В мае 1926 года в Соловецком лагере особого назначения составлена “Памятная записка соловецких епископов”.Кемь. Пересыльный пункт
Это послание, обращенное к правительству Союза ССР, отражало позицию Русской Православной Церкви по проблемам взаимоотношений с советским государством.
К лету
Здесь находилась Соловецкая тюрьма особого назначения (СТОН). Фото В. А. Десятникова. 1960-е гг. |
Соловецкий лагерь особого назначения |
Говоря о положении осужденного духовенства в 1925–1929 гг., следует в первую очередь отметить, что оно сменило другую группу привилегированных соловецких заключенных — “политиков” (эсеры, меньшевики, анархисты), находившихся на Соловках на особом режиме в 1923–1925 гг. Это была единственная категория заключенных, в то время официально признанных политическими и пользовавшихся особыми привилегиями: они не работали, жили вместе и имели свой орган управления (старостат).
Священномученик Иларион (Троицкий). Соловецкий лагерь. 1929 г. |
С изменением статуса подчинения лагеря менялся и его внутренний режим, ужесточались условия содержания. Образованный постановлением СНК от 13 октября
Важнейшей особенностью церковной жизни середины 1920-х гг. было духовное влияние соловецких узников на всю церковную политику. К
Конечно, на статус полномочного церковного Собора соловецкое собрание епископов-заключенных претендовать не могло и не претендовало, но мнение соловчан — в условиях, когда настоящий Собор созвать было невозможно, — стало одним из самых представительных выражений мнения Церкви. Именно поэтому к голосу “собора соловецких епископов” прислушивались духовенство и верующие, остававшиеся на свободе. А сами соловецкие мученики не раз обращались к Церкви со своими посланиями, реагируя на наиболее болезненные проблемы того времени, и тем самым влияли на церковную жизнь страны. Известно, что митрополит Сергий (Страгородский) опирался в своей деятельности на авторитет соловчан.
Соловки. Узники-рыбари |
Задача этого документа — еще раз, после соответствующих заявлений патриарха и его заместителей, “с совершенной справедливостью изложить пред Правительством принципы, определяющие ее <Церкви> отношение к государству”. Это необходимо для того, пишут соловчане, чтобы “рассеять окутывающую” Православную Церковь “атмосферу недоверия”, порожденную обвинениями православного епископата и клира “в контрреволюционной деятельности и тайных замыслах, направленных к свержению советской власти и восстановлению старого порядка”, и “положить конец прискорбным недоразумениям между Церковью и советской властью, тяжелым для Церкви и напрасно осложняющим для государства выполнение его задач”. Основная мысль этого документа — просьба о легализации церковного управления без вмешательства во внутренние дела Церкви.
В “Памятной записке...” давалась объективная картина тогдашнего положения Церкви: “Епископы или вовсе не допускаются в свои епархии, или, допущенные туда, бывают вынуждены отказываться от исполнения самых существенных обязанностей своего служения — проповеди в церкви, посещения общин, признающих их духовный авторитет, иногда даже посвящения. местоблюститель Патриаршего Престола и около половины Православных епископов томятся в тюрьмах, в ссылке или на принудительных работах <...> Правительство как в своем законодательстве, так и в порядке управления не остается нейтральным по отношению к вере и неверию, но совершенно определенно становится на сторону атеизма, употребляя все средства государственного воздействия к его насаждению, развитию и распространению, в противовес всем религиям”.
Один из бывших соловецких казематов. Фото В. А. Десятникова. 1960-е гг. |
Однако, несмотря на столь разительные мировоззренческие расхождения, мирное сосуществование и даже совместная полезная деятельность “в работе дня” Церкви и коммунистического государства возможна, поскольку Церковь может существовать при любом общественном и политическом строе и всегда лояльна к существующим властям: “Церковь не касается перераспределения богатств или их обобществления, так как всегда признавала это правом государства, за действия которого не ответственна. Церковь не касается и политической организации власти, ибо лояльна в отношении правительств всех стран, в границах которых имеет своих членов. Она уживается со всеми формами государственного устройства от восточной деспотии старой Турции до республики Североамериканских штатов. <...> внутренне чуждая правительству в древнеримской империи или в недавной Турции, она <...> оставалась лояльной в гражданском отношении”.
Соловецкий лагерь. Храм во имя преподобного Онуфрия Великого |
Последовательное проведение в жизнь принципа отделения Церкви от государства предполагает как то, что Церковь не вмешивается в политику и не делает политических заявлений, так и то, что советская власть не будет вмешиваться во внутреннюю жизнь Церкви и не будет препятствовать ей обустроить свою жизнь — в рамках советского строя — согласно с канонами. Лишенные пассивного и активного избирательного права служители культа, говорилось в “Памятной записке...”, не должны ни подвергать критике, ни одобрять гражданское правительство, ибо это тоже является вмешательством в политику. И наоборот: полное устранение Церкви от политики должно повлечь за собой исключение всякого государственного надзора за политической благонадежностью ее членов. Соловецкие епископы выразили надежду, что религиозным объединениям будет возвращено право юридического лица, что появится возможность избрания патриарха и создания организаций епархиального управления, что будут возвращены на свои места мощи святых.
Православное духовенство в Соловецком лагере особого назначения. 2-я пол. 1920х гг. |
Таким образом, “Памятная записка соловецких епископов”, констатируя тяжелое положение Православной Церкви, вызванное неправедными гонениями и поддержкой обновленческого раскола со стороны власти, а также мировоозренческую пропасть между Христовой Церковью и атеистическим государством, вместе с тем утверждала возможность установления между ними нормальных взаимоотношений и лояльного отношения Церкви к этому государству. “Памятная записка...” указывала и путь для достижения возможного компромисса в последовательном соблюдении принципа отделения Церкви от государства, официально провозглашенного советским правительством. Характерно, что в соловецком послании кардинально меняется отношение представителей Русской Церкви к ленинскому декрету
Май - июнь 1937 года – Высшее руководство страны рассмотрело возможность окончательного запрета Российской Православной Церкви, за которым должно было последовать ее полное уничтожение.
Как и раньше, в случаях принятия широкомасштабных решений, таких, которые называются историческими и государственными и приводят к гибели миллионов людей ради сохранения власти, инициативу возбуждения вопроса И. В. Сталин поручил другому лицу, в данном случае — Г. М. Маленкову.
20 мая
“Известно, что за последнее время серьезно оживилась враждебная деятельность церковников.
Хочу обратить Ваше внимание на то, что организованности церковников содействует декрет ВЦИК от 8.IV–1929 г. “О религиозных объединениях”. Этот декрет создает организационную основу для оформления наиболее активной части церковников и сектантов. <...> уже сам порядок регистрации требует организационного оформления двадцати наиболее активных церковников. В деревне эти люди широко известны под названием “двадцатки”. На Украине для регистрации религиозного общества требуется не двадцать, а пятьдесят учредителей.
В ст. 13, 15, 16 указывается порядок создания исполнительных органов религиозных организаций. Причем заботливо предусматривается даже и то, что заседания этих исполнительных органов происходят без уведомления или разрешения органов власти. <...>
Считаю целесообразным отменить этот декрет, содействующий организованности церковников. Мне кажется, что надо ликвидировать “двадцатки” и установить такой порядок регистрации религиозных обществ, который не оформлял бы наиболее активных церковников. Точно так же следует покончить, в том виде, как они сложились, с органами управления церковников.
Декретом мы сами создали широко разветвленную, враждебную советской власти легальную организацию. Всего по СССР лиц, входящих в “двадцатки”, насчитывается около шестисот тысяч.
Зав. отделом руководящих парторганов ЦК ВКП(б) Маленков”.
И.В. Сталин и Г.М. Маленков |
Поддержал и дополнил инициативу Маленкова даже не Сталин и не кто-нибудь из членов Политбюро, но сам исполнитель — нарком внутренних дел СССР Н. И. Ежов. 2 июня
“Ознакомившись с письмом т. Маленкова по поводу необходимости отмены декрета ВЦИКа от 8.4.29 г. “О религиозных объединениях”, считаю, что этот вопрос поднят совершенно правильно.
Декрет ВЦИКа от 8.4.29 г. в статье 5–й о так называемых “церковных двадцатках” укрепляет церковь тем, что узаконяет формы организации церковного актива.
Из практики борьбы с церковной контрреволюцией в прошлые годы и в настоящее время нам известны многочисленные факты, когда антисоветский церковный актив использует в интересах проводимой антисоветской работы легально существующие “церковные двадцатки” как готовые организационные формы и как прикрытия.
Вместе с декретом ВЦИКа от 8.4.29 г. нахожу необходимым отменить также инструкцию постоянной комиссии при Президиуме ВЦИКа по вопросам культов — “О порядке проведения в жизнь законодательства о культах”.
Ряд пунктов этой инструкции ставит религиозные объединения на положение едва ли не равное с советскими общественными организациями, в частности, имею в виду пункты 16 и 27 инструкции, которыми допускаются религиозные уличные шествия и церемонии и созыв религиозных съездов.
Для выработки проекта нового законодательства о религиозных культах считаю нужным создать комиссию при ЦК ВКП(б)”.
Эти предложения, хотя и были направлены на пересмотр постановления
На протяжении всех 1930-х гг. карательные органы активно используют существование запрещенных ими самими и ставших “подпольными” церковных общин как один из главных поводов для уничтожения Церкви — как подпольной, так и легальной ее части, духовенства — как лояльного митрополиту Сергию, так и оппозиционного по отношению к руководству Московской Патриархии.
Церковь Вознесения Господня (Большого Вознесения) в Москве. |
1999 год – В день праздника Вознесения Господня Святейший Патриарх Алексий II великим чином совершил освящение шести престолов церкви Вознесения Господня (Большого Вознесения) в Москве, у Никитских ворот.