14 января

"Сщмч.
Сщмч. Платон, епископ Ревельский
1919 год – Зверски убит епископ Ревельский Платон (Кульбуш).

20 декабря 1918 г. красноармейцы арестовали владыку Платона во время всенощной, прямо в алтаре храма.

Владыку (а с ним еще 17 человек) бросили в подвал бывшего Кредитного банка г. Юрьева (Эстония) и там подвергли издевательствам. 12 дней претерпевал владыка Платон надругательства. 1 января 1919 г. его вызвали на допрос, принуждали отречься от учения Христова. «Как только меня выпустят на свободу, я буду вновь повсеместно славить Господа», — сказал владыка Платон.

"Икона
Икона сщмч. Платона, епископа Ревельского и иже с ним в Юрьеве убиенных сщмчч. Николая Бежаницкого и Михаила Блейве († 1919)
В ночь на 14 января владыка Платон принял мученическую кончину. Он был убит вместе с соузниками (среди них – протоиереи Николай Бежицкий и Михаил Бейве).

1920 год – Архиепископ Сильвестр (Ольшевский) призвал паству к подчинению власти.

Архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр вместе с членами епархиального совета призвал церковных пастырей своей епархии к исполнению окружного послания Святейшего Патриарха Тихона от 8 октября (25 сентября) 1919 г., «дабы они были в удалении от политической борьбы, ибо дело Церкви есть дело мира». Обращаясь «к братьям православным христианам Омской епархии», архиепископ Сильвестр особо подчеркивал, что «ныне у нас народно-государственная Советская власть, и мы все имеем долг законного подчинения ей».

"Лжемитрополит
Лжемитрополит Феофил (Булдовский)
1923 год – Протоиерей Феофил Булдовский, священник кладбищенской церкви Полтавы, рукоположен во епископа Лубенского и Миргородского.

Его хиротония была совершена с большой торжественностью. Епископ Полтавский Григорий (Лисовский), совершивший хиротонию, обращался по этому поводу к экзарху Украины митрополиту Михаилу (Ермакову) и получил согласие на архиерейскую хиротонию Феофила, несмотря на то, что последний был женат. После развода с женой и пострижения в монашество 1 (14) января 1923 г. Феофил был рукоположен во епископа Лубенского и Миргородского.

Поставление сторонника автокефалии Феофила (Булдовского) на епископское служение действительно на какое-то время помогло нейтрализовать активность липковцев на Полтавщине. Однако в дальнейшем деятельность епископа Феофила стала принимать опасный для канонического церковного порядка оборот: к нему стали обращаться священники-украинофилы из других епархий с просьбой о принятии их под свой омофор. Архиереи, права которых были нарушены вмешательством епископа Лубенского в их юрисдикцию, обратились с жалобой на епископа Феофила в Москву, к патриарху Тихону, обвиняя его в противоканонических действиях и разжигании сепаратистских настроений в церковной среде.

Раскольнические действия епископа Феофила вызвали резкую отповедь со стороны Священноначалия. Экзарх Украины митрополит Михаил (Ермаков) созвал собор архиереев для суда над Феофилом (Булдовским), который, однако, отказался явиться на его заседания. Суд, в котором приняли участие 13 епископов, проходил заочно в декабре 1924 г. Булдовский и другие деятели "Лубенского раскола" 25 декабря 1924 г. были извержены из сана и отлучены от Церкви. Тем не менее Феофил (Булдовский) и его единомышленники не вняли призыву архиерейского суда и продолжали свою антицерковную деятельность. Феофил самочинно объявил себя "митрополитом".

1961 год – Скончался Иосиф (Орехов), митрополит Воронежский и Острогожский.

1993 год – Министерство юстиции Российской Федерации зарегистрировало Императорское Православное Палестинское Общество.

Это общество явилось преемником одноименного общества, образованного в 1882 г.

1998 год – В Москве состоялась очередная двусторонняя встреча делегаций Русской Православной и Римско-Католической Церквей (14-15 января).

Стороны, в частности, констатировали, что межконфессиональные отношения на Западной Украине не улучшились со времени последней двусторонней встречи в г. Бари (Италия) в мае 1997 г. Согласованы совместные действия по скорейшему преодолению трудностей во взаимоотношениях между православными и греко-католиками на Украине.

Стороны признали целесообразным на уровне православно-католического диалога продолжить рассмотрение богословских проблем, поднятых Баламандским документом 1993 г., с учетом критики в адрес этого документа в обеих Церквах.

Рассмотрены и другие проблемы, касающиеся, в частности, отношений двух Церквей к Всемирному Совету Церквей и экуменическому движению в целом, отношения между православными и католиками в России и других странах СНГ, приближающегося 2000-летнего юбилея христианства.

15 января 1998 г. обе делегации были приняты Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

14 января 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×