1918 год – Высшее церковное управление (ВЦУ) утвердило «Положение об обеспечении епархиальных и викарных архиереев».
Митрополит Петр (Полянский) |
Митрополит Серафим (Александров) |
Патриарх Тихон, митрополит Тихон (Оболенский), митрополит Серафим (Александров) и митрополит Петр (Полянский) подписали протокол деяний Священного Синода об организации полного присутствия высшего церковного управления в составе обоих органов: Священного Синода и Высшего Церковного Совета. В состав Синода включалось 12 епископов, 7 из которых находились в ссылках и тюрьмах. Патриарх надеялся через включение в состав Синода добиться их освобождения. В состав ВЦС в качестве рядовых членов были намечены к принятию помимо Владимира Красницкого и другие «живоцерковники»: протоиреи Василий Архангельский, В. Немов, мирянин В. Белоликов. Однако, по словам митрополитов Петра (Полянского) и Серафима (Александрова), «все намеченные лица имели быть включенными только до созыва Поместного Собора». Митрополиты Петр и Серафим, а также протоиерей Василий Виноградов подчеркивали, что 21 мая был выработан только проект будущего состава Синода и ВЦС. Протоиерей Василий Виноградов, в частности, писал: «Я считаю долгом решительно заверить, что в действительности никакого “Высшего Церковного Совета”» с участием Красницкого Патриарх не учреждал. В действительности существовал лишь мертворожденный проект такого “Высшего Церковного Совета” с участием “покаявшегося” Красницкого». Этот факт подтверждается и свидетельством митрополитов Петра и Серафима: «Этот проект постановления по надписании Св. Патриарх положил в ящик стола, не сдавая его Синоду и не пустил его в ход, ибо еще не был принят Красницкий».
Митрополит Харьковскийму и Богодуховский Никодим (Руснак) |
Митрополит Филарет (Денисенко) не приехал и на это заседание.
В сложившейся неординарной ситуации Синод, обсудив церковную ситуацию на Украине, вынес решение временно передать функции предстоятеля Украинской Православной Церкви старейшему по хиротонии архипастырю Украины — митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму (Руснаку). Ему было поручено до праздника Святой Троицы созвать Архиерейский Собор для того, чтобы принять отставку митрополита Филарета и избрать нового предстоятеля Украинской Православной Церкви.
1993 год – По приглашению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Парфений III нанес ответный визит в Русскую Православную Церковь (21 мая – 7 июня).Богоявленский кафедральный собор (Елоховский)
В субботу, 22 мая, в день празднования перенесения мощей святителя Николая Чудотворца, патриархи Александрийский и Московский в сослужении архиереев Александрийской и Русской Православных Церквей в Богоявленском кафедральном соборе Москвы совершили Божественную литургию. После богослужения имел место обмен приветственными речами.
В понедельник, 24 мая, в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, когда отмечался День славянской письменности и культуры, предстоятели двух Церквей совершили Божественную литургию в Успенском патриаршем соборе и участвовали в крестном ходе из Кремля на Славянскую площадь к памятнику просветителей славянских, где был отслужен торжественный молебен.
В тот же день в честь папы и патриарха Парфения III патриарх Алексий II устроил торжественный прием в своей официальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре.
Успенский собор московского Кремля |
26–28 мая папа и патриарх Парфений III и сопровождавшие его лица посетили Владимир и Калугу. Дорогим гостям оказали сердечный прием епископ Владимирский и Суздальский Евлогий, архиепископ Калужский и Боровский Климент.
С 29 мая по 4 июня высокие гости находились в Одессе, где были окружены вниманием со стороны предстоятеля Украинской Православной Церкви митрополита Киевского и всея Украины Владимира и митрополита Одесского и Измаильского Агафангела.
Во время посещения епархий Русской Православной Церкви папа и патриарх Парфений III и сопровождающие его лица знакомились с местной церковной и общественной жизнью, посещали храмы и монастыри и поклонялись их святыням, совершали богослужения, имели встречи с представителями клира и мирян. Гостям оказывали внимание городские власти, представители общественных кругов. В ходе бесед предстоятелей двух Поместных Православных Церквей были затронуты насущные вопросы церковной жизни: раскол автокефалистов на Украине, неканонические действия священноначалия Румынского Патриархата, стремящегося присоединить к своей Церкви Кишиневско-Молдавскую митрополию, являющуюся составной частью Московского Патриархата, прозелитический характер деятельности Римско-католической Церкви в Российской Федерации, а также некоторых других христианских конфессий, духовно разрушительное «миссионерство» псевдохристианских сект и новоизмышленных религий и другие проблемы.
Первосвятители высказались за усиление вклада Александрийской и Русской Православных Церквей в укрепление всеправославного единства в целях успешного решения стоящих перед Православной Полнотой многочисленных задач, ради их насущно необходимого служения во благо всего человечества.
7 июня утром папа и патриарх Парфений III и его спутники отбыли в Афины.