Православный календарьПравославный календарь
Не сотвори себе врага
Игумен Нектарий (Морозов) о ненависти и ее преодолении
Та злоба, которую мы испытываем к обидчику, в первую очередь будет уничтожать нас самих.
Зачем нужны стихи и как с ними подружиться
Мария Минаева
Человек, дожив до 7–8 лет, вообще не понимает, зачем нужна поэзия, не слышит ее, не понимает. И совсем не умеет учить стихи.
Святые мощи аввы Сергия и чудеса от них
Священник Валерий Духанин
Едва началась гроза, они увидели, как в комнату зашел благообразный светлый старец. Старец стал ласково с ними разговаривать, успокаивать: «Не пугайтесь, мама скоро придет».
«Моя душа всегда была с ними…»
Воспоминания А.Н. Николаевой, дочери прот. Василия и Раисы Мухиных
Много лет мой папа ежедневно совершал тайные келейные богослужения. Мама была его помощницей: пела, читала, пекла просфоры.
Семейные воспоминания о сщисп. Сергии Правдолюбове. Часть 1
Прот. Сергий Правдолюбов
Когда в лес ходили собирать грибы и ягоды, то Сергей сорвет два гриба — и ляжет на травку, — и созерцает, думает о своем, о чем-то возвышенном.
«Жила безропотно раба Божия Елена, в монашестве Екатерина…»
Памяти монахини Екатерины (Чичериной; †21.07.1997)
Она была классическим образцом русской православной женщины, жены-мироносицы, которая пошла вослед Христу.
Семь нот спасения России
Светлой памяти Петра Николаевича Мамонова
Он был настоящим современным подвижником земли Русской, усердно призывал людей к покаянию и свидетельствовал о Христе до конца жизни.
Чудотворные репродукции икон:
как Церковь относится к техническим копиям священных изображений

Владимир Немыченков
Все знамения от «бумажных икон» указывают на то, что мы должны с великим благоговением относиться к любым священным изображениям.
Небесный Новоильинск
Ольга Шигина
Я чувствовала себя там словно дерево, крепко вросшее в землю корням. Я была полна жизни и силы.
Жизнь и служение протоиерея Василия Мухина
Ольга Ижогина
«У меня нет ни красных, ни белых, ни зеленых. Все – мои духовные дети», – говорил отец Василий в годы революции.

Фестиваль вертепов: Пространство радости

В московском театре «Бродячий вертеп» под руководством Александра Грефа состоялся Второй фестиваль школьных и семейных вертепов «Старый Новый год – 2008», который проходил под патронажем Союза театральных деятелей России. Традиционный рождественский вертеп был представлен в исполнении любительских коллективов – студий, воскресных школ, семейных театров.

    

Вертеп – это традиционное кукольное представление, кукольная мистерия, посвященная Рождеству Христову, бытующее в России с XVII века. Представление разыгрывается в специальном ящике – вертепе, изображающем пещеру (от церковно-славянского вертеп), в которой родился Спаситель. Традиционный вертепный ящик состоит из трех (иногда двух) этажей. Такая конструкция определяется трехчастным строением рождественской драмы и самого мира: рай – земля – ад. Верх предназначен для изображения Святого семейства и сцены поклонения волхвов и пастухов. Ангел возвещает здесь о рождении Спасителя. Нижний этаж изображает покои царя Ирода. Там разыгрываются сцены с Иродом, воинами, Рахилью, Смертью, приходящей за царем-злодеем.

Вертеп бытовал на огромных пространствах от Польши и Украины до Сибири. Играли его на святках от Рождества до Крещения, а в некоторых местностях до Сретения и даже до Великого поста. «Деревенские дети в бумажных высоких коронах, с погонами на плечах и нарядными посохами в руках – это “персидские цари”, пришедшие поклониться Богомладенцу. Украшенный золоченой бумагой и лубочными картинками небольшой фанерный ящик с двускатной крышей, путешествующий вместе со святочными царями, – это рождественский кукольный театр, или вертеп. Ряженые обыкновенно возили вертепный ящик на санках, когда ходили из дома в дом со своим представлением. Поднявшись на крыльцо и войдя в сени, они спрашивали разрешения колядовать. Если хозяева были расположены принять вертеп, колядовщики вносили театр в горницу, ставили его на стол или на два стула и представление начиналось. Дети пели тропарь праздника: “Рождество Твое, Христе Боже наш…” Раскрывались расписные створки ящика-театра, раздвигались занавеси, кукла, изображающая ангела, зажигала свечи у крошечной рампы. Церковные канты сменялись назидательными духовными стихами или народными колядками, ритмизованная речь персонажей перетекала то в прозу, то в песню. Перед зрителями проходила история изгнания Адама и Евы из рая, Рождества Спасителя и избиения вифлеемских младенцев, завершающаяся смертью Ирода» (Давидова М.Г. Вертепный театр в русской традиционной культуре // http://www.portal-slovo.ru/rus/art/2898/8974/).

Прекративший свое существование в России к 20-м годам XX века, вертеп в 1980-х годах был реконструирован усилиями энтузиастов. Начиная с 1992 года, Союз театральных деятелей России устраивал в Москве ежегодный фестиваль «Рождественские семейные вечера», объединявший на одной площадке профессиональных исполнителей и любителей народного театра. Сейчас вертепный театр привлекает к себе все больше и больше внимания. Создана гильдия вертепщиков, содействующая распространению вертепных представлений. Вертепы играют на святках при храмах, на рождественских праздниках в школах, в семьях, в детских домах.

По мнению организатора фестиваля «Старый Новый год» А. Грефа, «семейные театры играют вертеп органичнее профессиональных. Вертеп строится и исполняется от полноты любви, от огромного желания приобщиться к рождественскому празднику, и в этом смысле играется не для “публики”, не для нейтральных зрителей, а для сопричастников. Можно сказать, что вертеп принципиально любительский театр. И именно поэтому если профессиональные постановщики попытаются отринуть “семейную” стилистику – спектакль не состоится. Вертепное действо – символическое, играется в “простом” ящике “простейшими” куклами, с легкостью прощает практически любые огрехи постановки. Но не прощает одного – неискренности, не позволяет подменить истинное волнение артистической техникой».

Однако фестивали вертепов говорят и о тревожном для знатоков и любителей фольклора размывании границ жанра. Вертепное действо все более превращается в свободный театрализованный рассказ о событиях Рождества. Множатся театры, конструирующие облегченные «ширмы» с нетрадиционными для вертепа способами анимации – с верхним или открытым управлением куклами. Существует даже теневой вертеп. Меняется пластика кукол: они становятся более подвижными и диалогичными. Вместе с этим вертепы теряют и свою особую выразительность.

Вертеп – это театр, выстроенный по своим законам, в нем нет ничего случайного. Форма здесь чрезвычайно значима, она является носителем особого духа. Представление идет при свете свечей в сопровождении живого пения и музыки. Вертепу свойственна особая техника кукловождения: куклы, закрепленные на штыре, выходящем снизу, как ручка, проводятся по щелям в полу сцены. Традиционный вертеп предполагает предельную скупость движения персонажей, отсутствие мимики и жеста. Обращаются куклы в зал, а не друг к другу. Зритель, таким образом, вовлекается в действие, становится его соучастником.

Вертепное представление опирается на древнейшие театральные приемы, подразумевающие минимум действия при огромной концентрации его напряженности. Рождение Спасителя, бегство в Египет, избиение младенцев, умерщвление злодея Ирода, раскрытые врата ада – все это изображается в вертепе самыми скупыми средствами. Драма основывается на каноническом сюжете, но о Рождестве лишь возвещается, действие происходит вокруг – волхвы, пастухи, царь Ирод, Рахиль. И зрители, и исполнители объединяются живой сопричастностью происходящему. Театр становится единым пространством – пространством радости.

Фестивали вертепных театров собирают большое количество не только знатоков, но и самой разной публики. Очевидно, что это искусство чрезвычайно востребовано. И тем более отрадно было видеть, что большинство участников и зрителей недавнего фестиваля вертепов – это дети. Их радостные, взволнованные лица, чистые и искренние голоса невольно приводили на ум строчки из стихотворения русского поэта Аполлона Коринфского:

И в нестройном детском хоре
Так таинственно чиста,
Так отрадна весть святая
О рождении Христа!

(«Христославы»)

Наталья Загребина

21 января 2008 г.

Рейтинг: 3.8 Голосов: 13 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×