Русская Православная Церковь ХХ век
21 мая

1918 год – Высшее церковное управление (ВЦУ) утвердило «Положение об обеспечении епархиальных и викарных архиереев».

"Митрополит
Митрополит Петр (Полянский)
Их годовой оклад был определен в размере 7500 руб (или 625 руб в месяц) из сумм 5% сбора с валового дохода монастырей, поступавшего в общецерковную казну. Нерегулярное и весьма ограниченное поступление в общецерковную казну этих сумм, предназначенных на содержание епархиальных и викарных преосвященных, приводило не только к задержкам в выплате назначенного им оклада, но нередко и к тому, что прибывшие в Москву в ВЦУ и по различным делам архиереи не имели даже средств, чтобы затем вернуться в свои епархии. Установленный высшей церковной властью в мае 1918 г. годовой оклад епархиальным архиереям за весь период Гражданской войны ни разу не повышался, в то время как цены, особенно на продовольственные продукты, как отмечалось в одном из постановлений ВЦУ, «непрерывно и чрезмерно возрастают». Например, в октябре 1919 г. любой из правящих архиереев мог купить на свое месячное содержание в 625 руб только фунт постного масла или три фунта манной крупы. Быт архиереев в первые годы советской власти составлял разительный контраст с условиями их жизни и архипастырского служения в дореволюционной России.

"Митрополит
Митрополит Серафим (Александров)
1924 год – Организованы органы высшего церковного управления при Святейшем Патриархе Тихоне.

Патриарх Тихон, митрополит Тихон (Оболенский), митрополит Серафим (Александров) и митрополит Петр (Полянский) подписали протокол деяний Священного Синода об организации полного присутствия высшего церковного управления в составе обоих органов: Священного Синода и Высшего Церковного Совета. В состав Синода включалось 12 епископов, 7 из которых находились в ссылках и тюрьмах. Патриарх надеялся через включение в состав Синода добиться их освобождения. В состав ВЦС в качестве рядовых членов были намечены к принятию помимо Владимира Красницкого и другие «живоцерковники»: протоиреи Василий Архангельский, В. Немов, мирянин В. Белоликов. Однако, по словам митрополитов Петра (Полянского) и Серафима (Александрова), «все намеченные лица имели быть включенными только до созыва Поместного Собора». Митрополиты Петр и Серафим, а также протоиерей Василий Виноградов подчеркивали, что 21 мая был выработан только проект будущего состава Синода и ВЦС. Протоиерей Василий Виноградов, в частности, писал: «Я считаю долгом решительно заверить, что в действительности никакого “Высшего Церковного Совета”» с участием Красницкого Патриарх не учреждал. В действительности существовал лишь мертворожденный проект такого “Высшего Церковного Совета” с участием “покаявшегося” Красницкого». Этот факт подтверждается и свидетельством митрополитов Петра и Серафима: «Этот проект постановления по надписании Св. Патриарх положил в ящик стола, не сдавая его Синоду и не пустил его в ход, ибо еще не был принят Красницкий».

"Митрополит
Митрополит Харьковскийму и Богодуховский Никодим (Руснак)
1992 год – Состоялось заседание Священного Синода.

Митрополит Филарет (Денисенко) не приехал и на это заседание.

В сложившейся неординарной ситуации Синод, обсудив церковную ситуацию на Украине, вынес решение временно передать функции предстоятеля Украинской Православной Церкви старейшему по хиротонии архипастырю Украины — митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму (Руснаку). Ему было поручено до праздника Святой Троицы созвать Архиерейский Собор для того, чтобы принять отставку митрополита Филарета и избрать нового предстоятеля Украинской Православной Церкви.

"Богоявленский
Богоявленский кафедральный собор (Елоховский)
1993 год – По приглашению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Парфений III нанес ответный визит в Русскую Православную Церковь (21 мая – 7 июня).

В субботу, 22 мая, в день празднования перенесения мощей святителя Николая Чудотворца, патриархи Александрийский и Московский в сослужении архиереев Александрийской и Русской Православных Церквей в Богоявленском кафедральном соборе Москвы совершили Божественную литургию. После богослужения имел место обмен приветственными речами.

В понедельник, 24 мая, в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, когда отмечался День славянской письменности и культуры, предстоятели двух Церквей совершили Божественную литургию в Успенском патриаршем соборе и участвовали в крестном ходе из Кремля на Славянскую площадь к памятнику просветителей славянских, где был отслужен торжественный молебен.

В тот же день в честь папы и патриарха Парфения III патриарх Алексий II устроил торжественный прием в своей официальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре.

"Успенский
Успенский собор московского Кремля
25 мая папа и патриарх Парфений III и сопровождавшие его лица посетили Художественно-производственное объединение Русской Православной Церкви «Софрино» близ Москвы. В день святой Пятидесятницы папа и патриарх Парфений III совместно с патриархом Алексием II совершил Божественную литургию в Троице-Сергиевой Лавре. Предстоятель Русской Православной Церкви возложил на предстоятеля Александрийской Церкви высшую награду Московского Патриархата –  орден святого апостола Андрея Первозванного, – во внимание к долголетним трудам папы и патриарха Парфения III по сотрудничеству двух Церквей и по развитию общеправославного свидетельства и служения. Высокий гость участвовал в праздничном приеме, устроенном Патриархом Московским и всея Руси. Во второй половине дня папа и патриарх Парфений III посетил Московскую Духовную академию, где ему был оказан радушный прием ректором академии епископом Дмитровским Филаретом (Карагодиным), профессорско-преподавательской корпорацией и студентами.

26–28 мая папа и патриарх Парфений III и сопровождавшие его лица посетили Владимир и Калугу. Дорогим гостям оказали сердечный прием епископ Владимирский и Суздальский Евлогий, архиепископ Калужский и Боровский Климент.

С 29 мая по 4 июня высокие гости находились в Одессе, где были окружены вниманием со стороны предстоятеля Украинской Православной Церкви митрополита Киевского и всея Украины Владимира и митрополита Одесского и Измаильского Агафангела.

Во время посещения епархий Русской Православной Церкви папа и патриарх Парфений III и сопровождающие его лица знакомились с местной церковной и общественной жизнью, посещали храмы и монастыри и поклонялись их святыням, совершали богослужения, имели встречи с представителями клира и мирян. Гостям оказывали внимание городские власти, представители общественных кругов. В ходе бесед предстоятелей двух Поместных Православных Церквей были затронуты насущные вопросы церковной жизни: раскол автокефалистов на Украине, неканонические действия священноначалия Румынского Патриархата, стремящегося присоединить к своей Церкви Кишиневско-Молдавскую митрополию, являющуюся составной частью Московского Патриархата, прозелитический характер деятельности Римско-католической Церкви в Российской Федерации, а также некоторых других христианских конфессий, духовно разрушительное «миссионерство» псевдохристианских сект и новоизмышленных религий и другие проблемы.

Первосвятители высказались за усиление вклада Александрийской и Русской Православных Церквей в укрепление всеправославного единства в целях успешного решения стоящих перед Православной Полнотой многочисленных задач, ради их насущно необходимого служения во благо всего человечества.

7 июня утром папа и патриарх Парфений III и его спутники отбыли в Афины.

21 мая 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×