«Благочестия напой водами»

Комментарий к тропарю праздника Преполовения Пятидесятницы

Среда 4-й седмицы по Пасхе названа Церковью Преполовением Пятидесятницы. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к тропарю этого праздника.

Преполовение Пятидесятницы Преполовение Пятидесятницы Преполовение Пятидесятницы – день, стоящий посреди двух великих праздников – Пасхи и Пятидесятницы. В нем радость о Воскресении Христовом соединяется с ожиданием воспоминания схождения Духа Святого на апостолов.

Помимо этого Церковью в данный день вспоминаются евангельские события, связанные с преполовением ветхозаветного праздника Кущей. Святой евангелист Иоанн повествует, что в третий год Своего служения Христос пришел на праздник в Иерусалим тайно и лишь в середине его начал открыто учить в храме: «Абие же в преполовение праздника взыде Иисус во церковь, и учаше» (Ин. 7: 14). В одной из бесед, произнесенных в эти дни, Христос говорил о грядущем схождении на верующих в Него Духа Святого, что связывает данные события с новозаветной Пятидесятницей.

Богослужебные тексты, исполняемые Церковью в этот день, соединяют в себе все указанные смыслы.

Предлагаем рассмотреть самый употребительный из них – тропарь праздника.

Обратимся к церковнославянскому тексту тропаря:

«Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем Спасе возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет, источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе»[1].

Приведем также греческий вариант:

«Μεσούσης τῆς ἑορτῆς, διψῶσάν μου τὴν ψυχήν, εὐσεβείας πότισον νάματα ὅτι πᾶσι Σωτὴρ ἐβόησας· ὁ διψῶν, ἐρχέσθω πρός με καὶ πινέτω· Ἡ πηγὴ τῆς ζωῆς, Χριστὲ ὁ Θεὸς δόξα σοι»[2].

Русский перевод таков:

«Когда было преполовение праздника, жаждущую мою душу напой водами благочестия, ибо всем, Спаситель, Ты воззвал: “Жаждущий пусть идет ко Мне и пьет». Источник нашей жизни, Христос Бог, слава Тебе!”»

Посреди праздника

Тропарь начинается со слова «преполовившуся» – причастия, образованного от глагола «преполовитися» («достигнуть половины, середины чего-либо»[3]). То же значение заключено и в названии праздника, греческим эквивалентом которого является сложное слово «Μεσοπεντηκοστή», где «Πεντηκοστή» – название праздника Пятидесятницы, а «μεσο-» – середина или половина[4].

Важно помнить, что в православной традиции под Пятидесятницей понимается не только день Святой Троицы, но и промежуток в 50 дней от Пасхи до этого праздника.

Таким образом, преполовение в данном случае означает 25-й день по Воскресении Христовом.

Примечательно словосочетание «преполовившуся празднику». Оно состоит из причастия и существительного в дательном падеже и является специфическим церковнославянским оборотом, носящим название «дательный самостоятельный». В данном случае на русский язык он может быть переведен придаточным предложением времени: «когда было преполовение праздника»[5].

Реки воды живой

В тропаре мы просим Господа напоить нашу душу водами благочестия. Этот образ связан с евангельским отрывком, о котором речь шла выше. Христос сказал Своим ученикам:

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7: 37–38).

Слово «водами» в оригинале выражено древнегреческим «νάματα» и переводится как «что-нибудь текущее, ручей или родник»[6], то есть в буквальном смысле речь идет о питьевой, проточной воде. Однако после слов Христа о живой воде евангелист Иоанн уточняет:

«Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7: 39).

Так Христос говорит ученикам о грядущей Пятидесятнице.

Примечательно, что в тропаре сказано о водах благочестия. Слово «благочестие» является переводом древнегреческого «εὐσέβεια»: «εὐ» – «благо, добро»[7], а «σέβομαι» – «почитать, чувствовать страх перед Богом»[8]. Этими словами мы просим Бога даровать нам благодатную помощь в деле нашего спасения, просим Его научить жить в благочестии, то есть в соответствии с евангельскими заповедями. Такую помощь Господь нам посылает действием Духа Святого,

через наитие которого «в душе человека снова возобновляется та духовная, благодатная жизнь, которая была утрачена в Адаме, и союз между Богом и человеком восстанавливается в полной своей гармонии»[9].

Чтобы раскрыть другое значение этого словосочетания, обратимся к посланию апостола Павла к Тимофею, где сказано:

Под благочестием понимается деятельность Бога в этом мире, открываемая в Его безмерной благости

«И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3: 16).

Слово «благочестие» в греческом тексте выражено словом «εὐσεβείας»[10] – тем же, что и в тропаре праздника.

Здесь, как мы можем видеть, под благочестием понимается деятельность Бога в этом мире, «открываемая в Его безмерной благости и всепрощающей любви к согрешившему и падшему человеку»[11]. Бог есть Источник и Податель благ, а Его действие в нашем мире совершается благодатью Духа Святого. Понимая благочестие в этом смысле, мы, уповая на безмерную любовь и милосердие Божие, просим Его наполнить нашу жизнь Его благодатной помощью.

Христос как Источник нашей жизни

В завершение тропаря мы обращаемся ко Христу, называя Его Источником нашей жизни. Слово «источник» означает, прежде всего, «начало реки»[12] и лишь в переносном значении «то, из чего берется, черпается что-либо»[13]. Греческое «ἡ πηγὴ» имеет те же значения[14].

Воскресший Спаситель является для нас не только Источником земной жизни, но и основанием жизни вечной

Первый смысл слова связывает данное обращение с основной частью песнопения, в которой Христос называется Источником воды живой – Тем, Кто посылает верующим в Него Духа Святого.

Второе напоминает нам о том, что Господь – причина нашего бытия, как об этом пишет протоиерей Валентин Свенцицкий:

«Мир – это творческое создание Божественного Разума, Любви, Воли; каждое дыхание жизни имеет источник в Божественном начале, каждая частица вещества имеет в основе своей разум, любовь и волю – как в Боге пребывающая; все – и видимое, и невидимое – существует Божественной силой»[15].

Воскресший Спаситель является для нас не только Источником земной жизни, но и основанием жизни вечной, по слову апостола Павла:

«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор. 15: 22–23).

***

Тропарь Преполовения Пятидесятницы, обращенный к Источнику нашей жизни – Воскресшему Спасителю, напоминает о том, что мы, христиане, получаем спасение стяжанием Духа Святого, Которого Господь послал ученикам Своим в день Пятидесятницы и Которого Он непрестанно посылает всем верующим в Него.

[1] Триодь Цветная. М., 2018. С. 193.

[2] ΠΕΝΤΗΚΟΣΤΑΡΙΟΝ // https://glt.goarch.org/texts/Pen/p31.html.

[3] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 19. М., 1994. C. 26.

[4] Liddell H.G., Scott. R. Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 944.

[5] Там же. P. 990.

[6] Там же. P. 1159.

[7] Там же. P. 438.

[8] Там же. P. 1378.

[9] Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1993. С. 198.

[10] Новый Завет на греческом языке. М., 1993. С. 823.

[11] Платон (Игумнов), архимандрит. Благочестие // Православная энциклопедия. Т. 5. М., 2009. С. 334–338.

[12] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 6. М., 1979. C. 332.

[13] Там же.

[14] Liddell H.G., Scott. R. Greek-English Lexicon. P. 1208.

[15] Свенцицкий В., протоиерей. Диалоги. М., 2017. С. 101.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Духом Святым Ты апостолов исполнил днесь» «Духом Святым Ты апостолов исполнил днесь»
Древнейшая служба Пятидесятницы
«Духом Святым Ты апостолов исполнил днесь» «Духом Святым Ты апостолов исполнил днесь»
Древнейшая служба Пятидесятницы
Вниманию читателей предлагается древнейшая из известных православных служб Пятидесятницы, сохранившаяся в богослужебном грузинском сборнике «Иадгари».
Лекция 24. Суточный круг богослужения Лекция 24. Суточный круг богослужения
Иеромонах Афанасий (Дерюгин)
Лекция 24. Суточный круг богослужения Лекция 24. Суточный круг богослужения
Православные просветительские курсы
Иеромонах Афанасий (Дерюгин)
Основные молитвословия дня: полунощница, утреня, 1-й, 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны, вечерня, повечерие.
«Любовь объясняет все, что совершается в храме» «Любовь объясняет все, что совершается в храме»
Прот. Валериан Кречетов
«Любовь объясняет все, что совершается в храме» «Любовь объясняет все, что совершается в храме»
Беседа о традициях Церкви
Протоиерей Валериан Кречетов
«И главное, и не главное соединено между собой так, что разделять это противно и учению Отцов, и единству Церкви, единству веры».
Комментарии
Анна29 мая 2021, 14:09
Спасибо! Очень доходчивое объяснение.
евгений26 мая 2021, 18:16
Спасибо Вам,дорогие авторы за подробное освещение наших Праздников через рассмотрение тропарей+++++++++++++++
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×