«На Псковщине люди сохранили тот самый старинный уклад жизни»

Такая служба. Беседа с иереем Артемием Лутченко (+ВИДЕО)

Церковь Николая Чудотворца со Усохи – один из древнейших памятников Пскова, внесенный в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО как образец псковской архитектурной школы, памятник истории и культуры федерального значения XV–XVI веков.

Считается, что свое необычное название церковь получила потому, что была построена на окраине большого болота, место это называлось «усохой». Еще надо отметить, что древний Псков имел деление на районы – концы. И в каждом таком районе была своя главная «кончанская» церковь. И к названиям таких церквей в Пскове часто добавлялось название места, где они стояли. Таким образом, церковь Николая Чудотворца со Усохи – это кончанский храм древнего Опоцкого конца.

Каменное здание церкви было построено в 1536 году на месте сгоревшего деревянного храма 1371 года. Знаменитый исследователь псковской старины Юрий Спегальский пишет, что церковь подвергалась неоднократным переделкам в XVII–XIX веках.

В годы Великой Отечественной войны здание храма горело и было сильно повреждено. Реставрация под руководством архитектора Юрия Спегальского проводилась в 40-х и 60-х годах XX века. Храму вернули древние формы. Он является одним из наиболее значительных памятников псковского храмового зодчества XVI века.

Иерей Артемий Лутченко Иерей Артемий Лутченко

– Отец Артемий, вы служите в Пскове в церкви Николы со Усохи. Расскажи об этом храме.

– Наш храм довольно древний, хотя и не самый древний по псковским меркам. В Пскове трудно быть самым древним. Это старинный город. С XIV века на этом месте, согласно летописям, существует храм. За такую долгую историю с ним было всякое. Он и от пожара страдал, и перестраивался. Нынешний храм относится к XVI веку. Если кто не знает, в средневековом Новгороде и Пскове была принята такая административная система – концы. Город делился на территориальные общины, которые назывались концами. Они обладали самоуправляемым статусом. Наш храм был центром одной из таких общин и назывался кончанским. В нем находилась и казна общины, и оружейный склад. Это был некий административный центр.

Юрий Спегальский задался целью восстановить исторический облик псковских храмов

Во многом нынешний облик храма, особенно внешний, существует благодаря Юрию Спегальскому. Это знаменитый псковский архитектор, который занимался восстановлением города после войны. Известно, что и Псков, и Новгород были сильно разрушены во время Великой Отечественной войны. От кафедрального собора можно было видеть железнодорожный вокзал, хотя это разные концы города. Больше 80 процентов зданий было уничтожено, и храмы тоже сильно пострадали. Храмы восстанавливали не такими, какими они были на момент начала Великой Отечественной войны. Храм Николы со Усохи в то время был перестроен под модерн. У него был барочный купол, колокольня совсем не в древнерусском стиле. Храм оброс целой архитектурной историей за последние 300 лет из 600 лет своего существования. Юрий Спегальский, надо отдать ему должное, задался целью восстановить исторический облик храмов. В том числе Псковского кремля. Казалось бы – послевоенная разруха, не до этого сейчас. Но человек постарался и доказал необходимость этого. Во многом псковские храмы обрели свой исторический облик именно после Великой Отечественной войны.

Юрий Спегальский Юрий Спегальский

– Храм настолько уникален, что он даже включен в список ЮНЕСКО.

– Псков полон уникальных храмов. Это ансамбль ЮНЕСКО. Не каждый храм по отдельности, а все вместе: кафедральный собор, Мирожский монастырь, Иоанно-Предтеченский монастырь, наш храм. Я даже все не помню. Порядка десяти храмов включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это действительно очень древняя история.

Разрушенный Псков во времена Великой Отечественной войны Разрушенный Псков во времена Великой Отечественной войны

– Какие самые почитаемые святыни в вашем храме?

– Икона святителя Николая, мощи святителя Николая, ведь наш храм – Никольский. Но надо понимать, что храм был закрыт в советское время. Его вернули церкви только в 2006 году. До этого здесь было что-то светское. Архив, по-моему, но не уверен. Древние святыни храма, храмовые иконы иконостаса хранятся в музее.

Икона и мощи святителя Николая Икона и мощи святителя Николая

Святитель Николай – это такой народный святой. Как однажды пошутил владыка Тихон: «У него работа такая – людскими проблемами заниматься». Если сейчас подойти к киоту иконы, то можно увидеть, что сбоку торчит записочка. Маленькая бумажка вставлена. Мы их периодически убираем, но люди приходят, пишут записочки и вставляют в киот. Это не церковная практика. Мы читаем записки перед Богом на молебнах и службах, а в иконы их не вставляем. Это люди, не знающие церковные традиции, приходят и пишут о своих нуждах. У них беда, боль – к кому еще идти?.. Очень по-детски пишут: «Господи, помоги. У меня то-то…» И раз они продолжают это делать, значит – оно работает. Святитель Николай их слышит, даже таких нецерковных людей.

– В этом храме ощущается намоленность.

– Намоленность – не богословский термин. Словно есть храмы намоленные, а есть не намоленные. Все храмы святы. Но это неформальное слово говорит о том, что наш храм – не простое место.

– Расскажите, как вы стали священником.

Я работал над тем, чтобы из меня получился хороший ученый, но из меня получился какой-никакой священник

– Я никогда не собирался быть священником. Я всю жизнь с самого детства, лет с двенадцати, хотел быть ученым. Я очень увлекался астрономией, физикой, математикой. Уехал из Красноярска, поступил в Санкт-Петербургский университет и закончил его с красным дипломом. Я содержательно работал над тем, чтобы из меня получился хороший ученый, но из меня получился какой-никакой священник. Ученого из меня не вышло.

Священником я стал в 1996 году. Был рукоположен и направлен в маленький деревенский храм Успения Божией Матери на границе с Латвией, в 70-ти километрах от Пскова. Прослужил там 22 года – до 2018-го, когда владыка Тихон (Шевкунов) приехал в нашу епархию и выдернул меня из спокойной деревенской жизни в гущу городской церковной.

Тот храм тоже примечателен. Какое-то время назад был снят фильм «Поп» с Сергеем Маковецким в главной роли про историю священников во время Великой Отечественной войны. Сложная тема. Прототип главного героя служил в том самом деревенском храме, в котором был я. Хотиненко снимал это кино, и его съемочная группа пару раз приезжала к нам в деревню. Думали у нас снимать, но у нас оказалось слишком много спутниковых антенн и электрических проводов, которые портили антураж 1940-х годов, поэтому отказались от этой идеи.

Фотография начала XX века Фотография начала XX века

– Служение в селе, в деревне как-то принципиально отличается от служения в городе?

– Безусловно. Деревни бывают большие и маленькие. Я служил в маленькой деревне. А маленькая деревня на Псковщине – это такая машина времени. Приезжая в деревню, вы лет на 150–200 переноситесь в прошлое. Мобильные телефоны, дороги – это все есть, но во многом люди живут понятиями, традициями, архетипами той самой 200-летней давности. Я приехал в деревню в 1990-х годах. Мы все знаем, это было сложное время в нашей стране. В городах было непросто, а в деревнях совсем плохо жилось. Ни зарплат, ничего. Натуральное хозяйство. Все как 200 лет назад.

Очень показательная деталь. Ты приходишь к людям в гости. Люди тебя встречают. Угощают молоком, сметаной, творогом. Ты спрашиваешь: «Можно хлебушка кусочек?» – и тебе отвечают: «Хлеб – только понедельник, среда, пятница». Хлеб – это дефицит. Хлеб не вырастишь, а молоко, корова – у всех есть. Очень было необычно. Я городской житель. Из Петербурга приехал в деревню, и было довольно непросто.

Был забавный момент. В деревне остались старики, молодежь уехала. И старики спрашивали меня: «Батюшка, а ты кто по профессии? На кого учился?» Интересно же, молодой батюшка приехал. А я не учился на священника в семинарии. Я ученый, физик-теоретик по образованию. Говорю: «Я ученый». Они на меня смотрят непонимающе: «Что значит – ученый? Мы тоже ученые. Писать, читать умеем». Я чувствую, что людям не объяснить. В их культурном поле нет такого понятия, как «ученый». Есть врач, учитель, комбайнер, солдат. Люди дело делают, а ученый – что-то непонятное. «Знаете, – говорю, – это как учитель. Примерно то же самое». – «Ну, нормально, хорошая профессия», – говорят. Я служил в месте, где люди не знают, что такое ученый.

Так случилось, что в местной школе стало не хватать учителей. Уехал учитель иностранного языка, и на смену ему никого не могли найти, да и негде было искать. Тогда директор школы со слезной просьбой обратилась ко мне: «Батюшка, у вас высшее образование. Вы хоть какое-то отношение к иностранному языку можете иметь. Может, вы к нам в школу пойдете учителем?» Я спросил благословения у митрополита Евсевия. Вопрос серьезный. Владыка Евсевий мне сказал: «Раз зовут, то иди». Я пошел и на семь лет вписался в тему школьного учительства. Я был учителем иностранного языка в сельской школе. Попутно еще какие-то предметы иногда вел: информатику, математику. Всякое бывало. Это был очень полезный жизненный опыт.

Церковь Николая Чудотворца со Усохи Церковь Николая Чудотворца со Усохи – Вы продолжаете преподавать и по сей день?

– Из-за того, что я стал обременен профессией учителя иностранного языка с соответствующей записью в трудовой книжке, когда я приехал в город, а владыка организовал в Печорах Псково-Печерскую семинарию, (а в семинарии тоже требуется преподавание английского языка), я оказался крайним. Все посмотрели на меня и сказали идти преподавать английский язык. Поэтому я продолжаю преподавать иностранный язык, но уже для студентов семинарии.

– Вы долгие годы прожили на псковской земле. Бытует мнение, что псковская земля особенная и отличается от Центральной России. Каково ваше мнение?

– Я бы согласился с этим. Псковщина еще примечательна тем, что она очень деревенская. На Псковщине очень много маленьких, густо разбросанных деревень. И существенная часть Псковщины (западная) была не российской до Великой Отечественной войны. Во-первых, ее не захватила коллективизация в самом жестком своем варианте (т.е. довоенном). И разрушения церквей тоже не было. Многое осталось нетронутыми. Послевоенная ситуация, когда все стало Советским Союзом, все-таки была мягче. Там уже не было такого сильного прессинга на Церковь. Советизация жизни шла вполсилы. Люди сохранили тот самый старинный уклад жизни, и это очень чувствуется.

И второй момент – на Псковщине было много выдающихся людей и подвижников. Все знают про отца Иоанна (Крестьянкина), отца Николая Залитского. Я не буду перечислять всех, но, на самом деле, было много людей, имена которых не так на слуху, но которые тоже были подвижниками. Которые в маленьких деревенских храмах или маленьких городках делали свое дело: трудились, проповедовали Христа, утешали людей, помогали, поддерживали, наставляли кого-то, вразумляли.

День памяти cвт. Николая Чудотворца, 22 мая 2022 г. День памяти cвт. Николая Чудотворца, 22 мая 2022 г.

– В чем для вас заключается служение людям?

– Как сказал Господь в Своей последней беседе с апостолами: «Заповедь новую даю вам – любите друг друга» (Ин. 13:34). Церковь – это люди. Как в поговорке: церковь не в бревнах, а в ребрах. И я вижу, что Господь через нас, батюшек, все-таки помогает людям. Не мы. Мы не герои, не мудрецы. Мне один батюшка сказал очень хорошую фразу про служение священников. Кто такой священник? Помните икону Входа Господня во Иерусалим? Священник – этот осленок, на котором Господь едет в Иерусалим. Мы носим Христа, возим Его. Мы сами ослята, ничего не понимаем, мало чего можем, но Тот, Кто с нами, делает все остальное. Он может.

– Были ли вы свидетелем каких-то чудес Божиих?

Бог очень кроток и никогда не навязывается людям

– Как любой священник, я был свидетелем таких вещей, но их всегда трудно пересказывать. Бог очень кроток и никогда не навязывается людям. Часто бывает, что люди, смотрящие на церковь извне, говорят: «Какое-нибудь чудо у тебя было»? Что-то эффектное, что и оспорить нельзя. Господь так не делает. Он всегда бережет нашу свободу. И даже тех, кто не хочет Его принимать. Помните, как Господь говорит в самой загадочной книге Библии – Апокалипсисе: «Я стою у двери и стучусь» (Откр. 3: 20). Он стучится в нашу жизнь. Он не просто открыл дверь и пришел: здравствуйте, вот Я. Чудеса Божии только верой познаются. Их всегда можно оспорить. Я по молодости пытался рассказывать людям о таких вещах, а человек, выслушав тебя, выдавал другую точку зрения. И я понимаю, что не могу ее оспорить. Господь так прячется. Правда открывается верующему сердцу.

– У вас есть какая-нибудь любимая цитата?

– Есть, но она не православная. Она католическая, но евангельская по смыслу. Это сказал один известный католический богослов Анри де Любак. Она звучит так: «Нам не было поручено, чтобы истина победила; нам было поручено быть ее свидетелями». Господь нам не заповедовал, чтобы мы победили. Он сказал: «Я посылаю вас, как овец среди волков» (Мф. 10: 16).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Татьяна 25 января 2024, 21:59
Спасибо большое! Очень понравилось. С такой теплотой и любовью рассказано о Псковщине, что захотелось там побывать. Особенно понравилось про то, что не победа за нами, а Господь посылает христиан как "овец среди волков".
Кира20 января 2024, 03:43
Замечательная церковь и беседа очень интересная. Спаси Господи. Отцу Артемию помощи Божией. С праздником Богоявления братья и сестры!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×