистота помыслов человеческой души-духовное послушание как само понятие святость Православия!Реальность нашего мира к сожалению ведёт человека иногда в ложную святость мира потому-что не каждый человек способен иметь большую силу духа, большую силу воли и чистоту помыслов своей души.
Marina20 февраля 2009, 17:22
Blagoslovite,
mne ochen ponravilas Vasha statia!
spacibo bolshoe.
vasha statia prinesla mne utechenie.
ja kogdato rabotala nedelu trudnitsei u matouchki v monastire, staralas vo vsiom ee slouchatsia, no potom ona nachala mne ukazivat chto mne delat v jizni. Ja ne posluchala, tak kak ne vibirala ee svoei duhovnoi materiju i ne davala obechaniy slouchatsia.
No ja pochuvstvovala togda imenno to- o chem Vi govorite- ona hotela podchinit menia svoei vole, a ne Bojiei;
prostite chto ne mogu pissat russkimi bukvami,
hrani Vas Gospod,
marina
Лидия Соколова20 февраля 2009, 17:22
Уважаемый о.Димитрий! Вы очень доходчиво объяснили сложный вопрос о двух волях и в человеке, и в Господе Иисусе Христе. Большое вам спасибо!
Максим Борисович Кудрявцев-Невзоров20 февраля 2009, 17:22
В современном культурном обществе есть глубокое непонимание мирского. Да, разговаривая о нашем обращении ко Христу мы входя в православную жизнь, быт, определенный уклад жизни как миряне не доходим до приделов своего личного обращения и служения. Стремимся, но не доходим. Мы простые прихожане иногда даже не имея крепкого наставника или друзей и знакомых способных подсказать и наставить. Тем более если это видимо, в прямую, не касается контакта с церковным. Если у меня есть трудность в молитве я с пониманием иду в храм. А что мне делать с тем, кто приходит ко мне за поддержкой и советом? И если этот человек не нашел себя не то что в вопросах веры просто в выборе профессии? Если человек не утвержден в вере как я смогу пояснить безумность его помыслов о самоубийстве?
У всех кто окружает меня (кроме моей Супруги) есть глубоко укоренившееся непонимание вовлеченности в мирское и как следствие подчинение воли другому обретает формы яркие и веские без понимания значения веры вообще. Идолопоклонством же это не становится от стирания идола. То есть понятно как относится к царящему в быту мистифицированию от вуду до Кастанеды, а как быть с деградацией понятия Любовь размытого так широко, что в отношении к Богу слово это взрослые стесняются произносить при детях?
Так и получается все ладно и правильно когда нет сомнения в том, что ты часть церковной службы, а если нет? Пребывание в миру соблазн и нужны формы выхода в состояния знания о том где ты. По моему здесь одного образования мало нужно находить общий язык.
В современном обществе есть рабство и это нужно признать. И как всегда именно рабы хотят такого положения. Мирское наставничество факт от которого не следует отворачиваться. От церкви требуется правильная постановка вопроса свободы воли и для тех кто вовлечен в церковную жизнь и для тех кто с ней знаком только из книг.
Герман20 февраля 2009, 17:22
C назиданием прочел. спаси Бог вас.
Светлана(Фотиния)20 февраля 2009, 17:22
Спасибо за статью!
На мой субъективный взгляд мирянки, не имеющей духовного руководителя (наставника), статья адресована более к студентам духовной семинарии или послушникам монастыря, чем к верующим мирянам, не несущим послушания в монастырях и не очень свудущим в богословии. Еще есть ощущение, что в статье перемешаны сферы духовного и мирского. К примеру, прочитав, абзац: «Здесь нужно отметить, что сама возможность выбора свидетельствует о неведении необходимого, то есть о несовершенстве человеческой личности. Бог же, будучи премудрым, в выборе не нуждается. Христос, будучи Богом, знал волю Божию и по-человечески всегда поступал в соответствии с ней. Падший человек не знает воли Божией, поэтому при выборе нередко ошибается, то есть совершает грех», возникает вопрос: «Допустимо ли сравнивать Бога и падшего человека? »
Вопрос «о свободе, которую даровал каждому человеку Господь», именно в чем суть этой свободы, меня занимает давно и по настоящее время остается открытым. (Кажется, что все оставшиеся дни своей жизни я буду читать святых отцов, размышлять и не найду ответа). В настоящем в своих «изысканиях», и, кончено, не без помощи духовенства, я понимаю, что человек свободен сделать свой выбор, но в нескольких планах: первый из них, и, на мой взгляд, определяющий, план духовный. Здесь каждый свободен принять или не принять Крещение и жить по Заповедям Божьим, - идти по пути спасения. Но, кроме духовного плана есть материальный, который проявляется для каждого в жизни в так называемом социуме, как сейчас принято называть общество, без которого всем не обойтись. И именно в этом плане вопрос «о свободе» может восприниматься несколько по-другому, с учетом более жестких заданных параметров по умолчанию, которые задает социум для каждого человека, (и тем более для не имеющих духовных руководителей). Допустим, в духовном плане человек сделал свой выбор, - путь спасения, но как это будет воплощаться в конкретной жизни этого человека, вот в чем вопрос. Социум - это тот самый мир, который лежит «весь во грехе». И именно в нем все намешано и перемешано, и добро и зло, и именно тут несчастным верующим мирянам, приходится нести свое «послушание» перед Богом, - в своей конкретной мирской жизни каждодневно проявлять свою свободную волю в своем выборе. И как сказал один священник: «К сожалению, очень часто человеку приходится выбирать из двух зол меньшее».. Послушникам и служителям монастырей в этом плане, возможно(?), легче, так как монастырь, как таковой, можно рассматривать как замкнутую подсистему, живущую по своим законам в в системе социума.
И в завершении, хочется процитировать из книги Преподобного Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры», гл. 26 «О человеке»,:
«Сотворил же его (человека) Бог по природе безгрешным и по воле независимым. Но, безгрешным называю не по тому, что он не был восприимчив к греху, ибо одно только Божество не допускает греха, а потому что совершение греха обуславливалось не природою его, но скорее свободной волей, то есть он имел возможность пребывать и преуспевать в добре, получая содействие со стороны Божественной благодати, равно как и отвращаться от прекрасного и очутиться во зле по причине обладания свободной волей, при позволении со стороны Бога. Ибо добродетель не есть что–либо совершаемое по принуждению».
И о душе: «…душа есть сущность живая, простая, и бестелесная, бессмертная, одаренная и разумом и умом, не имеющая формы…независимая и одаренная способностью желания, а также и способностью действования, изменчивая, т.е. обладающая слишком изменчивой волею, потому что она – и сотворенна, получившая все это естественно от благодати Сотворившего ее, от которой она получила и то, что существовала и то, что была таковой по природе».


Владимир20 февраля 2009, 17:22
"То есть свободу Христос нам даровал именно благодаря послушанию воле Божией" - пишите Вы.
Но возникает вопрос. О каком послушании идёт речь, если у Христа не было возможности выбора? Ведь послушание подразумевает эту возможность. Христос же не обладал гномической волей, так как Его личность - Божественная, как Вы сами заметили.

Спасибо.

Игорь20 февраля 2009, 17:22
Благодарю за наставление. Что вы думаете в связи с этим о взаимоотношениях в лоне православной семьи. Как здесь истинно должен быть решен вопрос послушания?
С уважением, Игорь.
Роман20 февраля 2009, 17:22
Поразительно! Как твердо стоял в вере Христовой св. Максим Исповедник, как тонко он чувствовал и понимал святое Писание. Не каждый человек достигший достаточно высокого духовного уровня брался рассуждать о естестве и воле Божией, но этот поистине Великий человек имел настолько кристально чистый разум, что к его словам прислушивались практически все Первоиерархи того времени. Этот святой человек мог безошибочно распознать мельчайшие проникновения ереси в Православную веру, он невероятно просто и доступно объяснял наиболее сложные вопросы религии, чего сейчас, по-моему, нам зачастую так не хватает.
Александр20 февраля 2009, 17:22
Свободу от греха можно пытаться получить,если понимаешь пути прихода к нему и возвращения.
Хорошая жизненная рубрика для Вашего сайта. Сейчас набор статей эклектичен.
Суходольский Алексей20 февраля 2009, 17:22
Пожалуйста, расскажите подробнее о понятиях рабства в мирском понимании и в христианском. И о понятии свободы христианской в сравнении с общеупотребительным. Спасибо
Алексей20 февраля 2009, 17:22
Простите, ради Христа, но я не понял статьи.

Цитирую: "В свете этого становится понятно, что же такое истинное послушание. Когда послушник избирает себе руководителем человека святого, человека, способного видеть волю Божию, тем самым он отказывается от своей гномической воли, то есть от необходимости выбора, и во всем, даже в мелочах, подчиняет свою природную волю воле Божией, открываемой через старца. Достаточно скоро такой человек получает навык к правильной жизни и сам становится способным видеть волю Божию и даже руководить другими." ...
"Совсем другое дело – послушание ложное, когда человек в качестве руководителя избирает не святого, способного видеть волю Божию, а обыкновенного страстного человека, пусть даже и более опытного. В этом случае послушник подчиняет себя не воле Божией, что требует орос VI Вселенского Собора, а воле другого человека, которая принципиально ничем не отличается от его собственной. Это и есть то самое «рабство человекам», от которого предостерегает наша Церковь устами святых, начиная от апостола Павла и заканчивая святителем Игнатием (Брянчаниновым) и его последователями."

Вопрос: А у кого из святых отцов и где конкретно подобным образом говориться о послушании?
У Лествичника, если я не ошибаюсь, по другому.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×