10 мифов о семейном образовании

    

Задумываясь о переводе ребенка на семейное образование, многие родители могут испытывать тревогу, сомневаясь, не ставят ли они под угрозу его образование и социализацию. Мы привыкли к тому, что школа – это серьезная и большая система, в которой работают профессиональные педагоги, психологи. А тут – только родители, и все. Это, наверное, самый сильный и губительный страх. Но избавиться от него можно, осознав, что, отдавая ребенка в школу, мы тоже идем навстречу неизвестности и ставим своего рода эксперимент. Среди наших опасений есть мнимые и реальные: давайте с ними разберемся.

Миф 1-й: «Дома учат только нездоровых детей»

Обучение в семье имеет давнюю традицию и существовало в России на протяжении нескольких столетий. До революции оно неизменно играло важную роль в образовательной жизни страны. Домашнее обучение подарило нашей родине таких прославленных людей, как поэты Михаил Юрьевич Лермонтов и Федор Иванович Тютчев, писатели Александр Николаевич Островский и Алексей Константинович Толстой, полководцы Александр Васильевич Суворов и Михаил Илларионович Кутузов, математик Софья Васильевна Ковалевская, химик и композитор Александр Порфирьевич Бородин и другие. После длительного перерыва домашнее обучение и его ценности вновь привлекают внимание родителей. Закон «Об образовании» рассматривает его как полноценную форму получения образования, наряду с традиционной школьной системой обучения. Статья 17 закона гласит: «Семейное образование – это форма обучения вне образовательной организации».

Сегодня во всем мире насчитывается около трех миллионов учащихся дома (т.н. «хоумскулеров»), прежде всего – в США и Канаде. В России таких детей уже более 100 тысяч. Большинство родителей выбрали эту форму отнюдь не из-за проблем со здоровьем: согласно исследованиям, которые проводило ЦПСО за последние 1,5 года, менее 7 процентов родителей указывают медицинские показания в качестве причины перехода на семейное образование.

Миф 2-й: «Мама – не педагог»

Многие родители всерьез сомневаются в том, что способны учить собственных детей. Но проведенные за последние 30 лет исследования не обнаружили связи между наличием педагогического образования у родителей и результатами обучения детей. Это значит, что любой родитель может быть педагогом для своего ребенка. Если вы любите своих детей и хотите помочь им полюбить учебу, то вы сможете приобрести и все необходимые для этого навыки и знания.

Подходы в семейном и школьном образовании сильно отличаются

Лишь немногие из родителей, продуктивно обучающих своих детей дома, имеют специальное педагогическое образование. Скорее наоборот: родители-педагоги свидетельствуют, что педагогическое образование и опыт работы в школе не помогал, а чаще мешал им, когда они начали налаживать обучение своих детей. Если в вашем представлении домашнее обучение выглядит так, что дети сидят за столами и слушают, как вы, стоя у доски, читаете им урок, поскорее выкиньте этот образ из головы. Ведь подходы в семейном и школьном образовании сильно отличаются! На домашнем обучении у ребенка очень много самостоятельной работы, и с каждым годом ее объем увеличивается, поэтому и роли родителя на семейной форме меняются год от года. Если в начальной школе родитель самостоятельно составляет учебный план и обучает ребенка, то в средней школе он, скорее, выступает в роль менеджера-управленца, который помогает ребенку самостоятельно спланировать свою деятельность и контролирует исполнение. В старших классах родитель выступает в роли ментора-консультанта, которого подросток привлекает, если у него появляются трудности.

    

Если вы научили ребёнка читать, то и научить его учиться самостоятельно вы тоже сможете. А как только вы научили ребёнка учиться самостоятельно, ваша задача сведётся к тому, чтобы способствовать этим занятиям: находить учебные материалы, устраивать экскурсии, подыскивать педагогов-наставников и т.п. – то есть делать всё, чтобы поддержать ребёнка в его учебных начинаниях.

Миф 3-й: «Без надзора и школы ребенок перестанет учиться»

Чаще всего родители находятся во власти иллюзий: ребенок ходит в школу – значит, учится. Но, забирая ребенка из школы, многие родители обнаруживают обескураживающий факт: реальных знаний нет. Получается, что в школу он просто ходит, а не получает знания.

Но даже больше, чем отсутствие базовых знаний по программе, родителей пугает мысленная картинка: ребенок, отпущенный в свободное плавание, целыми днями лежит и ничего не делает или сидит в телефоне. Однако проблема тут не в форме обучения, а в отсутствии мотивации. Получается, что семейная форма обнажает эту проблему, и наша задача – ее решить. А решать ее надо в любом случае.

Миф 4-й: «Социализация. А как же школа жизни?»

Самый распространенный вопрос о семейном обучении! У многих родителей складывается представление, что ребенок сидит один дома и все время учится. Что его общение сведено к минимуму, поэтому он не будет готов по окончанию школы к общественной жизни. Но стоит немного пообщаться с домашним учеником, как сразу становится понятно, что этой проблемы у хоумскулеров нет.

Обычно именно домашние ученики бывают более социализированы

Навыки социализации измеряются по таким критериям, как умение общаться со сверстниками, навыки работать сообща с другими, в том числе с людьми, отличающимися от него происхождением и убеждениями, представление о себе, качества лидера, стремление к участию в общественных делах, самооценка. И обычно именно домашние ученики бывают более социализированы. Они регулярно вовлечены в общественную и образовательную деятельность, осуществляющуюся вне семьи и без участия членов их семей. У них множество разнообразных дел: они с охотой ходят в спортивные секции и кружки, посещают экскурсии и т.д.. Исследования показывают, что взрослые, получившие семейное образование, чаще занимаются общественно полезной деятельностью и с большей готовностью посещают собрания по важным общественным вопросам, чем среднестатистические граждане. И даже семьи у них более крепкие!

    

Объяснение здесь довольно простое. Ребенок не закрыт в четырех стенах, а живет реальной жизнью в семье, где у него, помимо прав и свобод, есть обязанности и вызовы.

Миф 5-й: «Семейное образование – привилегия богатых»

Действительно, вложения потребуются. Но и в государственной, вроде бы бесплатной, школе мы зачастую тратим немало: оформление кабинетов, закупка штор и техники, школьные экскурсии, праздники, подарки учителям, оплата репетиторов, благотворительные сборы и другое. Важное отличие состоит в том, что на семейной форме именно вы занимаетесь управлением расходами на образование.

На семейной форме именно вы занимаетесь управлением расходами на образование

Деньги могут уходить на репетиторов, Интернет-школы, посещение обучающих групп. Конечно, придется покупать те учебные материалы, которые вам покажутся нужными и эффективными в учебе. Но многое можно найти и бесплатно. Учебники можно получить в школе, если вы прикрепились для аттестации. Или их можно скачать из Интернета, а также взять в городской библиотеке. Многие родители с радостью обмениваются книгами и пособиями. В Интернет-пространстве появилось много бесплатных уроков и других познавательных ресурсов для обучения дома. Можно найти группы для изучения того или иного предмета, которые организуют сами родители — платные и бесплатные. Можно и самому организовать семейный клуб, где родители предлагают свои навыки и знания: кто-то преподаёт математику, а кто-то – английский язык. В общем, обойтись небольшими финансовыми вложениями вполне возможно.

Миф 6-й: «У мамы не останется личного времени»

Один из распространенных страхов родителей – страх проводить много времени вместе с ребенком. Ребенок будет со мной 24 часа в сутки! Кошмар! Но это и так, и не совсем так.

Дело в том, что, обучаясь дома, ребенок много времени проводит без участия родителя. На семейной форме у детей больше самостоятельной работы. Также они активно посещают различные кружки и спортивные секции. С другой стороны, семейное образование – это труд и колоссальное терпение. Весь твой привычный уклад разрушается. Все-таки до этого большую часть времени каждый член семьи жил своими интересами, друзьями и заботами. И вдруг все меняется. Маме нужно реально что-то давать детям: знания, навыки труда, навыки элементарного общения, формировать круг общения, который будет влиять на ребенка и т.п. Адаптация при переходе на семейную форму будет обязательно. Желание вернуть свое личное пространство, усталость, раздражение – типичные мысли, которые будут посещать вас не раз. Если прежняя жизнь вас разобщала, то семейное образование усилит зависимость друг от друга. Но эта зависимость – шанс укрепить отношения, сблизиться, стать единым организмом, «одним телом». Это единство сделает вас и детей сильнее, менее зависимыми от влияния внешней среды и чужого мнения.

Сама среда становится общей, развивающей и мотивирующей к получению знаний

Самым большим открытием станет то, что учиться на домашней форме начинают все члены семьи. И семья начинает меняться: появляются общие ценности, общие интересы; сама среда становится общей, развивающей и мотивирующей к получению знаний. Недаром часто можно услышать фразу, что «семейное образование – это стиль жизни». Именно этот новый стиль приводит к тому, что мамы раскрываются. У многих обнаруживаются новые таланты, появляется смелость и уверенность в себе, желание реализовывать свои проекты. Они начинают работать дома, на фрилансе, или организовывать свои клубы. Но даже если они не стали работать, мамы видят, как изменились и дети, и отношения внутри семьи, и это становится огромным стимулом не останавливаться, а расти и развиваться дальше.

Не забываем про бонус: на семейном образовании вы не привязаны к месту и срокам. Вы можете в сентябре продолжать жить на даче, а учебную программу закончить к маю и уйти на заслуженные «каникулы».

Миф 7-й: «А как же физика и химия?»

Как ни странно, но именно этот вопрос заставляет многих родителей отказаться даже думать о семейном образовании. Они полагают, что сами не справятся, и придется нанимать репетиторов. Когда же спрашиваешь, что вы сами помните из школьной программы по этим дисциплинам, чаще всего можно услышать ответ: «Совсем ничего». В результате сомнения рождают страхи, и родители так и не решаются на семейную форму.

На самом деле эти тревоги основаны на простом стереотипе: родители по старинке думают, что в школе их дети освоят эти предметы, совершенно забывая о собственном разочаровывающем опыте. Но ведь как раз на семейном образовании можно вместе с ребёнком погрузиться в изучение устройства мира и понять, что школьная программа не так страшна, как кажется. Сегодня можно найти качественные книги и пособия, выбрать и прослушать лекции; можно обратиться к знакомым, которые лучше вас разбираются в химии или физике, задать вопросы, сходить в музей или записаться в лабораторию при ВУЗе. Но если к какому-то предмету душа не лежит, всегда остается возможность нанять репетитора или воспользоваться онлайн-уроками.

Миф 8-й: «А сможет ли он сдать ЕГЭ?»

    

Велик страх родителей перед ЕГЭ. Еще больше он становится в наших условиях, когда почти нет статистики или исследований о том, с какими результатами домашние ученики сдают итоговые экзамены. (Мы же помним, что в аттестате никакой особой пометки о том, что ребенок учился дома, нет). Могу сказать на примере своих детей, которые прошли ГИА, и на примере детей из знакомых мне семей, которые уже успешно учатся в ВУЗах: ЕГЭ все они воспринимали как вызов. Дело в том, что при прохождении любого экзамена домашние ученики чувствуют себя увереннее. Да и шансы на успешную учебу в ВУЗе у них выше, потому что навык самообразования, так необходимый в студенчестве, у домашних школьников развит сильнее, чем у школьников.

Большинство хоумскулеров, как и обычные школьники, целенаправленно занимаются подготовкой к ЕГЭ. Это необходимо не потому, что уровень их знаний ниже, а потому, что логика тестов требует специального объяснения. Ни для кого не секрет, что и школы весь последний год посвящают именно «натаскиванию на тесты ГИА».

Если мы обратимся к опыту стран, где движение хоумскулинга развито сильнее и уже более 30 лет проводятся целенаправленные исследования, то увидим очень позитивную и оптимистичную статистику. Данные показывают, что дети, находящиеся на семейной форме обучения, обычно получают высокие баллы (на 15–30% выше, чем ученики очных школ) за стандартизированные тесты успеваемости и, как правило, лучше среднего сдают тесты SAT и ACT (аналог нашего ЕГЭ). Многие университеты и колледжи целенаправленно занимаются привлечением детей, получивших семейное образование, так как справедливо полагают, что из таких детей получаются замечательные студенты.

Миф 9-й: «Близкие не поймут»

Несмотря на то, что семейное образование становится с каждым годом все более популярным, вы не защищены от недопонимания или откровенного осуждения со стороны родных и знакомых. Вам придется еще долго участвовать в дискуссиях и вступать в споры, объясняя, что семейная форма обучения — это не компромисс для детей с проблемами здоровья, а полноценная альтернативная форма обучения, при которой родители реально берут на себя ответственность за образование детей. Будьте готовы к тому, что особенно велико будет давление со стороны близких родственников и бабушек-дедушек. У них не укладывается в голове: как это – не ходить в школу?

Особенно велико будет давление со стороны близких родственников и бабушек-дедушек

Большинство из них не знает о существовании огромного количества обучающих ресурсов, они не в курсе, что всемирно известные вузы открыли доступ к своим лекциям для всех желающих, а издательства выпускают невероятные обучающие детские книги. Запаситесь терпением и рассказывайте им о новых возможностях. Некоторые бабушки поначалу так болезненно переживают уход внуков из школы, что их приходится успокаивать, демонстрируя справку о прикреплении к школе для прохождения аттестаций.

Но уже через короткое время родные и знакомые с удивлением замечают положительные изменения в культуре, языке и уровне образования детей, и их отношение резко меняется.

Миф 10-й: «Это не для многодетных семей»

И, наконец, позвольте разрушить еще один стереотип: семейное образование возможно только для семей с одним, максимум двумя детьми. Однако мы видим (например, в США и Канаде), что успешнее всего семейное образование практикуют как раз многодетные семьи, в которых может быть 5–10 детей! Более того, с точки зрения логики семейное обучения, многодетная семья – это еще один дополнительный ресурс для успешной учебы: во-первых, в многодетных семьях взрослые дети часто помогают родителям в обучении младших, а во-вторых, именно домашняя занятость мамы часто стимулирует детей активнее пользоваться предоставленными им возможностями для самостоятельного обучения.

    

Так что же? Стоит ли бояться семейного образования? Нужно ли обладать какими-то специальными знаниями или ресурсами, чтобы решиться на обучение детей дома? Ответ один – нет! Напротив, семейное образование – мощнейший стимул для гармоничной и успешной учебы и счастливой жизни семьи!

Гузель Гурдус

4 июня 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Россия уже является лидером в сфере семейного образования» «Россия уже является лидером в сфере семейного образования»
Майкл Донелли
«Россия уже является лидером в сфере семейного образования» «Россия уже является лидером в сфере семейного образования»
Беседа с Майклом Донелли, директором Ассоциации по юридической защите семейного образования
Родители имеют право выбирать, каким должно быть обучение их детей, и руководить образованием своих детей. И это право должно защищаться международным правом и признаваться во всем мире.
Домашнее обучение: подводные камни. Опыт мамы Домашнее обучение: подводные камни. Опыт мамы Домашнее обучение: подводные камни. Опыт мамы Домашнее обучение: подводные камни. Опыт мамы
Елена Фетисова
Не смогла пройти мимо вопроса домашнего образования, который поднял Андрей Рогозянский. Тема отличная, но очень уж индивидуальная. Я верю, что учить детей дома – здорово, полезно, а иногда и просто – единственный выход. Но мои дети учатся в школе, и школой мы пока что довольны. В нашем случае это, надеюсь, правильный выбор.
Семейное образование: почему я не отправил детей в школу и что из этого вышло Семейное образование: почему я не отправил детей в школу и что из этого вышло Семейное образование: почему я не отправил детей в школу и что из этого вышло Семейное образование: почему я не отправил детей в школу и что из этого вышло
Андрей Рогозянский
Наш постоянный автор Андрей Рогозянский, папа, обучающий своих детей дома, делится впечатлениями и выводами о возможностях, которые дает форма семейного образования. Это — частный опыт одной семьи.
Комментарии
Анна20 июня 2019, 05:17
После прочтения комментариев подумалось: как хорошо было бы, если бы обучение в школе действительно было гарантией прекрасного образования, высокого уровня социализации, хороших манер, умения работать в команде, умения отвечать всегда "впопад", психологической устойчивости, хорошей защиты от негативного влияния от обделенных вниманием и родительской любовью сверстников и т.д.!
А что говорить о вере, ценности семьи, целомудрии...
Если бы школа, взяв все время ребёнка, ему все это давала взамен! Возможно, и споров бы не было о семейном или школьном.
Дмитрий16 июня 2019, 06:40
Cтатья очень хорошая и правильная. Но вот смущает слово "хоумскуллеры". По-русски написать было никак?
М.С. 8 июня 2019, 16:47
Мне кажется, для семейного образования нужна неработающая мама (а значит, и способный обеспечить семью папа), которая умеет делать уроки с ребенком без скандалов и слез. А по мере усложнения программы, возможно, надо будет предусмотреть расходы на репетиторов.
Маша 8 июня 2019, 14:21
Отличная заметка, большое спасибо!!
Родители должны знать что у них есть выбор, есть законное право не отдавать детей в школу (или забрать оттуда - если они захотят).
И дело не только в законных правах родителей самим решать, как будут учиться их дети. Как можно больше людей должно узнать - что у них реально есть такая возможность.
Что многие семьи, в том числе многодетные, обучают детей на СО (можно довольно легко найти этих людей,увидеть результаты..); что можно это делать по школьной программе, а можно использовать другие программы.
Нашей многодетной семье СО "позволило" переехать из Москвы, и организовывать нашу жизнь так как мы считаем нужным и полезным для нас и наших детей.
Катерина 8 июня 2019, 12:20
Вчера на сайте русскоязычных американцев нашла интересное наблюдение рускоязычной доктора-психотерапвта. Всех ее молодых пациентов, находящихся у нее на лечении, старше 20, объединяет одно - у них у всех за плечами домашнее образование. Они прекрасно образованны, интеллигентны. Но при малейшем дуновении ветерка они приходят в состояние страшного стресса и прячутся в себя. Она интересно, и , на мой взгляд, беспристрастно пишет именно об необходимой выработке механизма устойчивости именно в школьном возрасте и именно в условиях школы.
Наталья 8 июня 2019, 07:12
(продолжу)при хороших оценках,и занятости до 3 часов в школе.Сын совсем перестал учиться снова.Проверила элементарно дала контрольную по геометрии и алгебре,а в ответ тишина.. Давайте отличать оценки и реальные знания.Школьники в большинстве своем всё списывают по ГДЗ.Илюзорный "социум"с равнением мне все должны,а я никому и ничего,тоже сыграл плохую дружбу.И снова мы перешли на СО.Сейчас"прокачиваем"алгебру ,физику.Понемногу стал разбираться,опять очень много читает...Да СО это не просто,но я точно знаю,что есть результат!Дома ещё 2 школьника,тоже СО закончили 3 и 1 класс.Могли сдать сразу за 2,но решили не торопиться.Со старшим сыном отношения стали приходить в норму и родители стали не вр
Наталья 8 июня 2019, 06:45
У нас четверо детей.Познакомились с СО когда их было трое.Старший сын был очень хорошо подготовлен к школе и после окончания первого класса было принято решение забрать ребенка из школы.За весь учебный год он научился только писать прописные буквы,стал безучастным, практически перестал читать и чем либо интересоваться....Были страхи забрать,но вот уже промелькнула вся начальная школа.С книгой сын дома не расстовался снова, художественная школа, спортивные секции и другие мероприятия которые мы могли себе позволить,мы посещали.Закончив 5, и отмучив как мне показалось 6 класс.Я приняла решение снова отдать его в школу к знаниям и социуму.Адаптация прошла без проблем и отучившись полгода,он
S. 7 июня 2019, 21:24
Переводим детей на СО со следующего учебного года. Примеры семей, которые выбрали СО и смогли достичь очень хороших результатов в обучении своих детей, очень вдохновляют. Многие пишут о том, что в школах трудятся учителя-энтузиасты, которые так много могут дать своим ученикам. Нашим детям, увы, такие не встретились, и это притом, что дети учились в весьма престижном учебном заведении. Успеваемость высокая, но при этом настолько низкий уровень реальных знаний...
Инна 7 июня 2019, 15:51
Бог дал нам второй шанс, что в жизни бывает не часто! Старшим сыновьям 20 и 24, закончили школу университет, младшим дочкам 3 года и 8 лет. Первый год на СО со старшей.
Испытав все прелести школы со старшими искали альтернативу. Бог послал отца Дмитрия Смирнова и его передачи о семейном образовании. Решились, страшно было не то слово! Мозг кипел! Прошел год не представляю себе другого образования. Не верьте тем комментариям которые рассуждают о СО не попробовав что это такое! Всё равно, что жителю пустыни объяснять, что такое снег. Изучайте опыт тех, кто уже прошел определенный путь. СО подходит не всем! Трудно перестроить свои мозги и время! Точно не будет времени смотреть телевизор)
Иоанна_ 7 июня 2019, 12:39
Вся статья - нагромождение несуразностей. Впечатление какой-то авантюры, в которую зачем-то хотят затащить как можно больше народу. Имея немалый опыт обучения и традиционного, и самостоятельного, я не представляю себе, по крайней мере из данной статьи, КАК это всё работает и откуда берутся те блестящие результаты, которыми хвалятся автор и комментаторы. Роль учителя вообще ключевая в обучении! У вас оказывается, что учитель и вовсе не нужен. Может, тогда и родители тоже не нужны таким запредельно самостоятельным детям? Все варятся в собственном соку 7 дней в неделю, а на выходе имеем прекрасно образованных детей - какой-то "чёрный ящик"! Про "школу жизни в семье", пожалуй, лучше промолчу...
Ксения 6 июня 2019, 21:09
Уважаемые комментаторы! Можно сколько угодно спорить о пользе или вреде СО - всё равно не договоритесь. Это альтернативная форма образования. Значит, для кого-то это лучшая форма, для кого-то - нет. Люди и ситуации - разные. Не забывайте, что всем управляет Бог. И, если СО продвигается в первую очередь людьми, для кого Бог имеет значение (в отличие от государственных учеб.учреждений), значит, Богу это самое СО зачем-то надо. А, значит, кому-то это СО полезно. Кто живет духовной жизнью, думаю, может верно для себя определиться в этом вопросе Божьей помощью. И спорить, и бояться, и сомневаться не придется
Катерина 6 июня 2019, 16:41
Цыплят по осени считают. Этот метод обучения только-только стал модным в России, поэтому надо подождать плодов, т.е. они закончат школу, выберут профессии и получат их, сами создадут семьи, в которых тоже появятся дети, которые и отзеркалят своих родителей. Тогда можно проанализировать. Пока рано. Насчет больных родителей слишком сильно сказанно. У меня впечатление такое, что это бывшие школьники со слабой нервной системой, с отсутствием поддержки в той или иной форме в своих семьях, травмированные их жизненным и школьным опытом. И этот индивидуальный опыт они переносят на своих детей. У которых вообще-то другие жизненные обстоятельства, не обязательно плохие.
Людмила 6 июня 2019, 14:33
Родителей, выбравших СО для своих детей, задела приведенная мною народная фраза, что "обучение дома выбирают либо больные дети, либо их больные родители". Простите, лично я никого не хотела обидеть, процитировав эти слова!
Но уважаемые родители, выбирающие СО. Не кажется ли вам, что горделиво и самонадеянно считать, будто вы сами справитесь с обучением лучше профессиональных педагогов?
Если у вас есть возможности приглашать домой специалистов, тогда-понятно. Вы всего лишь лишите своих детей, первого звонка, школьных друзей, умения выстраивать свои отношения в коллективе, вместе преодолевать трудности, радоваться общим победам и т.д. Если-нет, очевидно же, что качество обучения будет ниже..
наталья 6 июня 2019, 10:35
Вредная и непонятная своей целью статья - среди знакомых хоумскулеров вижу только одичание и отставание. Потерянный взгляд у детей, неумение даже буквы написать нормально у младших и безделье у старших. Я если честно в шоке, и не понимаю, почему их родители этого не видят. Видимо, потому что им не с чем сравнить.
Успешные люди с деньгами детей не просто в школы, а в школы и вузы заграницу отправляют, хотя у них бы были деньги и время на СО. Никогда не думали, почему?
Я лично не ходила в садик. И то ощущаю как мне не хватает того опыта! А если б я в школе не была? Выросла бы неадаптированным изгоем. Как можно добровольно своему ребёнку это желать?
Марина Петровна 6 июня 2019, 09:06
Татьяна и Наталья!
Создается впечатление, что вы получили свое образование тоже дома. Мы все из общеобразовательной школы. То, о чем вы пишите, было в школах всегда и в советское время и настоящее. Да, в школах есть проблемы, но вы ратуете не за лучшее образование, а ужасаетесь и желаете оградить своих чад от плохишей. Похвально, конечно. Правда плохиши никуда не денутся и в послешкольной жизни. Вот как раз воспитать своего ребенка с иммунитетом от "пить, курить, заниматься сексом с 7-го класса" и есть задача родителей. Запретный плод всегда сладок - помните об этом, когда просто ограждаете детей от действительности. Мы, родители, должны выпустить во взрослую людей, понимающих что есть что
Алла 6 июня 2019, 04:52
Это каким же самомнением должен обладать человек, чтобы всерьез полагать, что сможет достойно обучить ребенка дома по ВСЕМ предметам! Учителя имеют профильное образование, и каждый свой предмет всю жизнь продолжает изучать, совершенствоваться в нем. И каким же образом родители, даже без соответствующего педагогического образования, смогут дать своим детям сопоставимый объем знаний?! Просто смешно. Жаль, что в России вообще такое разрешают. Нельзя позволять родителям по желанию левой пятки такое вытворять с жизнями своих детей. Образованием должны заниматься профессионалы, а не дилетанты с псевдоблагими намерениями.
Ирина 5 июня 2019, 22:05
Уже начало статьи настораживает притянутыми за уши фактами. В 19 веке не было семейного образования. Было домашнее, что не одно и то же:) Если ребенок принадлежал аристократической семье, то его обучали домашние учителя по всем предметам, включая музыку и танцы. Надо всё-таки читать художественную литературу, хотя бы Толстого:) Лермонтову и Тютчеву нанимали учителей, причем обоих обучал в Москве один из знаменитых педагогов того времени Семен Егорович Раич:) И Лермонтову, например, нужны были учителя дома - внимание! - чтобы ребенок поступил в Благородный пансион при Московском университете. Принимались туда мальчики с 9 лет. Какое семейное образование??
Наталья 5 июня 2019, 17:27
Нас тоже волновал вопрос социализации, особенно мужа. Побывав на конференции в Москве, посвященной СО, мой муж окончательно утвердился в правильном выборе. Потому что он увидел детей СОшников, которые будучи волонтерами в 10-12 лет отлично справлялись с обязанностями в течение двух дней. Муж даже подумал, что девочки проходили специальное обучение. Вообще все дети вели себя осознанно. За два полных дня не было ни одного скандала или напряженной ситуации.
Зато сколько "социализированных" школьников я встречаю в спортсекции, пока жду своего младшего сына! Зайдите в любую раздевалку, послушайте и посмотрите как ведут себя ребята. А еще у нас школа во дворе.Слабонервным лучше держаться подальше
Татьяна 5 июня 2019, 16:50
Не понимаю, почему столько негатива в отношении семейного образования?
Тут вроде все православные верующие, соответственно понимают, что Бог дает родителям детей для воспитания и ОБРАЗования. И мы, родители, в ответе перед Богом, что мы вложили в наших детей. Или все реально считают, что после школы (даже православной гимназии) дети будут с православным мировоззрением??? Когда ему 11 лет втирают про теорию эволюции и "наших предков" обезьян? Ну-ну)))
А про школьную социализацию я вообще молчу. Пить, курить и заниматься сексом дети начинают класса с 7го (а то и раньше). Родители, которые говорят: мой ребенок не такой, скорее всего плохо знают своего ребенка...
Марина Петровна 5 июня 2019, 16:04
Вредная статья.А эти 10 пунктов не мифы, а реальность. Мы с мужем с утра до вечера на работе. Чтобы образовывать свое чадо надо, по крайней мере, находиться с ним рядом, а значит сидеть дома, не работать. По предметам нужны учителя, репетиторы - кто платить будет? Да, в наших школах есть проблемы, но на то я и родитель, что бы эти проблемы для моего ребенка минимизировать. Конечно, если муж - профессор, а жена - домохозяйка - вперед и с песней, учите, профессорской зарплаты хватит на репетиторов, а у мамаши хватит время на чадо. Но не все профессора. Считаю всеобщее бесплатное образование в наших школах неплохим, а в некоторых даже хорошим. А про домашнее образование в 19 веке - повеселили.
Вера 5 июня 2019, 14:44
У меня ребенок на семейном образовании, и остальные дети с нами дома. Все очень любят и учатся общатся, например гуляют с другими детьми по всему поселку, не запертые в четыре стены, изучают лягушек и все что вокруг них, купаются с апреля, румяные и здоровые в отличие от школьных детей, которые солнце только в окно наблюдают. Да, это не просто, но в нашей семье приоритет стоит на воспитании и образовании наших детей и передачи им наших семейных ценностей.
Павел 5 июня 2019, 14:25
Самое лучшее -учиться в школе и доучиваться дома с родителями или репетиторами . В этом случае вы всегда отследите успехи вашего чада объективно, относительно среднего уровня (репетитор- лицо материально заинтересованное ).Это -средний надежный путь .
Наталья 5 июня 2019, 14:08
А нам нравится на семейном образовании. 3 сына, двое школьников. 4 года учимся дома. Все хорошо и ладе лучше. Учеба даже не самое главное: оказалось, что требуется совсем немного времени, чтобы сдавать все предметы на отлично (у нас примерно 3-4 часа все учебное время занимает в лень). Главное, что семья вместе, что мы можем посещать все церковные службы, что детям это нравится и они любят так жить, сами бегут в храм. В общем главное, что мы вместе и нам это нравится. Мои дети счастливы, а мы с супругом тем более. Кому нужна школьная жизнь? Для чего? Одновозрастной коллектив с одним статусом в подчинении, когда даже в туалет, извините, нельзя выйти без разрешения « начальника»? Это тюрьма...
Владимир 5 июня 2019, 13:38
Наш опыт на СО подтверждает каждое слово в этой статье. У нас с супругой 6 детей, двое из них были в школе, пока мы не решились на семейное образование. Страхи и «мифы» преследовали нас в начале пути, как же нам не хватало таких слов поддержки, высказанных публично, и, конечно, реального живого опыта. Мы не строим иллюзий, что всем подходит СО, никого не агитируем, просто рассказываем о своём опыте, а он прекрасный! Ничего более увлекательного и заразительного интересного не случалось с нами на пути образования наших детей и нас самих. Сложности есть, без них ни одно достойное дело не обходится, но они и в сравнение не идут с теми плодами, которые мы видим.
Мария 5 июня 2019, 13:35
Лично мои переживания в первую очередь были связанны с пунктом 10. Я многодетная мама, у нас было 6 детей и мы ждали 7го, когда принимали решение переходить на другую форму образования (от школьного - к семейному).
И я считала, что у меня слишком много дел и так, чтобы добавлять к ним ко всем еще и администрирование учебного процесса , причем у всех детей сразу (старшему школьнику было 12 лет на тот момент).
Слава Богу, нас этот страх не остановил. Мы здраво проанализировали - а что мы теряем, попробовав перейти на семейную форму образования?
Собрали информацию, встречались с людьми, принимали взвешенное решение.
Сейчас жалеем только об одном - что не ушли на СО раньше.
Анна Р. 5 июня 2019, 12:26
Непонятно зачем агитировать родителей и как бы их уговаривать подобными статьями... Все взрослые люди, и каждый сам выберет своему ребенку подходящую систему обучения. Состоятельные люди могут себе позволить СО и репетиторов, а среднестатистическая семья - нет. Родители работают с утра до вечера, когда им заниматься детьми? Или один родитель должен бросить работу? Сколько женщин воспитывают детей в одиночку, как им быть?..В общем, эта модель не для большинства и бесполезно её "рекламировать".
Макаров 5 июня 2019, 07:55
Мария 4 июня 2019, 18:42
Если родители, закончив школу, не способны передать своим детям полученные знания, то что это была за школа? Учителя предметники не являются обладателями тайных знаний, которые нельзя было бы не найти в книгах простому смертному.


Как не каждый пассажир такси может быть его водителем, так не каждый выпускник школы может быть учителем. Поинтересуйтесь программой педагогических ВУЗов и спросите себя, обладают ли родители всеми знаниями и навыками педагога. Я уж и не говорю про опыт преподавания, накапливаемый десятилетиями непрестанной борьбы с оболтусами и нарушителями классной дисциплины -- такой опыт ни в одном учебнике не найти, даже в заграничном.
Анна 5 июня 2019, 04:37
Покажите мне ребёнка на домашнем образовании, который бы не приобрёл из-этого проблем! Я бы рада такого увидеть. К сожалению не довелось. Социально эти выросшие дети неадекватны. Юноша, краснеющий как рак перед всеми женщинами, девочка сбежавшая от мамы к жить с африканцем, молодой человек получающий второе высшее такое же непрактичное как первое, все никак не могущий найти работу, странный коллега, который удивляет всех своими манерами «невпопад». Вот это те результаты домашнего образования, которые я видела. Ну покажите мне успешного ученого, педагога, священника, который бы рассказал как ему в жизни помогло домашнее образование. Нет таких ни у нас ни на западе. Люди, откройте глаза!
Анна 5 июня 2019, 04:09
В нашем приходе достаточно семей загоревшихся домашним образованием. Ничего хорошего ,того чему хочется подражать ни у кого из них не вижу. Особенно когда дети взрослеют. Дети совершенно не адаптированы к той действительности, в которой им предстоит жить. Скажем так, у большинства домашнее образование приводит просто к одичанию и отставанию детей. Даже там где образовательную сторону родители как-то вытягивают, дети социально приобретают большие проблемы. Нормальные родители в конце концов сдаются и отдают ребёнка в школу. К сожалению, есть адепты, которые идут до конца. Ничего кроме трудностей в самостоятельной жизни эти дети от домашнего образования не получают.
Галина 5 июня 2019, 00:29
Сегодня в России несколько тысяч семей выбирают семейную форму образования. Зачем же так оскорблять этих людей? Что это за пример православного человека, если вы позволяете их называть «больные» и тд?
Если Вы не разделяете эти убеждения, то высказаться можно. Но вести себя так по-хамски -то зачем?
Наши дети тоже учиться дома. Папа - доктор наук, активно помогает ребятам. Все, кто знаком с нами однозначно обращают внимание, что у детей хорошая речь и прекрасный багаж знаний. По некоторым предметам мы обгоняем школьную программу. Старший ребёнок успешно сдал ЕГЭ.
Мне кажется, что все эти негативные высказывания, связаны с отсутствием опыта СО. Помогай нам всем Господь на выбранном пути.
Ася 4 июня 2019, 23:54
Слава Богу, что о семейном образовании стали писать. На самом деле это направление в России уже давно и оно законно. А в последнее время идёт активный рост.Но не домашние школьники разрушают существующую образовательную систему. Если бы в школе все было хорошо, то никто бы не стал уводить от туда детей. В том числе и от профессиональных врачей. Наши дети ушли со Школы с хорошими оценками. Дома обнаружили, что за ними нет знаний. В итоге пришлось заново освоить курс средней школы. Сегодня наши дети сдают ежегодно аттестации на «4» и «5». При этом у них огромное количество дополнительных интересов и кружков. Они нам помогают по дому и с младшими детьми. Вот они реально готовы к взрослой жизни
Алексей 4 июня 2019, 23:51
Если сюда прорвется полиглот со статьями про то как это легко - выучить 5-10 иностранных языков, текст будет очень похожим.
Пропагандировать домашнее обучение в нашей действительности неразумно.
Кому оно подходит, сами столкнутся с её необходимостью.
Кто вынужден сидеть на домашнем образовании, так тем просто деваться некуда.
Остальные после неудачных экспериментов вернутся в школу.
4 июня 2019, 23:11
Насчет того, что "статистика умалчивает о качестве семейного образования". Тут конечно имеет место быть не информированность комментатора. Статистика как раз есть, и она очень красноречива в части сравнений,оценок результатов детей на СО и обычной школе. Было бы желание ее читать... СО на подъеме и результаты соответствующие.
Марина 4 июня 2019, 22:28
Семейное образование подразумевает ответственность. Как правило, на СО решаются образованные родители, готовые нести эту ответственность.
Как стоек миф о социализации! Когда сын был во втором классе на СО (сейчас уже в 7), знакомые меня уверяли, что он будет диким и не научится общаться. Спорили ровно до тех пор, пока не увидели его - обычный веселый общительный ребенок. Социализация - умение общаться с окружающими людьми, умение быть гибким и адекватным... помимо школы есть множество возможностей эти навыки тренировать. Да, родители должны организовать ребенку на СО общение, учить его жить в обществе, соблюдать нормы поведения и т.д. Кстати, неадекватные школьники - откуда они берутся?
Катерина 4 июня 2019, 22:27
современные знания и методы их преподавания несколько отличаются от уровня и методики 1913го года и раньше (на этот период и ссылается автор).
Ирина Продина 4 июня 2019, 21:40
Странно видеть высокий балл за статью, но столько негатива в комментариях!
Я за домашнее образование!Наша школа НИЧЕМУ (кроме плохого) не учит, и вся мерзость липнет к детям именно в школе) ну а начинается все с дет.садика)
В моем подъезде парень ушел из 5 класса школы на домашнее образование, отучился дома, не знаю как сдал ЕГЭ, но сейчас уже заканчивает Колледж и собирается в армию, ничего в его поведении и речи меня не насторажило, обычный парень, просто учился дома, минусов никаких, из плюсов что я заметила пока не курит, не пьет не наркоман, мата не слышала, волосы зелёнкой не красит, не хамло и нормально разговаривает со старшими!Сравнить есть с чем, кроме пользы более ничего не увидел
Александр 4 июня 2019, 20:53
Я как раз один из таких, как тут кто-то из комментаторов высказался, "больных" родителей. Четверо моих детей обучаются как раз на семейной форме образования. Никаких проблем ни с успеваемостью, ни с социализацией, ни со здоровьем мои дети не имеют. Так же их не имеют подавляющее большинство известных мне детей, обучающихся дома (а я лично знаю таких более сотни).
Сильно подозреваю, что те люди, которые пишут здесь негативные комментарии просто ничего не знают о семейном образовании, но на всякий случай считают нужным его обругать.
По российским законам образование детей лежит целиком в сфере ответственности родителей. Каждый выбирает для своих детей лучшее. Что тут спорить?
Лина 4 июня 2019, 20:01
Ну и комментарии.... негатив от теоретиков и "кошмар и ужас" в 5м классе о_О.
У меня ребенок в 5м классе на семейном обучении. Не понимаю вообще в чем может быть проблема обучать его дома. Занимались без репетиторов. Все аттестации сдал успешно. Кроме школьной программы успели огромную тучу всего другого. Считаю, что он прекрасно социализирован. Очень рада, что мы на СО. В семье еще трое детей.
Мария 4 июня 2019, 18:42
Если родители, закончив школу, не способны передать своим детям полученные знания, то что это была за школа? Учителя предметники не являются обладателями тайных знаний, которые нельзя было бы не найти в книгах простому смертному.
Катерина 4 июня 2019, 14:34
"Но проведенные за последние 30 лет исследования" --какие именно, кем, опубликованы? "Обучение в семье имеет давнюю традицию и существовало в России" -- нет, пример, Пушкин - лицей, Лермонтов-военная школа, Бунин-незаконченная гимназия, и т.д.; только начальное, затем гимназия, военная школа, торгово-промышленное училище, полностью домашним оно было для девочек. "В Интернет-пространстве появилось много бесплатных уроков и других познавательных ресурсов для обучения дома."-бесплатный только сыр в мышеловке, производство любого качествепродукта энергозатратно, требуются вложения. "Но уже через короткое время родные и знакомые с удивлением "-или пресытились спорами,махнули рукой в конце концов
Катерина 4 июня 2019, 14:14
В свое время учили немного анализировать содержание текста. Текст написан по Карнеги? Продажа продукта, в данном случае продуктов, предназначенных для организации домобучения. Прримеры не подтвержденны никакими конкретными ссылками или автор гнет их под свою концепцию.
Людмила 4 июня 2019, 13:34
Какая вредная статья. Мало того, что у нас школьное образование и так скатывается до уровня западного, так мы еще и добавляем, заменяя учителей-предметников на самостоятельное обучение собственными слабыми силами Какой же устойчивый миф, что лечить и учить все умеют.. Добавлю, что ребенок-подросток не просто учится в школе, а проживает школьную жизнь со всеми ее радостями и трудностями. А не заперт в домашних стенах наедине с учебниками. Молодежи, не научившейся общаться со людьми, к сожалению, у нас и так хватает. Верно (хоть и грубо) в народе говорят, что домашнее обучение - выбор больных детей либо их больных родителей.
Evgeny Shirokov 4 июня 2019, 12:35
Очень кратко, т.н. "семейное образование" - один из инструментов разрушения классического образования в нашей стране, ну и плюс, инструмент подъёма ЧСВ у неадекватных родителей.
Макаров 4 июня 2019, 09:00
Миф 11. На Западе это работает.

Да, статистика говорит, что семейное образование на подъёме. Но о качестве такого образования статистика умалчивает. И о причинах тоже. И о последствиях.
Качество домашнего образования на Западе выигрывает по сравнению с гос.школами "для народа", в которых образования практически нет. В России пока нет такой сегрегации, поэтому и преимуществ тоже нет. Причина "хоумскуллинга" - школьный "буллинг" и пресловутая толерантность: не всем родителям нравится, когда мальчики приходят в школу в девчачьих платьицах и макияже, а девочек превращают в "томбоев". Результат "хоумскуллинга" - ребёнок-социопат, не умеющий встроиться в коллектив. На Западе это уже пандемия.
Людмила 4 июня 2019, 04:13
Кошмар и ужас,вспоминаю год 5тиклассника на домашнем обучении..Сбежали с 11 баллами по всем предметам в третьей четверти в частную школу.Из минусов ребёнок ухитрился за год абсолютно одичать..это было сюрпризом,т.к.в сферу его интересов входила муз.школа, худ.школа,дзюдо,малый МехМат МГУ, физика и химия,2 программирования и языковые курсы..т. е коллективов предостаточно, думали дист обуч даст больше времени для увлечений..По итогу очень отстал при наличии нас неплохо разбирающихся в программе 5ого класса и доп репетиторов, сдавали работы и делали с 10 до 12 вечера,папа был как личный водитель к разным репетиторам при работающих родителях как страшный сон,в итоге в школе работали с психологом
Мария 3 июня 2019, 01:55
Для людей состоявшихся, образованных обучение своих детей дома - то, что надо. Но много ли таких? У нас половина дипломированных «специалистов» в слове «ещё» делает четыре ошибки - какие из них учителя? А теперь вспомним физику с ее электромагнитными полями, химию с валентностями, Английский с артиклями... А в школе ребёнку может повезти и попадётся хороший учитель. И даже не говорю, что у новоиспечённых «учителей» через полгода запал может попасть. Как итог - ребёнок потеряет кучу времени и «учитель-самоучка» убьёт в своём ребёнке весь интерес к получению знаний.
Анна 3 июня 2019, 01:39
Чтобы дать качественное образование ребенкуд дома, нужно самому хорошо знать (вспомнить) все предметы или платить репетиторам. Ну и, конечно, купить все необходимые материалы. Если детей 5-6, разных возрастов, то для всех нужна своя программа и время, чтобы обучить каждого. Не забываем, что также нужно успевать готовить еду, убирать в доме и т. п. или платить кому-то за эти услуги. Решайте сами, сможете ли вы всё это потянуть или нет. Также поинтересуйтесь, как используют своё образование дети, получившие его дома: какие профессии они освоили, в какие институты поступили и т.д.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×